Первые американские броненосцы: устройство и тактика

На протяжении военных действий гражданской войны в Соединенных Штатах стали очевидны сильные и не сильный стороны броненосцев. опасения и Смелые мечты южан их соперников, что «Вирджиния» в одиночку может уничтожить Вашингтон, сменились рутиной войны. Броненосец северян «Монитор» – основатель одноимённого класса судов – был потерян при буксировке в нехорошую погоду.

Для северян стало очевидным то, что броненосцы – это суда для действия на реках и в спокойных гаванях. Иначе, отсутствие у Конфедерации количества броненосцев, достаточного для сложного сотрудничества, так и покинуло тактику их применения на зачаточном уровне.

Тактика применения броненосцев

Появление нового оружия морской войны потребовало понимания его возможностей и верной тактики применения. Никаких теоретических наработок ни у одной из сторон не существовало. Первый же бой на Хэмптонском рейде выяснил мизерные расстояния боя (от 50 до 100 м), но кроме того на таком расстоянии пушки, мало изменившиеся со времён наполеоновских войн, еле пробивали защиту из простого железа толщиной от 25 до 350 мм.

Сблизившись как возможно посильнее, броненосцы обменивались выстрелами, причём мониторы давали один залп приблизительно в семь мин., а броненосцы южан – один залп в пятнадцать мин.. Кроме того при бое на столь малых расстояниях точность ведения огня в среднем не превышала 5%.

Первые американские броненосцы: устройство и тактика

Полноразмерная реплика броненосца «Монитор» у входа в Морской музей в Ньюпорт-Ньюс
Источник: marinersmuseum.org

Простая практика была такова: орудие наводилось по вертикали и горизонтали на требуемый угол, по окончании чего артиллерист осуществлял выстрел в тот момент, в то время, когда линия прицеливания совпадала с мишенью. Сложность заключалась в осуществлении выстрела как раз сейчас, а не мгновением раньше либо позднее, и как раз тут крылся источник громаднейших погрешностей.

Неточность в десятую долю секунды на корабле, раскачивающемся с амплитудой в десять градусов, означала, что боеприпас пройдет на 30 футов выше либо ниже цели, находящейся на расстоянии 1000 ярдов. Скорость реакции артиллеристов колебалась от четырех до восьми десятых секунды и имела возможность изменяться в зависимости от их эмоционального состояния и самочувствия.

Любой артиллерист должен был вечно тренироваться в стрельбе как раз в тот момент, в то время, когда три точки – прорезь целика, мишень и мушка – окажутся на одной линии. Кое-какие имели возможность достигнуть совершенства по окончании продолжительных тренировок, но неспециализированным было вывод, что хорошими артиллеристами рождаются, а не становятся. Кроме того по окончании всех вероятных тренировок погрешности были столь громадны, что считалось неосуществимым вести действенный пламя с дистанции более 1000 ярдов.

Модели броненосцев «Вирджиния» и «Монитор» в одном масштабе
Источник: marinersmuseum.org

корректирование стрельбы и Тщательная наводка считались нужными и чтобы избежать ненужной траты драгоценных снарядов, в особенности бронебойных снарядов и ядер. сложность изготовления и Высокая стоимость снарядов заставляли вести тщательный учет и стараться применять их точно. Дабы расширить энергию бронебойного боеприпаса, следовало применять двойной, а время от времени и тройной заряд пороха (если сравнивать с надёжным).

Новинкой морской артиллерии для обеих сторон стало ограниченное применение нарезных орудий и снарядов вместо привычных гладкоствольных пушек и круглых ядер. Но несовершенство разработок делало нарезные пушки страшными, поскольку, не обращая внимания на все преимущества в точности, дальности и проникающей силе боеприпаса, они имели возможность взорваться в любую 60 секунд.

Таранные атаки стали попыткой преодолеть практически безвыходную обстановку, в то время, когда для вывода из строя броненосца требовался концентрированный пламя в течение долгого времени. Таран разрешал скоро послать соперника на дно, но плохая манёвренность и низкие скорости осложняли задачу определения траектории для выхода в наступление.

Против таранных ударов мониторы Альянса были защищены размещением главного бортового бронепояса на некоем расстоянии от корпуса, а южане удлиняли нижнюю кромку собственных наклонных казематов, и она уходила под воду, образуя необычный «горбыль». Продолжением тактики таранного удара стало размещение в носовой части корабля выступавших вперёд шестов, на которых крепились мины. При взаимодействии с корпусом соперника мина взрывалась, и от этого уже не имел возможности спасти никакой горбыль.

Модель броненосца южан «Теннесси» показывает внутреннее устройство каземата
Источник: cottageindustrymodels.com

Как продемонстрировали многократные испытания, таран – это оружие, которое весьма тяжело применять. Дабы применить его, необходимо было подойди к неприятелю близко. В случае если же паровые машины неприятеля не имели повреждений, и он не был стеснен в перемещениях, то это становилось очень сложной задачей.

При таране же быстродвижущегося корабля атакующему угрожала опасность очень сильно пострадать – появляться протараненным самому либо взорванным собственной шестовой миной.

Перед началом боя руководство определяло неспециализированную задачу для корабля либо эскадры. К месту сражения суда двигались в кильватерной колонне – при таком построении было легко поменять курс и перестраиваться, сохранять собственные места и пользоваться бортовыми орудиями, не опасаясь попасть в личные суда. Необходимость в сигналах была мала, что являлось серьёзным преимуществом при управлении броненосцами, на верхней палубе которых на протяжении боя никого нет.

Практически через пара мин. по окончании начала боя капитаны сами определяли для себя цели и направление перемещения – любой корабль маневрировал в одиночку. Во многом это разъясняется тотальным количественным превосходством Альянса в броненосцах – разрабатывать какую-либо особенную тактику северянам было незачем. Борьба с неподвижными береговыми упрочнениями Конфедерации не потребовала ухищрений, помимо этого, на реках попросту не хватало места для сложного маневрирования либо сохранения строя.

Недорогая мина, изготовленная из простой древесной бочки, имела возможность в одночасье стереть с лица земли дорогостоящий броненосец
Источник: marinersmuseum.org

Раздельно стоит упомянуть ключевую роль первых, ещё совсем несложных и ненадёжных морских мин. Металлический либо древесный контейнер, решётка и цепь в роли якоря составляли внешние элементы смертоносного оружия, а заряд пороха – его «начинку». Детонатором служила стеклянная капсула с особенным химическим веществом, при повреждении приводившая к взрыву, или электрические провода, протянутые до гальванического элемента питания, расположенного на берегу.

Стоило корпусу мины проржаветь либо взять иное повреждение, как она становилась ненужной. Однако, 100% боевых утрат мониторов северян приходятся именно на мины.

Устройство броненосцев

Во второй половине XIX века происходило становление индустриального общества и рост колониальных империй. В этих условиях господство на море стало решающим причиной, а борьба за него вышла на новый уровень благодаря паровым бронированным судам. Практически кораблестроение было самый наукоёмкой и передовой отраслью того времени, вбиравшей в себя тогдашние технологические успехи.

Эрой броненосцев принято именовать период с 1855 по 1905 год.

К моменту появления первых броненосцев все элементы, определявшие их особенности, были в той либо другой степени опробованы. Паровая машина употреблялась на древесных парусных судах в качестве запасного механизма на случай штиля. Винт упростил конструкцию и повысил коэффициент нужного действия парового двигателя. Пушки, стрелявшие разрывными и зажигательными бомбами, уже стёрли с лица земли турецкую эскадру при Синопе.

Технический прогресс разрешил наладить производство в рамках существовавших разработок и стремительное освоение новых типов судов. Пожалуй, новинкой являлась только металлическая броня, предназначенная для защиты от зажигательных и разрывных снарядов.

Кроме того лучшая в мире английская 6-дюймовая броня не имела возможности устоять против мощи огромных бронебойных снарядов американских 15-дюймовых пушек Дальгрена. Фото из коллекции автора

К 1862 году уже имелся в полной мере успешный опыт строительства металлических клепаных корабельных корпусов – к примеру, британского броненосного фрегата «Уорриор». Металлический корпус снабжал громадную конструктивную прочность, меньший вес и самое серьёзное – возможность придать обводам корпуса громадную остроту, что снабжало выигрыш в скорости.

Но железо стоило существенно дороже привычного дерева, помимо этого, чувствовался недочёт квалифицированных экспертов для работы с новым материалом. Однако, первый же броненосец северян «Монитор» был полностью металлическим, что частично растолковывало низкую скорость его постройки.

Последовавшие за ним броненосцы имели древесные корпуса и металлическую обшивку – громадные запасы дерева, отработанные наличие и технологии постройки квалифицированных плотников разрешали строить такие суда скоро и довольно дешево. Сложности в сочетании дерева и железа заключались в неоднородной прочности конструкции, ее склонности к вибрациям и повышенной пожарной опасности.

На Юге отсутствие развитой индустрии не разрешало строить боевые суда с металлическими корпусами – исключением являлся только броненосец «Атланта», перестроенный из британского металлического парохода.

Разрез деревянной подложки и реконструкции брони броненосца «Вирджиния»
Источник: marinersmuseum.org

Темперамент ведения военных действий на мелководье и реках потребовал маленькой осадки (от 3 до четырех метров), что повлекло за собой пренебрежение к мореходности броненосцев. Только северные «Галена» и «Нью-Айронсайд», и «Стоунволл» конфедератов смогут принимать во внимание в полной мере мореходными судами. Не смотря на то, что протяженность корпуса судов редко превышала 70 м, на полную циркуляцию затрачивалось от 15 мин. у северян до 40 мин. – у судов Конфедерации.

Водоизмещение южных броненосцев варьировалось от 500 до 1000 т, северных – от 1000 до 2100 т, не смотря на то, что так называемый мореходный монитор крейсерского типа «Диктатор» имел водоизмещение 4438 т, а в постройке пребывали двухбашенные мониторы типа «Каламацу» с водоизмещением в 5660 т.

Суда соперников отличались друг от друга и размещением артиллерии. За исключением двух броненосных фрегатов, все остальные броненосцы Альянса были мониторами с размещением спаренных пушек в одной либо двух бронированных вращающихся башнях. Такое размещение давало практически круговой радиус обстрела и разрешало прекрасно обезопасисть артиллерию вертикальной бронёй.

Для вращения башен требовались вспомогательные гидравлические и паровые механизмы, что делало данный тип корабля недоступным для южан ввиду их не сильный индустрии. Исходя из этого броненосцы Конфедерации несли собственную артиллерию в наклонных бронированных казематах. Наклон стены каземата приводил к рикошетам вражеских снарядов и снабжал лучшую устойчивость брони к повреждениям.

Малые углы ведения огня каждой из пушек потребовали размещения в каземате большего количества орудий, дабы обеспечить круговой обстрел.

Наглядный макет устройства башни федерального броненосца «Монитор»
Источник: marinersmuseum.org

Конфедерации и Броненосцы Союза были вооружены пушками однообразных совокупностей (Дальгрена, Брука и Парротта) калибрами от 6 до 15 дюймов, причём северяне отдавали предпочтение крупнокалиберным дульнозарядным гладкоствольным пушкам совокупности Дальгрена, а южане – нарезным шести- и семидюймовым дульнозарядным пушкам Брука.

Из бомбических пушек стреляли тремя видами снарядов (не считая картечи) – целыми ядрами (solid shot), бомбами (shell) и пустотелыми ядрами (hollow shot). Пушки стреляли пустотелыми ядрами либо бомбами, снаряженными порохом. Оба типа снаряда имели однообразный вес, дабы канониры в горячке сражения не перепутали пороховые заряды.

Наряду с этим пустотелые ядра не были безлюдными бомбами, а являлись отдельным типом снаряда.

Бомбы для бомбических пушек представляли собой полые чугунные оболочки, заполненные тёмным порохом. Они имели дистанционный взрыватель в виде древесного (позднее – бронзового) запала со особой огнепроводной вставкой. Бомбы хранили безлюдными и снаряжали перед боем, или заблаговременно снаряжали и хранили вместе с установленным взрывателем.

Бомбу снаряжали, вставляя запал, что укорачивали до определённой длины, соответствовавшей предполагаемой дальности выстрела, сверяясь наряду с этим со особой таблицей. Но, такая «настройка» была весьма неотёсанной и делалась «с запасом». В большинстве случаев бомбы пробивали небронированный борт корабля и взрывались уже в.

Бомбы с контактным взрывателем распространения не взяли, потому, что артиллеристы опасались их случайного срабатывания до либо на протяжении выстрела.

Нарезная дульнозарядная 6,4-дюймовая пушка Брука на низком древесном станке. Самое страшное орудие, которым имел возможность вооружаться броненосец
Источник: portcolumbus.org

Нарезные пушки стреляли конусообразными целыми либо разрывными боеприпасами большей пробивной силы. Лучшее уровень качества дымного пороха у северян давало им ещё одно преимущество над южанами, которым не хватало пороха по большому счету и качественного в частности. Статистика, собранная конфедератами за время войны, продемонстрировала, что примерная возможность взрыва пушки Уитворта либо Блэкли при выстреле составляла 0,4–0,5%.

Отчет северян 1865 года содержит данные о том, что одна из испытуемых 100-фунтовых пушек Парротта взорвалась по окончании 514-ти выстрелов, одно 150-фунтовое орудие разорвалось по окончании 660 выстрелов, ещё два – по окончании 88-ти и 215-ми выстрелов, а средняя возможность взрыва при выстреле составила 0,3%.

Вторым оружием броненосца стал таран, в первый раз применённый «Вирджинией» в сражении на Хэмптонском рейде. Металлическая броня выяснила действенную расстояние ведения огня в 50–100 м и, дабы стереть с лица земли броненосец соперника, требовался концентрированный пламя по одной цели в течение 30–40 мин.. В таких условиях таран, что одним успешным ударом имел возможность решить финал боя, купил особенную важность.

Ещё одним новым оружием, призванным нейтрализовать броневую защиту, стали мины, начинённые взрывчаткой и укрепленные на шестах в носовой части броненосца. По окончании подведения мины под корпус атакуемого корабля срабатывал контактный стеклянный взрыватель, или заряд детонировали вручную при помощи воспламенения и электрического заряда.

Масштабная (3/8) ходовая реплика броненосной канонерки южан «Албемарл»
Источник: civilwartalk.com

Броневую защиту мониторов Альянса снабжали дюймовые страницы катаного железа – пара слоев, из которых набиралась броня нужной толщины: борт – 100–150 мм; башня – 250–300 мм; рубка – 200–300 мм; палуба – 12–40 мм. При равной толщине такая броня уступала по прочности целым пластинам европейской выделки, но имелась возможность собрать громадную толщину брони, чем разрешали тогдашние разработки проката целого металлического страницы (127 мм).

Южные броненосцы несли на себе импровизированную броню, складывавшуюся из нижнего продольного и верхнего поперечного слоёв ЖД рельсов толщиной в 101 мм, расплющенных способом ковки. Подобная броня не имела возможности устоять перед гладкоствольными 11- и 15-дюймовыми пушками Дальгрена на дистанции менее 50 м. Одновременно с этим, и слоёная броня мониторов не выдерживала снарядов, выпущенных из 7-, 8- и 9-дюймовых нарезных пушек южан.

Еще одной постоянной проблемой броненосцев Конфедерации были паровые машины. Не имея возможности строить новые, южане снимали изношенные паровые машины с гражданских судов. Такое ответ не разрешало развивать скорости более 5–7 узлов, тогда как новые паровые машины северян, выстроенные специально для конкретных судов, снабжали их броненосцам скорость в 7–11 узлов.

Маленькие запасы угля не разрешали броненосцам выполнять долгих переходов, что не было критичным для действий в прибрежной территории.

В целом, за время войны броненосцы обеих сторон прошли путь от экспериментального и достаточно неуклюжего оружия до главного довода противостояния на море. Кроме того в условиях дефицита фактически всех нужных ресурсов южане сумели выработать самобытный и в полной мере жизнеспособный тип казематной броненосной лодки. Современные американские историки характеризуют программу строительства конфедеративного флота весьма уместной поговоркой: «На сутки опоздали, и американского доллара не хватило».

В тех же случаях, в то время, когда южане не «опаздывали», и всего «хватало», их броненосцы становились весомым причиной военных действий. Северяне сделали ставку на развитие мониторов – самого сложного и дорогого из дешёвых им типов броненосцев. Частично это было обусловлено громким успехом первого детища инженера Эрикссона на Хэмптонском рейде, частично – угрозой вмешательства в войну европейских держав.

Тихоходные мониторы не в полной мере доходили для блокадной работы, не хорошо показали себя в противостоянии с батареями и фортами, но имели возможность удачно сражаться с любыми вражескими судами – от канонерок южан до французских либо английских батарейных броненосцев.

литература и Источники:

  1. Wilson H. W. Ironclads in action. – London.: S. low, Marston and Company, 1896
  2. A. Stenzel – H. Kirchoff, Seekriegsgeschichte in ihren wichtingsten Abschnitten mit Berucksichtigung der Seetaktik, Hannover, 1907–1911
  3. Official Records of the Union and Confederate Navies in the War of the Rebellion. Govt. Print. Off. Washington, 1894–1922
  4. Konstam Angus. Confederate Ironclad 1861–65 – Osprey Publishing, 2001, ISBN 10: 1841763071 ISBN 13: 9781841763071
  5. Konstam Angus. Union Monitor 1861–65 – Osprey Publishing, 2002, ISBN 10: 1841763063 ISBN 13: 9781841763064
  6. Donald L. Canney. The Old Steam Navy: The Ironclads, 1842–1885 – Naval Institute Press, 1993, ISBN-10: 0870215868 ISBN-13: 978–0870215865
  7. Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads At War: The Origin And Development Of The Armored Battleship – Da Capo Press, 1998, ISBN-10: 0938289586 ISBN-13: 978–0938289586
  8. http://www.marinersmuseum.org, Американский национальный морской музей в Ньюпорт-Ньюс
  9. http://www.portcolumbus.org, Музей военно-морского флота Гражданской войны в Соединенных Штатах

Оружейная. Историческая справка. Первые американские броненосцы.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: