Неудавшаяся месть за «бисмарк», или почему не состоялся «бык гибралтара»

Командующий подводными силами кригсмарине адмирал Карл Дениц владел не только свойствами стратега, но и умелого, как на данный момент сообщили бы, PR-менеджера. Полагая роль, отводившуюся его подводным лодкам недостаточной, он осознавал, что лучше и быстрее всего их значимость в глазах высшего управления Рейха поднимут громкие удачи. Таким, к примеру, стал известный рейд подлодки U 47 Гюнтера Прина в Скапа-Флоу в октябре 1939 года.

Через полтора года по окончании Прина в не меньше наглый поход за своим Рыцарским крестом отправился капитан подлодки U 138 Франц Грамицки. Но не всегда шепетильно спланированные операции проходили по задуманному сценарию.

Успех рейда подлодки в святую святых «владычицы морей», базу английского флота в Скапа-Флоу, принёс её исполнителям и организаторам мировую славу, став высшим достижением, о котором лишь имел возможность грезить любой подводник. Командующему подводными силами Рейха Карлу Деницу для реализации его замыслов по повышению роли подводных лодок был нужен громкий успех, и как раз исходя из этого он решился на проведение данной рискованной операции. Вот что писал в собственных мемуарах сам Дениц:

«Сначала войны я много раз возвращался к мысли об организации прорыва подводных лодок в Скапа-Флоу. Меня, действительно, сдерживали воспоминания о неудаче, которая постигла две подобные операции на протяжении Первой Мировой, и громадные технические и навигационные трудности прорыва, обусловленные в первую очередь очень сильными течениями в районе Скапа-Флоу. К примеру, в проливе Пентленд-Ферт скорость течения достигает 10 узлов.

А так как большая скорость подлодки в подводном положении, да да и то только в течение маленького времени, составляла лишь семь узлов, то это означало, что она имела возможность появляться во власти течения.

Неудавшаяся месть за «бисмарк», или почему не состоялся «бык гибралтара»

Снимок, сделанный 17 октября 1939 года — подлодка U 47 капитан-лейтенанта Гюнтера Прина с успехом возвращается в Вильгельмсхафен по окончании рейда в Скапа-Флоу, где ею был потоплен линейный корабль «Ройял Оук». На рубке лодки красуется её новая эмблема — роющий почву разъярённый бык с раздутыми ноздрями

Само собой очевидно, подходы к данной ответственной базе британского флота были прикрыты сетями, минными заграждениями, бонами и затопленными судами и охранялись сторожевыми судами. Искушённые в таких делах британское адмиралтейство и командующий британским флотом, базировавшимся на метрополию, не сомневались в эффективности этих мер и в том, что британские суда, находившиеся в гавани Скапа-Флоу, пребывали в полной безопасности.

Эта операция казалась самой отчаянной из всех операций, которые связаны с прорывом в базу соперника. Помнится, я сидел в штабе за картой бухты Скапа-Флоу и уже в который раз разламывал себе голову над данной проблемой. Нежданно мой взор остановился на офицере штаба.

С уверенностью, не оставлявшей места каким-либо сомнениям, он сказал: – А я всё-таки пологаю, что возможно отыскать метод в том направлении пробраться».

Для исполнения задуманного был нужен подходящий человек, что имел возможность это сделать. Дениц остановил собственный выбор на начальнике U 47 капитан-лейтенанте Гюнтере Прине и не совершил ошибку – в ночь с 13 на 14 октября 1939 года Прин стал известным, а на рубке его лодки показалась новая эмблема в виде комичного быка с раздутыми ноздрями, по которой самого Прина стали именовать «Быком Скапа-Флоу».

падение 1940 и Май года под ударами вермахта Франции открыли для германских подводных лодок новые возможности. Взяв базы на атлантическом побережье, субмарины вышли на оперативный простор из узостей Северного моря, и сейчас их путь к маршрутам конвоев соперника в Атлантике стал меньше. Одновременно с этим стало возмможно проведения ещё одной операции, подобной рейду Прина в Скапа-Флоу, и Дениц решил ей воспользоваться.

Начальник подлодки U 138 обер-лейтенант цур зее Франц Грамицки (1916–1978). Уже будучи в плену, в августе 1943 года, Грамицки был повышен в звании до капитан-лейтенанта

12 июня 1941 года базу во французском Лориане покинула маленькая лодка типа IID под руководством обер-лейтенанта цур зее Франца Грамицки (Franz Gramitzky). Это была U 138, которая, выйдя в море, забрала курс на юг, к Гибралтару. Грамицки взял особое задание от командующего подводными силами Карла Деница: маленькой «двойке» надлежало совершить попытку прорыва в главный пункт средиземноморской обороны англичан, военно-морскую базу Гибралтар, где целью для её торпед должны были стать суда соединения «H» адмирала Джеймса Сомервилла (James Fownes Somerville).

Агенты разведки в Испании сказали о нахождении в Гибралтаре линейного крейсера «Ринаун» (HMS Renown), авианосца «Фьюриес» (HMS Furious), и ещё одного авианосца. Штаб подводных сил создал операцию по проникновению на рейд Гибралтара (своевременный приказ №44), в соответствии с которому лодка должна была пробраться на стоянку тяжёлых судов и выбрать целью для собственных торпед корабль рангом не ниже крейсера.

Английские суда на якорных стоянках в гавани Гибралтара

Подробно операция выглядела следующим образом – U 138 должна была подойти близко к берегу недалеко от залива Альхесирас и ночью войти в гавань Гибралтара в надводном положении с севера. Лодке предстояло пройти минное поле, где, согласно точки зрения немцев, мины размешались на глубине 6–7 метров, что было ниже осадки маленькой «двойки». По окончании входа в гавань лодка не имела бы неприятностей с обнаружением целей, поскольку, по донесениям разведки, вражеские суда в Гибралтаре находились с якорными огнями.

Если U 138 по окончании атаки не имела возможность благополучно покинуть рейд, экипаж должен был затопить её и вплавь добираться до испанского берега, где подводников должны были снабдить гражданской одеждой и послать в Германию либо во Францию.

Выбор Деницем исполнителя этого задания не был случаен. 25-летний начальник U 138 Франц Грамицки был умелым подводником, прослужившим год вахтенным офицером на U 9 и U 138 под руководством Вольфганга Люта и поделившим с ним все удачи, каковые привели Люта к Рыцарскому кресту. В соответствии с практике, заведённой Деницем, в момент нахождения лодки в надводном положении все торпедные атаки производились вахтенным офицером, исходя из этого как раз Грамицки руководил атакой французской субмарины «Дори» (Q 135 Doris), которую U 9 потопила 9 мая 1940 года в Северном море.

С января по апрель 1941 года U 138 входила в состав 22-й флотилии в качестве учебной лодки. На снимке, сделанном в Готенхафене сейчас, лодка Франца Грамицки попала в кадр между субмаринами U 14 и U 8

Любопытен тот факт, что при успехе на экипаж U 138 должен был пролиться ливень призов – в частности, начальнику лодки Деницем был обещан Рыцарский крест. Для Грамицки, персональный счёт которого как начальника лодки составлял всего 12 000 тысячь киллограм потопленного тоннажа, это было хорошим шансом взять заветную приз, поскольку собрать 100 000 тысячь киллограм, бывшие стандартным критерием для награждения, ему скоро не светило.

Но Францу Грамицки не довелось повторить подвиг Прина. Рано утром 18 июня, примерно в 100 милях к западу от испанского Кадиса, лодка была обнаружена и потоплена английскими эсминцами из 13-й флотилии. Сперва верхняя вахта лодки увидела чёрный узкий силуэт, и начальнику было доложено, что найден «вражеский крейсер». Лодка скоро ушла под воду.

Скоро, в то время, когда U 138 достигла 40 метров, рядом с ней взорвались три глубинные бомбы, нанёсшие лодке тяжёлые повреждения: были повреждены топливные цистерны и стёрт с лица земли один из баллонов с воздухом большого давления (ВВД). Разрешил течь выброс дизеля, что был некачественно отремонтирован на протяжении нахождения лодки в Бергене, и отказали помпы, откачивавшие поступавшую в лодку воду, перестал работать левый электромотор. Но правый электромотор ещё функционировал, благодаря чему освещение не погасло.

Утратив управление, U 138 «нырнула» на глубину 210 метров, что стало необычным рекордом для «двоек», каковые до этого ни при каких обстоятельствах так глубоко не погружались. Грамицки израсходовал оставшиеся полсотни литров ВВД на продувку балласта, и субмарина поднялась на глубину 30 метров. Было приказано к торпедной атаке, но из-за отказа помп лодка наполнялась водой и опять начала погружаться с дифферентом на шнобель.

Грамицки счёл, что удерживать лодку в горизонтальном положении потом нереально, и приказал всплывать. По окончании всплытия, в то время, когда рубочный люк был открыт, начальника выкинуло из рубки давлением воздуха. Команда U 138 под огнём английских эсминцев покинула корабль и была в полном составе подобрана неприятелем.

Лодка U 138 возвращается на базу в Лориане 27 мая 1941 года по окончании похода, продолжавшегося 16 дней

Так несчастливо закончилась попытка атаковать корабли соединения «H» в Гибралтаре. Необходимо подчеркнуть, что если бы Грамицки и удалось пробраться на рейд, то он был бы разочарован, поскольку донесения разведки были неточными.

Ещё 15 июня в 10:30 соединение «H» в составе линейного крейсера «Ринаун», авианосцев «Арк Ройял» (HMS Ark Royal) и «Викториес» (HMS Victorious), и шести эсминцев вышло из Гибралтара и забрало курс на восток в Средиземное море. Но в 20:50 эскадра поменяла курс и отправилась в сторону Гибралтарского пролива для выхода в Атлантический Океан. Этим манёвром адмирал Сомервилл желал одурачить вражеских наблюдателей в Испании, разрешив им понять, что идёт на восток.

В действительности соединение «H» в течение некоего времени должно было сопровождать «Викториес» на пути этого авианосца в Англию.

16 июня в 02:00 Сомервилл взял сообщение, что пара часов назад два неопознанных корабля покинули Брест. Адмиралтейство, зная о нахождении в Бресте линкоров «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнайзенау» (Gneisenau), высказало предположение, что они вышли в море, и приказало соединению «H» прикрыть находящийся в море войсковой конвой WS-9A и блокировать немцам выход в океан.

Но позднее воздушная разведка подтвердила нахождение германских судов на стоянке в Бресте, а увиденные 15 июня неопознанные суда были торговыми судами. 17 июня «Викториес» в сопровождении эсминца покинул соединение Сомервилла и продолжил собственный путь самостоятельно. На следующий сутки оставшимся при эскадре пяти эсминцам было приказано возвратиться в Гибралтар, и по пути они нашли и потопили U 138. «Ринаун» и «Арк Ройял» возвратились в Гибралтар только 21 июня.

Суда соединения «H», 1941 год: линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял», крейсер «Шеффилд»

В полной мере быть может, что, не произойди роковая встреча с эсминцами 18 июня, Грамицки имел возможность пробраться в гавань к 21 июня и, покажи он мало терпения, следуя наставлению Деница функционировать «неторопливо и с уверенностью», атака на суда Сомервилла имела возможность бы стать действительностью. К тому моменту прошло всего лишь пара недель с момента потопления германского линейного корабля «Бисмарк», где соединение «H» сыграло ключевую роль.

Как раз торпедоносцы с «Арк Ройяла» нанесли линейному кораблю роковое повреждение рулей, которое в итоге привело его к смерти. Но возможность отомстить британцам за «Бисмарк» Франц Грамицки не применял, и стать «Быком Гибралтара» ему было не суждено.

литературы и Список источников:

  1. Д. Воуз. Подводный ас. История Вольфганга Люта – М., АСТ, 2001
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol. 1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  4. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  5. Материалы сайтов http://www.uboat.net, http://www.uboatarchive.net и http://www.naval-history.net

Неудавшаяся попытка запугать народ Украины


Темы которые будут Вам интересны: