Новая гавань балтийского флота: тайны иклады

Новая гавань балтийского флота: тайны иклады
    На стреле подъемного крана подвешен вибропогружатель, что забивает шпунтовую стенку (главной армирующий элемент будущей причальной стены) на глубину 7−9 м в грунт. Эта операция требует весьма четкой и согласованной оператора машиниста и работы крана 12-тонного вибропогружателя, в другом случае возможно или погнуть шпунт, или кроме того опрокинуть кран.

История военной гавани Пиллау началась в первой половине 30-ых годов XX века, в то время, когда немцы насыпали тут грунт, собираясь выстроить аэропорт. Но местность была болотистой, исходя из этого вместо аэропорта решили заложить военную гавань. Германские строители трудились «по-сухому» — посредством земснарядов выкопали котлован, возвели портовые сооружения, причалы, проложили коммуникации, после этого прокопали гавань — и перешеек заполнилась водой.

На протяжении войны портовая инфраструктура была без шуток повреждена, но по окончании восстановления в 1950-х годах гавань в городе, переименованном в Балтийск, снова стала военной. Выстроенные на совесть германские коммуникации гавани и причальные сооружения еще большое количество десятилетий обслуживали боевые суда Балтфлота.

Но заслуженным германским причалам пора на пенсию: они уже не смогут удовлетворить требованиям судов поколения и нового кораблей. «Ветхие коммуникации способны подавать до 100 кВт мощности. Для ветхих судов этого хватало, но новые требуют 400 кВт и более, — растолковывает Олег Павлов, заместителя начальника Балтийского гидротехнического строительного управления. — Помимо этого, начальная глубина германской гавани составляла 8 м, но заиливание уменьшило ее до 6−7 м. А современным большим судам нужна глубина 10−11 м. Исходя из этого было решено начать ремонт и модернизацию причальной инфраструктуры».

    Ветхий германский причал из «светло синий» (самого прочного) германского бетона. На высоте 20 см над уровнем воды в основании причала обнаружилась массивная цементная плита толщиной до двух метров и шириной до 17 м. В данной плите приходится пробивать отверстия для грунтовых анкеров, каковые будут держать новый причал.

Завязка разных элементов нового причала посредством арматуры перед заливкой бетоном.
В теле причала видны каналы, в которых будут проложены разные коммуникации (трубы для воды и пара, электропитание, канализация), и рельсы для движения грузов и элементы крепления швартовых тумб.

Скелет в шкафу

Современный причал — это не просто цементная плита, а сложное инженерное сооружение. Он только на пара метров возвышается над водой, но наряду с этим уходит вглубь на десятки метров. В причал пронизан арматурой, которая связывает разные его части между собой.

В особых каналах проложены коммуникации — трубы для воды и пара, электропитание, центральная канализация. Дабы пришвартованные к причальной стенке многотысячетонные суда не выдернули причал из почвы, как будто бы репку в известной сказке, его закрепляют посредством грунтовых анкеров — это 300-мм трубы, уходящие с боковым промежутком на 32 м в грунт под углом в 35 градусов. В трубы закачивают бетон, что образует в глубине утолщение, трудящееся как якорь.

Но, дабы выстроить такие сооружения, необходимо демонтировать ветхие — снять германскую брусчатку, рельсы, коммуникации. И вот тут-то русские строители нашли настоящий скелет в шкафу. «Фактически никакой подробной документации по германским сооружениям не осталось, одни отрывочные сведения, — говорит Александр Голубев, глава строительно-монтажного участка № 1 Балтийского гидротехнического строительного управления. — Но мы знали, что немцы применяли как фундамент цементную плиту на свайном основании.

В то время, когда мы дошли до данной плиты, оказалось, что ширина ее местами достигает 15−17 м, и демонтировать ее просто ненужно. Для закладки грунтовых анкеров необходимо было просверлить эту плиту, по отечественным версиям, толщиной около 20 см.

    Держать стенку Последовательности грунтовых анкеров — 300-миллиметровых заполненных бетоном металлических труб, уходящих под углом в 35 градусов на 32 м с боковым промежутком в 1,5 м, — замечательный якорь, не дающий причалу сдвинуться с места кроме того при швартовке многотысячетонных судов.

Начали сверлить — и оказалось, что ее толщина местами достигает двух метров!

Исходя из этого с учетом угла наклона для каждого анкера нам приходится сверлить практически три метра самого прочного германского бетона, а это очень сильно осложняет и замедляет работу. Строить с нуля было бы существенно проще».

Затерянные клады

Цементные плиты не единственный важный сюрприз гавани Балтийска. Чего лишь не находят при постройке! В импровизированном «музее», что представляет собой достаточно громадную площадку, сложены предметы, обнаруженные дне на протяжении доски грунта: и расчистки сваи из лиственницы, рельсовые тележки, на которых подвозили к судам минное оружие, простые телеги, части бомб а также якорь из металла и дерева, на вид финиша XIX века.

На дне кроме этого находят множество снарядов, оставшихся со времен войны, но ими уже занимаются саперы.

Как поведал Олег Павлов, в строительных работах обнаружился кроме того «забытый» германский трубопровод с нефтепродуктами, проложенный в глубине ветхого германского причала. «По всей видимости, на протяжении войны трубопровод повредило взрывом бомбы, — предполагает он, — но нефтепродукты не загорелись, а так и остались в расплющенной трубе. А потому, что документация была утеряна, о существовании этого трубопровода никто и не подозревал. Иногда нефтепродукты просачивались в акваторию, что приводило к долгим разбирательствам между командирами кораблей и командованием порта. И лишь на данный момент нам удалось найти обстоятельство!»

Статья «Тайны гавани Балтийска» размещена в издании «Популярная механика» (№143, сентябрь 2014).

Самые разыскиваемые сокровища России (Сокровища и клады не найденные по сей день)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: