Перешагнувшие предел

Вечная сырость, ужасный воздушное пространство, насыщенный малоприятными запахами, качка, всплытия и срочные погружения, не всегда хорошее питание, прочие прелести и глубинные «бомбы» работы на боевых субмаринах далеко не лучшим образом сказывались на моральном и физическом состоянии германских подводников. Всё это неизбежно приводило к громадному физическому износу и нервному напряжению, а имело возможность закончиться и вовсе безрадосно. Где же был предел людских возможностей при долгом нахождении на подводной лодке?

Весьма ярко подобные моменты продемонстрированы в фильме «Лодка» (Das Boot), снятого в первой половине 80-ых годов XX века по одноимённому роману Лотара-Гюнтера Буххайма (Lothar-Gunther Buchheim). Возможно, многие поклонники данной картины не забывают сцену, где ветхий служака, машинист Йохан впадает в истерию на протяжении преследования лодки эсминцем. Антиподом Йохана в данной ситуации выступает «Старик», начальник субмарины.

Он являет собой пример эмоционального равновесия и стойкости а также готов пойти на крайние меры, дабы забрать обстановку под контроль.

Логично высказать предположение, что начальник подлодки должен быть крепче духом, чем любой член собственного экипажа, но каков был его запас прочности и как продолжительно он имел возможность выдерживать такие потрясения? Дабы ответить на данный вопрос, обратим внимание на сроки работы начальников германских подлодок в боевых условиях.

Перешагнувшие предел

Кадр из фильма «Das Boot»: начальник лодки «Старик» как уверенности и образец спокойствия. Его роль замечательно сыграл актёр Юрген Прохнов

Один из пунктов корабельного устава кригсмарине гласил: «Начальник — суверен на своём корабле». Это давало начальнику практически неограниченные полномочия, но в один момент накладывало на него весьма громадную ответственность, в особенности в боевой обстановке. Начальник подлодки в сражении был центром внимания экипажа, а потому не имел права на эмоции и был легко должен сохранять хладнокровие и выдержку.

Вот как писал об этом известнейший германский подводный ас Вольфганг Лют: «Ни для кого не секрет, что в то время, когда около начинают рваться глубинные бомбы, все наблюдают на офицеров».

«Запрашиваю разрешение возвратиться на базу»

Но такое напряжение не проходило бесследно, а также самые лучше начальники-асы становились жертвами нервного перенапряжения. Этому факту уделить время и Лотар-Гюнтер Буххайм, писавший в собственном романе следующее:

«…Асы! Их осталось мало. У Эндрасса сдали нервы. Но Старик всё ещё в норме, пример полного самообладания. Замкнут.

Не увлекается выпивкой. Выглядит всецело расслабленным и сидит, загружённый в собственные мысли…

…Эндрасс больше не имеет возможности выходить в море – не в том состоянии. Он всецело выжат. Но командующий подлодками как будто бы ослеп.

Он не видит этого либо не желает видеть. Асы дают ему итог, их удачи – материал для победных сводок».

Автор был недалёк от истины: такие случаи вправду имели место. Одним из «перегоревших» был кавалер Рыцарского креста с Дубовыми страницами капитан-лейтенант Генрих Бляйхродт (Heinrich Bleichrodt).

Слева: капитан-лейтенант Генрих Бляйхродт по окончании награждения его Рыцарским крестом с Дубовыми страницами. Справа: лодка U 109 возвратилась из похода на базу. Начальник лодки Генрих Бляйхродт стоит, облокотившись о поручень

Данный подводный ас прославился при разгроме союзного конвоя SC-7 в осеннюю пору 1940 года, а после этого в операции «Паукеншлаг». Бляйхродт сумел продержаться на фронте весьма продолжительное время, руководя боевыми субмаринами более двух лет. В первых числах Сентября 1940 года он принял под собственное руководство известную U 48, поменяв капитан-лейтенанта Герберта Шульце (Herbert Schultze), и спустя полтора месяца был награждён Рыцарским крестом.

Позднее он руководил U 67 и U 109. За это время Бляйхродт потопил 24 судна на 151 260 брт и один противолодочный корабль.

Ничего не предсказывало беды, пока 26 декабря 1942 года штаб подводных сил не принял с U 109, месяц пребывавшей в море, радиограмму следующего содержания:

«Командующему от U 109: начальник страдает уже приблизительно 10 дней отсутствием и депрессией энергии, позванными состоянием сильной психологической подавленности. Запрашиваю разрешение возвратиться на базу».

Это сообщение привело к изрядному переполоху в штабе, но Дёниц не дал прервать поход и послал в ответ следующую радиограмму:

«Командующий — U 109: Предусматриваю продолжение похода, но без попыток снабжения (для продления похода. — Прим.авт.). В крайнем случае, лодку принимает под руководство первый вахтофицер. Медицинский совет: Давать начальнику три раза в сутки люминал и кормить лёгкой пищей».

Но состояние Бляйхродта не улучшилось, и нервный срыв сломал его совсем. U 109 прервала поход и отправилась на встречу с «дойной коровой» U 463, где Бляйхродта осмотрел доктор. Затем U 109 начала возвращение на базу.

По приходу во Францию Бляйхродт был положен в больницу, а по окончании выздоровления переведён на береговую должность, взяв назначение в учебную флотилию. Он пережил войну, встретив капитуляцию Германии в звании корветтен-капитана.

25 сентября 1940 года, в Лориан возвращается лодка U 48, увешанная победными вымпелами. Это первенствовал боевой поход Генриха Бляйхродта в качестве начальника лодки, и он же был самым успешным: за 18 дней лодка потопила шесть транспортов и противолодочный шлюп «Данди» (HMS Dundee), а ещё один транспорт повредила

Необходимо подчеркнуть, что к тому моменту Бляйхродт совершил восемь походов и совершил в море 405 дней. Этого хватило, дабы его списали на берег по состоянию организма. Был ли данный временной промежуток пределом для других?

Чтобы выяснить это, совершим маленькое изучение, в котором разберём подробности карьеры вторых начальников германских подлодок.

Люди, живущие в море

Перечень кандидатов на достижение рекорда физической и моральной выносливости, продержавшихся на мостике боевой субмарины продолжительнее Бляйхродта, достаточно долгий — в нём 13 человек. Кто были эти люди?

Фрегаттен-капитан Вильгельм Доммес (Wilhelm Dommes). Руководил U 431 и U 178, в будущем — командующий группой подлодок «Муссон» в Индонезии, кавалер Рыцарского креста. Совершил в море 410 дней в течение 11 походов.

Пережил войну и умер в 82 года.

Капитан-лейтенант Вальтер Шуг (Walter Schug), начальник U 86. Совершил в море 415 дней в течение восьми походов. Погиб 29 ноября 1943 года совместно со своей лодкой.

Вальтер Шуг (в центре, в фуражке с белой тульей) и его офицеры на палубе U 86

Корветтен-капитан Гюнтер Мюллер-Штёкхайм (Gunther Muller-Stockheim), начальник U 67, кавалер Рыцарского креста. Совершил в море 423 дня в течение семи походов. Погиб 16 июля 1943 года совместно со своей лодкой.

Корветтен-капитан Асмус-Николай Клаузен (Asmus Nicolai Clausen), руководил U 142, U 37, U 129, U 182, кавалер Рыцарского креста. Совершил в море 424 дня в течение восьми походов. Погиб 16 мая 1943 года совместно со своей лодкой.

Капитан-лейтенант Харальд Гельхауз (Harald Gelhaus), руководил U 143 и U 107, в будущем — офицер штаба командующего ВМС и офицер-наставник в учебных флотилиях, кавалер Рыцарского креста. Совершил в море 425 дней в течение 10 походов. Пережил войну и умер в возрасте 82 лет.

Корветтен-капитан Альберт Ахиллес (Albrecht Achilles), начальник U 161, кавалер Рыцарского креста. Совершил в море 435 дней в течение шести походов. Погиб 23 сентября 1943 года совместно со своей лодкой.

Капитан-лейтенант Гюнтер Крех (Gunther Krech), начальник U 558, кавалер Рыцарского креста. Совершил в море 437 дней в течение 10 походов. Пленен 20 июля 1943 года по окончании потопления его лодки.

Пережил войну и умер в 85 лет.

Корветтен-капитан Адольф-Корнелиус Пининг (Adolf Cornelius Piening), начальник U 155, в будущем — начальник 7-й подводной флотилии, кавалер Рыцарского креста. Совершил в море 459 дней в течение восьми походов. Войну пережил и умер в 73 года.

Капитан-лейтенант Хорст Упхоф (Horst Uphoff), начальник U 84. Совершил в море 461 сутки в течение восьми походов, что есть громаднейшей длительностью нахождения в море начальника лодки VII серии. Погиб 7 августа 1943 года совместно со своей лодкой.

Необходимо подчеркнуть, что U 84 Упхофа и U 86 Шуга были единственными лодками типа VIIB, каковые так продолжительно продержались на «линии фронта» в Атлантике.

А сейчас обратим внимание на четвёрку рекордсменов, каковые, говоря словами известного киногероя, были «высечены из стали и кремня» и провели в море более 500 дней любой.

Возможно заявить, что это фото показывает эталонный и стереотипный образ начальника германской подлодки, сложившийся по окончании войны. Начальник U 177 корветтен-капитан Роберт Гизе у перископа

Корветтен-капитан Роберт Гизе (Robert Gysae), начальник U 98 и U 177, потом — начальник 25-й флотилии, кавалер Дубовых листьев и Рыцарского креста. Провел в море 506 дней в течение восьми походов. Необходимо подчеркнуть, что Гизе имел семимесячный паузу между походами, за который испытывал новую U 177, тренировал её экипаж и лечился в военного госпиталь по окончании ранения, взятого на протяжении воздушного налёта.

Исходя из этого его 506 дней возможно поделить на две части: 194 дня в шести походах на U 98, и ещё 312 — в двух походах на U 177. Гизе пережил войну и умер в возрасте 78 лет.

Корветтен-капитан Айтель-Фридрих Кентрат (Eitel-Friedrich Kentrat) последовательно руководил U 8, U 74 и U 196, стал кавалером Рыцарского креста. Совершил 561 сутки в море в течение 10 походов. Необходимо подчеркнуть, что, совершив в море 188 дней за время восьми походов на U 8 и U 74, Кентрат после этого год был вне территории военных действий.

Четыре месяца он служил в штабе командующего подводными силами, а после этого ещё восемь месяцев готовил экипаж новой U 196. По окончании выхода в море в марте 1943 года он совершил на данной лодке 225-дневный поход, поставив рекорд для субмарин Второй мировой по длительности нахождения в море. Следующий поход U 196 под его руководством продолжался 148 дней.

Кентрат пережил войну и умер в 67 лет.

Вторым по количеству времени, совершённого в море в качестве начальника подлодки, есть корветтен-капитан Юрген Эстен (Jurgen Oesten), кавалер Рыцарского креста. Он достаточно продолжительное время руководил малой лодкой U 61, совершив на ней девять походов (147 дней в море). После этого он принял руководство над новой U 106, на которой совершил три похода неспециализированной длительностью в 182 дня.

С октября 1941 по июль 1943 года Эстен занимал разные должности на берегу, после этого до апреля 1944 года проводил опробования новой U 861 и тренировал её экипаж. На данной лодке он совершил два похода, пробыв 252 дня в море. Так, за собственную карьеру начальника боевой подлодки Эстен совершил в общем итоге 14 походов, совершив в море 581 сутки.

Самый возможно, что Эстен есть единственным подводником, что руководил боевой субмариной в кригсмарине и в 1939, и в 1945 году. Здоровье Эстена также выяснилось поразительным: он пережил войну и умер в возрасте 96 лет!

Полный же рекорд по выносливости среди начальников германских подлодок в собственности капитану цур зее Вольфгангу Люту. Как начальник боевой субмарины Лют вышел в первоначальный поход в январе 1940 года на U 9. До июня 1940 года он за шесть походов совершил в море в общем итоге 72 дня. После этого наступил паузу на три месяца, и в сентябре-октябре Лют снова вышел в море, где в двух походах совершил ещё 29 дней на U 138.

В первых числах Декабря он перешёл на U 43 и совершил пять походов неспециализированной длительностью в 204 дня.

За время руководства U 43 Лют пять месяцев пребывал в вынужденном «отпуске», в то время, когда его лодка из-за халатности затонула прямо у пирса на базе. С января по сентябрь 1942 года Лют не был на «линии фронта», так как занимался опробованием новой U 181. После этого на ней он совершил два похода неспециализированной длительностью в 335 дней, причём один из них занял 205 дней и стал вторым по длительности походом боевой субмарины во Второй мировой.

В итоге, в то время, когда Вольфганг Лют ушёл на береговую должность в конце 1943 года, за ним числилось 15 боевых походов неспециализированной длительностью в 640 дней — практически около двух лет.

Прав ли был Буххайм?

Подводя итоги, возможно заявить, что все перечисленные офицеры-подводники перешли временной предел Бляйхродта, не сломавшись. Неся груз руководства кораблём в боевой обстановке, они справлялись со собственными обязанностями без нервных срывов. В случае если же дать отзыв о лучшем из них, то возможно заявить, что Лют вправду был прирождённым подводником с неповторимым здоровьем.

Возможно высказать предположение, что, живи Лют в эру космических полётов, он легко имел возможность бы стать астронавтом.

Капитан-лейтенант Генрих Леман-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock), который стал примером «Старика» в романе Буххайма. Снимок сделан в мае 1941 года — Леман-Вилленброк в зените славы, на его счету уже два десятка побед

Но, ошибочно думать, что возможности начальников подлодок были безграничны. На примере того же Люта видно, что в обстоятельствах его таинственной смерти одну из основных ролей сыграла накопившаяся усталость. Лют, не сломавшийся под глубинными бомбами в море, дал сбой уже на земле.

Однако факт столь долгого нахождения этих офицеров в боевой обстановке является показателем опытного подбора германских моряков-подводников. Помимо этого, это свидетельствует и о твёрдом отборе кандидатов на работу на флоте: не все указанные выше люди сходу попали на подводные лодки. Из этого возможно сделать вывод, что случай с Бляйхродтом есть скорее исключением, чем правилом.

А что же Эндрасс?

По окончании прорыва в Скапа-Флоу экипаж U 47 стал известным, а его начальник обер-зея и лейтенант Гюнтер Прин (Gunther Prien) превратился в живую легенду. Первый вахтофицер U 47 Энгельберт Эндрасс (Engelbert Endrass) недолго оставался в тени собственного начальника и прославился уже собственными удачами в качестве начальника подлодки. Очевидно, как броский персонаж подводной войны, Эндрасс приводит к интересу у любителей военно-морской истории, а его упоминание в романе Буххайма породило массу вопросов.

Правда ли подводный ас был в таком нехорошем состоянии? Стало ли оно одной из обстоятельств его смерти и знал ли об этом Дёниц, отправивший его на смерть?

Начальник U 552 капитан-лейтенант Эрих Топп и начальник U 567 капитан-лейтенант Энгельберт Эндрасс во французской базе Сен-Назер перед выходом в очередной боевой поход, 25 октября 1941 года

Ответы было нужно искать у известного подводного аса Эриха Топпа (Erich Topp), что пережил войну. Топп и Эндрасс были родными приятелями и большое количество времени между походами проводили совместно. Топп опроверг слова Буххайма, сообщив, что он не увидел у Эндрасса показателей нервного кризиса, как это обрисовано в романе. Оба они замечательно осознавали, что любой поход может стать для подводника последним, но не впадали от этого в глубокие депрессии.

Исходя из этого Буххайм в этом случае доверия не заслуживает, не смотря на то, что образ собственного «Старика» как начальника германской подлодки и человека с громадным запасом прочности он создал верный.

Литература:

  1. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House, 1996.
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  4. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  5. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 3. Norderstedt.
  6. Buchheim L.-G. DAS BOOT. — Munchen, R. PiperCo. направляться, 1973.
  7. http://www.uboat.net.
  8. http://www.uboatarchive.net.
  9. http://historisches-marinearchiv.de.

Атморави \


Темы которые будут Вам интересны: