От фрегатов – к крейсерам

Крейсера – самый разнообразный и многофункциональный класс кораблей ВМФ. Некую «единую линию» в их развитии возможно проследить только начиная с Первой Мировой – до этого под «крейсером» имели возможность пониматься самые различные суда с очень разными, время от времени взаимоисключающими задачами. Само же обозначение крейсера как класса судов, а не делаемых ими задач, показалось только в 1870-х годах.

Что этому предшествовало?

Зигзаги эволюции

Изначально под словом «крейсер» подразумевался корабль, приспособленный к круизам – дальним рейдам, направленным, первым делом, на борьбу с вражеской морской торговлей. Эта задача сохранялась за крейсерами впредь до Второй мировой, не смотря на то, что и далеко не везде. В ряде государств (к примеру, в Российской Федерации) крейсера особой постройки прекратили разглядывать как «истребители торговли» ещё до Первой мировой, в других же за ними остались только функции «защитников торговли», призванных бороться с вражескими судами подобного класса.

Для действий на вражеских коммуникациях в дальних морях наиболее значимыми качествами были дальность плавания, мореходность и автономность, исходя из этого оружие, защита а также скорость отходили на второй план. Уже ранние «истребители торговли» не отличались быстроходностью, а позднее оказалось, что для исполнения таких задач замечательно подходят «вспомогательные крейсера» – вооружённые пассажирские лайнеры и другие гражданские суда.

Очевидным есть да и то, что крейсера случились от фрегатов – судов, предназначенных для линейного боя, но более лёгких и манёвренных, чем хорошие парусные линейные корабли. Имея всего одну-две орудийные палубы, фрегаты XVII и XVIII столетий не нуждались в высоком борте, а потому имели куда лучшую остойчивость. Это разрешало им нести более высокие мачты с большей площадью парусов, что снабжало более высокую скорость.

Тактика морского боя, сложившаяся к XIX веку, предусматривала совместное применение в линейном сражении как тяжёлых линейных кораблей, так и более не сильный, но быстроходных фрегатов. Фрегаты имели возможность легко обгонять соперника, разламывать его строй и разворачиваться бортом с носа либо с кормы вражеского корабля. Наряду с этим фрегат выяснялся вне территории поражения бортовой батареи неприятеля, не теряя возможности применять всю собственную артиллерию для продольного огня.

В целом, в XVIII–XIX столетиях фрегаты делали задачи, каковые позднее были возложены на линейные крейсера.

По конструкции либо по размеру?

Кроме того с наступлением эры брони и пара громадные рангоутные трёхмачтовые крейсера ещё некое время именовались фрегатами. Те из них, за которыми сохранилась задача участия в линейных битвах, со временем превратились в броненосные крейсера, после этого стали линейными крейсерами и в итоге совсем «слились» с линкорами-дредноутами. Казалось бы, такая эволюция стройна и логична… Но не тут-то было.

Начнём с того, что «броненосный крейсер» – это не столько обозначение класса корабля, сколько указание на темперамент его бронирования, другими словами, на наличие броневого пояса, защищающего ватерлинию. В принципе, таковой пояс имели возможность нести и совсем маленькие суда, не приспособленные для принятие участия в линейном бою.

Иначе, бронепалубные крейсера, не владевшие броневым поясом, во многих случаях имели громадные размеры, солидную защиту и мощную артиллерию – не только горизонтальную палубу, но и уходившие под ватерлинию броневые скосы. Выстроенные в конце XIX века британские бронепалубные крейсера типа «Пауэрфул» по водоизмещению превосходили кроме того большая часть тогдашних броненосцев. Словом, деление крейсеров на бронепалубные и броненосные скорее запутывает, чем проясняет дело.

Но существовала и вторая, куда более чёткая классификация. Ещё в начале XVIII века в Англии было введено разделение кораблей ВМФ для эскадренной работы (другими словами, пригодных для походов в открытое море) на шесть рангов по главному параметру – размерам, от которых напрямую зависело артиллерийское оружие. Первые три ранга составляли линейные корабли, имевшие три и более артиллерийских палуб и более чем 70 пушек.

4-й и 5-й ранги занимали фрегаты, имевшие (в британском флоте) две палубы и от 30 до 60 пушек. Суда 6-го ранга имели всего одну боевую палубу и от 6 до 20 орудий, обозначались как посыльные суда (во французском флоте – авизо) и употреблялись для разведки, связи и дозора. Наряду с этим бомбардирские суда, канонерские лодки, транспорты и разные вспомогательные суда в указанную классификацию не входили.

Так, суда с 4-го по 6-й ранг возможно определённо относить к крейсерскому классу.

Французская совокупность классификации была более эластичной и менее формализованной. Как раз французы первыми начали строить низкобортные фрегаты с одной артиллерийской палубой, имевшие более высокую парусность, соответственно, и лучшую скорость хода. Помимо этого, они поделили собственные фрегаты на громадные и малые, правильнее, выделили из них класс корветов, занявших промежуточное положение между фрегатами и авизо.

Неспешно эту классификацию переняли и другие страны, а с началом эры брони и пара фрегаты стали обозначаться как крейсера 1-го ранга, корветы – как крейсера 2-го ранга, авизо же превратились в крейсера 3-го ранга. Так, была выстроена в полной мере чёткая классификация, причём как по размерам, так и по назначению.

С возникновением на судах паровых автомобилей первоначально ничего не изменилось – первые боевые пароходы, по сути, представляли собой вспомогательные суда, вооружённые десятком пушек, и предназначались, в первую очередь, для связи и разведки, при ведении которых независимость от ветра была очень важна. В Российской Федерации такие суда именовались пароходо-фрегатами, но к классу фрегатов они не имели никакого отношения.

От фрегатов – к крейсерам

Пароходо-фрегат «Богатырь». Издание «Моделист-Конструктор», 1978

С конца 1840-х годов паровые машины стали появляться и на «капитальных» боевых судах – сперва как вспомогательный движитель для применения в безветренную погоду. На вооружение и устройство судов новые автомобили сначала не повлияли, и первые паровые линейные корабли оставались всё теми же красавцами с множеством и высоким бортом орудийных палуб. Хорошим примером для того чтобы корабля стал 90-пушечный французский линейный корабль «Наполеон», заложенный во второй половине 40-ых годов XIX века известным конструктором Дюпюи-де-Ломом и вступивший в строй пятью годами позднее. «Наполеон» имел три артиллерийских палубы, водоизмещение более чем 5000 тысячь киллограм и развивал весьма хорошую по тем временам скорость в 13,5 узлов.

Линкор «Наполеон» (Франция, 1852 год). Литография мастерской Лембертона по дагеротипу Беранже

Но в первой половине 60-х годов девятнцадцатого века с возникновением на «кэпитал-шипах» брони и более замечательных автомобилей количество пушек на них быстро сократилось. Обезопасисть бронёй большой борт с несколькими этажами орудийных палуб было нереально, исходя из этого приходилось ограничиваться одной палубой, а для сохранения веса залпа – увеличивать калибр орудий. Став однопалубными, все большие броненосные суда машинально перешли в класс фрегатов.

Наглядным примером этому стал французский «Глуар» – последний из шести линкоров типа «Наполеон». Во второй половине 50-ых годов XIX века из недостроенного корабля решили сделать мореходный броненосец – для этого всецело срезали верхнюю часть корпуса, покинув лишь одну закрытую орудийную палубу, а целый борт закрыли 100-мм кованой бронёй, спускавшейся ниже ватерлинии (снизу её толщина составляла 120 мм). Сохранив собственное боевое назначение, корабль превратился во фрегат.

Схема бронирования батарейного броненосца «Глуар».
А. П. Шершов. История армейского кораблестроения. М.-Л., 1940

Первые броненосные фрегаты предназначались только для линейного боя и со временем стали именоваться броненосцами (крейсерские функции на них не возлагались). Одновременно с этим, крейсера, другими словами суда, предназначенные для рейдерских операций, дозора и разведки, во всех государствах сначала строились только небронированными, не смотря на то, что по размерам могли быть в полной мере сопоставимы с новоявленными «линейными кораблями».

Быстроходные гиганты

Во второй половине пятидесятых годов девятнцадцатого века паровые фрегаты (и шлюпы и корветы) стали появляться во всех флотах мира. самые яркими примерами крейсера 1-го ранга стали американские год и деревянные «фрегаты» (1864 типа) и английский металлический фрегат «Инконстант» (1868 год). Эти суда несли практически однообразное оружие, базу которого составляли расположенные по бортам десять 229-мм дульнозарядных орудий.

Замечательные паровые машины разрешали им развивать невиданную по тем временам скорость (до 17 узлов), но единственной защитой «Инконстанта» были угольные ямы, размешавшиеся по бортам.

«Вампаноа» стал неповторимым кораблём, во многом опередившим собственное время. Он был создан главой Бюро парового проектирования американского флота – очень способным инженером Бенджамином Ишервудом. Паровой фрегат «Вампаноа» был заложен на Нью-Йоркской морской верфи в разгар Гражданской войны, 3 августа 1863 года (ещё до смерти винтового шлюпа «Алабама» – события, сделавшего очевидным тот факт, что крейсерам необходимы орудия большого калибра).

При обычном водоизмещении в 4215 тысячь киллограм он имел металлический комплект, древесную обшивку и огромное по тем временам удлинение корпуса – 108 метров длины и всего 13,8 метров ширины (протяженность превышала ширину практически в восьмеро). Паровая машина кроме этого имела огромную для той эры мощность (4100 л.с.), а использование редуктора с древесными (!) шестернями дало кораблю возможность на опробованиях 1868 года развить скорость в 17,75 узла – в американском флоте данный рекорд был превзойдён только 21 год спустя крейсером «Чарльстон».

Корабль нёс десять 203-мм гладкоствольных дульнозарядных орудий по бортам, одну 60-фунтовую (196-мм) нарезную дульнозарядную пушку в центре корпуса на поворотной платформе и пара орудий меньшего калибра. Последующие суда этого класса вооружались 229-мм дульнозарядными орудиями и несли уже по три 60-фунтовых пушки на поворотных платформах.

Бенджамин Ишервуд.
Library of Congress Prints and Photographs Online Catalog

Увы, из шести фрегатов этого типа, заложенных на протяжении Гражданской войны, были достроены лишь три – «Вампаноа», «Мадаваска» и «Аммонусак», во второй половине 60-ых годов XIX века переименованные соответственно во «Флориду», «Теннесси» и «Айову» (последний прошёл ходовые опробования, но в строй так и не вступил). Суда были через чур дорогими – цена одного фрегата достигала 1,2 миллионов долларов.

Помимо этого, замечательная паровая установка из восьми огнетрубных котлов и двух автомобилей двойного расширения была через чур тяжёлой и «прожорливой» – в итоге на мачты, такелаж, припасы и артиллерию оставалось только 16% от полного водоизмещения корабля. Автомобили каждого из этих судов расходовали 136 тысячь киллограм угля в день, исходя из этого обычного запаса горючего хватало всего на пять дней хода, что было очевидно не хватает для крейсера. Во второй половине 60-ых годов XIX века Ишервуд был послан в почётную «ссылку» на верфь Мэйр-Айленд в Сан-Франциско, а строительство крейсеров для американского флота закончилось на целых пятнадцать лет.

Фрегат «Теннесси» типа «Вампаноа» на Бруклинской военно-морской верфи, 1875 год

P. Silverstone. Warships of the Civil War Navies, 1989

Но рекордные показатели «Вампаноа» обеспокоили британцев и побудили их к поиску ответа. Таковым стал фрегат «Инконстант», спроектированный вторым очень способным конструктором той эры – Эдуардом Ридом. «Инконстант» воображал собой громадный неброненосный фрегат водоизмещением в 5780 тысячь киллограм с паровой машиной в 7360 индикаторных сил и скоростью 16 узлов.

Оружие этого корабля было намного более замечательным, чем у фрегатов типа «Вампаноа» – он нёс десять 229-мм орудий в батарее, и шесть 178-мм орудий. Но главным новшеством стало то, что корпус корабля был полностью металлическим – не только комплект, но и обшивка. За первым кораблём показались ещё два, пара отличавшиеся по чертям – «Рейли» и «Шах».

Казалось, на данный момент начнётся скорости крейсеров и гонка размеров. Но тут одно за вторым случились два события, очень сильно повлиявшие на эволюцию этого класса судов.

Российская Федерация: появление броненосных крейсеров

Ещё в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века в Российской Федерации были заложены два 4000-тонных металлических броненосных фрегата – «Князь Пожарский» и «Минин». Сначала они числились корветами, а позднее обозначались как «полуброненосные фрегаты» – наглядная иллюстрация того, что первоначально под «броненосным фрегатом» подразумевался полноценный броненосец.

Фрегат «Князь Пожарский», исходный проект: продольный разрез, схема мидель-и конструктивный шпангоут парусного оружия.
Издание «Судостроение», 1979

Эти суда строились по примеру первого британского казематного броненосца «Беллерофонт», спроектированного всё тем же Эдуардом Ридом, и должны были делать функции океанских броненосцев в дополнение к двум уже существовавшим древесным броненосным фрегатам «Петропавловск» и «Севастополь». В качестве второстепенной задачи для них предполагалась и крейсерская деятельность.

Но на опробованиях 1869 года «Пожарский» продемонстрировал скорость всего в 12 узлов, что было очевидно мало для крейсера. Достройка же «Минина» и вовсе затянулась до 1878 года – сперва его планировали переделать в башенный броненосец, установив башни совокупности Кольза с 280-мм либо кроме того 381-мм орудиями, но позже работы были приостановлены.

Полуброненосный фрегат «Минин» (Российская Федерация, 1878 год).
Издание «Моделист-Конструктор», 1978

Тем временем российское морское ведомство (в первую очередь, морской министр адмирал Н. К. Краббе) приняло нестандартное ответ – не пробовать соревноваться с Англией числом броненосцев, а сделать упор на создание судов для войны против вражеской торговли (другими словами, активизировать строительство крейсеров). Фактически, по окончании Крымской войны крейсера в Российской Федерации строились достаточно деятельно и замечательно продемонстрировали себя на протяжении кризиса 1863 года, в то время, когда в ответ на поддержку Англией Польского восстания к берегам Северной Америки были направлены две крейсерских эскадры – с востока и с запада. Эти эскадры оказали моральную помощь северянам, и показали возможность развернуть крейсерскую войну против Англии при начала ею военных действий против России.

По окончании постройки во второй половине пятидесятых годов девятнцадцатого века нескольких больших древесных и композитных (другими словами, с деревянной обшивкой и железным набором) фрегатов на зарубежных и отечественных верфях Российская Федерация перешла к постройке малых крейсеров 3-го класса – клиперов. Практически это были шлюпы, взявшие прекрасное наименование, позаимствованное у американского коммерческого флота.

Они имели древесные (с 1870-х годов – композитные) корпуса, вооружались тремя-четырьмя пушками калибра 107–152 мм и развивали совсем маленькую скорость – 10–12 узлов. Однако, согласно точки зрения наибольшего российского эксперта по истории армейского флота В. Кофмана, «в Российской Федерации они на какое-то время стали настоящей базой крейсерского флота».

Но для действенного противостояния английскому флоту требовались иные суда – менее бессчётные, но вооружённые 203-мм орудиями, прекрасно защищённые бронёй и талантливые без неприятностей совладать с любым вражеским крейсером. Потом такую тактику в противостоянии Англии будет использовать Германия, что приведёт к появлению «карманных линейных кораблей».

Пока же было решено переоборудовать в океанский крейсер многострадальный «Минин» – его оружие уменьшили до двенадцати 152-мм нарезных казнозарядных орудий и четырёх таких же 203-мм орудий, установленных в спонсонах. Ватерлиния корабля была защищена 140-мм броневым поясом, но артиллерия оставалась открытой. Мощность автомобили увеличилась до 6000 л.с., водоизмещение выросло до 5740 тысячь киллограм.

На ходовых опробованиях 1878 года корабль дал скорость в 14,5 узлов.

Фрегат «Минин», 1880-е годы
adventures-of-the-blackgang.tumblr.com

Ранее, в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века, на Балтике было начато строительство «полуброненосных корветов» (позднее – фрегатов) «Генерал-Александр» и «Адмирал Невский» (в конечном итоге заложен в первой половине 70-ых годов XIX века и тогда же переименован в «Герцог Эдинбургский»). Эти суда были созданы инженером Н. Е. Кутейниковым по техническому заданию адмирала А. А. Попова и ещё на стадии проектирования обозначались как броненосные крейсера – как раз так и появился данный термин. Более того, в описании проекта Попов прямо показывал, что примером для этих судов стал британский «Инконстант».

Оба корабля несли нарезные орудия «крейсерского» калибра – два 152-мм в оконечностях и четыре 203-мм в бортовых спонсонах (позднее их число увеличилось до шести). Суда были защищены достаточно узким 152-мм броневым поясом, сверху прикрытым 13-мм броневой палубой; механизмы раздельно закрывал полутораметровый 152-мм броневой комингс. Проектное водоизмещение составляло около 4600 тысячь киллограм, но из-за перегрузок оно всегда росло и в итоге достигло 5300 тысячь киллограм.

Одновременно с этим автомобили отечественного производства, по проекту имевшие мощность в 6300 л.с., на опробованиях «Генерал-Адмирала» продемонстрировали только 4470 л.с. В итоге скорость крейсеров была кроме того меньшей, чем у «Минина» – около 13,5 узлов.

«Герцог Эдинбургский», фото
В. Я. Крестьянинов, Крейсера Российского Императорского флота. 1856–1917. Часть 1
Успех «Уаскара»

Русские броненосные крейсера вступили в строй к 1877 году и привели к немалому шоку у «просвещённых мореплавателей». Одновременно с этим случилось ещё одно событие: 29 мая 1877 года у берегов Перу состоялся бой между двумя английскими крейсерами – фрегатом «Шах» (6250 тысячь киллограм) и древесным корветом «Аметист» (1970 тысячь киллограм) – и взбунтовавшимся перуанским монитором «Уаскар» (1800 тысячь киллограм), команду которого британцы обвинили в пиратстве.

Не обращая внимания на подавляющее огневое превосходство, англичане не смогли нанести сопернику значительного вреда. С растоянию от полутора до двух километров «Шах» произвёл 237 выстрелов из 229-мм и 178-мм орудий а также выпустил одну торпеду. На «Уаскаре» был снесён целый рангоут, но погиб всего один человек, а ещё пять участников команды были ранены (наряду с этим корабль не потерял боеготовности).

Один из 178-мм снарядов «Шаха» попал в башню «Уаскара», но кроме того с расстояния в 1600 метров смог только на 76 мм углубиться в 140-мм броню.

Монитор «Уаскар» (картина), 1865 год
The Brassey’s Naval Annual 1886. Portsmouth, 1886

Примечательно, что сам «Уаскар», выстроенный в Англии в 1865 году, более всего прославился как раз в качестве крейсера. Формально он являлся рангоутным монитором, нёс два 254-мм дульнозарядных орудия в поворотной башне Кольза, имел 114,5-мм броневой пояс и развивал относительно маленькую скорость в 12 узлов, но из-за маленького откидного фальшборта и высокого полубака был очень мореходным.

Начав собственную боевую карьеру в мае 1866 года с потопления испанского корвета «Петита бригантины» и Виктория «Мануэль», «Уаскар» стал одним из самых успешных крейсеров во всемирной истории – всего на его счету 2 потопленных корвета, 17 торговых судов, и 8 захваченных торговых и транспортных судов. В итоге, 8 октября 1879 года, на протяжении чилийско-перуанской войны, монитор был не легко повреждён и захвачен силами целой чилийской эскадры.

Из истории с «Уаскаром» возможно сделать два вывода: во-первых, далеко не всегда самым удачливым кораблём есть самый мощный, вооружённый и быстроходный; во-вторых, для «истребителя торговли» хорошая защита часто бывает серьёзнее высокой скорости. Нежданно для себя британцы поняли, что не имеют средств для действенной борьбы с крейсерами соперника.

Правильнее, единственным таким средством были броненосцы, исходя из этого в конце 1877 года «Шах» был замещён новым (вступил в строй в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века) броненосцем «Трайэмф», изначально строившимся для работы в отдалённых океанских районах и имевшим довольно высокую скорость в 13,75 узлов. Справедливости для нужно заявить, что до «Шаха» функции стационера у берегов Южной Америки делал второй броненосец – «Рипалс». Данный древесный корабль, заложенный ещё во второй половине 50-ых годов XIX века и строившийся целых одиннадцать лет, был представителем совсем второй эры и к 1877 году безнадёжно устарел, не обращая внимания на приличную скорость в 12,5 узлов.

По иронии судьбы «Шах» – прямой потомок «Инконстанта», один из лучших и новейших английских крейсеров 1-го ранга, вступивший в строй всего годом ранее – в феврале 1877 года был отправлен на Тихий океан как раз в связи с кризисом на балканском полуострове, угрожавшим очередной русско-турецкой войной. Ожидалось, что, как и в первой половине 50-ых годов XIX века, против России на защиту Турции выступит Англия, а русские в ответ пошлют в океан крейсерскую эскадру, как это случилось на протяжении кризиса 1863 года. «Шах» должен был противодействовать вероятному появлению у берегов Южной Америки русских крейсеров, но был не в состоянии совладать кроме того с мелким и тихоходным перуанским монитором.

Перечень литературы:

  1. А. П. Шершов. История армейского кораблестроения. М.-Л., 1940
  2. В. Я. Крестьянинов. Крейсера Российского Императорского флота. 1856–1917. Часть 1. СПБ.: Галея-Принт, 2009
  3. Издание «Моделист-Конструктор», выпуски серии статей «Морская коллекция» за 1977–1978 и 2006 годы
  4. David K. Brown. Warrior to Dreadnought. Warships design and development 1860–1905. Seaforth Publishing, 2010.

Классы кораблей. Дневники разработчиков № 2


Темы которые будут Вам интересны: