Первый морской бой первой мировой войны

28 августа 1914 года лёгкие крейсеры германского флота встретились в Гельголандской бухте с соединением английских судов. Бой закончился разгромом немцев, поскольку линейные силы германского флота не смогли прийти на помощь из-за отлива, обмелившего фарватер. Первое же морское сражение Первой Мировой показало полное преимущество новых линейных крейсеров, и важность правильной координации действий флота

Гельголандская бухта организована устьем реки Эльба и отделяет побережье Северной Германии от Ютландского полуострова. С моря её закрывают остров Гельголанд и полуостров Айдерштедт. Эргономичное размещение бухты с позиций контроля судоходных маршрутов (из Англии в направлении Балтики, и из Скандинавии в направлении Франции) послужило обстоятельством боевых столкновений на протяжении многих войн – так, в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века тут столкнулись австро-прусский и датский флоты.

Не стала исключением и Первая мировая.

Первый морской бой первой мировой войны

Гельголандская бухта. Карта Гугл Maps
Действия германского флота

В начале военных действий в Северном море обе противоборствующие стороны осознавали стратегическую важность Гельголандской бухты, но действовали очень пассивно. Немцы старались прикрыть Гельголанд по мере собственных сил, но практически не мешали действиям английского флота по переброске сухопутных сил во Францию. Первая фаза военных действий на суше складывалась для Германии удачно – «замысел Шлиффена» и прекрасно отлаженная работа германской военной машины давали собственные плоды, исходя из этого кайзеровский генштаб был заинтересован в большом вовлечении армий Антанты в битвы на континенте с целью их полного разгрома.

Замыслы англичан

Британцы опасались преждевременного масштабного боя с германским флотом, исходя из этого вели только ограниченное патрулирование с целью охраны собственных морских коммуникаций. В частности, для прикрытия высадки морской пехоты в Остенде (Бельгия) ими был создан замысел отвлекающего маневра в Гельголандской бухте.

Дозоры английских подводных лодок вскрыли ротацию германских морских сил в этом районе – оказалось, что обязанности по ночному патрулированию входа в бухту лежат на эсминцах, каковые каждое утро сменяются крейсерами. Замысел британцев был в том, чтобы в начале утра посредством маленького соединения судов выманить германские крейсеры в море и в том месте стереть с лица земли их, отрезав от возможного подкрепления и береговой базы.

Реализация замысла была возложена на адмирала Дэвида Битти, в подчинении которого пребывали: 1-я эскадра линейных крейсеров («Лайон» (флагман), «Принцесс Ройал», «Куин Мэри»); отряд линейных крейсеров «K» адмирала Гордона Мура («Инвинсибл», «Нью Зиленд»); 7-я эскадра крейсеров адмирала Артура Кристиана (броненосные крейсера типа «Кресси»: «Юриалес», «Башанти», «Кресси», «Хог», «Абукир» и лёгкий крейсер «Аметист»); 1-я эскадра легких крейсеров коммодора Уильяма Гуденафа («Саутгемптон», «Бирмингем», «Фалмут», «Ноттингем», «Лоустофт» и «Ливерпуль»); флотилия подводных лодок коммодора Роджера Кийза (субмарины E-4, E-5, E-6, E-7, E-8, E-9 с эсминцами «Лерчер» и «Файрдрейк»); 3-я флотилия эсминцев коммодора Реджинальда Тервитта (лёгкий крейсер «Аретьюза» и 16 эсминцев) и 1-я флотилия эсминцев (крейсер-скаут «Фирлесс» и 19 эсминцев, 4 из которых были приданы отряду «K»).

Адмирал Дэвид Битти (1871–1936) – командующий 1-й эскадрой линейных крейсеров
Источник: diletant.ru

Очень важная задача досталась подводным лодкам, каковые и должны были выманить германские крейсеры под удар главных английских сил. Главком ВМС Англии Джон Джеллико назначил операцию на утро 28 августа, поскольку 27 августа началась операция по высадке в Остенде.

Рядом от Гельголандской бухты размещалась одна из наибольших баз германского военного флота – Вильгельмсхафен. Хорошие действия британской разведки разрешили распознать тот факт, что на протяжении отлива фарватер Вильгельмсхафена мелеет, и тяжёлые суда не смогут покинуть базу. Так, 28 августа до 12:00 линейные крейсеры 1-й разведывательной эскадры адмирала Франца Хиппера физически не имели возможность прийти на помощь лёгким германским крейсерам.

Адмирал Леберехт Маасс (1863–1914) – командующий германскими лёгкими крейсерами в Гельголандском бою 28 августа 1914 года
Источник: de.academic.ru

Германскими лёгкими крейсерами у Гельголанда руководил адмирал Леберехт Маасс. В его распоряжении имелись лёгкие крейсеры «Кельн» (флагман), «Страсбург» и «Штральзунд». К моменту начала операции в дозоре должны были пребывать 9 эсминцев под прикрытием лёгких крейсеров «Хела», «Штеттин» и «Фраунэнлоб».

Помимо этого, на базе в Вильгельмсхафене находились ещё 10 эсминцев и 2 боеготовые субмарины, а около устья рек Везер и Эмс – лёгкие крейсеры «Ариадна» и «Майнц».

Лёгкий крейсер «Кёльн», 1912 год
Источник: arbeitskreis-historischer-schiffbau.de
Начало битвы

Операция началась 28 августа в 5:00 с торпедного залпа английской субмарины Е-7 по германскому эсминцу G-194. Поднятый с постели Хиппер заявил тревогу, отрядил аэропланы в разведку и отдал приказ выйти в флотилии 5-и море эсминцев.

К 7:00 сохранившийся G-194 рассказал об обнаружении отряда британцев – это были эсминцы под прикрытием лёгкого крейсера (практически, фаворита эскадренных миноносцев) «Аретьюза». Адмирал Маасс скомандовал своим эсминцам отход и выслал на их прикрытие лёгкие крейсеры «Фраунэнлоб» и «Штеттин». Обе флотилии британцев пошли в наступление, и лишь подоспевший «Штеттин» смог прикрыть отход германских эсминцев.

Завязалась оживлённая перестрелка, на протяжении которой «Штеттин» взял одно попадание и смог отойти вместе с подопечными судами к береговым батареям Гельголанда.

Линейный крейсер «Лайон», флагман адмирала Битти. Imperial War Museums (Collection No. 1900-01)

Около 8:00 английские флотилии, шедшие севернее, дабы не попасть под пламя пушек Гельголанда, вступили в бой с германскими эсминцами, вытраливавшими минные постановки. Лёгкий крейсер «Фрауэнлоб» вступил в бой с «Аретьюзой», и обмен залпами длился до 8:30. Неопытный экипаж «Аретьюзы» не смог применять преимущества замечательного оружия, а потому действовал неэффективно.

Приблизительно 25 попаданий изрешетили английский крейсер, выведя из строя практически все пушки главного калибра и повредив автомобили. Столкновение кончилось тем, что «Фрауэнлоб», кроме этого взявший повреждения, отошёл к Гельголанду.

Лёгкий крейсер «Фрауэнлоб»
Источник: ru.wikipedia.org

Одновременно с этим английские эсминцы из 1-й флотилии сманеврировали западнее, нападав одинокий германский эсминец V-187. Тот уклонился от боя, но был перехвачен лёгкими крейсерами из 1-й эскадры Гуденафа – «Ноттингемом» и «Лоустофтом». На протяжении столкновения эсминец был стёрт с лица земли.

В то время, когда английские эсминцы спустили шлюпки для спасения германского экипажа, к месту боя подошёл «Штеттин» и открыл огонь. Так как крейсеры Гуденафа к тому времени покинули этот участок, эсминцы 1-й флотилии появились в непростом положении. С одной стороны, они не могли кинуть шлюпки со собственными моряками, но и вступать в прямой бой с крейсером было смертельно страшно. Англичан выручила своевременно подошедшая субмарина Е-4. «Штеттин» отошёл, опасаясь торпедирования.

Примечательно, что подобранных германских моряков с эсминца V-187 британцы отпустили на собственной шлюпке, снабдив припасами и водой.

Германский лёгкий крейсер «Хела». Фото из коллекции автора

Утренняя фаза боя была осложнена из-за несогласованных действий и тумана англичан. Так, Роджер Кийз, руководивший подлодками, не был информирован о местонахождении английских лёгких крейсеров. В следствии их приняли за немцев и чуть не открыли торпедный пламя.

Вторая фаза боя

Бой возобновился к 11:00, в то время, когда германский крейсер «Страсбург» перехватил на дальней расстоянии 1-ю и 3-ю флотилии под неспециализированным управлением Реджинальда Тервитта. Отметим, что английские флотилии включали в себя эсминцы и два лёгких крейсера, одним из которых была не легко повреждённая «Аретьюза». К счастью для британцев, немцы совершили неточность и открыли огонь с предельного расстояния.

Лёгкий крейсер «Аретьюза». Collections of the Imperial War Museums

В силу собственного характера Дэвид Битти не имел возможности продолжительно оставаться вне боя. Исходя из этого, не обращая внимания на очень конец отлива и плохую видимость (так, появился риск скорого появления германских линкоров), он отдал приказ к неспециализированной атаке. Крейсеры Гуденафа адмирал послал на поддержку Тервитта, ведшего бой со «Страсбургом».

Сам же Битти с линейными крейсерами двинулся на восток.

Не обращая внимания на риск, ответ Битти выяснилось тактически оправданным. Положение Тервитта к тому моменту существенно осложнилось. Кроме «Страсбурга» к месту боя подошёл «Штеттин», а после этого и «Майнц» (к 11:30).

Крейсеры «Фирлесс» и «Аретьюза» скоро попали под пламя «Кёльна», в следствии чего положение англичан из тяжёлого стало критическим – три вражеских крейсера («Страсбург» временно вышел из сражения, опасаясь торпедирования) имели возможность послать на дно целый состав флотилии. Помощь крейсеров Гуденафа подоспела как запрещено своевременно – его суда были вооружены 152-мм пушками против 105-мм орудий немцев.

И не смотря на то, что сначала бой шёл практически на равных благодаря высочайшей подготовке германских канониров, перевес британских судов в калибре и численности делал собственный дело. «Майнц» взял попадание в корму, в следствии чего заклинило рулевые приводы. Крейсер поднялся на циркуляцию, ведя прицельный пламя, но скоро его настигла торпеда с одного из эсминцев, и он утратил движение. К 12:30 крейсер охватили пожары, и он практически прекратил бой.

Линейные крейсеры Битти с ходу нападали «Штеттин» и «Кёльн», каковые увлечённо расстреливали «Фирлесс» и «Аретьюзу». Новая диспозиция была смертельной для германских крейсеров, поскольку «Лайон» нёс 343-мм орудия, каковые прошивали полностью их небронированные борта. Маасс разумно скомандовал отход, но его приказ запоздал – с 12:30 (время прихода Битти к участку боя) до 12:56 «Кёльн» взял последовательность попаданий, приведших к пожарам.

От немедленного уничтожения его спас только покров тумана да и то, что британцы отвлеклись на лёгкий крейсер «Ариадна», что вывели из строя в пара залпов. «Ариадна» начисто потеряла боевую сокровище, и её экипаж должен был покинуть корабль.

Выход из боя

В 13:00 английский командующий оценил риск скорого подхода линейных сил немцев как неприемлемый и отдал приказ к отходу. Цели операции были полностью достигнуты.

В 13:10 английские крейсеры развернули носы на запад. В 13:30 «Лайон» был в зоне визуального контакта с горящим «Кёльном». Пять мин. «работы» главного калибра – и германский крейсер затонул.

Наряду с этим погиб германский командующий адмирал Леберехт Маасс, а из всего экипажа «Кёльна» удалось выжить только кочегару Адольфу Нойману – до 10 сентября его носило по морю на обломках шлюпки, по окончании чего выкинуло на берег острова Нордерней.

В 13:08 завершилась агония лёгкого крейсера «Майнц» – корабль затонул (наряду с этим английские моряки смогли спасти практически всю его команду).

Затопление крейсера «Майнц». Фото из коллекции автора

В 14:00 английские линейные крейсеры с большой дистанции «поприветствовали» «Страсбург» и «Штеттин» залпами главного калибра, не дав ни одного попадания. Затем контакт с соперником был потерян, и бой завершился.

Итоги сражения

Германская сторона утратила три лёгких крейсера и два эсминца, и свыше тысячи человек убитыми и военнопленными. Британцы отделались тяжелейшими повреждениями «Аретьюзы» и «Фирлесса», каковые было нужно брать на буксир, и повреждениями трёх эсминцев (наряду с этим погибли 32 и были ранены 55 моряков). Германское флотское руководство поняло слабость оружия собственных крейсеров лёгкого класса, и их 105-мм орудия отныне заменялись на 150-мм.

Помимо этого, основной калибр эсминцев было решено расширить с 88 до 105 мм. Повышенное внимание отныне уделялось охране баз флота – к ней привлекались вооружённые траулеры и аэропланы, не являвшиеся приоритетной целью для британцев, но в полной мере талантливые вести противолодочную борьбу и разведку.

Британцы, со своей стороны, убедились, как один крейсер (кроме того лёгкий с артиллерией маленьких калибров) страшен для флотилии эсминцев. Не обращая внимания на торпедное вооружение и скорость, эсминцы появились в проигрышном положении перед крейсером – устойчивой артиллерийской платформой, пушки которой на дальних расстояниях давали хороший процент попаданий, полностью кроме угрозу вражеской торпедной атаки.

Английская публика с восхищением приняла весть о победе. Дэвид Битти взял собственную долю славы и упрочил собственную уверенность в преимуществах решительного натиска. Двумя годами позднее эта манера будет стоить английскому флоту громадных жертв.

Оружие Первой мировой Морской бой 4 серия


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: