Победившие смерть

Подводная война –— это не только субмарины с противостоящими им торговыми судами и боевыми судами, но и тысячи моряков их экипажей, которым при смерти корабля будущее готовила различную участь. Те, кому получалось не затонуть вместе с судном, казалось, появились под радостной звездой. Но им, качающимся на волнах на обломках, плотиках либо в шлюпках, дабы выжить иногда приходилось состояться в открытом море через адские мучения, каковые как правило заканчивались плачевно.

Но, история подводной войны знает пара случаев необычного спасения.

шлюпки времён и Спасательные плоты Второй мировой войны имели воды и ограниченный запас провизии, которого при полном заполнении людьми хватало только на пара дней. В случае если потерпевшие крушение за это время к не достигали берега либо их не подбирали проходящие мимо суда, то их ожидала страшная смерть. Американские торговые моряки кроме того вывели несложную и ужасную формулу для спасшихся, которую именовали «правилом трёх»: «Вы имеете возможность прожить 20 дней без пищи, три дня без воды и 180 секунд без воздуха».

Но в истории подводной войны осталось пара случаев, в то время, когда люди с потопленных судов провели в море несколько дюжина дней, иногда вынужденные выживать среди океана в полном одиночестве. Данный рассказ о них и их мужестве.

Лето, совершённое в Атлантике

10 июня 1942 года Гибралтар покинул конвой HG-84, что воображал собой 22 торговых и одно спасательное судно под охраной шлюпа и четырёх корветов 36-й эскортной группы. В конвой входило английское судно «Этриб» (Etrib) с грузом фруктов и алкоголя, пришедшее из Картахены в Гибралтар днём ранее.

В ночь на 15 июня в 400 милях западнее испанского порта Ла-Корунья конвой нападала германская подводная лодка U 552 известного подводного аса — капитан-лейтенанта Эриха Топпа (Erich Topp). В 0:58 с громадной дистанции лодка выпустила с промежутком в 30 секунд две торпеды. Залп был успешным, и спустя 180 секунд два судна, «Этриб» и «Пелайо» (Pelayo), на котором шёл коммодор конвоя, были торпедированы и начали тонуть.

Победившие смерть

Выстроенный в 1919 году, английский пароход «Этриб» (1943 брт) к 1942 году поменял пара владельцев и имён. В последний рейс судно ушло с безобидным грузом: его трюмы были загружены абрикосовым пюре, вином, и солями и пробкой винной кислоты для пищевой индустрии

В правом борту «Этриба» от взрыва торпеды появилась громадная пробоина, и пароход, взяв крен, начал медлительно ложиться на воду. Капитан «Этриба» Болди МакМиллан (Baldie McMillan) приказал передать сигнал на судно спасения «Коуплэнд» (Copeland), и экипаж начал покидать судно. Морякам удалось своевременно спустить шлюпку с правого борта, и в ней разместились капитан, 27 членов экипажа, шесть артиллеристов и два пассажира (моряки с ранее потопленного судна).

Спустя полчаса всех их подобрал корвет «Мэриголд» (HMS Marigold), что занялся спасением людей с потопленных Топпом судов. Необходимо подчеркнуть, что работы корвету подводная лодка U 552 задала большое количество: в ту же ночь, не считая «Этриба» и «Пелайо», из состава конвоя HG-84 Топп потопил ещё три судна. Завершив подбор людей, «Мэриголд» нагнал конвой и передал солидную часть спасённых на «Коуплэнд», по окончании чего присоединился к эскортной группе.

Четверо моряков с «Этриба» были признаны погибшими. Второй ассистент Фредерик Уэбб (Frederick Webb) и матрос Герберт Риджуэй (Herbert Ridgway), возможно, погибли на мостике, где несли вахту, в то время, когда под мостик ударила торпеда. Будущее боцмана Джорджа Бриско (George William Briscoe) и матроса Уильяма Суинчина (William Swinchin) была малоизвестна.

Они последними покинули тонущее судно, но опоздали сесть в шлюпку, и их не были среди спасённых.

Но Бриско и Суинчин выжили. Оба моряка вплавь покинули «Этриб» и сумели добраться до одного из спасательных плотов, каковые остались на поверхности моря по окончании смерти судна. Спустя некое время они заметили полузатопленную шлюпку, и Бриско внес предложение перебраться в неё, вычерпав воду, дабы иметь более надёжное плавсредство.

Благодаря собственному умелому и удачливому начальнику, и эффектной эмблеме — двум красным сатанам, танцующим с факелами по обе стороны рубки, — подлодка U 552 стала известной в кригсмарине. Эмблема досталась Топпу по наследству совместно со ветхой «двойкой» U 57 от прошлого начальника, капитан-лейтенанта Клауса Корта, но прославил ее как раз Топп, перенося потом на каждую собственную лодку. На снимках — рубка U 552 и смеющийся Эрих Топп

В итоге боцман доплыл до шлюпки, а Суинчин остался на плоту, и в тумане они утратили друг друга. Им довелось опять встретиться спустя пара месяцев, но будущее отвела им весьма различные опробования. Бриско вечером 24 июня был подобран возвращавшейся из похода германской подводной лодкой U 106 капитан-лейтенанта Германа Раша (Hermann Rasch) и спустя пять дней был в плену во Франции, в то время, когда субмарина пришла в Лориан.

В случае если Джордж Бриско был везунчиком и совершил в шлюпке не более 10 дней, то Уильяму Суинчину судьбу уготовила куда более важную диагностику на прочность. К сожалению, история его «одиночного плавания» в Атлантике не документировалась, исходя из этого её описание не изобилует подробностями. Как мы знаем, что на плоту был некий пресной воды и запас пищи. Еда кончилась примерно на 32-й сутки нахождения матроса в океане.

К этому времени Уильям очень сильно ослабел и начал иногда терять сознание, исходя из этого утратил счёт дням и фактически не помнил, что происходило с ним дальше.

29 августа в 13:15 с германской подлодки U 214 капитан-лейтенанта Гюнтера Редера (Gunther Reeder) был увиден спасательный плот с человеком. Редер приказал подойти к плоту и принять человека на борт. Спасённым был Уильям Сунчин.

Немцы были поражены, заметив, в каком истощённом состоянии был моряк с «Этриба». Так как поход U 214 был в самом разгаре (лодка охотилась на конвои у побережья Португалии), подводникам было нужно практически нянчиться со спасённым британцем, выхаживая его больше месяца.

Начальник 9-й флотилии подводных лодок капитан-лейтенант Генрих Леман-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) встречает U 214 в Бресте, 9 октября 1942 года. На снимке слева направо: Леман-Вилленброк, капитан и 214 командир-лейтенант Гюнтер Редер, Уильям и неизвестный офицер Суинчин. Стоит обратить внимание на взоры германских офицеров на английского моряка: в них любопытство и удивление

U 214 возвратилась в Брест 9 октября, где Суинчин первый раз за четыре месяца опять заметил почву. Срок его «одиночного плавания» на плоту составил 76 дней. Любопытно, что сперва на U 214 не поверили его рассказу, но позднее Гюнтер Редер выдал британцу свидетельство, датированное днём его спасения.

По окончании прихода лодки во Францию Уильям Суинчин был послан в лагерь «Милаг Норд» (Marineinterniertenlager Nord), где находились военнопленные торговые моряки союзников, и стал заключённым под номером 875. Он пробыл в том месте до конца войны, пока не был высвобожден 28 апреля 1945 года.

большая загадка и Широкая известность

Случай с китайцем Пань Лянем внесён в книгу рекордов Гиннесса как полный рекорд по длительности нахождения человека на спасательном средстве в открытом море. Но необходимо подчеркнуть, что эту историю возможно поделить на две части, каковые стыкуются между собой далеко не во всём.

Началось всё в ноябре 1942 года. На борту возвращавшейся от Кейптауна U 172 капитан-лейтенанта Карла Эммермана (Carl Emmermann) ещё оставалось шесть торпед. Начальник субмарины не планировал возвращаться с ними на базу, и лодка деятельно искала цели для собственных «угрей».

23 ноября в 8:15 на линии горизонта был увиден пароход, и Эммерман ринулся в погоню.

Подводный крейсер U 172 (тип IXC) под руководством Карла Эммермана стал одной из самые успешных лодок кригсмарине, с более чем 150 000 потопленных тысячь киллограм. На снимке — эмблема лодки, трубящий в рог Посейдон. Такие вырезанные из бронзы силуэты германские подводники с гордостью, хот и не по уставу, носили на пилотках и фуражках

В 13:23 лодка погрузилась на перископную глубину для атаки судна, которое шло противолодочным зигзагом. Спустя 40 мин. Эммерман произвёл залп двумя торпедами, каковые поразили «торговца» недалеко от машинного отделения и кормы. Пароход затонул весьма скоро, исходя из этого большинство экипажа ушла на дно вместе с ним.

Практически через пять мин. по окончании атаки, в то время, когда лодка всплыла, немцы нашли на поверхности только спасательный плот и обломки, на котором пребывало 10 человек.

От них Эммерман выяснил, что потопил британский пароход «Бенломонд» (Benlomond) тоннажем в 6630 брт, следовавший в балласте из Бомбея через Кейптаун в малоизвестный порт (в действительности судно следовало из Порт-Саида в Нью-Йорк). Завершив допрос, немцы ушли, покинув людей на плоту на волю волн — больше их никто и ни при каких обстоятельствах не видел.

В то же самое время, в то время, когда судно начало тонуть, один из участников команды «Бенломонда», 25-летний стюард Пань Лянь (Pan Lian), успел надеть спасательный жилет и прыгнуть за борт. Два часа китаец пребывал в воде, пока не увидел поблизости безлюдный спасательный плот и не забрался на него. Это был обычный для английских судов плот, что по форме напоминал громадной древесный ящик.

На воде конструкцию удерживали шесть влагонепроницаемых баллонов.

Выстроенный в 1922 пароход «Бенломонд» взял это имя только во второй половине 30-ых годов XX века при очередной смене обладателя. На снимке он носит название «Лондон Корпорейшн», под которым ходил с 1923 по 1937 год

Забравшись на плот, Пань Лянь осознал, что в скором будущем ему не угрожает смерть от жажды и голода, поскольку в его распоряжении был хороший запас провизии: шесть коробок галет, два фунта шоколада, бутылка сока лайма, пять банок сгущённого молока, 10 галлонов (около 40 литров) воды и 10 банок пеммикана. Последний воображал собой питательный концентрат из вяленой говядины, муки, жира/и мелассы патоки. Если судить по описаниям, на вкус это была редкостная мерзость, и большая часть из попытавшихся от всей души ненавидели эту «еду».

Кроме этого Пань Лянь отыскал четыре бруса и кусок брезента, парус, вёсла, сигнальные ракеты, дымовые шашки, банку массажного масла, кусок и фонарик верёвки. Все эти запасы были упакованы в герметичные банки с запасом плавучести. Если бы на плотике было большое количество людей, то провизии и воды хватило бы ненадолго, но сейчас все запасы были в распоряжении только одного, что сыграло ключевую роль в истории спасения моряка.

В то время, когда у Пань Ляня начала кончаться еда, он занялся рыбалкой. Сперва он сделал мелкий крючок из пружинки от фонарика, но на него возможно было ловить лишь небольшую рыбёшку. Больший крючок удалось сделать из гвоздей — их было нужно выдирать из плотика зубами!

Сперва на мелкий крючок китаец ловил мелюзгу, которую после этого насаживал как наживку на громадный крючок. Скоро ему начали попадаться и большие, до 20 фунтов, рыбины.

Реконструкция спасательного плота в том виде, в котором на нем путешествовал Пань Лянь

Рыбу Пань Лянь раскладывал сушиться на солнце, и скоро начали прилетать птицы, каковые пробовали её стащить. Это обеспечило скитальца дополнительным едой: птиц он ловил и также ел. Укрытие от солнца китаец соорудил из брезента, натянутого на брусья, причём один угол свисал так, дабы дождевая вода стекала прямо в подставленную для этого ёмкость.

Дни, совершённые в море, Пань Лянь вычислял по узелкам, каковые завязывал на верёвке, но позже кинул это занятие и начал вычислять месяцы, ориентируясь по полнолуниям. Так, в одиночестве среди Атлантики, китаец встретил и новый 1943 год.

В итоге, 5 апреля 1943 года, бразильские рыбаки нашли плотик в 10 милях от бразильского побережья и сняли с него Пань Ляня. Через три дня рыбаки пришли в порт, где китаец самостоятельно сошёл на берег. За время нахождения в море он утратил всего девять килограммов веса!

Пань Лянь совершил 30 дней в бразильской поликлинике, а после этого английский консул в Бразилии помог ему возвратиться в Англию через Майами и Нью-Йорк.

К тому моменту, в то время, когда Пань Лянь был в Англии, ничего во внешнем виде респектабельного молодого человека не напоминало о трагедии. В первой половине 90-ых годов двадцатого века он был внесён в книгу рекордов Гиннесса как переживший самоё длительное одиночное плавание в океане

Король Георг VI наградил китайца медалью Англии, а Адмиралтейство включило рассказ Пань Ляня в управление по выживанию в море. По окончании войны он захотел эмигрировать в Соединенных Штатах, но квота на приём китайских эмигрантов не разрешила ему этого сделать. Но, известность Пань Ляня была такова, что ему сделали особое разрешение на получение американского гражданства.

Кстати, в то время, когда по окончании выписки из бразильского военного госпиталя Паня привезли самолётом в Соединенных Штатах, он постарался поступить на работу в американский флот, но его не приняли из-за плоскостопия.

Всего мужественный китаец совершил на плоту 133 дня. В то время, когда ему сказали, что никто ранее не держался так продолжительно, он ответил: «Я надеюсь, что никому и ни при каких обстоятельствах не нужно будет побить данный рекорд».

Сейчас стоит пояснить, из-за чего история спасения Пань Ляня была поделена на две части. Он был единственным выжившим из 54 членов экипажа «Бенломнода», но, как уже упоминалось, Карл Эммерман по окончании всплытия видел 10 человек на плоту. В соответствии с изданию военных действий U 172, пароход затонул за 120 секунд, а лодка показалась на поверхности спустя пять мин. по окончании пуска торпед.

Получается, что 10 моряков сумели так же скоро, как и Пань Лянь, не только покинуть тонущий пароход, но и забраться дружно на один плот.

Кадры хроники из английского киножурнала — праздничная встреча Пань Ляня в Англии. Тут он был известен как Пун Лим (Poon Lim)

В бессчётных рассказах о спасении Пань Ляня, видящихся в интернете и литературе, отсутствуют какие-либо упоминания о том, что он видел вторых людей и подлодку. Везде говорится, что стюард пробовал как возможно дальше отплыть от судна, дабы не быть затянутым в воронку, но, по рассказам самого Пань Ляня, он плавал так не хорошо, что потом привязывал себя верёвкой к плоту. Вряд ли он имел возможность отплыть на большом растоянии в таковой маленький временной отрезок между своим прыжком за борт и моментом, в то время, когда судно скрылось под водой.

В итоге в описаниях смерти судна немцами и Пань Лянем появляются нестыковки, каковые приводят к вопросам. Из-за чего китаец не увидел подлодку и других спасшихся? Что с ними случилось дальше? Ответы на эту тайную вряд ли вероятны, поскольку свидетелей уже не осталось в живых…

Жертвы немцев, пленники японцев

9 сентября 1943 года из порта Аден на Аравийском полуострове в австралийский порт Фримантл с грузом фосфатов вышло английское судно «Форт Лонгёй» (Fort Longueuil). Но ему не было суждено добраться до Австралии: 19 сентября пароход был торпедирован одной из подлодок группы «Муссон», U 532 фрегаттен-капитана Оттогенриха Юнкера (Ottoheinrich Junker). Так как издание военных действий подлодки не сохранился, описание смерти судна существует лишь с английской стороны.

В соответствии с свидетельствам переживших смерть судна индийцев-кочегаров Такара Миа (Thakar Miah) и Мохамеда Афтаба (Mohamed Aftab), «Форт Лонгёй» был торпедирован около 15:00. Оба кочегара, одев спасательные жилеты, успели выпрыгнуть за борт и смогли добраться до плотика, на котором уже было пять человек, включая артиллериста судна, поварёнка и стюарда.

Драматичное фото, сделанное 11 мая 1943 года. Корабль береговой охраны США в неспокойном море поднимает моряков торпедированного английского судна со спасательного плота

По словам Такара Миа, судно затонуло весьма скоро, и никто опоздал добраться до шлюпочной палубы. Помимо этого плотика, на что ему удалось забраться, рядом выяснилось ещё два, на одном из которых было пять человек, а на втором трое. Ещё один член экипажа плавал на куске дерева. Через пара часов стемнело, отправился ливень, и из-за громадного расстояния люди не смогли собраться совместно. Наутро в пределах видимости уже не выяснилось вторых плотов.

О том, что случилось дальше, просматривать без содрогания тяжело. Такар Миа вспоминал об этом так:

«Через три дня по окончании потопления судна у нас закончилась вода и еда. Артиллерист сообщил покинуть парус как он имеется и не трогать. Приблизительно через 25–26 дней ночью отправился ливень. Я попил воды и мало вернул силы.

Я попытался дать воды остальным пятерым людям, но они не двигались. Тогда я проверил Мохамеда Афтаба — он имел возможность лишь шевелить одной рукой. Я дал ему воды, он мало окреп и через какое-то время поднялся. Я потрогал остальных, но они не двигались. Я не знаю, в то время, когда они погибли.

Я был через чур не сильный, дабы наблюдать на них, пока не отправился ливень. На второе утро я выкинул трупы в море. Позже я ловил птиц и рыбу, и мы оба их ели».

Такар Миа и Мохамед Афтаб (Mohamed Aftab) не знали, сколько они пробыли на плоту в океане. Но Нептуну эти жертвы были не необходимы, исходя из этого в один из дней спасательный плот прибило к острову, покрытому джунглями. На берегу индийцы заметили мальчика-малайца и попросили его о помощи. Он убежал и возвратился с людьми. Они отнесли моряков в деревню и накормили.

В тот же сутки малайцы передали Такара Миа и Мохамеда Афтаба японцам. В то время, когда индусы поинтересовались у японцев, какой сейчас сутки, то узнали ответ: 1 февраля 1944 года!

Спустя восемь дней оба моряка подверглись допросу японского офицера. Выяснив, что индийцы были участниками экипажа британского парохода, он заявил их шпионами и арестовал. В следствии индийцы были посланы на Суматру, где начался их 18-месячный «вояж» по лагерям и японским тюрьмам. Но оба моряка сумели пережить и это жёсткое опробование.

По окончании окончания войны Такар Миа и Мохамед Афтаб были высвобождены английскими армиями и перевезены в Сингапур. Оттуда их самолётом переправили в Рангун и потом морем (вместе с остальными репатриированными пленными) в Англию в январе 1946 года.

Германская субмарина U 532, потопившая пароход «Форт Лонгёй». Фото сделано по окончании капитуляции лодки в мае 1945 года

В том месте целый экипаж «Форт Лонгёй» в далеком прошлом вычисляли погибшим. С 15 октября 1943 года судно было заявлено пропавшим без вести, а к 3 ноября поступила информация, что оно было потоплено, как и место, где это случилось. Так как из 59 членов экипажа выжили лишь двое упомянутых выше индийца, самый вероятным источником информации стала расшифровка перехваченной радиограммы с U 532, в которой Юнкер докладывал в штаб о потоплении «Форта Лонгёй».

Стоит обратить внимание, что индийцы превзошли «рекорд» Пань Ляня на дни, пробыв на спасательном плоту в море 134 дня, из которых лишь три дня пользовались запасом продуктов, поделив его с позднее погибшими товарищами. Но, попав в плен, как и Уильям Суинчин, они не взяли собственную долю заслуженной славы, в отличие от Пань Ляня, что мгновенно стал известным и довольно часто вспоминается до сих пор.

Необыкновенные сила духа и смекалка, которую проявляли эти люди в открытом море в экстремальных условиях, вдохновили многих гениальных людей на раскрытие данной темы в мастерстве. Так, режиссёр Альфред Хичкок воплотил её в собственном известном фильме «Спасательная шлюпка», а автор Алистер Маклин — в повести «К югу от мыса Ява».

Создатель высказывает глубокую признательность Кену Евгению и Данну Скибинскому за оказанную помощь в работе над статьёй.

литература и Источники:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота).
  2. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. – Verlag E.S. Mittler Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001.
  3. Plottke H. Faecher Loos! U 172 im Einsatz – Podzun-Pallas-Verlag GmbH, 1994.
  4. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. – Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  5. Wise J. E. Sole Survivors of the Sea. – Baltimore, Maryland: NauticalAviation Publishing Company of America, Inc., 1994.
  6. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945. – Random House, 1998.
  7. http://www.uboat.net.
  8. http://www.uboatarchive.net.
  9. http://historisches-marinearchiv.de.
  10. http://freepages.genealogy.rootsweb.ancestry.com.
  11. http://guestbooks.pathfinder.gr.
  12. http://ww2talk.com.
  13. http://fortships.tripod.com.

Победившие смерть АДский маршрут


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: