Первый из букета погибших «цветов»

в течении трёх самых тяжёлых лет Битвы за Атлантику корветы, носившие забавные заглавия наподобие «Гладиолуса», «Фиалки» либо «Бегонии», мужественно противостояли «волчьим сворам» германских подлодок. В 1941–1943 годах они были становым хребтом английских и канадских эскортных групп, сопровождая много конвоев и помогая доставлять серьёзные грузы, внеся тем самым собственный вклад в победу союзников во Второй мировой. Позднее они поделили часть собственного нелёгкого бремени с эскортными миноносцами и фрегатами, оставаясь в строю до конца войны.

Эти маленькие суда помогли послать на дно около полусотни вражеских субмарин, но и сами несли утраты. За время Битвы за Атлантику германские подлодки потопили 20 «цветочных» корветов (неспециализированные утраты по различным обстоятельствам составили 34 единицы), и первым в этом печальном перечне стоит корвет «Пикоти» (HMS Picotee), погибший в августе 1941 года при достаточно неприятных для британцев событиях.

Рождение «цветов»

Корветы типа «Флауэр» (Flower — англ. «цветок») показались на свет благодаря заказу английского Адмиралтейства, сделанному в марте 1938 года одной из судостроительных компаний на маленький эскортный корабль для охраны судоходства в прибрежной территории. Прототипом этих судов послужило китобойное судно.

Одно из основных преимуществ проекта должно было заключаться в возможности строительства корветов на маленьких частных верфях по военно-морским стандартам. Это событие было принципиально важно для Адмиралтейства, поскольку большие верфи Англии уже были загружены заказами. Первый корвет, взявший имя «Гладиолус» (HMS Gladiolus) был построен в январе 1940 года, и в будущем английские и канадские верфи выстроили к 1944 году практически три много судов этого типа, включая модификации.

Первый из букета погибших «цветов»

Родоначальник класса «цветочных» корветов — «Гладиолус», принятый в состав флота 6 апреля 1940 года. По стечению событий он стал и первым кораблём собственного класса, добившимся успеха в борьбе с подводными лодками: 1 июля
«Гладиолус» забросал глубинными бомбами U 26, которая была вынуждена всплыть, и её добила авиация. Будущее «Гладиолуса» была смелой и трагичной: он принимал участие в потоплении ещё одной германской субмарины, но в ночь с 16 на 17 октября 1941 года был торпедирован и погиб совместно со всем экипажем, выручая моряков с потопленного торгового судна
http://theflowerclasscorvetteforums.yuku.com

Для противодействия подлодкам корветы были хорошо подготовлены: они имели гидролокатор, 102-мм орудие и 25 глубинных бомб (позднее запас был увеличен до 40). Был у них и последовательность недочётов. К примеру, «Флауэры» давали на большом ходу 14–16 узлов при том, что их соперники, подводные лодки, — 17–20 узлов в надводном положении.

Также, при сопровождении конвоев при нехорошей погоде маленькие и широкие корветы становились «камерой пыток» для собственных экипажей — такова была плата за манёвренность. Морякам кроме того выплачивалась особая надбавка к жалованию за тяжёлую работу на этих судах. Вот как обрисовывал работу на корветах в одной из собственных книг британский писатель-маринист Николас Монсаррат:

«У нас на корабле шутили: “корвет подвержен бортовой качке и на мокрой траве”, и мы скоро убедились в неприятной правде данной поговорки. Жизнь на корветах была несносна в любую погоду — на тесных, мокрых, шумных и плохо неудобных. Их качало на протяжении и поперёк, крутило винтом с живодёрской настойчивостью, в случае если дул кроме того легчайший бриз».

Пропавший корвет

Корвет «Пикоти» (HMS Picotee) вступил в строй английского флота 5 сентября 1940 года. Под руководством лейтенанта-резервиста Рональда Артура Харрисона (Ronald Arthur Harrison) он нёс работу в качестве корабля эскорта североатлантических конвоев в составе 4-й эскортной группы, базировавшейся на Гринок в западной Шотландии. Эта несколько сопровождала конвои на участке их пути между Англией и Исландией.

В апреле 1941 года «Пикоти» поднялся на плановый ремонт на верфи, что продлился до июня, по окончании чего корвет продолжил делать собственную работу по охране конвоев.

Корвет «Пикоти». Снимок сделан незадолго до смерти корабля, в июле 1941 года
Imperial War Museums

Утром 7 августа 1941 года он вышел в море из Гринока на соединение с конвоем ON-4, что днём ранее покинул Ливерпуль и шёл к Исландии. На протяжении сопровождения конвоя «Пикоти» занял позицию во главе крайней правой колонны ордера, в крайней левой шёл траулер ПЛО «Айршир» (HMS Ayrshire). 11 августа в 22:00 «Пикоти» просигнализировал траулеру о перехвате радиопередачи с неопознанной субмарины, которая пребывала около конвоя.

На «Айршире» также перехватили данный сигнал, но посчитали, что он не следует внимания, поскольку координаты лодки выяснили с расхождением как минимум на градус долготы в отношении позиции конвоя.

Однако, в 02:00 «Пикоти» посредством «асдика» установил контакт с предполагаемой субмариной, развернулся и растворился в темноте. Спустя маленькое время на траулере услышали взрывы глубинных бомб. Но, не обращая внимания на усиленное наблюдение, больше ничего необыкновенного с «Айршира» увидено не было.

То, что «Пикоти» не возвратился обратно, у начальника траулера лейтенанта резерва Лео Градуэлла (Leo Gradwell) удивления не позвало. Он высказал предположение, что корвет мог быть отозван на воссоединение с главными силами 4-й эскортной группы, и траулер продолжил сопровождение конвоя к Исландии.

Английский траулер ПЛО «Айршир» в Хваль-фьорде, Исландия. К нему будущее была более благосклонной: по окончании войны, в октябре 1945 года, траулер был возвращён обладателям и, поменяв имя на «Макбет», ловил рыбу до 1967 года, в то время, когда был разрешён войти на слом
Imperial War Museums

Единственным человеком, кто был обеспокоен продолжительным отсутствием корвета, был коммодор конвоя кэптен Джерард Норманн Джонс (Gerald Norman Jones). В 04:15 с судна коммодора у «Айршира» запросили: «Вы видели корвет?» Градуэлл ответил: «Корвет может позаботиться о себе сам».

Необходимо подчеркнуть, что до момента ухода «Пикоти» связь на обоих судах эскорта трудилась исправно, но за последующие 24 часа «Айршир» ни разу не постарался связаться с корветом, поскольку у Градуэлла и мысли не появлялось, что «Пикоти» испытывает недостаток в помощи. Всё это, и предстоящие события помогают наглядной иллюстрацией того, какой беспорядок иногда царил как в конвойной совокупности Англии, так и на военно-морской базе в Исландии.

Инициатива наказуема?

Рано утром 13 августа конвой ON-4 достиг Рейкьявика, но и в том месте никого не обеспокоило отсутствие корвета, не обращая внимания на то что торговые моряки имели возможность дать последовательность свидетельств того, что с «Пикоти» произошла беда. С судна коммодора «Дискавери II» (Discovery II) в том месте, где за пара мин. до этого видели корвет, замечали красную вспышку и черно-белый дым.

Суда из ближней колонны кроме этого видели что-то подобное, но их капитаны посчитали, что в случае если в том месте что-то и случилось, то на помощь в обязательном порядке придёт какое-нибудь второе судно. Один пароход кроме того увидел поблизости подводную лодку и выпустил в её сторону пара осветительных ракет. Другие слышали взрывы между 02:00 и 02:15, но приняли их за разрывы глубинных бомб.

Модель корвета «Пикоти», борющегося с волнами, в Морском музее в Ливерпуле. В нехорошую погоду экипажам «цветочных» корветов было особенно непросто справляться со собственными обязанностями
http://www.liverpoolmuseums.org.uk

Будущее пропавшего корвета на базе в Рейкьявике полностью никого не интересовала. Как упоминают в собственной книге британские историки Даниэль Брюс и Морган Тэйлор, «по разным обстоятельствам» эти наиболее значимые сведения не были доложены руководству:

«Наблюдения офицера радиослужбы «Делавэра» (единственного союзнического судна, с которого светло видели финиш «Пикоти») не были переданы военной полицией старшему офицеру в Исландии адмиралу Далримпл-Гамильтону; равно как и обмен сигналами между кэптеном лейтенантом и Джонсом Градуэллом с Далримпл-Гамильтоном кроме этого не рассматривался».

Появляется чувство, что все участники событий действовали по принципу «инициатива наказуема». В следствии было сочтено, что «Пикоти», вероятнее, присоединился к одному из конвоев с литерой НХ, но кроме того для подтверждения данной догадки не было предпринято никаких шагов. Ничего бы не поменялось и в будущем, если бы не вмешалось грозное руководство.

Капитан-лейтенант Йоахим Пройс и экипаж его лодки U 568. Не смотря на то, что в итоге субмарина также затонула, потопленная английскими эскортными судами в Средиземном море 28 мая 1942 года, целый её экипаж, включая начальника, был выловлен из воды и совершил остаток войны в плену.

Поиски пропавшего корвета начались лишь только 16 августа, спустя 96 часов по окончании его исчезновения. Самолёты в атмосферу смог осознать только грозный запрос из штаба Руководства Западных подходов: из-за чего корвет не отвечает на вызовы? Последующий поиск привёл только к тому, что 17 августа в квадрате, где в последний раз видели «Пикоти», были обнаружены безлюдные маленькая и спасательный плотик шлюпка.

Кому они принадлежали, так и осталось малоизвестным.

Что случилось с корветом?

Ключ к разгадке тайны пропавшего корвета был взят только по окончании окончания войны, в то время, когда англичане начали изучение захваченных ими документов германского подводного флота. Было обнаружено, что «Пикоти» торпедировала и потопила подлодка U 568 капитан-лейтенанта Йоахима Пройса (Joachim Preuss). В соответствии с изданию военных действий субмарины, корвет был увиден ею практически сразу после того, как его в последний раз видели с «Айршира».

U 568 нашла ОN-4 11 августа в 18:05 (тут и потом указывается берлинское время, с отличием к английскому в один час), о чём лодка доложила в штаб подводных сил. Дёниц дал её начальнику добро на атаку и приказал удерживать контакт с конвоем потом. В 20:05 лодка опять вышла на сообщение и рассказала о продолжении наблюдения за конвоем. В 03:11 U 568 выпустила торпеды по двум целям (танкер и корвет) и замечала попадание в корвет, что затонул:

«03:11, квадрат AE 7665, броская луна.

Первая торпеда по танкеру: угол встречи торпеды с целью 80°, скорость цели 7 узлов, расстояние 1200 м, глубина хода торпеды 3 м. Вторая торпеда по корвету: угол встречи торпеды с целью 89°, скорость цели 7 узлов., расстояние 1200 м, глубина хода торпеды 2 м. Точка прицеливания в 20 м от носа, поскольку корвет имеет более 7 узлов хода. Через 1 мин. 13 сек. попадание в корвет под мостик, по окончании чего детонация его собственных глубинных бомб (5 либо 6 взрывов), корвет разваливается на части и мгновенно тонет.

Попадание в танкер не фиксируется, поскольку корвет находится на линии хода торпед, перекрывая его. В лодки слышно два взрыва торпед, но танкер не потоплен. Вторичная атака: цель — танкер, идущий предпоследним в колонне конвоя».

Единственный сохранившийся до наших дней «цветочный» корвет — «Сэквилл» (HMCS Sackville). Данный корвет канадской постройки сейчас находится в коллекции Морского музея в Галифаксе, Новая Шотландия
http://www.hmcssackville.ca

По окончании ознакомления с данной записью Пройса об атаке конвоя очень многое делается на собственные места. Начальник «Пикоти» Харрисон вправду правильно выяснил местонахождение подлодки, но Пройс его опередил. Начальник U 568 принял за танкер датское судно «Делавэр» (Delaware), которое и выбрал целью атаки вместе с «Пикоти». Но корвет вольно либо нечайно прикрыл собой «Дэлавэр», приняв на себя обе торпеды.

Целый его экипаж, пять офицеров и 61 нижний чин, погиб.

Два офицера с датского судна успели подметить громадное облако дыма и слышали звук выходящего наружу пара по направлению, в котором был «Пикоти». В то время, когда дым рассеялся, они видели шнобель корвета, возвышающегося над водой под углом в 45 градусов. Офицеры не увидели никакой вспышки, не слышали громкого взрыва — лишь «глухие звуки», похожие на взрывы глубинных бомб.

Они были уверенны, что корвет не был торпедирован и взрыв случился конкретно на борту корабля. Но эта информация так и не была передана ни на «Айршир», ни коммодору конвоя.

Капитан-лейтенант Пройс при собственных достаточно скромных неспециализированных удачах по праву может принимать во внимание злейшим неприятелем «цветочных» корветов. На его счету, не считая «Пикоти», через три с половиной месяца был корвет «Сальвия» (HMS Salvia). События смерти второго «цветка» были ещё более драматичными.

24 декабря 1941 года в Средиземном море приблизительно в 100 милях западнее Александрии корвет подбирал людей с потопленной плавучей колонии «Шуньтьень» (Shuntien), перевозившей из Африки около 1000 итальянских и германских пленных, в то время, когда торпеда с U 568 разломила «Сальвию» пополам. Погибли все 106 человек экипажа корвета, и около сотни только что спасённых людей с погибшего парохода
Imperial War Museums

К слову сообщить, спустя год по окончании смерти корвета «Пикоти» траулер «Айршир» во многом реабилитировал себя. Корабль учавствовал в проводке безрадосно известного конвоя PQ-17 и спас от смерти три торговых судна, в один момент выручая и честь английского флота от позора. За это лейтенант Лео Градуэлл был награждён «Крестом за выдающиеся заслуги», но инцидент с «Пикоти» остался чёрным пятном на репутации доблестного траулера и его храброго начальника.

Создатель высказывает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.

источники и Литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота).
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 — Random House, 1996.
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 — Verlag E.S. Mittler Sohn, Hamburg — Berlin — Bonn, 2001.
  4. Morgan D., Taylor B. U-Boat Attack Logs. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 — Seaforth Publishing, 2011.
  5. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 11. Norderstedt.
  6. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  7. Monsarrat N. Three Corvettes — Cassell, 2001.
  8. http://www.uboat.net.
  9. http://www.hms-picotee.co.uk.
  10. http://www.convoyweb.org.uk.

Траур по погибшим в Кемерове: москвичи продолжают нести цветы — Россия 24


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: