Первые подводные лодки как оружие. часть ii

Подводные лодки в современном понимании – это грозное оружие, но в то время, когда они стали таковыми? Кто создал первую подлодку только для армейских целей, какое оружие они на себе несли и как смотрелись? На эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

создателем и Первым изобретателем первой военной подлодки принято вычислять французского инженера Дени Папена, создавшего собственную лодку в первой половине 90-ых годов XVII века в Германии. Его изобретение воображало собой цельнометаллическое подводное судно в форме прямоугольника, имеющего длину 1,68 м, высоту 1,76 м и ширину 76 см.

Данное изобретение, обрисованное создателем в 1695 году в альманахе «Собрание разных рассуждений, касающихся некоторых автомобилей», было оснащено каркасом из металлических прутьев, люком, закрывающимся на пара болтов, и отверстиями для весел, каковые, по заверению автора, возможно было применять для атаки на вражеский корабль. Так, возможно смело утверждать, что Папен был не только создателем первого железного подводного судна, но и первой военной подлодки.

Первые подводные лодки как оружие. часть ii

Лодка Папена

Одновременно с этим подобная мысль появилась и в умах русских изобретателей. Так, в 1718 году к императору Петру I приходит рабочий верфи Иван Никонов и предлагает выстроить для императора подводное судно. Петр как подлинный энтузиаст сразу же загорается идеей создания подлодки, и уже в августе 1720 года на галерном дворе Петербурга закладывается первая подлодка Никонова, сошедшая с верфи в первой половине 20-ых годов восемнадцатого века.

Эта лодка прошла последовательность успешных опробований, по результату которых было решено создать новую подлодку. Второй проект Никонова, названный «огненное судно», был построен в осеннюю пору 1724 года, но наряду с этим лодка была повреждена. К сожалению, лодки не сохранились, как и их чертежи, но предполагается, что обе они были выполнены в виде бочек, имеющих весельную тягу.

Подлодка Никонова (реконструкция первого примера)

Существовала и третья лодка, созданная Никоновым. Ее изобретатель создавал уже по приказу Екатерины I. Быть может, это была отремонтированная и усовершенствованная вторая лодка. Новое судно было удачно построено во второй половине 20-ых годов XVIII века. В проект данного судна Никонов добавил такое оружие, как мелкокалиберные пушки, трубку для метания сосудов с зажигательной смесью и механические приспособления для уничтожения судов (предположительно бур).

Необычным фактом есть предположение, по которому водолаз, пребывающий на борту, имел возможность выйти из лодки, пребывавшей под водой. Для этого Никонов создал особую рубку-капсулу, которую можно считать прообразом современных шлюзовых камер. Этот проект дорого стоил стране и, согласно точки зрения государственныхы служащих, не окупал себя.

В следствии этого изобретателя сослали в глухой астраханский порт.

Не обращая внимания на эти разработки, самой известной «ранней» подлодкой есть изобретение Дэвида Башнела, выстроенное 1773 году в Соединенных Штатах. Лодка Башнела представляла собой дубовую бочку, стянутую металлическими обручами, на которой размешался бронзовый колпак с иллюминаторами и герметично закрывающейся крышкой. Кроме этого колпак был оснащен двумя трубками с клапанами для подачи свежего и выведения использованного воздуха.

Погружалась лодка при заполнении водой бака, расположенного на дне лодки. Для всплытия было нужно выкачать из него воду, применяя для этого помпу. Для экстренного же всплытия начальник лодки имел возможность отсоединить свинцовые грузила, крепившиеся кроме этого ко дну судна.

Перемещение лодки осуществлялось при помощи двух винтов на мышечной тяге. Лодка Башнела, взявшая имя «Turtle», весила около 2 тысячь киллограм и имела длину по корпусу в 2,3 метра, а ширину в 1,8 метра. Эта лодка имела возможность пребывать под водой до 30 мин., что было достаточно для применения ее единственного оружия – мины. Это оружие крепилось к буру, расположенному на колпаке лодки, и воображало собой пороховую бочку весом в 45 кг с часовым механизмом.

По задумке автора начальник лодки должен был подплыть ко дну судна, пробурить его и, отсоединив бур, запустить часовой механизм.

Подлодка Башнела

Как мы знаем, что эта лодка учавствовала в Войне за независимость США. Во второй половине 70-ых годов восемнадцатого века лодка Башнела, которой руководил сержант Эзра Ли, постаралась нападать один из английских судов, заблокировавших порт Бостона. Но дно английского фрегата «Еagle» , что пробовал нападать Ли, было обшито металлом, и атака оказалась неудачной.

Изобретение Башнела, пожалуй, было первой и последней военной подлодкой на ручной тяге. По окончании нее уже оказались судна на паровых двигателях и на двигателях внутреннего сгорания.

Схема подлодки turtle

Первая часть статьи

Д/ф «Оружие Победы» — Подводная лодка «Катюша»


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: