Первые американские броненосцы. рождение

В середине XIX века господству древесных линкоров в ведущих флотах мира был брошен вызов. Уже первое использование паровых броненосных батарей на протяжении Крымской войны 1853–1856 годов продемонстрировало важный потенциал нового морского оружия – броненосцев. Настоящее же познание возможностей пароходов, закованных в металлическую броню, пришло к морякам на протяжении сражений на реках и у берегов Соединённых Штатов, где в смертельном поединке сошлись южане и северяне.

Время от времени одного броненосца хватало, дабы нейтрализовать пара тысяч вражеских солдат либо надёжно обезопасисть серьёзный порт. Новый боевой опыт помогал обеим сторонам совершенствовать конструкцию судов и развивать тактику применения броненосных эскадр.

С 1861 по 1865 год в Соединенных Штатах шла гражданская война между северными (так называемыми федеральными штатами либо Альянсом) и южными штатами, образовавшими Конфедерацию. Её обстоятельством стал конфликт экономических и интересов Юга и Севера: вопрос применения новых территорий под рабовладельческие плантации либо фермерские хозяйства; отмена рабства как метод повышения количества свободной рабочей силы для севера и угроза экономического провала для юга; утрата южанами политического господства над США; отличие заинтересованностей в области таможенных торговли и пошлин и т. д. Возглавили междоусобную борьбу президент Альянса Авраам президент и Линкольн Конфедерации Джефферсон Дэвис.

Первые американские броненосцы. рождение

Президент Соединённых Штатов Авраам Линкольн (слева) и президент Конфедерации Джефферсон Дэвис (справа)
Источник: civil-war.net

Соотношение юга и сил Севера приблизительно оценивалось как 7:3. Однако, решающие сражения 1861–1863 годов были побеждены армиями Конфедерации под руководством генералов Роберта Ли и Томаса Джексона (вместе с этим южане утратили штаты Кентукки и Миссури, и северные районы Миссисипи и Алабамы). Поражения южан в битвах при Геттисберге и Чаттануге в первой половине 60-ых годов XIX века выяснили переход Конфедерации к обороне.

Армейские будни соперников были очень схожими. Да и отличить «янки» от «дикси» с первого взора тяжело
Источник: civil-war.net

В 1864–1865 годах, имея подавляющее превосходство в снабжении и численности, армии Альянса под руководством генералов Улисса Уильяма и Гранта Шермана забрали под контроль всю территорию США и победили войну. За войну утраты Альянса составили около 360 000 человек, южане утратили не меньше 258 000 человек. Рабство было законодательно не разрещаеться, а политическая власть в стране перешла от южных плантаторов к экономической элите Севера.

задачи и Силы ВМС Севера и Юга

Сначала войны задачи ВМС соперников формулировались исходя из зависимости южан побережья и огромной протяжённости Конфедерации от импорта оружий, и табака и экспорта хлопка.

Основная задача флота Альянса была сформулирована в плане «Змея». Плотная блокада портов и побережья, и захват стратегических точек на приморских территориях южан должны были задушить экономику Конфедерации подобно кольцам огромной змеи. Тотальное превосходство в силах разрешило северянам начать исполнение замысла уже с первого года войны.

По мере захвата флота и усиления северян баз на берегах южных штатов эффективность блокады возрастала, а экономическое положение Конфедерации ухудшалось.

Одна из иллюстраций замысла «Змея»
Источник: loc.gov

Конфедерации приходилось защищать гавани и ключевые порты при помощи упрочнения существующих и строительства новых фортов, и плотного минирования подходов к гаваням. Не имея денежной и техвозможности создать полноценный флот, южане сделали ставку на технические новшества – броненосцы, подводные лодки, морские мины и нарезные морские пушки.

Шанс переломить движение морской войны в собственную пользу был потерян на первом году войны с утратой больших городов, где пребывали судостроительные фирмы. Исходя из этого количество и качество судов всегда было низким, а экипажам не хватало профессионализма и опыта. Поражения при Геттисберге и Виксберге лишили надежды поддержки и юг Европы выстроить современный флот за рубежом.

Морские армейские поставки Конфедерации хаотично осуществлялись частными судами. Успех сопутствовал коммерсантам более чем в 80% случаев, но обеспечить все потребности «клиента» они не могли. Помимо этого, вместо оружия эти суда обычно привозили из Европы шампанское и модные наряды, каковые возможно было реализовать стремительнее и удачнее.

За время войны одиночные каперы-крейсера Конфедерации стёрли с лица земли либо захватили приблизительно 5% торгового флота Альянса (около 200 судов) – эти цифры смогут показаться внушительными, но ущерб был незначителен. Со своей стороны, северяне к концу войны не смогли нейтрализовать только один крейсер Юга.

инициатива и Стратегическое господство всегда были на стороне ВМФ Альянса, что самостоятельно либо при помощи сухопутных сил делал поставленные перед ним задачи. В целом, действия южан возможно охарактеризовать как активное, мужественное и отчаянное сопротивление, которое разрешило продолжить агонию Конфедерации.

Особенности судостроения

Весной 1861 года флот США насчитывал 70 боеспособных судов – а также 35 паровых (из них 20 винтовых). Ни один из кораблей ВМФ не перешёл на сторону Юга. Наряду с этим на вооружении либо в постройке не было ни одного броненосца.

К декабрю 1864 года ВМФ Альянса под управлением секретаря Гидеона Уэллеса вырос до 671 единицы – а также 113 паровых винтовых броненосца и 71 кораблей.

Канонерская лодка флота США «Янтик» (USS Yantic). вооружённые пароходы и Подобные канонерки несли всю тяжесть блокадной работы
Источник: navsource.org

Судостроение северян опиралось на шесть больших верфей в Бостоне, Бруклине, Портсмуте, Вашингтоне, Балтиморе и Филадельфии. Паровые машины, орудия и сопутствующие механизмы производили шесть больших машиностроительных фирм – неприятностей с производственными мощностями не наблюдалось. Число рабочих в верфях и арсеналах за время войны возросло с четырёх до пятидесяти тысяч.

В таких условиях ремонт и строительство судов не воображали неприятностей.

Южане в начале войны не только не имели ни одного боевого корабля, но и не обладали индустрией для постройки армейского флота. Судостроительными центрами Конфедерации были Норфолк, Мемфис и Новый Орлеан – громадных верфей в том месте не имелось, а судостроение составляло 5% от общеамериканского тоннажа (по состоянию на 1860 год). За исключением леса, ресурсов для постройки судов либо новых верфей на Юге не было.

С 1862 года Конфедерация начала испытывать и важную дефицит трудовых ресурсов, поскольку на воинскую работу были призваны умелые рабочие, каковые не вступили в армию ранее. Дефицит экспертов-корабелов росла с каждым годом.

Винтовой шлюп флота США «Вачусетт» (USS Wachusett). Шлюпы защищали морские коммуникации и охотились на крейсера южан
Источник: navsource.org

В феврале 1861 года южане создали военно-морской департамент во главе со Стефаном Мэллори. Громадному флоту северян, складывавшемуся из парусных и паровых древесных судов, он внес предложение противопоставить маленький флот из броненосцев, первые из которых уже состояли на вооружении в Франции и Англии. По проекту конструктора Джона Портера с 1862 по 1865 год было начато постройкой около 50 броненосцев, но закончено только 22.

Средняя цена одного броненосца составила около 300 000 долларов золотом. Всего южане заказали 150 кораблей ВМФ, из которых достроили только половину.

Перед инженерами Конфедерации стояла задача по перестройке в броненосцы гражданских судов и военных, очень сильно различавшихся по чертям. Юг ни при каких обстоятельствах не имел возможности позволить себе сконструировать и выстроить корабль «с нуля». Тем более необычным есть тот факт, что при отсутствии нехватке ресурсов и специализированной промышленности южанам удалось раньше северян выстроить броненосец, а позднее создавать более либо менее унифицированные отряды броненосных судов.

Известная «Вирджиния» в ходе перестройки из парового фрегата «Мерримак». Живописец — Том Фримэн
Источник: pinterest.com

Известия о постройке южанами броненосца «наличие» и Вирджиния броненосных фрегатов и батарей у потенциальных неприятелей (Англии и Франции) потребовали от северян пополнения флота подобными по классу судами. В июле 1861 года Секретарь флота Гидеон Уэллес дал совет Конгрессу назначить совет морских офицеров для выработки рекомендаций по постройке броненосцев – так называемый «Совет по броненосцам». Проекты батарейных броненосцев «Нью-Айронсайдс» и «Галена» были приняты без неприятностей, не смотря на то, что все осознавали, что на их сооружение пригодится много времени.

«Галена» – хороший паровой корвет с узкой и неудачно расположенной бронёй закончил войну уже без брони. «Нью-Айронсайдс» следовал примеру первых французских броненосных фрегатов. Оба корабля были бы незаменимыми при вступления в войну Англии и Франции с их замечательными линейными флотами. «Нью-Айронсайдс» был фаворитом по количеству попаданий и взятых повреждений, зарекомендовав себя сильнейшим броненосцем Альянса. не сильный стороной обоих судов была громадная осадка, что осложняло их действия при блокаде побережья и подавлении береговой обороны соперника.

Первые федеральные броненосцы. Сверху — схема башенного броненосца «Монитор», снизу слева — броненосный фрегат «Нью Айронсайдс», снизу справа — броненосный корвет (шлюп) «Галена»
Источник: navsource.org

Самым увлекательным был последний, революционный проект – «Монитор» инженера Джона Эрикссона. На «Мониторе» были применены 47 запатентованных изобретений, он стал прародителем нового класса судов, взявшего наименование по его имени. Низкая осадка, достаточная степень защиты, высокая манёвренность, громадная огневая мощь и фактически круговая территория ведения огня делали мониторы Эрикссона очень действенными при ближней блокаде и защите побережья.

Продолжение направляться

литература и Источники:

  1. Wilson H. W. Ironclads in action. – London.: S. Low, Marston and Company, 1896
  2. A. Stenzel-H. Kirchoff, Seekriegsgeschichte in ihren wichtingsten Abschnitten mit Berucksichtigung der Seetaktik, Hannover, 1907–1911
  3. Official Records of the Union and Confederate Navies in the War of the Rebellion. Govt. Print. Off. Washington, 1894–1922
  4. Konstam Angus. Confederate Ironclad 1861–65 – Osprey Publishing, 2001, ISBN 10: 1841763071, ISBN 13: 9781841763071
  5. Konstam Angus. Union Monitor 1861–65 – Osprey Publishing, 2002, ISBN 10: 1841763063, ISBN 13: 9781841763064
  6. Donald L. Canney. The Old Steam Navy: The Ironclads, 1842–1885 – Naval Institute Press, 1993, ISBN-10: 0870215868, ISBN-13: 978–0870215865
  7. Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads At War: The Origin And Development Of The Armored Battleship – Da Capo Press, 1998, ISBN 10: 0938289586, ISBN 13: 978–0938289586
  8. http://www.civil-war.net, The Civil War Home Page. Dedicated to the participants, both North and South, in the great American Civil War 1861–1865
  9. http://www.navsource.org, Photographic History of the U.S. Navy
  10. https://www.loc.gov, Library of U.S. Congress

Броненосцы Ironclads


Темы которые будут Вам интересны: