Первый скаут русского флота

«Тип крейсера «Новик» воображает собою громадный миноносец в 3000 тысячь киллограм с 25-узловым ходом…» Такими словами начиналось описание этого корабля в «Отчёте по морскому ведомству за 1897–1900 годы». Выстроенный в Германии по заказу России, «Новик» был самым быстроходным крейсером мира, могущим с лёгкостью выдержать бой с бессчётными миноносцами и, одновременно с этим, уйти от более сильного соперника.

Появление этого корабля в русском флоте, по сути, предвосхитило рождение в других флотах нового подкласса кораблей ВМФ – лёгких крейсеров-скаутов. Отыщем в памяти, как создавался «Новик», и о маленьком, но ярком боевом пути этого корабля.

постройка и Проектирование

Победа над Китаем в войне 1894–1895 годов стала причиной резкому усилению амбиций Японии в восточноазиатском регионе. Но Российская Федерация, выступив в альянсе с Германией и Францией, помешала экспансионистским замыслам Страны восходящего солнца. На грани войны с ведущими европейскими державами Японии было нужно вернуть Китаю Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур, что китайцы после этого сдали в аренду России.

Поняв, что Россия добровольно не уступит первенство на Дальнем Востоке, Япония начала изготовление к войне с ней, сделав главную ставку на усиление собственного флота. В ответ на это в Российской Федерации была принята кораблестроительная программа 1895 года, которая во второй половине 90-ых годов XIX века была продолжена и расширена. В соответствии с данной программе, главные русские силы на Дальнем Востоке к 1903 году должны были складываться из десяти эскадренных броненосцев.

Кроме других судов, на любой броненосец должно было приходиться по одному бронепалубному крейсеру 2-го ранга водоизмещением 2500–3000 т. Их главная функция пребывала в ведении разведки, защите эскадры и передаче донесений от вражеских миноносцев. Главным качеством для того чтобы крейсера должна была стать скорость, пускай кроме того в ущерб остальным чертям.

В марте 1898 года Морской технический комитет (МТК) создал программу для проектирования крейсера 2-го ранга, в соответствии с которой водоизмещение корабля не должно было быть больше 3000 т, скорость должна была достигать 25 узлов, а оружие складывалось из шести 120-мм и шести 47-мм орудий, и шести торпедных аппаратов. Дальность плавания должна была составлять 5000 миль экономическим ходом. Защиту корабля составляла броневая палуба максимальной толщины.

По окончании выработки технических требований был заявлен конкурс на лучший проект крейсера, победителем которого стала германская компания «Ф. Шихау». 5 августа 1898 года с ней был подписан договор на постройку будущего «Новика».

Срок готовности корабля устанавливался в 25 месяцев (потом срок сдачи перенесли на 5 декабря 1900 года), а его полная цена составила 3 391 314 рублей.

Из-за продолжительного согласования чертежей между проектировщиками и МТК, и задержек в поставках стали с фабрик строительство началось лишь в декабре 1899 года, но продвигалось достаточно скоро. Официальная закладка корабля прошла в Данциге 29 февраля 1900 года – к тому времени его корпус был доведён до отметки броневой палубы.

Первый скаут русского флота

Сборка броневой палубы крейсера «Новик»
Источник: tsushima.su

Замечавший за постройкой крейсера капитан 2-го ранга Пётр Фёдорович Гаврилов (его будущий начальник) был в восхищении от аккуратности и скорости работы на верфи. По его расчётам выходило, что корпус мог быть построен уже в мае, другими словами спустя всего полгода по окончании фактического начала строительства. Но спуск на воду состоялся позднее – в августе, что кроме этого стало прекрасным результатом.

В мае 1901 года «Новик» в первый раз вышел на заводские опробования.

«Новик» на заводских опробованиях
Источник: kreiser.unoforum.pro

Спеша сдать клиенту уже фактически готовый крейсер, завод не стал проводить прогрессивных опробований, в то время, когда мощность автомобилей увеличивают неспешно от одного пробега к второму, а сходу решил испытать механизмы на полной мощности, в первом же опробовании разогнав корабль до 24 узлов. Согласно точки зрения П. Ф. Гаврилова, именно это стало обстоятельством того, что опробования затянулись. Из семи пробных выходов в море четыре было нужно прервать из-за поломок автомобилей и винтов.

В итоге крейсер остался на заводе на зимовку. Благополучно завершить опробования удалось только 23 апреля 1902 года, по окончании чего корабль отправился в Россию.

«Новик» на Неве. На заднем замысле виден крейсер «Диана» и достраивающийся броненосец «Император Александр III»
Источник: kreiser.unoforum.pro
Предвоенная работа

В мае 1902 года «Новик» прибыл в Кронштадт, по окончании чего началась его подготовка к заграничному плаванию. 14 сентября крейсер отправился в плавание на Дальний Восток. 26 сентября он прибыл в Неаполь, а после этого – в греческий порт Пирей, где в то время стояла русская эскадра.

19 ноября «Новик» перешёл в бухту Порос, где до 5 декабря команда занималась боевой подготовкой. 1 декабря на борт крейсера встал его новый начальник – капитан 2-го ранга Николай Оттович фон Эссен. В собственных письмах жене и сыну фон Эссен делился хорошим впечатлением, которое на него произвёл «Новик», в частности, отмечая высокую насыщенность корабля электрическими механизмами.

«Новик» на рейде Бреста, 1902 год
Источник: kreiser.unoforum.pro

11 декабря «Новик» покинул бухту Порос, но, выйдя в море, попал в сильный шторм, сопровождаемый снежной метелью. В собственном рапорте Эссен отмечал сильную бортовую качку и сожалел об отсутствии на крейсере бортовых килей, каковые помогли бы её уменьшить. Одновременно с этим, при ходе против волны крейсер держался замечательно, испытывая только малого качку.

Не выдержав шторма, «Новик» укрылся от стихии в Саламинской бухте и вышел оттуда спустя дни. Достигнув Порт-Саида, «Новик» прошёл Суэцкий канал и продолжил собственный путь через Индийский океан. 28 февраля он прибыл в Сингапур, 9 марта – на Филиппины.

17 марта «Новик» был зачислен в состав эскадры Тихого океана, а 2 апреля достиг Порт-Артура.

Тут на крейсере опять начались опробования. 22 апреля на протяжении опробований на большую скорость хода «Новик» продемонстрировал 23,6 узлов. После этого последовал совместный с крейсером «Аскольд» переход во Владивосток. 16–17 мая на борту «Новика» в залив Посьета прибыл русский министр обороны генерал-адъютант А. Н. Куропаткин. После этого «Новик» с «Аскольдом» выступили в непривычной для них роли яхт, сопровождая министра на протяжении его визита в Японию в мае-июне 1903 года.

первая половина и Конец июня июля прошли для «Новика» в плаваниях и совместных учениях с эскадрой, по окончании чего наступил период так именуемого «вооружённого резерва», на протяжении которого суда пребывали в порту Владивостока. Уже 31 августа «Новик» отправился в бухту Славянка для исполнения учебных торпедных уничтожения и стрельб девиации. Корабль перекрасили в защитный тёмно-оливковый цвет, и 18 сентября он прибыл в Порт-Артур вместе с другой эскадрой.

24 сентября, на протяжении стоянки на якоре, на носовую часть «Новика» штормовым ветром навалило корму минного транспорта «Енисей» (обошлось малыми повреждениями обшивки и форштевня в носовой части). Время ремонта собственными силами русские моряки оценили в трое дней.

В осеннюю пору 1903 года случилось ухудшение дипотношений России и Японии. Сейчас суда эскадры, базируясь в порту Дальний, занимались отработкой отражения и совместными учениями минных атак. 19 октября, по окончании отбоя тревоги, эскадра возвратилась в Порт-Артур, где 1 ноября для неё наступил очередной период «вооружённого резерва».

В новом, 1904 году первый выход эскадры в море состоялся 21–22 января, по окончании чего суда остались на внешнем рейде Порт-Артура. О разрыве дипотношений с Японией моряки не знали – не хотя «тревожить» экипажи, русский наместник на Дальнем Востоке не стал объявлять об этом. Но предчувствие скорого начала войны витало в воздухе. Однако, все попытки капитанов судов принять меры безопасности пресекались наместником.

Каждую ночь моряки подготовились к отражению минных атак, но без создания действенной завесы из сторожевых судов, талантливых перехватывать атакующих на удалении от эскадры, такие меры были ненужны.

«Новик» в защитной окраске. На заднем замысле – броненосец «Победа». Порт-Артур, 1904 год
Источник: tsushima.su

Вечером 26 января с флагманского броненосца «Петропавловск» был взят приказ о выходе в море на следующий сутки. После этого поступило указание подготавливаться к отражению ночной минной атаки, но башенных и 152-мм орудий не заряжать. По свидетельству лейтенанта А. И. Шейковского, вечером начальник «Новика» сообщил офицерам: «Я уверен, господа, что японцы атакуют нас до объявления войны…»

В обороне Порт-Артура

Русско-японская война началась поздним вечером 26 января с неожиданного нападения японских миноносцев на русскую эскадру, находившуюся на внешнем рейде Порт-Артура. «Новик», одной из задач которого была защита русских судов от минных атак, в момент нападения был фактически в тылу эскадры (около прохода на внутренний рейд). На крейсере пробили боевую тревогу, начали экстренно разводить пары в котлах, но помешать нападению никак не смогли.

По окончании того как «Новик» дал движение, с него увидели четыре силуэта, удалявшиеся от эскадры в сторону открытого моря. Догнать соперника «Новик» не смог – в 2:35 силуэты скрылись из вида, и крейсер возвратился обратно к эскадре. Утром 27 января русская эскадра начала подготовиться к бою, на случай в случае если японцы придут убедиться в результативности ночной атаки.

Именно это и случилось. В 8 часов утра в поле зрения русской эскадры показались японские быстроходные крейсера, посланные в разведку. Скоро показался русский крейсер «Боярин», ранее отправленный в разведку и ведущий пламя из кормового орудия в сторону соперника.

С «Боярина» поступило донесение: «Вижу неприятеля в громадных силах». Через десять мин. на горизонте показались японские броненосцы. «Новик» снялся с якоря и направился к неприятелю. Русские броненосцы ещё лишь начинали перемещение, а потому «Новик» с другими русскими крейсерами был между главными силами обеих сторон.

В 11:10 японцы открыли огонь по «Новику». Так началось первое в той войне сражение основных морских сил. «Новик» был ближе всего к неприятелю, позвав на себя шквал снарядов. Успех ли сопутствовала кораблю, беспомощному перед тяжёлыми боеприпасами, либо умелое маневрирование, но крейсер довольно продолжительное время оставался невредимым. Только в 11:40 (по записи в бортовом издании, время могло быть указано неточно) неприятельский боеприпас поразил крейсер в правый борт чуть ниже ватерлинии.

На какое-то время «Новик» сблизился с японской эскадрой так, что со стороны это смотрелось так, как словно бы он выходил в торпедную атаку на японский флагман. Одновременно с этим ни в рапорте Эссена командующему эскадрой, ни в письме жене, написанном им через день после боя, о таких намерениях ничего не сообщается. Нет упоминания о них и в воспоминаниях лейтенанта А. П. Штера.

Вероятнее, таких намерений у начальника «Новика» вправду не было. Фон Эссен не имел возможности не осознавать, что его крейсер погибнет под сосредоточенным огнём целой эскадры, перед тем как сблизится с соперником на расстояние действенного торпедного залпа. Однако, храбрые действия «Новика» благотворно сказались на боевом духе русских моряков.

По воспоминаниям А. П. Штера, по окончании боя «Новик» был восторженно встречен в гавани очевидцами боя, замечавшими за ним с береговых позиций. За время боя русский крейсер выпустил по неприятелю сто пять 120-мм снарядов (о попаданиях с «Новика» японцы ничего не информировали).

Осмотр пробоины распознал, что боеприпас, попавший в крейсер, не причинил ему важных повреждений. Броневая палуба выдержала удар, ограничив повреждения надводным бортом. Осколками было повреждено 120-мм орудие, уничтожена офицерская каюта. Кроме этого, взрывной волной сорвало правый кингстон кормового патронного погреба, что благодаря этого был затоплен.

За этим вода затопила рулевое отделение (но, рулевая машина из строя не вышла). Осколками этого боеприпаса был не легко ранен один из комендоров (умер в военного госпиталь практически сразу после боя). Позднее за бой 27 января Эссена наградили Золотой саблей с надписью «За храбрость», а 12 членов экипажа «Новика» взяли Георгиевские кресты.

Пробоина от боеприпаса, полученная 27 января 1904 года
Источник: navsource.narod.ru

30 января «Новик» был введён в док для заделки пробоины, а уже 8 февраля ремонт завершился. Отныне «Новик» входил в отряд крейсеров под руководством адмирала М. П. Моласа вместе с «Баяном», «Аскольдом», «Дианой» и «Палладой». На протяжении повседневной работы крейсер эксплуатировался весьма интенсивно, неизменно бывши в состоянии немедленной готовности к боевому выходу (значительно чаще ему приходилось выходить на поддержку миноносцев).

Первый выход состоялся 11 февраля, а уже на следующий сутки «Новик» вместе с «Аскольдом» и «Баяном» вышел в море на поддержку миноносцев 1-го отряда и был лицом к лицу с главными силами японского адмирала Хэйхатиро Того. В течение двадцати мин., пока не поступил сигнал к отступлению, три русских крейсера пребывали под обстрелом двенадцати броненосных судов, смело отвечая им из собственных орудий. Море около русских судов кипело от разрывов, но, к счастью, ни один японский боеприпас в цель не попал – успех снова сопутствовала «Новику».

24 февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий эскадрой – адмирал Степан Осипович Макаров. С его прибытием активность русской эскадры быстро возросла. 26 февраля соперник перехватил русские миноносцы «Решительный» и «Стерегущий», возвращавшиеся из ночной разведки. «Решительный» сумел прорваться в гавань, а «Стерегущий» был окружён превосходящими силами японцев.

Неравный бой происходил на глазах у всей крепости. На выручку «Стерегущему» срочно вышел сам Макаров на «Новике», и крейсер «Баян». К сожалению, к моменту, в то время, когда крейсера добралась до места битвы, отпугнув японцев, «Стерегущий» уже затонул.

Потому, что на горизонте показались новые японские суда, «Баян» и «Новик» возвратились в гавань.

27 февраля состоялся очередной выход «Новика» в море – в этом случае в составе всей эскадры. 9 марта он выходил на разведку с крейсерами «Баян», «Аскольд», «Диана» и миноносцами. 12 марта «Новик» совершил выход навстречу русским миноносцам. 13 марта состоялся выход в море на разведку в составе эскадры – «Новик» захватил японское судно «Ханиен Мару», на борту которого были обнаружены пара японских диверсантов и ветхая старая мина.

Японцев забрали в плен, а пароход был затоплен по окончании неудавшейся попытки буксировки. 14 марта «Новик» произвёл очередной выход в море (с эскадрой) и обстрелял японские миноносцы. 25 марта он нёс сторожевую работу на внешнем рейде, а 29 марта – принимал участие в очередном выходе эскадры (произведён осмотр коммерческого парохода).

Как видим, «Новик» употреблялся очень интенсивно, появлявшись самым востребованным кораблём эскадры.

«Новик» в Порт-Артуре. На заднем замысле – броненосец «Ретвизан»
Источник: navsource.narod.ru

В это же время, в марте 1904 года на крейсере случилась смена начальника. Н. О. фон Эссен был назначен начальником броненосца «Севастополь» вместо провинившегося капитана 1-го ранга Н. К. Чернышёва и 17 марта передал руководство «Новиком» капитану 2-го ранга М. Ф. фон Шульцу, которого охарактеризовал как «бравого, энергичного и храброго офицера, в руки которого не жалко дать собственный крейсер».

31 марта русскую эскадру в Порт-Артуре постигло ужасное несчастье – подорвавшись на японской мине, погиб броненосец «Петропавловск» вместе с адмиралом его штабом и Макаровым. Наметившийся подъём боевого духа сменился ужасным унынием. Достаточно сообщить о том, что трое офицеров «Новика» – его начальник фон Шульц, мичманы С. П. Бурачек и К. Н. Кнорринг – утратили на «Петропавловске» собственных братьев.

О степени командования экипажей эскадры и подавленности кораблей говорит тот факт, что в Апреле «Новик» ни разу не выходил в море. Только по окончании смерти 2 мая японских броненосцев «Хацусе» и «Ясима», подорвавшихся на русских минах, на эскадре начались хоть какие-то попытки влиять на соперника. 5, 14 и 22 мая «Новик» выходил на прикрытие минного транспорта «Амур», пробовавшего развить собственный успех новыми минными постановками.

Начиная с июня «Новик» вместе с миноносцами начал выходить для прикрытия русских судов, обстреливавших приморский фланг японской армии. За июнь-июль было совершено 11 таких выходов, за время которых «Новик» выпустил по береговым позициям неприятеля около 900 снарядов из 120-мм орудий. Много раз происходили стычки с миноносцами соперника, на протяжении которых «Новик» продемонстрировал собственное полное превосходство над ними, не обращая внимания на подавляющее численное превосходство японцев.

Меткий огонь артиллерии с крейсера не давал японским миноносцам приблизиться на расстояние торпедного выстрела, наряду с этим высокая скорость «Новика» не давала неприятелю зайти в наступление с удачных курсовых углов. За умелое руководство крейсером в этих битвах начальник «Новика» капитан 2-го ранга фон Шульц был награждён Золотым оружием с надписью «За храбрость».

Увы, эксплуатация «Новика» «на износ» не имела возможности не привести к печальным последствиям. Не обращая внимания на упрочнения корабельных механиков, постоянное нахождение крейсера в состоянии 40-минутной готовности к выходу стало причиной тому, что состояние его машин и котлов быстро ухудшилось (по данной же причине не было возможности совершить капремонт котлов). Кроме того 27 июля, незадолго до прорыва эскадры из Порт-Артура во Владивосток, «Новик» выходил на обстрел побережья и потому не смог принять полный запас угля.

Звёздный час «Новика»

27 июля на «Аскольде» произошло заседание начальников крейсеров, на котором глава крейсерского отряда адмирал Н. К. Рейценштейн поставил перед собственными подчинёнными задачу прорыва во Владивосток, несмотря на каждые события. Рано утром 28 июля «Новик» вышел на внешний рейд, ожидая остальные суда эскадры. По окончании начала перемещения он занял головное положение в строю, показывая путь тралящему каравану и давая предупреждение идущие следом суда о плавающих минах.

По окончании появления на горизонте основных сил соперника «Новик» возвратился в строй, заняв место за головным крейсером «Аскольд».

В сражении основных сил двух флотов крейсера фактически не принимали участие. Только в 12:45, по окончании страшного сближения его судов с японскими броненосцами, Рейценштейн приказал расширить расстояние до соперника, перейдя на нестреляющий борт русских броненосцев. По окончании выхода из строя флагманского броненосца «потери» и Цесаревич управления эскадрой русский адмирал сделал вывод, что наступил переломный момент боя и повёл собственные суда на прорыв.

Около 18:45 на мачте «Аскольда» взвился сигнал «Крейсерам следовать за мной». Развив большую скорость и непрерывно ведя пламя по наседающим японским миноносцам, «Новик» и «Аскольд» направились на юг (в сторону открытого моря), воспользовавшись тем, что японцы пока не успели перекрыть это направление. Тихоходные «Диана» и «Паллада» наряду с этим отстали и возвратились к эскадре.

Японские броненосные крейсера «Асама» и «Якумо» постарались помешать прорыву, завязав бой с «Аскольдом», но потерпели неудачу и остались за кормой. В том бою «Аскольд» получил тяжёлые повреждения, но сумел отогнать соперника, тем самым обеспечив успех прорыва. Но японские крейсера 3-го и 5-го боевых отрядов сумели нанести повреждения «Новику» – тремя попавшими боеприпасами были убиты два матроса, легко ранен корабельный доктор и разбит носовой прожектор.

К счастью, важных повреждений крейсер не взял, поскольку все пробоины были надводными.

Приблизительно в 20 часов наступившая темнота укрыла «Аскольд» и «Новик» от преследовавших их японцев, и через полчаса бой закончился. В 20:40 «Новик» догнал «Аскольда», и оба корабля продолжили собственный путь на юго-запад. Скоро «Новик» начал отставать – состояние его механизмов было критическим.

В холодильники автомобилей набились водоросли, благодаря чего очень сильно повысилась соленость воды в котлах, помимо этого, начали перегреваться воздушные насосы. Для осмотра и очистки холодильников были остановлены бортовые автомобили, в следствии чего скорость крейсера очень сильно снизилась. Бессчётные сигналы о необходимости снизить скорость на «Аскольде» не осознали, и скоро флагманский крейсер скрылся в темноте.

Рейценштейн позднее писал, что сигналы были восприняты на «Аскольде» как просьбы отпустить «Новик» в независимое плавание, что и было сделано. Как бы то ни было, «Аскольд» растворился в ночи, а команда «Новика» начала ремонт механизмов. В довершение к прошлым неисправностям начали лопаться водяные трубки в котлах, почему их было нужно отключать друг за другом.

В борьбе с неисправностями прошла ночь. Утром произошла встреча с крейсером «Диана» и миноносцем «Грозовой», но любой начальник предпочёл в будущем функционировать самостоятельно. В частности, «Новик» собирался зайти за углём в Циндао, а после этого направляться во Владивосток, обогнув Японию с востока. Расставшись с «Дианой» и «Грозовым», в 17:25 «Новик» вошёл в порт Циндао, по окончании чего начались переговоры с германским губернатором о предоставлении угля.

Переговоры затянулись, и к погрузке угля русские моряки приступили только в 20:45. Уже в 3:30 погрузку прекратили, приняв всего 250 т, и через полчаса крейсер вышел в море, дабы в темноте пройти мимо японских судов, каковые имели возможность дежурить у входа в гавань.

Соперника в море не выяснилось, и «Новик» отправился в собственное путешествие около Японии. Из-за недостатка угля скорость была небольшой, но кроме того при самом экономическом ходе горючего до Владивостока хватало «в обрез». Мельчайшее повышение расхода угля делало возможность успехи цели очень туманной. Экономя уголь, «Новик» шёл по малейшему пути, почему был должен пройти вблизи Токио, где его увидели с парохода «Селтик».

6 августа крейсер миновал Кунаширский пролив, не избежав обнаружения с берега. Тем временем стало ясно, что угля до Владивостока всё равняется не хватит. Для пополнения запасов было решено зайти в Корсаковский пост, размешавшийся на южной оконечности Сахалина.

Путь «Новика» в обход Японии
Источник: tsushima.su
Последний бой

Утром 7 августа «Новик» пришёл в Корсаковский пост. Обстановка с углём на крейсере была критической, исходя из этого команда без промедлений приступила к пополнению его запасов. Помимо этого, начались работы по ремонту лопнувших трубок в котлах. Но передышка была недолгой – уже в 14:30 телеграфисты перехватили переговоры приближавшихся японских судов. Однако, погрузка угля длилась ещё какое-то время.

К 16 часам удалось развести пары в семи котлах, а в 16:25 с юга был увиден дым. В 16:30 «Новик» снялся с якоря, а скорость хода удалось довести до 20 уз. В скоро приближавшемся сопернике был опознан крейсер «Нийтака» (уже по окончании боя поступила информация, что это был однотипный с ним крейсер «Цусима»). В 17:10 раздались первые выстрелы – сейчас расстояние между соперниками составляло 40 каб.

Через пять мин. японский крейсер лёг на параллельный с «Новиком» курс, ведя пламя левым бортом, а русский корабль отвечал ему орудиями правого борта.

Японский крейсер «Цусима» в 1905 году
Источник: tsushima.su

В 17:20 японский боеприпас, попавший ниже броневой палубы, сделал пробоину в рулевом отделении «Новика». В 17:30 второй боеприпас разорвался недалеко от кормового мостика, а ещё один стёр с лица земли командирскую и штурманскую рубки. В 17:35 четвёртый боеприпас попал в рулевое отделение, которое в следствии было полностью затоплено. У крейсера показался дифферент на корму 0,8–0,9 м, вода начала заливать сухарное отделение, что ещё больше увеличило дифферент.

К 17:40 на «Новике» был затоплен кормовой патронный погреб, часть вторых помещений в кормовой части, стал не хорошо слушаться руль. В 17:50 благодаря безнадёжного положения крейсера (прогрессирующее затопление, практически полный отказ рулевого управления, утрата скорости из-за выхода из строя части котлов) начальник решил прекратить бой и возвратиться в Корсаковский пост. К этому времени дифферент на корму составлял уже 1,8 м.

Японский крейсер кроме этого отвернул в сторону и в 17:55 остановился. На нём был заметен сильный крен на правый борт – по свидетельствам моряков «Новика», имели место попадания в «мостик, борт и особенно корму». Но, в соответствии с японской официальной военно-морской истории, крейсер «Цусима» взял единственное попадание, привёдшее к затоплению двух отсеков и крен.

В любом случае, повреждения «Цусимы» были достаточно сильными, дабы на какое-то время вывести его из строя.

В 18:10 рулевое управление на «Новике» отказало совсем (к этому времени бой закончился из-за увеличившейся дистанции между соперниками). В 18:40 «Новик» подошёл ближе к берегу, а японский крейсер дал небольшой движение и начал уходить в сторону моря. Благодаря сильных повреждений, взятых «Новиком», подхода подкреплений к сопернику и контроля японцами выхода из бухты фон Шульц решил затопить собственный корабль.

В 19:00 началась эвакуация команды на берег, а в 23:00 на крейсере открыли кингстоны. В 23:30 он лёг на грунт с креном на правый борт, наряду с этим трубы и часть палубы остались над водой. Подрывать крейсер русские моряки не стали, поскольку рассчитывали, что по окончании войны его удастся поднять и ввести в строй.

Затопленный «Новик» на камнях около Корсаковского поста
Источник: forums.airbase.ru

В последнем бою на «Новике» погибли два матроса, ещё два позднее погибли от ран, а одиннадцать человек были ранены. Большинство экипажа во главе с начальником была позвана во Владивосток. Дабы попасть в том направлении, 264 матроса во главе с семью офицерами проделали тяжёлый пеший переход до посёлка Александровск, преодолев расстояние более чем в 600 верст за 45 дней, а после этого отправилась во Владивосток на транспорте.

В Корсаковском посту для снятия «и» обороны Новика с него орудий было покинуто 28 матросов и 3 офицера. Они сумели снять с крейсера все орудия, часть снарядов и много полезных вещей и инвентаря. Часть орудий была установлена на берегу в импровизированных укрытиях и усилила оборону острова.

Корпус крейсера был взорван, в то время, когда стало ясно, что японцы смогут высадиться на Сахалине. Моряки с «Новика» участвовали в недолгой обороне острова, завершившейся его захватом японцами (наряду с этим часть моряков во главе с мичманом А. П. Максимовым попала в плен). За оборону Сахалина 23 моряка были удостоены символа отличия Армейского ордена св. Георгия 3-й степени, а ещё двое – 4-й.

На работе у японцев

Не обращая внимания на важные повреждения корпуса «Новика», полученные в следствии его подрыва, сразу после занятия Сахалина японцами начались работы по подъёму корабля. Уже в июле 1906 года корпус был отбуксирован в Японию для восстановления, а в 1908 году крейсер был включён в состав японского флота под именем «Судзуя».

На протяжении восстановления крейсер был достаточно очень сильно поменян – сейчас его оружие составляли два 152-мм орудия, расположенные на юте и баке, и четыре 120-мм орудия совокупности Армстронга. Помимо этого, на крейсере были установлены 8 новых котлов совокупности Миябара, а носовое котельное отделение вместе с носовой трубой было ликвидировано. Наряду с этим скорость корабля снизилась до 19 уз.

Через пара лет для облегчения крейсера с него были сняты 120-мм орудия, вместо которых установили шесть 76-мм, шесть 47-мм и две 37-мм пушки. Работа крейсера под японским флагом была недолгой и ничем не примечательной – 1 апреля 1913 года его исключили из перечней флота, а пара позднее разобрали на металл.

Оценивая проект крейсера, направляться заявить, что он оказался очень успешным. «Новик» всецело отвечал требованиям, каковые предъявлялись к нему при проектировании. Сочетая в себе высокую скорость, достаточно небольшие размеры и сильное вооружение, он удачно делал функции разведчика, защитника русских миноносцев и был важной угрозой для миноносцев неприятеля. Высокий уровень качества постройки разрешило ему продолжительно вести активные действия, не обращая внимания на эксплуатацию «на износ».

По проекту «Новика» в Петербурге были выстроены ещё два крейсера («Изумруд» и «Жемчуг»), каковые развивали меньшую скорость, но были лучше вооружены. Проект «Новика» не остался без внимания и за рубежом. На базе русского опыта в Англии, Германии, Италии и США были выстроены пара серий судов-разведчиков, позднее взявших наименование крейсеров-скаутов и принявших активное участие в Первой мировой.

Крейсер «Судзуя», 1908 год
Источник: tsushima.su

Тактико-технические характеристики крейсера «Новик»

Водоизмещение обычное проектное (полное), т

Протяженность громаднейшая, м

Ширина громаднейшая, м

Осадка, м

Количество паровых автомобилей

Суммарная мощность автомобилей проектная (фактическая), л. с.

Большая скорость проектная, уз

Запас угля обычный (полный), т

Дальность плавания проектная (фактическая), миль

Толщина боевой рубки, мм

Толщина бронепалубы, мм

Артиллерийское оружие, количество орудий – калибр, мм

Торпедное оружие, количество аппаратов – калибр, мм

3000 (3140)

110,5

12,2

5

3

17000 (17789)

25

360 (500)

5000 (3200) при 10 уз

30

30–50

6–120

6–47

2–37

2 пулемета

5–381

Перечень литературы

  1. Штер А. П. На крейсере «Новик». – СПб.: Гангут, 2001
  2. Емелин А. Ю. Крейсер «Новик». Истребитель истребителей. – М.: Яуза: Эксмо: Гангут, 2014
  3. Поломошнов Е. В. Бой 28 июля 1904 года. – типография ЗАО «Кант», Новосибирск, 2004
  4. Крестьянинов В. Я. Крейсера Российского Императорского флота 1856–1917 гг. Часть 1. –СПб: «Галея Принт», 2009

TRACER VS SCOUT Rap Battle by JT Music (Animated Version)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: