Первый и последний бой «блюхера»

Тяжелый крейсер «Блюхер» был вторым кораблем серии крейсеров типа «Адмирал Хиппер». Корабль, взявший литерное обозначение G и условное наименование Erzatz Berlin (нем. – «замена «Берлина»), обусловленное внешнеполитической игрой (Германия пробовала представить постройку нового крейсера как замену крейсера «Берлин», остававшегося в составе флота со времен Первой Мировой), был заложен на стапеле завода «Блом и Фосс» в Гамбурге 15 августа 1936 года.

8 июня 1937 года он был построен и стал называться в честь прусского генерал-фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера. Современные кораблестроители довольно часто именуют второй корабль в серии «первым серийным», что связано с громадным числом трансформаций в конструкции, вносимых по эксплуатации и опыту строительства первого корабля. В большинстве случаев строительство второго корабля в серии затягивается, и «Блюхер» кроме этого не избежал данной судьбы.

Только 20 сентября 1939 года, на год позднее запланированного срока, он был официально принят в состав кригсмарине.

Первый и последний бой «блюхера»

Тяжелый крейсер «Блюхер» на протяжении опробований

Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d5/Bundesarchiv_DVM_10_Bild-23–63–09%2C_Kreuzer_%22Blucher%22.jpg?uselang=ru

Информацию о эксплуатационных характеристиках и геометрических размерах крейсера, приводимые в разных источниках, значительно отличаются:

Характеристики

Источник информации

Сергей Патянин «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»

«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Вальтер Хубач «Захват Норвегии и Дании»

Стандартное водоизмещение, тысячь киллограм

14 250

10 000

Полное водоизмещение, тысячь киллограм

18 210

15 400

18 500

Протяженность, метров

194,6

199

205

Ширина, метров

21,3

21,6

22

Осадка, метров

5,8–7,7

4,6

9

Как видно из приведенных данных, расхождения в осадке и водоизмещении крейсера, приводимых специальными справочниками и современными изданиями времен Второй мировой, очень ощутимы. Объяснение этому возможно отыскать в книге историка английской разведки Дональда Маклахана «Тайны английской разведки».

При с крейсерами типа «Адмирал Хиппер» и линейными кораблями типа «Бисмарк» германская разведка через военно-морского атташе организовала утечку фальшивой информации с заниженными водоизмещениями судов за счет указания их малой осадки. Начальным жаждой немцев было доказать соответствие черт собственных судов требованиям Вашингтонского соглашения об ограничении морских оружий, но итог превзошел самые храбрые ожидания.

Союзники сами для себя растолковали малую осадку судов малом глубиной Финского залива и Кильского канала, приняв эти на веру, что стало причиной неточностям в их кораблестроительных программах. Полагая, что германские суда направлены против СССР, британцы не стали перевооружать собственные линейные корабли типа «Кинг Джордж V» артиллерией более большого калибра, а СССР развернул неоправданно масштабную кораблестроительную программу а также купил недостроенный германский тяжелый крейсер.

В качестве ходовой установки крейсера употреблялись 12 паровых котлов и 3 турбозубчатых агрегатов мощностью 132 000 л.с. (согласно данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 82 000 л.с). Ходовая установка разрешала развивать скорость в 32 узла. Дальность хода корабля составляла 6500 миль при скорости в 15 узлов (согласно данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира.

1944 год» – 3000–16 000 миль; согласно данным, приведенным в книге Вальтера Хубача «Захват Норвегии и Дании» – 6500 миль).

теневая проекция и Внешний вид крейсера «Блюхер»
Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Пара различаются и информацию о бронировании крейсера, приводимые разными источниками. самые полные информацию о бронировании крейсера приведены в работе Сергея Патянина «Кригсмарине. ВМФ Фашисткой германии»: основной пояс – 80 мм (согласно данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира.

1944 год» – 127 мм); шнобель – 40 мм; корма – 70 мм; палуба – 30+30 мм; траверсы – 80 мм; башни главного калибра – 50–160 мм (согласно данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 80 мм); барбеты – 80 мм; боевая рубка – 50–150 мм.

Артиллерийское оружие больших германских надводных судов, строившихся по окончании прихода Гитлера к власти, было организовано практически оптимальным методом – оно складывалось из артиллерии главного калибра (размещенной в башнях), универсальной зенитных среднего автоматов и артиллерии калибра. Информацию о составе артиллерийского оружия, приводимые в разных источниках, фактически аналогичны.

Артиллерия главного калибра складывалась из восьми орудий калибра 203 мм (протяженность ствола – 60 калибров, дальность стрельбы – 176 кабельтовых, масса боеприпаса – 122 кг, скорострельность – 4 выстрела в 60 секунд), установленных в четырех двухорудийных башнях, расположенных попарно на корме и носу корабля, что разрешало снабжать одновременный бортовой залп всеми орудиями.

Зенитная артиллерия крейсера складывалась из двенадцати универсальных орудий (6 спаренных установок) калибра 105 мм (протяженность ствола – 65 калибров, дальность стрельбы – 96 кабельтовых, масса боеприпаса – 15,1 кг, скорострельность – 12–15 выстрелов в 60 секунд), двенадцати зенитных автоматов (6 спаренных установок) калибра 37 мм (протяженность ствола – 83 калибра, дальность стрельбы – 46,5 кабельтовых, масса боеприпаса – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в 60 секунд), десяти зенитных автоматов калибра 20 мм (протяженность ствола – 65 калибров, масса боеприпаса – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в 60 секунд). зенитные автоматы и Универсальные орудия размешались по периметру корабля, снабжая круговой перекрестный пламя.

Торпедное оружие крейсера складывалось из четырех строенных торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль имел возможность взять на борт 160 мин, что разрешало применять его в качестве минного заградителя.

В 1930-е годы существовала определенная мода на применение гидросамолетов для оружия больших надводных судов (предполагалось применение самолетов для противолодочной обороны, корректировки огня и ведения разведки). Авиационная несколько крейсера «Блюхер» складывалась из четырех гидросамолетов, для запуска которых корабль был оборудован катапультой.

Крейсеры типа «Адмирал Хиппер» были обычными рейдерами, предназначенными для действий на удаленных коммуникациях соперника, и для борьбы с довольно плохо вооруженными вражескими судами.

Боевая работа

Задержки на протяжении строительства сыграли с крейсером злую шутку. Корабль был введен в строй уже на протяжении войны, и работы по устранению распознанных недочётов велись в один момент с боевой учебой. Лишь в середине ноября 1939 года, по окончании устранения распознанных при приемке недоработок, «Блюхер» смог приступить к предварительным (в современной терминологии – швартовочным) опробованиям.

Эти опробования распознали неполадки в автомобилях, по окончании устранения которых 27 ноября крейсер покинул завод и направился в район Готенхафена, где приступил к ходовым опробованиям. По завершении испытательного похода корабль возвратился в Киль, где работы на нем продолжились.

Лишь 7 января 1940 года «Блюхер», наконец, смог покинуть завод, но ввиду нехорошей погоды совершить стрельбы не удалось, и 17 января он возвратился в Киль, где опять был послан на завод для устранения недоработок, которое затянулось до конца марта. Так, корабль, формально пребывавший в строю практически полгода, покидал достроечную стенку только на 19 дней и «не сделал ни одного выстрела из орудий главного калибра; не проводилось кроме этого столь ответственных неспециализированных учений по ликвидации последствий боевых повреждений и борьбе за живучесть» (В. Кофман «Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер» (под редакцией С. Сулиги).

Крейсер «Блюхер» по окончании официального подъема боевого флага
Источник: http://fictionbook.ru/static/bookimages/06/66/12/06661257.bin.dir/h/i_028.jpg

Операция «Учения на Везере. Север». Первый и последний бой «Блюхера»

Острая потребность в судах для операции «Учения на Везере. Север» (оккупация Норвегии), в которой находится задействованным целый германский флот, вынудила Командование ВМС Германии включить «Блюхер» в перечни судов-участников вторжения. Действительно, в ответе указывалось, что крейсер пригоден для «несложных заданий», но наряду с этим не уточнялось, что именно под этим понимается.

К чести кригсмарине нужно заявить, что германское руководство было введено в заблуждение разведкой и не предполагало встретить в Норвегии важного сопротивления. Директива от 1 марта 1940 года гласила: «Принципиально необходимо стремиться к тому, дабы придать данной операции темперамент дружеского захвата, целью которого есть вооруженная защита нейтралитета северных стран. Соответствующие требования будут переданы кабинетам министров с началом захвата.

Демонстрации флотов и воздушные демонстрации придадут при необходимости нужный выговор». В соответствии с своевременным приказом №1 группы XXI от 5 марта 1940 года главным вариантом развития операции был вариант «А» (мирная оккупации).

О том, как сильна была вера в мирный захват, возможно делать выводы по следующим пунктам этого приказа: «Правомочное чувство собственного преимущества норвежских армии необходимо беречь тем больше, что это разрешит (при тактичном поведении) завоевать для нас офицерский корпус. боеприпасы и Стрелковое оружие необходимо конфисковывать лишь тогда, в то время, когда не гарантировано лояльное поведение армий.

Незаконное использование оружия всякого рода должно исключаться в любом случае (к примеру, при охранении снарядов)». В соответствии с указаниям адмирала Кюммеца, германские суда имели возможность открывать пламя лишь по сигналу с флагмана, игнорируя предупредительные залпы и не обращая внимания на освещение прожекторами, по которым рекомендовалось не стрелять, а ослеплять их операторов собственным боевым освещением.

Силы сторон

Германия

Для захвата Осло была выделена 163-я пехотная дивизия (начальник – генерал Энгельбрехт, состав дивизии: 307-й, 310-й, 324-й пехотные полки, 234-й артполк (3-е отделение легких полевых гаубиц), 234-я противотанковая рота, 234-й эскадрон самокатчиков, 234-й саперный батальон, 234-е отделение связи). Перебросить первый штурмовой эшелон дивизии предполагалась воздушным и морским дорогами (посредством самолетов 10-го авиационного корпуса и 5-й группы боевых судов соответственно).

Другие части предполагалось перебрасывать как по воздуху, так и морем при помощи транспортов. В группы 5-и состав боевых судов под управлением адмирала Кюммеца входили тяжелый крейсер «Блюхер» (начальник – капитан Вольдаг), броненосец «Лютцов», учебный крейсер «Эмден», миноносцы «Меве», «Кондор» и «Альбатрос», l-я флотилия катеров-тральщиков (8 единиц) и вооруженные китобойные суда Рау-7 и Рау-8.

Применение транспортных судов при высадке первого эшелона не предполагалось, исходя из этого его персональный состав (около 2000 человек) и технику загрузили на неприспособленные для этого боевые суда. Согласно данным, приведенным в работе С. В. Шпилькина «Тяжелый крейсер «Блюхер», на корабль загрузили около 830 армейских военнослужащих, из которых 600 человек принадлежало к боевым частям 163-й пехотной дивизии.

Остальные были солдатами из штабов 163-й всей группы и дивизии армий, предназначенной для захвата Южной Норвегии, и из частей обслуживания (а также персонал будущей германской радиостанции в Осло). На корабль загрузили и довольно много снарядов – потому, что в погребах все еще был учебный боезапас, а времени на его выгрузку не оставалось, было нужно забить все штатные хранилища боевыми боеприпасами, патронами и зарядами.

Для армейских взрывоопасных грузов под броневой палубой просто не нашлось места, и их было нужно размещать в торпедной мастерской, в противном случае и просто на верхней палубе, сзади переднего торпедного аппарата (ТА) правого борта. Часть грузов появилась в ангаре, где не считая них хранились 200 кг бомб и резервный самолет (действительно, не заправленный горючим). Третий гидросамолет «Арадо» было нужно оставить на берегу – для него просто не было места.

В следствии и без того не в полной мере боеспособный «Блюхер» был загроможденным страшными в пожарном отношении грузами и возможно уже утратил большую часть собственной боевой устойчивости.

Норвегия

Сухопутные армии в районе Осло включали в себя части 1-й и 2-й пехотных дивизий. Немцы оценивали их боеготовность следующим образом: «При полной мобилизации для обороны Осло и Осло-фьорда (область 1-й и 2-й дивизии) нужно рассчитывать на: шесть пехотных полков; два артиллерийских полка; два кавалерийских полка; один батальон самокатчиков; один батальон гвардии.

Совместно приблизительно 17–18 тысяч людей с четырьмя-шестью тысячами легких пулеметов, более 70 тяжелых пулеметов, 20 орудия и 64 миномётов». Немцы рассчитывали не допустить проведения в Норвегии мобилизации и практически иметь дело с двумя развернутыми пехотными полками (3-й и 6-й пехотные полки норвежской армии) неспециализированной численностью в 5000–6000 человек, из которых в первые часы боев могли быть задействованы около 2000 человек.

Береговая защита Осло-фьорда представляла собой достаточно грозную силу и складывалась из двух укрепленных районов. Сначала немцам было нужно пройти между островами Болерне и Раной, защищавшими вход во подходы и фьорд к основной военно-морской базе Норвегии – Хортену. В состав первого укрепрайона входила батарея калибра 305 мм и пара батарей меньшего калибра. Второй укрепрайон размешался в проходе узости Дробак.

В этом месте Осло-фьорд сужается приблизительно до 500 м, простираясь между двумя островами Кахольм (Северным и Южным) и скалистым правым берегом. На островах Кахольм пребывало шесть артиллерийских батарей (три 280-мм пушки Круппа модели 1891 года со боеприпасами массой 240 кг) и девять 57-мм орудий, а в Дробаке – три батареи (три 150-мм, два 57-мм и два 40-мм орудия).

Помимо этого, на острове Северный Кахольм в скальном укрытии размешалась береговая торпедная батарея, имевшая три канала с рельсовыми дорогами для выпуска торпед. Недочётами норвежских батарей береговой обороны были узкий сектор обстрела и недоукомплектованность личным составом (так, персональный состав трехорудийной батареи калибра 280 мм на Кахольме насчитывал всего семь человек).

Норвежцами была совершена подготовка к минированию фарватера, но практически оно не осуществлялось в целях безопасности судоходства. Огромным преимуществом береговой обороны была ее фактически полная неизвестность для немцев. В соответствии с германским Дополнением №3 от 1 апреля 1940 года (ОКМ, 3-й отдел военно-морского руководства, Б. № 474) береговая защита в районе Осло складывалась из: «Дребак (около Осло).

Форт Оскарсборг: восемь орудий по морским целям. В будущем, по-видимому, подготовленные позиции для батарей по морским целям. В фарватере у Дребака поставлено электрическое минное заграждение».

Замыслы сторон

Норвежские замыслы обороны Осло до наших дней не сохранились, а о германских замыслах известно следующее:

1 этап – захват аэропорта Осло-Форнебю ротой парашютистов;

2 этап – высадка на аэропорте штаба, двух батальонов 324-го пехотного полка и одной инженерной роты с целью захвата береговых упрочнений в Осло-фьорде и порта в Осло;

3 этап – высадка штаба 163-й дивизии, пехотного батальона, полковых подразделений 324-го пехотного полка и других подразделений с целью: организации работы порта; занятия города Хенефосс с учебными плацами Хвальсмеэн и Хельгеландмеэн (дабы изолировать норвежский 6-й пехотный полк); занятия городов Драммен и Конгсберг с учебным плацем Хельстаднеэн (дабы изолировать норвежский 3-й пехотный полк);4 этап – высадка остальных частей 163-й дивизии и занятие Осло.

Схема Осло-фьорда
Источник: Сергей Патянин, «Блицкриг в Западной Европе: Норвегия; Дания»
Движение боя

Рано утром 7 апреля 1940 года крейсеры «Блюхер» и «Эмден» в сопровождении миноносцев «Меве» и «Альбатрос» покинули Свинемюнде и скоро соединились недалеко от Киля с другой частью южной группы вторжения. Отряд незамеченным дошел до Скагеррака, в то время, когда в 7 часов вечера его нашла и нападала британская подводная лодка «Тритон», со своей стороны засеченная «Альбатросом» и давшая залп из неудобного положения. «Блюхер» благополучно уклонился от выпущенных торпед.

Чуть позднее вторая британская подводная лодка, «Санфиш», кроме этого замечала германское соединение, но нападать не смогла, не смотря на то, что и сказала о нем английскому руководству. Делается понятным, из-за чего в германский отряд не были включены транспортные суда – британцы попросту не осознали, что он рекомендован для высадки десанта.

Германский ордер свободно вошел в Осло-фьорд, где горели все навигационные огни (расчет на внезапность всецело оправдался). Норвежский патрульный корабль «Пол-III» (мобилизованный во второй половине 30-ых годов двадцатого века китобойный пароход, вооруженный одним 76-мм орудием) осветил прожектором шедший головным миноносец «Альбатрос» и открыл предупредительный пламя. Патрульный корабль не сумел нанести повреждений германским судам и был взят на абордаж экипажем миноносца «Альбатрос».

Капитан норвежского корабля капитан-лейтенант Лейф Велдинг-Олсен считается первым норвежцем, погибшим во Второй мировой.

Сейчас «другим» кораблям и Блюхеру германского отряда предстояло пройти по фьорду около 100 км и преодолеть два укрепленных района. Сначала немцы должны были пройти между островами Болерне и Раной. Когда «Блюхер», следовавший со скоростью 15 узлов (предельно вероятная скорость для узкого фарватера), вышел на траверз островов, с обеих сторон его осветили прожекторы, а после этого раздался предупредительный выстрел, легший недолетом.

Германские моряки четко следовали указаниям адмирала Кюммеца и не открывали пламя, продолжая перемещение. Подобное «миролюбие» поразило расчеты норвежских батарей береговой обороны, и пламя на поражение был открыт с значительной задержкой: семь снарядов упали в 100–300 метрах сзади колонны германских судов. Единственное, что удалось сделать норвежцам, – погасить огни на фарватере, что стало причиной понижению скорости германского отряда до семи узлов.

8 апреля в 0 часов 45 мин. «Блюхер» разрешил сигнал остановиться и начать высадку недалеко от базы в Хортене. Для этого часть армий с него и «Эмдена» пересадили на шесть сторожевых катеров типа «R» (Raumboote) и в сопровождении «Кондора» и «Альбатроса» послали к берегу.

Около 5 часов 00 мин. германские суда подошли ко второму укрепленному району, расположенному в узком проходе Дробак. Перед преодолением второго укрепленного района для немцев сложилась очень негативная ситуация: батареи береговой обороны не были захвачены воздушным десантом, были извещены о появлении соперника и, с учетом событий в первом укрепрайоне, имели возможность открыть огонь.

Разумным представлялось, отправив миноносец, катер либо тральщик, разведать поведение норвежских батарей и, при необходимости, прибегнуть к помощи военной авиации. По не совсем понятным обстоятельствам адмирал Кюммец решил о прямом прорыве, причем покинул головным не прекрасно бронированный броненосец «Лютцов», а крейсер «Блюхер». Это решение адмирала выглядит особенно необычным в свете наличия у него информации о минировании норвежцами фарватера.

Возможно, Кюммец стремился успеть в Осло в один момент с остальными десантными группами и, по возможности, стремительнее захватить столицу, и пребывал в плену внушенных разведкой иллюзий о мирном вступлении в Норвегию.

Форт Оскарсборг, современный вид
Источник: http://samlib.ru/img/l/lebedew_j_e/norwegiadoc/3167291186–1.jpg

В 5 часов 00 мин. (по другим сведеньям – 5 часов 20 мин.) орудия калибра 150 и 280 мм батарей Кахольма и Копааса норвежского форта Оскарсборг (начальник – полковник Эрихсен) с обеих сторон открыли огонь с дистанции в 500 м (по другим сведеньям – 1500 м) по «Блюхеру», шедшему со скоростью 7 узлов. Батарея из трех 280-мм орудий сделала два выстрела и добилась двух попаданий (один боеприпас попал в пост управления огнем, а второй – в ангар левого борта, приведя к пожару складированных в том месте ГСМ и снарядов десанта, что стёрло с лица земли два гидросамолета).

Батарея из трех 150-мм орудий выпустила 25 снарядов, из которых около двух десятков попало в цель (попадания вывели из строя задний зенитный КДП правого борта и среднюю 105-мм установку, связь и рулевую машину с машинным отделением (руль заклинило в положении «лево на борт», и крейсер развернулся носом к берегу). Попытка германских артиллеристов открыть огонь в ответ не увенчалась успехом.

Из-за повреждения главного артиллерийского поста управление огнем было нужно передать третьему артиллерийскому офицеру, пребывавшему в носовом КДП, что со своей низкой точки не имел возможности найти ни одной четко видимой цели. Практически огонь в ответ свелся к бесцельной стрельбе 105-мм зенитных автоматов и пушек, не причинившей оборонявшимся никакого вреда. К слову, уже по окончании смерти «Блюхера» подавление уже распознанной им 150-мм батареи стоило броненосцу «Лютцов» трех тяжелых повреждений.

В 5 часов 08 мин. экипажу удалось установить временную сообщение с автомобилями через центральный пост и ввести в воздействие аварийное рулевое управление.

В 5 часов 20 мин. корпус крейсера был два раза поражен торпедами с левого борта. Обе торпеды попали в центральную часть корабля: одна – в котельное отделение №1, вторая – в переднее турбинное отделение. Противоторпедная защита в какой-то мере выполнила собственный назначение, ограничив начальные затопления, но все нижние помещения между отсеками V и VII (носовые котельные отделения и турбинные отделения 1 и 2) наполнились дымом.

Отказ турбогенераторов при неснижающейся нагрузке стал причиной стремительному выходу из строя обеих сетей – постоянного и переменного тока.

Норвежские батареи прекратили пламя по «Блюхеру» в 5 часов 23 60 секунд. Поврежденный крейсер все еще сохранял движение, имел крен около 10 градусов на левый борт и был охвачен пожаром, распространению которого содействовали снаряды десанта, загружённые на корабль с нарушением всех мыслимых правил. Пламя всецело прервал сообщение между кормой крейсера и носом, ограничив воздействие аварийных партий на верхней палубе.

На протяжении тушения случилась детонация боезапаса, помещенного в торпедной мастерской, исходя из этого целый левый борт ниже носовой 105-мм установки и палуба в том же месте были вскрытыми. Начальник решил поставить корабль на якорь, потому, что из сообщения постов борьбы за живучесть следовало, что правую и левую турбины удастся запустить приблизительно через час. Корабль стал на рейд восточнее острова Аскхольмен, пожары на его борту скоро распространялись, и их не получалось локализовать.

Около 6 часов 00 мин. случился сильный взрыв в погребе отсека VII между котельными отделениями 1 и 2. Переборки между котельными отделениями были уничтожены, а из бортовых нефтяных отсеков начала вытекать нефть, усилившая дымовыделение. Кроме этого были затопленными котельные отделения 1 и 2, переднее турбинное отделение, отсек и №2 отделение генераторов IV, в котором пребывали погреба зенитного боезапаса. По окончании взрыва погреба поступление воды стало неконтролируемым, и крен корабля начал скоро возрастать.

Примерно в семь часов утра крен достиг 45 градусов, и капитан Вольдаг отдал приказ покинуть корабль.

Тяжелый крейсер «Блюхер» в Осло-фьорде. Фото сделано по окончании 7:00. Корабль уже лежит на боку
Источник: http://samlib.ru/img/l/lebedew_j_e/norwegiadoc/norwegiadoc-23.jpg

В 7 часов 23 60 секунд «Блюхер» перевернулся и стал медлительно уходить под воду носом вниз. Скоро на поверхности осталась лишь корма, а после этого провалилась сквозь землю и она – крейсер достиг дна на 70-метровой глубине. По окончании погружения корабля под воду раздалось пара подводных взрывов, а на поверхности еще пара часов горела нефть.

Последнее фото крейсера «Блюхер». Корабль тонет кормой вверх
Источник: http://img401.imageshack.us/img401/9135/blucher.jpg

Существующее вывод о недостаточной артиллерийской подготовке и не сильный обученности экипажа «Блюхера» борьбе за живучесть, якобы сыгравших роковую роль в судьбе корабля, есть не совсем корректным. К чести экипажа направляться признать, что корабль прорвался через береговые упрочнения соперника и достаточно продолжительно оставался на плаву. Обстоятельством же смерти крейсера «Блюхер» стала целая совокупность факторов, в частности:

  1. Неправильное решение идти на прорыв норвежской береговой обороны без поддержки и разведки с воздуха;

  2. Отсутствие разведывательной информации о береговой обороне соперника, что стало причиной ее недооценке. Немцы не предполагали возможности торпедной атаки;

  3. Хорошая стрельба норвежских батарей береговой обороны, добившихся 22 попаданий из артиллерии (выпущено 27 снарядов) и 2 торпедных попаданий (выпущено 2 либо, что менее возможно, 3 торпеды). Нельзя не отметить и мастерство норвежских инженеров, спланировавших береговую оборону в Осло-фьорде;

  4. Нарушение немцами правил перевозки ГСМ и снарядов для десанта, что ускорило распространение пожара на «Блюхере» и усложнило его тушение.

Правильное число жертв на «Блюхере» и поныне неизвестен. Существует пара «правильных» цифр: германские источники говорят о 125 участниках десанта и погибших 122 членах экипажа. Удалось спасти 38 офицеров корабля, 985 солдат и 538 матросов и офицеров армии.

Но в большинстве сообщений о смерти «Блюхера» правильных цифр не приводится – в большинстве случаев речь заходит о «тяжелых» либо «больших» утратах, а английская официальная история войны на море говорит, что крейсер погиб практически со всем экипажем и пребывавшими на нем армиями. Ложность этого утверждения очевидна хотя бы вследствие того что до берега добрались оба генерала и практически все офицеры корабля, включая его начальника.

первый и последний бой РОЯ ДЖОНСА за Россию


Темы которые будут Вам интересны: