Один против эскадры

Большая часть германских историков уверен в том, что линейный корабль «Шарнхорст» погиб из-за негативного стечения событий: взломанные британцами коды, разношласие в действиях разведки, успешные первые выстрелы соперника… Но подлинную обстоятельство смерти, возможно, направляться искать в конструктивных недочётах корабля: однотипные «Шарнхорст» и «Гнейзенау» проиграли бой ветерану «Ринауну», а позднее «Шарнхорст» был потоплен чуть ли не самым слабовооруженным линкором времен Второй мировой

Ответ о постройке линейного крейсера «Шарнхорст» и однотипного ему крейсера «Гнейзенау» результат отказа руководства кригсмарине от строительства четвертого и пятого судов типа «Дойчланд» (в германских источниках фигурируют как броненосцы «D» («Ersatz Elzass») и «E» («Ersatz Hessen») в пользу корабля улучшенного проекта со стандартным водоизмещением до 26 000 тысячь киллограм и дополнительной третьей трехорудийной артиллерийской башней калибра 280 мм. Крейсер «Шарнхорст» был заложен на верфи ВМС в Вильгельмсхафене 15 июня 1935 года и взял имя в честь прусского генерала времен Наполеоновских войн, которого кликали Герхард фон Шарнхорст.

Один против эскадры

«Шарнхорст» весной 1939 года. Корабль оборудован проектным форштевнем

Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»
Характеристики

Проектирование нового крейсера производилось в короткие сроки с расчетом на большое применение задела, оставшегося от незавершенного строительства броненосцев «D» и «E». В следствии корабль взял классическую гладкопалубную конструкцию корпуса с наружным вертикальным броневым поясом, защищавшим цитадель от первой носовой до кормовой башни главного калибра, и двойным дном протяженностью в 79% от общей длины корабля.

Комплект корпуса осуществлялся по продольной схеме с массовым применением электросварки. Использование прогрессивных разработок разрешило спустить корабль на воду уже 3 октября 1936 года.

Схема «Шарнхорста». Ниже приведен вид крейсера «Гнейзенау», однотипного по проекту модернизации

Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»

Тактико-технические характеристики крейсера «Шарнхорст»

Стандартное водоизмещение, тысячь киллограм

Полное водоизмещение, тысячь киллограм

Протяженность, м

Ширина, м

Осадка, м

Скорость, узлов

Экипаж, человек

31053

37224

235,4

30

9,1

31,5

1840

При проектировании крейсера инженеры отказались от дизельной силовой установки в пользу экспериментальной турбинной установки в составе трех турбозубчатых агрегатов и двенадцати паровых котлов (суммарная мощность – 160 000 л. с.), размещенных в трех котельных и двух машинных отделениях, расположенных по линейной схеме и поделённых отсеками-коффердамами. Силовая установка корабля владела низкой надежностью и снабжала дальность плавания ниже проектной (7100 и 8200 миль соответственно при скорости 19 узлов).

Бронирование крейсера «Шарнхорст» было в полной мере сопоставимо с защитой британских линейных кораблей типа «Король Георг V» либо германского типа «Бисмарк», что разрешало германским экспертам классифицировать «Шарнхорст» как раз как линейный корабль.

Толщина брони, мм

основной пояс

палуба

башни главного калибра

барбеты

боевая рубка

350

80–95

90–350

200–350

220–350

Проектирование артиллерийского оружия вели в соответствии с хорошей для линкоров 30-х годов схемой, предусматривавшей наличие:

  1. Артиллерии главного калибра (356–406 мм), предназначенной для поражения линкоров соперника;
  2. Артиллерии среднего калибра (150–203 мм), предназначенной для миноносцев противника и поражения крейсеров;
  3. Универсальной артиллерии (88–127 мм), предназначенной для поражения как слабо бронированных надводных целей, так и удаленных воздушных целей;
  4. Зенитных автоматов (20–40 мм), предназначенных для поражения скоростных воздушных целей в близи от корабля.

Но в соответствии с начальным проектом в качестве артиллерии главного калибра для крейсера «Шарнхорст» предполагалось применять девять 283-мм орудий С/34, воображавших собой модернизированную версию орудий, установленных на судах типа «Дойчланд». Орудия главного калибра разместили в трех трехорудийных башнях, по конструкции подобных установленным на «Дойчланд» (две носовые и одна кормовая башня – соответственно «Антон», «Бруно» и «Цезарь»).

Такое оружие для корабля с полным водоизмещением в 37 000 тысячь киллограм изначально казалось недостаточным и уже в 1935 году стало причиной разработке проекта, предусматривавшего оружие крейсера тремя двухорудийными башнями калибра 380 мм. Чтобы не было задержки со постройкой корабля проект отложили (существует кажущаяся маловероятной версия, что выбор орудий главного калибра был обусловлен политическими мыслями), а в первой половине 40-ых годов XX века от него отказались совсем.

Башни главного калибра «Антон» и «Бруно» крейсера «Шарнхорст». Прекрасно видна заливающая шнобель вода. Фото сделано в первой половине 40-ых годов двадцатого века на протяжении Норвежской кампании

Источник: Вальтер Хубач «Захват Норвегии и Дании»

При выборе орудий среднего калибра германские конструкторы были вынуждены учитывать существовавший задел 150-мм башен, изготовленных для четвертого и пятого судов типа «Дойчланд». В следствии «Шарнхорст» взял артиллерию среднего калибра из двенадцати 150-мм орудий модели С/28, восемь из которых были установлены в двухорудийных башнях, и вдобавок четыре – в одноорудийных. Зенитная батарея дальнего боя складывалась из четырнадцати 105-мм универсальных орудий модели С/33, размещенных в семи спаренных установках LC/31.

Назначение орудий

Поражение надводных целей

Поражение надводных целей

Поражение надводных и воздушных целей

Потенциальные возможности среднего калибра и орудий главного крейсера «Шарнхорст» по поражению надводных и воздушных целей

Количество орудий

9

12

14

Калибр, мм

283

150

105

Протяженность ствола в калибрах

54,5

55

65

Дальность стрельбы, м

40000

22200

17800

Масса боеприпаса, кг

330

45,3

15,1

Скорострельность, выстрелов в 60 секунд

2,5–3

10

12

Расчетное количество снарядов при 10-минутном ведении огня

225–270

1200

1680

Расчетная масса 10-минутного залпа, тысячь киллограм

89

54

25

150-мм и 105-мм орудия крейсера «Шарнхорст»

Источник: navweaps.com

Легкое зенитное оружие крейсера складывалось из шестнадцати 37-мм полуавтоматов модели С/30 в восьми спаренных стабилизированных установках LC/30 и восьми зенитных автоматов С/30 калибра 20 мм, что снабжало так именуемое «двухэшелонное» прикрытие корабля от воздушного нападения: первый эшелон составляли более дальнобойные установки 37-мм зенитных автоматов, второй эшелон – более скорострельные 20-мм зенитные автоматы. На протяжении боевой работы количество 20-мм автоматов много раз возрастало (во второй половине 30-ых годов двадцатого века установлено два автомата, в середине 1941 года – шесть счетверенных и два одинарных автомата, к середине 1943 года крейсер располагал тремя счетверенными и десятью одинарными автоматами калибра 20 мм).

Совокупность управления огнем среднего калибра и артиллерии главного включала в себя три командно-дальномерных пункта – на боевой рубке (оборудован 6-метровым стереодальномером), на носовой надстройке и в корме (оборудованы 10,5-метровыми стереодальномерами). Первоначально любая башня главного калибра кроме этого оснащалась 10,5-метровым дальномером, но позднее дальномер с передней носовой башни был снят по обстоятельству постоянного заливания водой при перемещении.

Управление огнем 105-мм орудий осуществлялось четырьмя стабилизированными постами SL-6 «тип 33», оборудованных 4-метровыми дальномерами. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века корабль был оборудован РЛС FuMO-22, а к 1943 году – станциями радиотехнической разведки FuMB-1, FuMB-3, FuMB-4 и FuMB-7.

Авиация

В соответствии с существовавшей в 30-е годы модой на применение гидросамолетов для оружия больших надводных судов (предполагалось применение самолетов для противолодочной обороны, корректировки огня и ведения разведки) крейсер «Шарнхорст» взял на вооружение авиагруппу в составе трех гидросамолетов, запуск которых осуществлялся при помощи двух катапульт, расположенных на кормовой башне и ангаре главного калибра. По окончании исполнения задания гидросамолеты садились на воду и поднимались на борт краном. В первой половине 40-ых годов двадцатого века катапульта с артиллерийской башни была демонтирована.

Гидросамолет «Арадо» Ar-196 на борту «Шарнхорста». Фото сделано в первой половине 40-ых годов двадцатого века на протяжении Норвежской кампании

Источник: Вальтер Хубач «Захват Норвегии и Дании»
Минно-торпедное оружие

Первоначально минно-торпедное оружие на крейсере отсутствовало, что соответствовало существовавшим взорам на номенклатуру оружий линейных кораблей, но в первой половине 40-ых годов двадцатого века на корабле по малоизвестной обстоятельству были установлены два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм, снятых с легкого крейсера «Нюрнберг».

Боевая работа

Крейсер «Шарнхорст» был введен в строй 7 января 1939 года, но уже в середине года корабль был модернизирован: на нем установили новую грот-мачту, расположенную ближе к корме, а прямой форштевень заменили так называемым «атлантическим», дабы улучшить мореходность.

«Шарнхорст» по окончании модернизации. Фото сделано в июле-августе 1939 года

Источник: www.history.navy.mil

С учетом слабости артиллерийского оружия крейсера фактически целый период собственной боевой работы «Шарнхорст» использовался лишь вместе с однотипным крейсером «Гнейзенау». Первой боевой операцией судов было патрулирование прохода между Фарерскими островами и Исландией в последних числах Ноября 1939 года, на протяжении которого был потоплен вспомогательный английский крейсер «Равалпинди».

Позднее «Шарнхорст» и «Гнейзенау» приняли активное участие в Норвежской кампании. Уже первый бой двух германских судов с одиночным устаревшим (вступил в строй в 1918 году) британским крейсером «Ринаун», состоявшийся 9 апреля 1940 года, подтвердил ошибочность выбора орудий главного калибра и неудачное размещение передних носовых башен главного калибра.

Башни главного калибра «Антон» на крейсерах «Шарнхорст» и «Гнейзенау» были затоплены , что стало причиной замыканию в цепях электроприводов подачи снаряда и вынудило германские суда большую часть времени вести бой кормой к сопернику чтобы не было предстоящего поступления воды в башни. При попытке оторваться от британского крейсера на «Шарнхорсте» появились неприятности с силовой установкой, почему он не смог развивать скорость более 25 узлов.

Расход снарядов составил: 54 боеприпаса калибра 283 мм и 10 снарядов калибра 150 мм – на «Гнейзенау», и 195 снарядов калибра 283 мм и 91 боеприпас калибра 150 мм – на «Шарнхорсте». Не обращая внимания на значительный расход снарядов, свидетельства о повреждениях от попаданий германских снарядов в «Ринаун» отсутствуют (по некоторым данным, попадания были, но боеприпасы не смогли пробить броню). Со своей стороны, крейсеру «Ринаун» удалось попасть в «Гнейзенау» боеприпасом калибра 381 мм (выведен из строя артиллерийский командный пункт) и двумя боеприпасами калибра 114 мм (одним боеприпасом уничтожен дальномер передней носовой башни главного калибра, второй попал в надстроечную палубу по левому борту рядом с кормовым 105-мм зенитным орудием). «Шарнхорст», долгое время шедший замыкающим в кильватерной колонне, взял на протяжении преследования пробоину в кормовой части (предположительно, от боеприпаса калибра 381 мм).

Бой 8 июня 1940 года, не обращая внимания на одержанную немцами победу (потоплены британский авианосец «Глориес» и сопровождавшие его эсминцы «Ардент» и «Акаста»), лишь подтвердил правильность мнения о конструктивных недочётах «Шарнхорста» и «светло синий». На протяжении боя на «Шарнхорсте» случился разрыв трубы котла, почему скорость упала до 28,5 узлов.

В 18 часов 38 мин. «Шарнхорст» был торпедирован эсминцем «Акаста» и взял пробоину в правый борт в районе кормовой башни главного калибра (протяженность пробоины составила 12 метров, высота – 4 метра). В следствии попадания торпеды вышла из строя кормовая башня главного калибра, IV башня средней артиллерии правого борта, корабль принял 2500 тысячь киллограм воды и взял возраставший крен на правый борт. Однако, «Шарнхорст» сумел своим ходом прибыть в норвежский порт Тронхейм (9 июня в 16 часов).

На протяжении боя, завершившегося потоплением авианосца и двух эсминцев, «Гнейзенау» израсходовал 175, а «Шарнхорст» – 212 снарядов калибра 283 мм, в целом оба корабля выполнили 1448 выстрелов снарядами калибра 150 мм. Из-за взятых 8 июня повреждений «Шарнхорст» был послан в сухой док в Киле, где и пробыл до конца 1940 года. В декабре 1940-марте 1941 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау» предприняли два рейда в Атлантический Океан.

Рейд в декабре 1940 года был прерван из-за неполадок в силовой установке «Гнейзенау». На протяжении рейда по Атлантике с 22 января по 22 марта 1941 года «Шарнхорст» стёр с лица земли 8 торговых судов неспециализированным тоннажем 48 886 брт («Гнейзенау» – 14 торговых судов неспециализированным тоннажем 66 449 брт). На протяжении рейда германские крейсеры избегали контакта с большими британским судами.

Так, атака конвоя HX-106 была прекращена по окончании появления английского линейного корабля «Рамиллес», а конвоя SL-67 – при появлении линейного корабля «Малайя».

«Шарнхорст» в Атлантике. Фото сделано в начале 1941 года

Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»

24 июля 1941 года «Шарнхорст» был поврежден на протяжении британского воздушной бомбандировки в Ла-Паллисе, а 11–13 февраля 1942 года совместно с «Гнейзенау» совершил прорыв из французского Бреста в Норвегию, наряду с этим 12 февраля крейсер два раза подрывался на минах. Переход крейсеров в Норвегию свидетельствовал о том, что руководство кригсмарине прекратило расценивать «Шарнхорст» и «Гнейзенау» как настоящую угрозу для конвоев в Атлантике, но рассчитывало применять их совместно с линкором «Тирпиц» и крейсером «Адмирал Шеер» в качестве потенциальной угрозы арктическим конвоям с целью отвлечения больших надводных судов союзников на данный театр боевых действий.

«Шарнхорст» и «Гнейзенау». Фото сделано не позднее 2 октября 1941 года

Источник: history.navy.mil

Наличие больших германских кораблей ВМФ в норвежских портах объективно воображало собой достаточно сильную угрозу безопасности конвоев и послужило одной из официальных обстоятельств, выдвинутых союзниками в качестве оправдания прекращения отправки конвоев в СССР (в советской историографии отказ от посылки конвоев в большинстве случаев разъяснялся кознями капиталистических кабинетов министров). Обстановка на советско-германском фронте и низкая пропускная свойство дорог переброски армейских грузов в СССР через Дальний Восток и Иран вынудили союзников 1 ноября 1943 года возобновить отправку арктических конвоев в Архангельск и Мурманск.

Для их охраны была использована уникальная схема, учитывавшая географические изюминки театра боевых действий, и возможности боевого применения надводных и подводных сил Кригсмарине. Конвои союзников, следовавшие из СССР (код RA) и в СССР (код JW) складывались из 10–20 торговых судов, каковые на начальных стадиях пути охранялись эсминцами, корветами и фрегатами, снабжавшими надежную противолодочную оборону.

Конвои, двигаясь навстречу друг другу, в один момент входили в самый опасный район южнее острова Медвежий, где к их охране приступали соединения больших надводных дальнего прикрытия и кораблей ближнего. Ближнее прикрытие, складывавшееся из крейсеров, осуществляло сопровождение конвоев, а дальнее прикрытие, имевшее в составе линкор, охраняло территорию от 10 миль к востоку до 200 миль к северо-западу от маршрута следования конвоев.

Подобная схема прикрытия разрешала, завлекая очень ограниченные средства, создавать эшелонированную оборону. За период с 1 ноября по середину декабря 1943 года союзникам удалось без утрат совершить три конвоя в СССР (JW-54A, JW-54B, JW-55A) и два – из СССР (RA-54A и RA-54B). Подобная активность грузооборота между портами Англии и СССР лишала смысла нахождение германских крейсеров и линкора в норвежских портах.

Рациональным представлялось проведение хотя бы одной успешной атаки на конвой большим надводным кораблем, что как минимум вынудило бы соперника на некое время (до окончания анализа случившихся событий) прекратить перевозки, а как максимум – имело возможность послужить обстоятельством повторного отказа от идеи арктических конвоев. В целях организации рейда немцы проследили, не предпринимая активных военных действий, целый маршрут следования конвоя JW-55A, что разрешило вскрыть совокупность организации охранения конвоев.

Целью с целью проведения рейда был выбран конвой JW-55B (девятнадцать танкеров и транспортов), что вышел из английской бухты Лох-Ю 20 декабря под охраной десяти эсминцев, четырех корветов и трех тральщиков, и был обнаружен 22 декабря германским разведывательным самолетом в 400 милях к западу от норвежского порта Тромсе. В соответствии с принятой схемой охраны навстречу конвою JW-55B двигался конвой RA-55A в сопровождении десяти эсминцев, трех корветов и одного тральщика.

Ближнюю охрану конвоев в угрожаемой территории осуществляли британские лёгкие крейсер «крейсера» и тяжёлый Норфолк «Белфаст» и «Шеффилд». Дальнюю охрану осуществляло соединение в составе линейного корабля «Дюк оф Йорк» (принадлежал к типу «Принц Уэльский», время от времени упоминается в русскоязычной литературе как «Герцог Йоркский»), крейсера «Ямайка» и четырех эсминцев.

По германскому замыслу соединение в составе линейного крейсера «Шарнхорст» и пяти эсминцев должно было, избежав встречи с дальней охраной (дословно приказ на проведение операции звучал так: «В принципе, Вы должны прервать бой при появления превосходящих сил соперника»), перехватить конвой и, нанеся ему большой урон («Бой не должен закончиться патом. направляться применять любую возможность для атаки»), и повторно уклонившись от встречи с дальней охраной, возвратиться в порт. Не совсем ясно, из-за чего с целью проведения операции, потребовавшей долгих скоростных переходов, был выбран как раз «Шарнхорст», что не имел преимущества в скорости перед судами охранения и много раз демонстрировал ненадежную работу силовой установки.

Корабль

Крейсер «Шарнхорст»

Крейсер «Норфолк»

Крейсер «Белфаст»

Крейсер «Шеффилд»

Линейный корабль «Дюк оф Йорк»

Крейсер «Ямайка»

Сравнительная черта скорости хода крейсера «Шарнхорст» с британскими судами охраны конвоев JW-55B и RA-55A

Скорость, узлов

31,5

32,3

32,5

32,5

31,4

33

Обоснование из приказа («Превосходство «Шарнхорста» в орудийной мощи дает лучший шанс на успех, и он должен быть использован») кроме этого не растолковывает ответ германского руководства – неясно, о каком преимуществе в орудийной мощи идет обращение. «Шарнхорст» располагал девятью орудиями калибра 283 мм с дальностью стрельбы 40 км и двенадцатью орудиями калибра 150 мм с дальностью стрельбы 22,2 км, из которых при ведении линейного боя могли быть использованы соответственно 9 и 6 орудий. Со своей стороны, британцы располагали десятью орудиями калибра 356 мм с дальностью стрельбы 35 км – на линейном корабле «Дюк оф Йорк», восемью орудиями калибра 203 мм с дальностью стрельбы 24 км – на «Норфолке» и тридцатью шестью орудиями калибра 152 мм с дальностью стрельбы 20 км (по двенадцать орудий на «Белфасте», «ямайке» и «Шеффилде»), причем все они могли быть использованы в один момент. Помимо этого, британцы имели возможность применять восемь 133-мм орудий с дальностью стрельбы 22,2 км, установленных на линейном корабле «Дюк оф Йорк» (всего на линейном корабле было шестнадцать 133-мм орудий, установленных по восемь на борт).

Башни главного калибра «Антон» и «Бруно» крейсера «Гнейзенау». На заднем замысле – «Шарнхорст»

Источник: history.navy.mil

При ведении боя на дистанции 30–40 км

При ведении боя на дистанции до двадцати километров

Теоретическая масса залпа орудий за 10 мин. крейсера «Шарнхорст» в сравнении с британскими судами охраны конвоев JW-55B и RA-55A

Крейсер «Шарнхорст»

89

116

Крейсера «Норфолк», «Белфаст», «Шеффилд»

0

78

Линейный корабль «Дюк оф крейсер» и Йорк «Ямайка»

105

168

Как видно из таблицы, «Шарнхорст» имел подавляющее преимущество над английскими судами ближней охраны при стрельбе с дистанции более чем 30 км, но ведение боя на таком расстоянии при большом беспокойстве моря, характерном северным морям в декабре с учетом быстроходности соперника, представляется маловероятным. Существовавшее полуторакратное преимущество в огневой мощи при ведении боя на дистанции до двадцати километров не разрешало сохранять надежду на уничтожение соперника до подхода судов дальнего конвоя (особенно с учетом того, что часть орудий калибра 150 мм будет занято отражением атак эскадренных миноносцев соперника) и, как минимум, оставляло торговым судам время на рассредоточение – тем более что, согласно расчетам немцев, для атаки на конвой они располагали 6 часами сумерек и 45 минутами яркого времени. Возможно, руководство кригсмарине адекватно оценивало огневую мощь «Шарнхорста» и планировало, что крейсер свяжет боем крейсеры охранения, а фактически атаку транспортов будут проводить германские эсминцы.

Крейсер «Шарнхорст» в камуфляжной окраске в норвежском порту

Источник: navweaps.com
Смерть

Хронология последнего похода «Шарнхорста» выглядит следующим образом:

25 декабря в 19 часов германское соединение в составе «Шарнхорста» и эсминцев Z-29, Z-30, Z-33, Z-34 и Z-38 вышло в море. Из-за штормовой походы скорость эсминцев падает до 10 узлов в час, и начальник германского соединения адмирал Эрих Бэй запрашивает штаб о возможности проведения операции без эсминцев (26 декабря в 3 часа 19 мин. адмирал приобретает от штаба принципиальное согласие). Обмен радиограммами был перехвачен и расшифрован британцами.

В 7 часов 03 60 секунд германское соединение, вышедшее в район к юго-западу от острова Медвежий, приступает к поиску конвоя. В целях секретности на «Шарнхорсте» был отключен радар, что делало принципиально вероятным лишь визуальное обнаружение конвоя. С этого момента германские эсминцы действуют самостоятельно от «Шарнхорста».

В 8 часов 40 мин. британский крейсер «Белфаст» обнаруживает «Шарнхорст» при помощи радара с дистанции 33 км.

В 9 часов 21 60 секунд крейсер «Шеффилд» с дистанции 11 км устанавливает визуальный контакт с «Шарнхорстом», а в 9 часов 24 60 секунд «Белфаст» с дистанции 8,6 км открывает пламя осветительными боеприпасами. Так, бой ведется на дистанции, эргономичной британцам.

В 9 часов 25 мин. «Шарнхорст» открывает огонь в ответ и пробует отойти на скорости 30 узлов для повышения расстояния боя.

Артиллеристы «Норфолка» первым же залпом получают накрытия и в течение 20 мин. трижды попадают в «Шарнхорст» боеприпасами калибра 203 мм (первый боеприпас, пробив верхнюю палубу с левого борта, не взорвавшись, состоялся в кубрик влагонепроницаемого отсека IX, второй – стёр с лица земли носовые дальномеры и антенну носового радара, третий – попал в полубак и взорвался в кубрике). «Шарнхорсту» удается оторваться от преследующих эсминцев и крейсеров и к 12 часам выйти в район к северо-востоку от транспортов конвоя.

В 12 часов 5 мин. «Белфаст» повторно обнаруживает «Шарнхорст» радаром, а в 12 часов 21 60 секунд британцы выходят на расстояние огня артиллерии. На протяжении боя немцы получают двух попаданий снарядов калибра 283 мм в «Белфаст» (уничтожена одна из башен главного калибра и радарная установка).

В 12 часов 41 60 секунд «Шарнхорст» опять отрывается от вражеских крейсеров и пробует прорваться к конвою. Британцы теряют визуальный контакт с крейсером, но замечают его на радарах, информируя координаты на «Дюк оф Йорк». В 13 часов 43 60 секунд адмирал Бэй принимает ответ возвращаться на базу.

До тех пор пока адмирал Бэй пробует прорваться в базу, за много миль от «Шарнхорста» несогласованная работа германских армейских разведок обрекает корабль на смерть. В изложении британского историка Дональда Маклахана цепь роковых событий выглядит следующим образом.

На протяжении проведения патрулирования морской акватории самолет люфтваффе (кригсмарине ни при каких обстоятельствах не имела собственных самолетов для этих целей) обнаруживает группу судов, о чем и информирует в разведотдел люфтваффе: «Пять судов, один предположительно большой, северо-западнее мыса Нордкап». Один из основополагающих правил разведки гласит: анализ информации и первоначальную обработку должно осуществлять одно да и то же лицо, имеющее полный доступ к внутренней информации конечного получателя разведданных.

Передача в люфтваффе информации, подлежавшей применению морским руководством, являлась неотёсанным нарушением этого принципа. Офицер люфтваффе, руководствуясь правилом, что информация обязана содержать факты, а не предположения, вычеркивает из сообщения слова «один предположительно большой».

А офицер кригсмарине на основании сообщения «пять судов северо-западнее мыса Нордкап» ошибочно идентифицирует практически найденный «Дюк оф Йорк» с судами сопровождения как пять германских эсминцев, отделившихся от «Шарнхорста», и оставляет маршрут следования крейсера без трансформаций. С учетом того, что британцы просматривали переговоры «Шарнхорста», совсем неочевидно, что по окончании трансформации маршрута он имел возможность избежать встречи с «Дюк оф Йорк», но несогласованная работа разведок лишила корабль кроме того теоретической возможности спастись.

В 16 часов 17 мин. «Дюк оф Йорк» посредством радара обнаруживает «Шарнхорст» на дистанции 225 кабельтовых.

В 16 часов 47 мин. пламя по «Шарнхорсту» с дистанции 11 км открывает «Дюк оф Йорк», к которому в 16 часов 53 60 секунд присоединяется крейсер «Ямайка» с дистанции 12 км.

К 16 часам 55 минутам британцы получают как минимум трех попаданий боеприпасами калибра 356 мм (заклинена башня «Антон», поврежден вентиляционный канал башни «Бруно», недалеко от башни «Цезарь» затоплен последовательность отсеков).

Около 18 часов боеприпас калибра 356 мм пробивает палубу и взрывается в котельном отделении №1. Из-за бессчётных разрывов паропроводов четырех котлов и частичного затопления котельной скорость корабля падает до 8 узлов. Позднее команде корабля удалось повысить его скорость до 22 узлов.

В 18 часов 42 60 секунд «Дюк оф Йорк» прекратил пламя, сделав 52 залпа, из которых 31 залп лег накрытием. Помимо этого, британцы поразили соперника тремя либо четырьмя торпедами, но, не обращая внимания на такое количество попаданий, «Шарнхорст» не только остался на плаву, но кроме того сохранил боеготовность части орудий (башни главного калибра «Цезарь» и кормовых 150-мм орудий). Для затопления крейсера британцы выполняют серию торпедных атак с острых носовых направлений, дабы избежать огня сохранившихся орудий (из-за острых углов и плохой погоды атаки большая часть торпед проходит мимо корабля).

Около 18 часов 50 мин. эсминцы «Сторд» и «Скорпион» производят по 8 торпед с дистанции 1650 и 1900 м. Позднее эсминцы «Сэведж» и «Сомарец» производят соответственно 8 и 4 торпеды. В следствии попадания торпед началось затопление погребов прекратившей пламя башни «Бруно» и был поврежден гребной винт, в следствии чего скорость «Шарнхорста» падает до 12 узлов. Это разрешило «Дюк оф Йорк» приблизиться на расстояние 9,1 км и вести пламя вне территории обстрела сохранившейся башни «Цезарь».

По мере заполнения корпуса водой скорость «Шарнхорста» неспешно понижалась и упала до 5 узлов.

В 19 часов 25 мин. «Ямайка» производит по «Шарнхорсту» две торпеды, а в 19 часов 35 мин. – еще три торпеды с дистанции 3,5 км. Скорость «Шарнхорста» падает до 3 узлов.

В 19 часов 33 60 секунд четыре торпеды производит эсминец «Маскетир» с дистанции 900 м и три торпеды – эсминец «Оппортьюн» с дистанции 1900–2300 м.

В 19 часов 34 60 секунд с дистанции 2500 м семь торпед выпустил эсминец «Вираго».

К 19 часам 40 минутам крен «Шарнхорста» очень сильно увеличился, а носовая часть практически ушла под воду.

В 19 часов 45 мин. «Шарнхорст» затонул.

На протяжении боя в «Шарнхорст» попало не меньше 13 снарядов калибра 356 мм, 3 снарядов калибра 203 мм и 14 снарядов калибра 150 мм. Возможно, количество попавших снарядов было еще больше: британцы израсходовали 446 356-мм, 161 203-мм, 974 152-мм, 531 133-мм (плюс 155 осветительных) и 83 102-мм снарядов (тяжело представить, что ведший пламя фактически в упор «Дюк оф Йорк» не попал ни одним из 531 боеприпаса калибра 133 мм).

Считается, что всего за время боя было израсходовано 55 торпед, из которых не меньше 14 попали в цель: по 2 попадания добились «Ямайка» и «Вираго», по 3 – «Маскетир» и «Сэведж» и 1 – «Скорпион», принадлежность еще трех торпед оспаривается.

Большая часть германских историков уверен в том, что «Шарнхорст» погиб из-за негативного стечения событий: взломанные британцами коды, разношласие в действиях собственных разведок, успешные первые выстрелы «Белфаста»… Но подлинную обстоятельство смерти, возможно, направляться искать в конструктивных недочётах корабля: однотипные «Шарнхорст» и «Гнейзенау»» проиграли бой ветерану «Ринауну», а позднее «Шарнхорст» был потоплен чуть ли не самым слабовооруженным линкором времен Второй мировой. По большому счету, корабль с вооружением крейсера и бронированием линкора – по-своему неповторимый продукт военно-морской мысли. Эксперты кроме того не смогут конкретно классифицировать «Шарнхорст» – корабль был через чур велик для крейсера, но через чур слабо вооружен для линейного корабля, а используемая британцами и самый распространенная классификация «линейный крейсер» по большому счету неверна по определению (хороший линейный крейсер – это линкор с ослабленным бронированием и увеличенной за счет этого скоростью).

Завершая рассказ о «Шарнхорсте», направляться признать мастерство (далеко не все корабль может похвалиться потоплением авианосца) и мужество его экипажа (начальник эсминца «Вираго» утверждал, что на протяжении собственной последней атаки был обстрелян 20-мм орудием, установленным на башне главного калибра «Антон»).

2 Броненосца Против Эскадры! Shogun 2 Total War!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: