Остров будущего: территория технологий

Остров будущего: территория технологий
    На масштабном макете Острова сокровищ видно плотную застройку, торговую территорию и эргономичный паромный причал. Вся эта концепция нацелена на то, дабы сделать город удобным для пешеходов и экологически сбалансированным
    На острове сокровищ
    Они стоят на том самом месте, которое когда-нибудь будет именоваться «Сивик Плаза» и станет главной площадью в сложной паутине пешеходных дорожек
    Сточные воды: «Живая машина»

Ежедневно по мосту, соединяющему Сан-Франциско с городом ОклЕнд-Бэй, проносятся много тысяч машин. Их водители вряд ли кроме того подмечают лежащий чуть к северу маленькой прямоугольный надел земли. Ко мне, на островок Йерба-Буэна, до меня сверху доносится грохот пролетающих мимо машин, а я, стоя на берегу, всматриваюсь в водную ширь за узким перешейком. В том месте среди залива показывается всевышним забытый клочок почвы — это Остров сокровищ (Treasure Island).

На нем всего-то — закинутая военно-морская база да горстка небогатых жителей. Да уж, эти 1,5 км? обитаемой почвы никак не тянут на собственный многообещающее наименование. Никому не необходимые армейские постройки, проржавевшие цистерны из-под горючего, трансформаторные будки никак не украшают силуэт острова.

Под растрескавшимся асфальтом кроются химические отстойники.

В случае если уж искать город будущего, то не в таком месте, как Остров Сокровищ, но меня поиски привели как раз ко мне. Моим проводником была Джин Роджерс, инженер по охране и планированию внешней среды из компании Arup, которая занимается консультированием и градостроительными проектами. Около панорама из шикарных видов, каковые все мы знаем по открыткам: Сан-Франциско, Золотые Ворота, Беркли Хиллз.

Тихоокеанский ветер треплет волосы. Роджерс постукивает каблучком по земле, на которой мы стоим, и напоминает, что это место — не просто остров, а артефакт, дело рук людских. Когда-то со дна было поднято 200 млн м3 грунта, что вывалили в ограждения, насыпанного из 287 000 т привозных валунов.

В завершение поверх всего этого насыпали еще 50 000 м³ грунта.

Создавали Остров сокровищ во второй половине 30-ых годов двадцатого века для интернациональной выставки «Золотые ворота», а позже, на протяжении Второй мировой войны, его приспособили под военно-морскую базу. В то время, когда 11 лет назад база была совсем выведена из эксплуатации, в городе задумались, что же сейчас делать с освободившимся местом. Муниципальные власти, инженеры, представители и архитекторы общественности планировали 300 раз, и в следствии появился замысел — создать самое претенциозное, самое фешенебельное поселение в Соединенных Штатах.

Тут будет «город-сад» на 13 500 персон.

На Острове сокровищ представился редкий случай создать все с чистого страницы — снести всю инфраструктуру и начать прямо с закладки новых фундаментов и с реализации новых идей. Джаред Блуменфельд, заведующий отделом охраны внешней среды в муниципалитете Сан-Франциско, выступая данной весной перед бессчётной аудиторией, поставил вопрос так: «Что бы вы выстроили, если бы выпал шанс начать с нуля, ну легко с безотносительного нуля?»

Утром выходного дня Остров Сокровищ выглядит совсем закинутым — прямо как город-привидение. Чтобы перевоплотить Остров сокровищ в пример совершенного «города будущего», в такое место, где людям понравится жить, трудиться и развлекаться, нужно всецело пересмотреть всю градостроительную концепцию. Плотность застройки возрастет с 20 до 200 единиц на гектар, так что девелоперские компании смогут удвоить свободные пространства, расселив наряду с этим впятеро больше людей.

Непомерно растянутые кварталы (от перекрестка до перекрестка возможно насчитать метров по шестьсот) превратятся в удобные для пешехода стометровые промежутки, и 90% жителей смогут за десять мин. пешком добираться до центра города. В центре будут расположены магазины, все причал парома и необходимые услуги с нередкими регулярными рейсами до Сан-Франциско. Велосипедные дорожки свяжут жителей с островом Йерба-Буэна и с восточным пролетом известного моста Бэй-бридж над заливом.

Проанализировав погодную статистику, строители решили развернуть сетку улиц на 35° к западу (вместо прямого направления север-юг). Так они сохраняют надежду достигнуть оптимального баланса и в солнечном освещении, и в защите от океанских ветров. Благодаря диагональному размещению улиц открытые пространства станут более удобны всегда года.

Более того, подобная организация разрешит экономить энергию на работах, каковые заняты обогревом, освещением и охлаждением города.

В Сан-Франциско сумели радикально сократить количество мусора, систематично вывозимого на свалки, но для Острова сокровищ планка требований в этом отношении поставлена еще выше — предполагается, что к 2020 году вывоз с острова жёсткого мусора будет сведен к нулю. Вот один из ответственных шагов на пути к данной цели: все трава и объедки от стрижки газонов будут перерабатываться на компост и употребляться для удобрения сельскохозяйственных земель.

Совокупность очистки сточных вод была выстроена еще 40 лет назад и требует замены. на данный момент целый сток по окончании очистки поступает прямо в залив. В будущем четверть этого стока будет использована для полива сельхозугодий, и для технических целей — смыва унитазов в уборных и мытья яхт в порту.

Питьевую воду остров в дальнейшем будет получать с материка, но благодаря мерам по экономии (к примеру, за счет внедрения водоприборов с низким расходом) и благодаря утилизации сточных вод в год ему потребуется всего лишь 828 000 т — это приблизительно эквивалентно тем 500 мм осадков, каковые каждый год выпадают на данный остров.

В городах будущего предполагается создавать неестественные «болота», либо «живые автомобили», каковые разрешат всецело замкнуть цикл кругооборота воды. Особенные баки (с компьютерно регулируемым поддержанием режима), которые содержат водные растения и специальные микроорганизмы, будут нейтрализовывать загрязнения в бытовых стоках. «Человек постоянно стремился покорить природу, — говорит Роджерс, — но раньше он обращался к неотёсанной силе, а на данный момент при ответе самых непростых инженерных задач склонен подражать живым совокупностям».

По предварительным оценкам, «живые автомобили» в этом проекте должны покрывать до 90% ежегодных потребностей в питьевой воде для всего «экоквартала». Как говорит Харрисон Фрэйкер, декан колледжа экологических проектов в Университете штата Калифорния, при выпадении достаточного количества дождей дополнительные поставки воды могут быть по большому счету не необходимы.

Благодаря новым цифровым разработкам все эти маломасштабные энергосистемы становятся заметно более действенны. Компьютерные чипы, встроенные в потребителя энергии и контуры производителя, смогут машинально руководить нагрузкой, учитывая время пикового потребления и время спада энергоподачи.

Установленные в строениях датчики смогут руководить сервоприводами и в необходимое время машинально открывать окна для вентиляции либо же регулировать положение жалюзи, перекрывающих поток солнечного света. Все это прямо ведет к экономии энергии.

Но, ни один отдельный экологически чистый источник энергии не сможет всецело заменить электричество «из розетки». Ключ к ответу энергетической неприятности пребывает в применении сходу нескольких подходов. «В случае если собрать в кулак сходу и энергию воды, и энергию ветра, и энергию биогаза, у нас хватит сил для настоящего прорыва». В проекте Фрэйкера «экоквартал» предполагается 100% энергетических потребностей удовлетворять за счет местных возобновляемых ресурсов.

К достижению данной цели до тех пор пока еще не получалось приблизиться ни одному городу.

Вместе с Роджерс мы возвращаемся в машину и едем мимо бетонных ангаров, оставшихся еще со времени интернациональной выставки «Золотые ворота». Когда-то это были «павильон воздушного транспорта» и «дворец красивых и свободных искусств». Отечественный круиз по острову заканчивается у еще одного монумента той эры — полукруглого административного строения.

Мы стоим перед импозантной постройкой в стиле ар-деко, в этот самый момент у меня в памяти всплывает рекламный слоган из хроникальной ленты, посвященной выставке 1939 года: «Воздадим должное великим достижениям отечественного времени! Смотрите, как мечта делается явью!» Само собой разумеется, отечественные представления о прогрессе с 1939 года успели значительно измениться, но и по сей день жив тот оптимизм, с которым был поднят из пучины данный рукотворный остров.

И сейчас он имеет все шансы воплотиться в по-настоящему жизнеспособное творение. Что бы вы выстроили, будь у вас возможность начать с чистого страницы?

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№64, февраль 2008).

ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ ДО 2050 ГОДА. ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: