Ослепительный оркестр: яркое выступление

Ослепительный оркестр: яркое выступление

обслуживание и Инсталляция всей данной сложной сценической техники — дело рук бессчётного квалифицированного персонала: грузчиков, монтажников, верхолазов, электриков, осветителей. Но в многотысячной армии движущихся ламп царит единоначалие: все эти световые устройства подчиняются одному начальнику — живописцу по свету. Как же всего один человек умудряется дирижировать столь огромным электрическим оркестром?

Не глядя на сцену

Большая часть современных световых устройств уже научены кое-каким премудростям и смогут порадовать любителей световых эффектов кроме того без людской участия. К примеру, многие современные сканеры оснащены встроенным микрофоном, благодаря которому они «слушают» музыку и воспроизводят стандартные программы в нужном ритме.

Очевидно, для полноценного светового представления встроенных программ не хватает. Фактически любой световой прибор управляется по цифровому адресному протоколу DMX-512. Многие уверены в том, что данный протокол устарел, но у него имеется громадный плюс — за много лет он успел стать стандартом и как раз его поддерживают практически все устройства.

Каждым прибором в отдельности живописец может руководить со светового пульта, где находятся регуляторы, гибко меняющие параметры устройств (яркость, углы поворота луча, частоту вспышек стробоскопа и пр.), и кнопки переключения световых сцен, записанных в память. Более современный вариант — компьютерная совокупность управления светом, включающая компьютерную программу, интерфейс DMX-512 и, снова же, световой пульт.

Компьютерные совокупности имеют наглядный интерфейс и разрешают кроме того визуализировать сцену на экране ПК. С их помощью живописец может создавать световые сценарии, не глядя на сцену.

Домашняя работа

Вместе с актёрами и музыкантами на репетициях живописец по свету проделывает внушительную работу. Световой сценарий шоу прорабатывается заблаговременно. Живописец формирует статичные световые сцены, в которых обрисовывает состояние всех устройств. После этого готовые сцены находятся на временной линейке, образуя секвенции. Одна секвенция может содержать много статичных сцен.

Программа управления светом разрешает движущимся устройствам (сканерам, моторхедам) выполнять плавные переходы между сценами, как бы просчитывая недостающие кадры. Многие программы разрешают машинально внести во все сценарии коррекции на размеры сцены. Разумеется, что вся работа окажется тщетной, в случае если звук и свет не будут синхронизированы.

Существует пара способов добиться слаженной работы элементов шоу. Живописец по свету может «набить» ритм вручную, ударяя по клавише синхронно с ритмом музыкантов. Совокупность может сама подхватить необходимый темп посредством микрофона.

В случае если же концерт проходит под фонограмму либо музыканты играются под метроном — неприятности в принципе не существует.

Нередки ситуации, в то время, когда живописец по свету не имеет возможности проработать световой сценарий шоу заблаговременно. Умелый мастер при таких условиях может сделать эффектный свет, вызывая из памяти заготовленные сцены в соответствии с происходящим на сцене.

Шоу возможно всецело автоматизировать, подключив к секвенсору (источнику управляющих команд) все устройства посредством понятного всем протокола, к примеру MIDI Show Control. Тогда и магнитофоны с фонограммой, и сценический свет, и источники видеосигнала, и пиротехника — все будет трудиться идеально слаженно. А умные техники смогут присоединиться к зрителям и насладиться собственным шоу.

Размещение главных осветительных устройств продемонстрировано на схеме.

1. Прибор заливающего света

В концертных залах в большинстве случаев мрачно, ярко освещена лишь сцена. В кульминационные моменты шоу запрятанные на сцене устройства внезапно заливают светом пространство, дабы зрители «ослепли от счастья». В следующий момент, в то время, когда свет ламп чуть слабеет, зрители видят целый зал, залитый светом, и еще больше проникаются масштабностью шоу и единением тысяч людей, пришедших на концерт. В устройствах заливающего света употребляются герметичные лампы-фары, устойчивые к негативным условиям среды.

Кое-какие устройства имеют возможность изменять направление света.

2. Стробоскоп

Стробоскоп — замечательный источник света, мигающего с частотой 1−5 Гц. В первый раз стробоскопы в сценических целях стали использовать на дискотеках и танцевальных шоу. Наряду с этим казалось, что танцующие не движутся, а замирают в причудливых позах, изменяющихся каждую секунду. на данный момент опытные стробоскопы, и другие устройства со стробо-эффектом употребляются в произвольных шоу, насыщенных динамичными сценами, — от театральных постановок до рок-концертов.

Они смогут выделить эмоциональность момента либо дезориентировать зрителя, разрешив музыкантам незаметно ускользнуть со сцены.

3. Лазер

Лазеры получили большую популярность в 1990-х, тогда они казались воплощением разработок завтрашнего дня. Без них не обходились ни рейвы, ни рок-шоу. Лазеры пронизывают пространство, как будто бы многоцветные волшебные нити. В случае если на пути лазерного луча натянуть полупрозрачную сетку, с его помощью возможно будет рисовать фигуры, «парящие в воздухе».

Технически лазеры смогут быть выполнены в виде сканеров и вращающихся голов, а также в виде особых устройств с анимационными и цветовыми эффектами.

4. Пушка

Световая пушка. Очень замечательный прожектор с малым углом расхождения луча и громадной дальностью действия помогает для выделения главных фигур представления — солистов, танцоров, ведущих. Каждой световой пушкой руководит осветитель. Дабы он имел возможность совершенно верно попадать световым лучом в артиста, на пушке имеется прицел, похожий на винтовочный.

Осветитель — важная и страшная профессия. На больших стадионных концертах «снайперам» приходится в течение всего шоу сохранять концентрацию, болтаясь на ферме, подвешенной к потолку на цепях.

5. Вентилятор

Вентилятор формирует на сцене воздушные потоки, благодаря которым оператор может конструировать сложные дымовые эффекты. Помимо этого, посредством «управляемого ветра» возможно вынудить развеваться волосы либо плащи артистов, реять транспаранты и флаги.

6. Дымовая машина

Генератор легкого дыма обязан заполнять сцену практически прозрачной дымкой в течение всего шоу, в противном случае прекрасные световые картины, созданные живописцем по свету, просто-напросто никто не заметит. Лучи, иcпускаемые лазерами и прожекторами, проявляются лишь в дыму. Тяжелый дым, что кроме этого способна изготовить дымовая машина, — это эффект, не столь популярный на концертах, но незаменимый в театре.

Работа современного генератора дыма основана на медленном испарении дымовой жидкости (в большинстве случаев, водного раствора пропиленгликоля) в особой камере, а после этого конденсации паров при смешивании с окружающим воздухом. Дымовые автомобили имеют встроенный вентилятор для равномерного распределения дыма и могут генерировать дым различной степени концентрации.

7. Вращающаяся голова

Функции сканера возможно выполнить, расположив прожектор в корпусе, вращающемся в двух плоскостях. Вращающиеся головы стоят дороже сканеров, но углы поворота луча на них фактически не ограничены. Моторхеды чуть менее динамичны, чем зеркала сканеров, но угловая скорость более чем 1000 в секунду — это также много.

К тому же они выглядят весьма эффектно.

8. Колорчейнджер

Колорчейнджеры — это статичные прожектора сфокусированного света, талантливые изменять цвет пучка. Кроме вращающегося диска со светофильтрами, колорчейнджер может поддерживать стробоэффекты и трафареты (gobo), благодаря которым устройство проецирует на поверхность определенный рисунок. Колорчейнджеры задают главной цветовой тон сцены, на фоне которого более сложные устройства создают световые эффекты.

Стремительным переключением между группами колорчейнджеров различных цветов достигается эффект, подчеркивающий эмоциональный накал музыки, а плавная смена цветов формирует расслабляющую воздух.

9. Сканирующий прожектор

Сканер — главной инструмент живописца по свету. В сканере луч сфокусированного прожектора отражается зеркалом, которое может скоро поворачиваться в двух плоскостях, повинуясь управляющим сигналам. Живописец по свету может направить луч нужного цвета в любую сторону и медлено поменять его направление.

Сканер содержит трафареты и светофильтры (gobo), переключаемые шаговыми двигателями. «Последний писк моды» — сканеры со встроенной анимацией, каковые смогут проецировать на поверхности анимированные картины, создавая «живые декорации». В силу изюминок конструкции сканер допускает относительно маленькие углы поворота луча, но скорость вращения легкого зеркала довольно большая.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№46, август 2006).

Рекорд Оркестр. Выступление


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: