Новейший ту-214он: шпион взаконе

Новейший ту-214он: шпион взаконе
    Размах крыла: 42,00 м // Протяженность самолета: 46,20 м // Масса безлюдного самолета: 59 000 кг // Высота самолета: 13,90 м // Масса большая взлетная: 110 750 кг // Тип двигателя: 2 ТВРД ПС-90А // Тяга: 2 х 16 000 кгс // Макс. скорость: 850 км/ч // Крейсерская скорость: 830 км/ч // Практическая дальность: 6500 км/ч // Практический потолок: 12 000 м

Но самолеты отечественных моделей выпускаются , и сейчас на них очевидно повысился спрос со стороны национальных структур. В нынешней сложной политической обстановке для госнужд предпочтительней техника отечественного производства.

Мы в гостеприимной Казани, где мелкую делегацию «ПМ» встречают в Казанском авиационном производственном объединении имени С.П. Горбунова. Нас пригласили взглянуть на совсем новый и второй по счету Ту-214 с индексом ОН. ОН — значит «открытое небо».

Участником Контракта по открытому небу Российская Федерация стала в 2001 году, а первые подписи под документом показались на десятилетие раньше — в 1992-м. Для упрочнения мер доверия по окончании холодной войны пара десятков государств, включая на сегодня практически всю Европу, и США и Канаду, договорились об инспекционных полетах над территориями государств-участниц. Цель — контроль за армейскими объектами, проверка соблюдения контрактов о сокращении оружий, обнаружение вероятных армейских приготовлений.

Самый современный

По соглашению по «Открытому небу» инспектируемая страна вправе выбирать: дать добро ли инспектирующей стороне применять собственный самолет либо дать ей местный. Первыми самолетами для инспекций в Российской Федерации стали фоторазведчики Ан-30 и намерено переоборудованный Ту-154М с индексом ЛК-1.

Но коль не так долго осталось ждать речь заходит о интернациональных отношениях, и не ударить в грязь лицом — тут не последний резон, было решено выстроить новое поколение инспекционных автомобилей — комфортных и оборудованных по окончательному слову техники. Минобороны было заказано два самолета Ту-214ОН, и первый полет данной без шуток модифицированной автомобили прошёл в 2011 году.

Второй борт готовься к отправке клиенту этим летом: в то время, когда мы его заметили, он уже гордо нес на себе ливрею с символикой «Открытого неба». Отечественным провожатым стал помощник технического директора КАПО Сергей Шмаров. «Ту-214ОН создан на базе серийного самолета Ту-214 — говорит он, — методом его переоборудования по дополнительному техническому заданию. Самолет соответствует всем нормам ИКАО и имеет разрешение летать над территорией ЕС и Американским континентом.

Возможно заявить, что по навигационно-пилотажным параметрам, шумам, эмиссии это самый современный гражданский самолет, сделанный в Российской Федерации».

Знакомство с самолетом начинаем с пилотской кабины. Выглядит она в полной мере современно: многофункциональные ЖК-дисплеи, компьютеры управления полетом — по одному на первого и второго пилотов. Управление осуществляется электродистанционно (fly-by-wire) с многократным резервированием; в частности, штурвальное управление — четырехканальное.

Но вот рабочих мест в кабине непривычно большое количество. Кроме того в базисной модели Ту-214 экипаж складывается из трех человек — КВС, второго пилота и борт-инженера.

    Фото Кабина пилотов, которая в штатном Ту-214 имеет три рабочих места (начальника, бортинженера и второго пилота) в версии ОН дополнена кроме этого креслами радиста и бортинженера.

Кабина оснащена современными средствами управления и индикации.
Вот, кстати, и одна из обстоятельств того, из-за чего лайнер русского производства не весьма популярен у коммерческих перевозчиков: заработной плата участников летного экипажа в наше время высоки, а самолеты западных соперников (типа Boeing 727), в которых экипаж складывался из трех, а не двух, как на данный момент, человек, в далеком прошлом сняты с производства.

Но потому, что Ту-214ОН не рекомендован для коммерческой эксплуатации и создан для ответа очень своеобразных задач, в кабину экипажа добавили еще два места. Показалось кресло навигатора и еще одно рабочее место, которое изначально прочили переводчику, но после этого посадили в том направлении радиста.

Мягкие столики

Инспекционный полет на Ту-214ОН может длиться до девяти часов, а потому проектировщики салона, возможно, стремились создать на борту все условия для долгой и интенсивной работы, но без особенных излишеств. В середине салона — рабочие места операторов совокупностей наблюдения. По одному оператору закреплено за цифровыми фотокамерами, телевизионными камерами, совокупностью наблюдения в инфракрасном диапазоне и РЛС «РОНСАР».

Пятое операторское место — контрольное. Рядом с каждым из этих рабочих мест имеется свободное кресло. В любую секунду участник зарубежной миссии может подсесть к любому из операторов и совместно смотреть за данными, приобретаемыми по тому либо иному каналу.

Самым удобным помещением на самолете возможно признать его руководителя заместителя и комнату миссии. Это что-то наподобие ЖД купе СВ, лишь попросторней: дверь на роликах, два дивана, поставленных приятель наоборот приятеля, а между ними — стол. Стол громадной, полированный, но на данный момент полировки не видно из-за толстого чехла с поролоном в. Подобные чехлы укрывают и другие столики в самолете.

Как нам растолковали, на протяжении взлета и посадки рекомендуется чехлы оставлять на столах, чтобы не удариться чего хорошего о прекрасную полированную поверхность. В каюте его заместителя и руководителя миссии установлены два дисплея, куда они смогут вывести данные с любого операторского места.

Имеется в салоне еще два кухонных блока, помещение отдыха сменного экипажа, ряд других помещений и около семи десятков простых пассажирских кресел. Покинуть салон возможно посредством или простого аэродромного трапа, или электрического, которым оборудован самолет. Лестницу выдвигают, в случае если внезапно на каком-нибудь летном поле в отдаленных районах трапов не окажется.

Орудия разведки

Но где же наблюдательная аппаратура? Главные элементы Бортового комплекса авиационного наблюдения (БКАН), созданного ОАО «Концерн радиостроения «Вега»», размещены под салоном, в том месте, где у стандартного Ту-214 грузовое отделение. В отсеки для оборудования возможно попасть прямо из салона через особые люки, вырезанные в центральной дорожке.

Вот технический отсек номер 1: тут расположены видеокамеры и фотоаппараты. Набор и тех и других складывается из трех штук, что неудивительно: нужно наблюдать вправо, влево и вбок. Первоначально предполагалось, что, как и на самолетах ОН прошлого поколения, будет использована отечественная пленочная фототехника.

Но, возможно, естественное для XXI века желание приобретать картину срочно, а не ждать проявки на земле выяснилось посильнее рвения использовать на борту лишь русского аппаратуру, и цифровые фотоаппараты закупили в Германии. Что касается телевизионных, инфракрасных камер, и комплекса РЛС бокового обзора «РОНСАР» — все они отечественного производства.

БКАН вобрал в себя, так, весь спектр наблюдательной аппаратуры, разрешенной в рамках контракта «Открытое небо». Очевидно, комплекс включает и центральный бортовой вычислитель, что разрешает осуществлять фотографирование в привязке к местности по всем координатам, и проводить первичную аналитическую обработку данных. Вся полученная на протяжении полета информация записывается на электронные носители и пригодна для обработки в наземных центрах.

Спрашиваем Сергея Шмарова, как без шуток было нужно переработать базисную конструкцию Ту-214. «Переделка большая, — отвечает нам конструктор. — Дабы установить аппаратуру авиационного наблюдения, нужно было вырезать дополнительные иллюминаторы. Было нужно кроме этого доработать фюзеляж для установки антенны РЛС. Стала второй компоновка самолета.

Для питания всех совокупностей БКАН было нужно внести трансформации в систему электроснабжения: на борту установлены дополнительные электрогенераторы, самолет оборудован преобразователями, разрешающими подавать на аппаратуру ток с нештатным для самолета напряжением 220 В. Модифицированная машина прошла сперва летно-конструкторские, а после этого сертификационные опробования. По итогам было выдано дополнение к сертификату типа».

ТУ-214ОН: в и снаружи

Пост оператора

В самолете предусмотрено пять рабочих мест для операторов — четыре трудятся с видео- и фотокамерами, инфракрасными камерами и РЛС. Еще одно место считается контрольным, и на него может выводиться информация со всех каналов.

Технический отсек № 1

В том месте, куда в простом самолете закатывают контейнеры с багажом, в Ту-214ОН размещена аппаратура наблюдения. В центре снимка одна из трех цифровых фотокамер.

Наблюдениями в оптическом диапазоне заняты кроме этого три телевизионные камеры.

Иллюминатор наблюдения

Дабы наблюдательная аппаратура имела возможность делать собственную работу, потребовалось «влезть» в конструкцию Ту-214 и сделать в его фюзеляже пара особых иллюминаторов. Такое вмешательство не имело возможности пройти просто так: потребовались новые летно-конструкторские и сертификационные опробования.

Глубокая модификация

Не считая создания новых иллюминаторов были внесены другие важные доработки, в частности показались новые антенны. самоё существенное изменение — установка дополнительных электрогенераторов, трудящихся от двигателей.

Так, система электроснабжения на борту была усилена и зарезервирована.

Самолет non grata

Весной этого года на волне охлаждения взаимоотношений России и США из-за кризиса на Украине пара американских депутатов, и представители Пентагона "настойчиво попросили" отказать России в сертификации Ту-214ОН в качестве инспекционного самолета на том основании, что его через чур хорошая оснащенность — включая инфракрасные камеры и РЛС с ФАР — может угрожать безопасности США. Так, хоть формально Америка и не имеет возможности воспрепятствовать русским инспекциям в рамках «Открытого неба», она настроена не разрешать проводить их на Ту-214ОН.

Скандал повлек за собой обоюдную отмену инспекционных полетов под различными «благовидными предлогами», но 21 апреля Российская Федерация все же выдала американцам разрешение легально за нами пошпионить. Единственный плюс данной истории содержится в том, что военные и американские политики, разумеется, по преимуществу оценили уровень качества оборудования Ту-214ОН.

Статья «Легальный разведчик» размещена в издании «Популярная механика» (№143, сентябрь 2014).

Новинки МАКС-2011: Новейший лайнер Ту-214


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: