Почему она утонула?

Из рассекреченных документов направляться, что специалисты ВМС Израиля разглядывали три возможных обстоятельства смерти субмарины: неточность экипажа либо техническая неисправность, вмешательство вражеского флота (возможно, египетского либо советского) и столкновение с другим плавсредством. Версия об атаке вражеских судов была опровергнута данными, взятыми в следствии глубоководной съемки – обшивка «Дакара» была повреждена не от попадания боеприпаса либо разрыва мины, а от удара о дно моря. Предположение о том, что субмарину нападали египетские либо советские суда, основывалось на предположении, что капитан подлодки применял вынужденную задержку, связанную с опережением графика следования, чтобы подойти к египетскому берегу и произвести военных и съёмку порта объектов Александрии

Подлодка «Дакар» была выстроена и построена во время второй мировой в Англии и пребывала на работе Соединенного Королевства до 1964 года называющиеся HMS Totem.

Почему она утонула?

Характеристики субмарины HMS Totem

Инфографика автора

Субмарина имела дизель-электрическую силовую установку, включавшую в себя два дизеля мощностью 2500 л.с. и два электромотора мощностью 1450 л.с. Оружие лодки складывалось из трех пулеметов, одного 102-мм орудия, одиннадцати торпедных аппаратов и шести запасных торпед.

Подлодка HMS Totem, декабрь 1944 года
Источник: www.wikimedia.org

Подводная лодка была построена 28 сентября 1943 года, но участия во Второй мировой не приняла. С началом холодной войны английское руководство признало, что в скором времени главными задачами подводного флота будут активные действия и разведка по перехвату советских подлодок, действующих в северных широтах. «Тотем» стал одной из восьми лодок, предназначенных для исполнения этих задач.

Во время с 1951 по 1953 год субмарина подверглась модернизации, которая разрешила расширить ее большую скорость и улучшить техвозможности для ведения разведки. В 50-е годы корпус подлодки украсил тотемный столб племени канадских индейцев ковичан, что, по одной из предположений, был подарен экипажу субмарины на протяжении его нахождения в Галифаксе.

Тотемный столб, которым была украшена подводная лодка
Источник: www.wikimedia.org

В середине 60-х годов Израиль, чувствовавший приближение громадной войны на Ближнем Востоке, решил усилить собственный флот несколькими подводными лодками. Генштаб ЦАХАЛ сформулировал принцип функционирования израильского подводного флота как «одна лодка в море, одна – на базе, одна – на профилактическом ремонте».

Пребывавшие в то время на вооружении Израиля подводные лодки «Танин» и «Рахав» не могли обеспечить следование этому принципу, и в 1965 году Израиль заключил сделку на поставку из Англии трех новых субмарин, каковые в израильской версии взяли заглавия «Ливьятан», «Долфин» и «Дакар». В английском флоте «Ливьятан» ранее назывался HMS Turpin, а «Долфин» – HMS Truncheon. Все три субмарины относились к третьей группе лодок класса «Тритон».

По окончании того как лодки перешли в собственность Израиля, они были посланы в Портсмут, где «Ливьятан» и «Дакар» прошли плановый ремонт («Долфин» был отремонтирован уже в Израиле), а израильские подводники, приглашенные в Англию, прошли курс и инструктаж ознакомления с изюминками субмарин, на которых им предстояло нести работу.

Подлодка «Дакар»
Источник: http://www.he.wikipedia.org

Но по воле злого рока в Израиль пришли только две из трех субмарин. 12 июля 1967 года берегов Святой Почвы достиг «Ливьятан», а 5 февраля 1968 года – «Долфин». Что же касается подлодки «Дакар», то 9 января 1968 года она вышла из Портсмута с 69-ю участниками экипажа на борту и без оружия, забрав курс на Хайфу.

15 января была произведена плановая дозаправка в Гибралтаре, праздничная же встреча лодки намечалась на 29 января в Хайфе, но за четыре дня до прибытия сообщение с экипажем субмарины оборвалась, и в Израиль она так и не пришла.

События смерти «Дакара» сейчас ясны не до конца. За шесть дней до предполагаемого прибытия в Хайфу капитан подлодки Яков Ранаан два раза вышел на сообщение с Израилем и сказал, что субмарина прошла остров Крит и движется с опережением графика. В ответ экипажу было приказано сделать задержку, дабы не срывать график церемонии прибытия.

Сеанс связи, на что подлодка уже не вышла, был назначен на 6 часов утра 25 января. С этого момента начались бесплодные поиски «Дакара», активная фаза которых продлилась до 6 марта 1968 года. По окончании того как стало ясно, что лодка утонула, в Израиле официально сказали о ее пропаже и заявили траур по погибшим подводникам. Во второй половине 60-ых годов двадцатого века рыбак из селения Хан-Юнес, расположенного в секторе Газа, обнаружил берегу Средиземного моря катастрофический буй с подлодки «Дакар».

Экспертиза, совершённая в Англии, продемонстрировала, что буй содержит на себе следы микроорганизмов и водорослей, характерных для северной части Средиземного моря и всплыл с глубины 300 метров, что давало надежду на то, что «Дакар» находится неподалеку от побережья. Активные поиски субмарины были возобновлены уже с учетом данных, взятых в следствии экспертизы буя, но снова не принесли желаемого результата.

Буй, отысканный рыбаком из сектора Газа
Источник: www.wikimedia.org

Израильские эксперты искали субмарину продолжительные тридцать лет, ни на сутки не переставая работу. Израильский политический и публичный деятель Натан Щаранский сообщил об этом так:

«Тридцать один год Израиль при всех кабинетах министров тратил десять миллионов шекелей приблизительно ежегодно на поиски погибших. Это традиция нашей страны, это требование иудаизма. Израиль делает все, дабы отыскать пропавших без вести, и дабы отыскать трупы погибших, и дабы захоронить отечественных храбрецов».

За время поиска «Дакара» было организовано 25 разных экспедиций, а израильские ВМС заявили приз в размере 300 000 долларов тому, кто предоставит информацию о вероятном расположении субмарины.

«Дакар» удалось найти лишь во второй половине 90-ых годов двадцатого века – это смогла сделать американская личная компания «Неотикус», ранее занимавшаяся подъемом на поверхность вещей с легендарного «Титаника». Между «Неотикусом» и ВМС Израиля был подписан договор на полтора миллиона долларов, в соответствии с которому судну компании предписывалось пройти по маршруту следования «Дакара» и просканировать дно моря в районе, где был «Дакар» на протяжении собственного последнего выхода на сообщение.

Поиски начались в середине апреля 1999 года, и за много дней был изучен участок дна площадью в 1500 гектаров. 29 мая 1999 года на участке между островами Крит и Кипр был обнаружен подводный объект, напоминающий подлодку. Глубоководный робот сделал снимки, продемонстрировавшие, что данный объект есть субмариной «Дакар».

На поверхность удалось поднять фрагмент рубки «Дакара», что на данный момент экспонируется в музее ВМС Израиля в Хайфе. Начальник поиска, представитель компании «Неотикус» Том Детвеллер, объявил, что тел погибших в подлодке не выяснилось:

«Мы не нашли останков моряков. На глубине три тысячи метров за тридцать один год такое не редкость. Помимо этого, это было бы больно для родных и близких».

Рубка «Дакара» в музее ВМС Израиля в Хайфе
Источник: http://armyman.info

В 2013 году, спустя сорок пять лет по окончании смерти «Дакара», в Израиле на горе Герцль был установлен монумент шестидесяти девяти погибшим подводникам. По израильской традиции главная цель монумента – увековечивание имени каждого погибшего. Исходя из этого, как и в любом втором израильском армейском мемориале, главным элементом монумента являются мемориальные доски с именами подводников.

Сам мемориал сделан в форме загружённой в почву подлодки, в которую возможно зайти и прогуляться по коридору памяти, на стенах которого начертаны имена членов экипажа субмарины. В том же 2013 году были рассекречены шестнадцать документов, касающихся смерти субмарины.

Не обращая внимания на то, что в соответствии с законодательству Израиля рассекретить документы возможно только по окончании пятидесяти лет с момента наложения на них грифа «Секретно», в сорок пятую годовщину смерти подлодки правительство страны пошло на частичное рассекречивание документов. Остальные документы по этому вопросу будут размещены в 2018 году.

Монумент экипажу подлодки «Дакар» на горе Герцль
Источник: http://www.balandin.net

Внутренняя часть монумента
Источник: http://www.balandin.net

Из рассекреченных документов направляться, что специалисты ВМС Израиля разглядывали три возможных обстоятельства смерти субмарины: неточность экипажа либо техническая неисправность, вмешательство вражеского флота (возможно, египетского либо советского) и столкновение с другим плавсредством. Версия об атаке вражеских судов была опровергнута данными, взятыми в следствии глубоководной съемки, – обшивка «Дакара» была повреждена не от попадания боеприпаса либо разрыва мины, а от удара о дно моря.

Предположение о том, что субмарину нападали египетские либо советские суда, основывалось на предположении, что капитан подлодки применял вынужденную задержку, связанную с опережением графика следования, чтобы подойти к египетскому берегу и произвести военных и съёмку порта объектов Александрии. Но адмирал В. В. Платонов, в январе 1968 года занимавший пост начальника штаба советской средиземноморской (5-й своевременной) эскадры, в своих мемуарах говорит, что в те дни никакой информации о неопознанных либо вражеских подводных объектах ему не было. Платонов придерживается версии о технической неисправности субмарины либо неточности ее экипажа:

«Могу назвать две группы обстоятельств, от которых значительно чаще гибнут дизельные подводные лодки. Это отказ технических средств благодаря заводского брака либо физической изношенности. Помните, что «Дакару» к моменту исчезновения было практически двадцать пять лет.

Это запредельный срок для субмарин для того чтобы класса, не обращая внимания на модернизацию. Да и для любого надводного корабля четверть века – весьма солидный возраст. К тому же по окончании громадного океанского перехода из Англии в восточное Средиземноморье на лодке имели возможность накопиться технические неисправности. Вторая несколько типовых обстоятельств – это антропогенный фактор. Лодку может погубить оплошность любого члена экипажа.

В случае если «Дакар» ходил под Александрию с разведывательной целью, то его начальник точно применял режим РДП (работа дизеля под водой). Дабы соблюсти скрытность днем, подводные лодки движутся в приповерхностном слое, выставив воздухозаборную трубу шнорхель, либо, как мы его именуем, – РДП. Перемещение под шнорхелем, а особенно срочные погружения в режиме РДП, требуют большой осторожности и сноровки.

Много субмарин погибло по неосмотрительности собственных экипажей. Хороший тому пример – отечественная С-80, затонувшая на 200-метровой глубине в Баренцевом море за семь лет до «Дакара».

Еще одна версия обстоятельства крушения «Дакара» кроме этого основывается на факторе вынужденной задержки в пути и предполагает, что капитан подлодки начал «играться» с проходившим рядом большим судном, обходя его то с одного, то с другого борта. Тем самым он стал причиной столкновение с этим судном, экипаж которого потом скрыл данный факт от общественности. Однако, эта версия до сих пор не подтверждается никакими данными.

Опубликованные Израилем документы кроме этого восстанавливают хронологию поиска подлодки в первые дни по окончании ее исчезновения. 26 января 1968 года советник консульства Израиля в Соединенных Штатах Шломо Аргов сообщил в МИД Израиля о том, что американские СМИ, ссылаясь на английские источники, обнародовали данные об исчезновении израильской подлодки «к северу от Александрии», что косвенно намекало на предполагаемую причастность к этому инциденту египетских либо советских армии.

27 января МИД Израиля передало собственному послу в Афинах данные о том, что военный самолет Израиля, ведущий поиски подлодки, нашёл масляное пятно неподалеку от некоего греческого судна. Израильским дипломатам дали задание узнать, видел ли пятно экипаж греческого судна, и что моряки предприняли вследствие этого. Грекам было кроме этого предложено направить в данный район поисковый корабль, но официальные Афины ответили, что никакого пятна греческие моряки не замечали.

28 января вопрос об исчезновении субмарины рассматривался на совещании израильского правительства. Командующий ВМС Израиля Шломо Арэль доложил, что по имеющимся у него данным, египетские ВМС не причастны к исчезновению израильской подлодки. Кроме этого он сказал, что шансов выжить у подводников мало и предоставил расшифровку истории переговоров с экипажем «Дакара».

Через некое время к поискам подлодки подключились союзники Израиля, но громадной пользы это не принесло. Так, правительство Нидерландов предложило Израилю обратиться к помощи известного астронома, что, по словам голландцев, имел опыт обнаружения подлодок посредством собственных экстрасенсорных возможностей и астрологических знаний. Астроном сказал, что, по его ощущениям, подлодка «Дакар» была торпедирована к западу от Кипра.

В последующие годы таинственность событий исчезновения «Дакара» много раз завлекала теории заговоров и любителей эзотерики. Не обращая внимания на казавшуюся абсурдность для того чтобы подхода к делу поиска подлодки и расследования обстоятельств ее смерти, эти изыскания имели под собой землю.

Так, кое-какие западные журналисты, ссылаясь на доклад руководства особых операций ВМФ Англии, утверждают, что 26 января 1968 года экипаж рыболовецкого судна замечал около острова Крит странный подводный объект. По описаниям моряков он был громадного размера, ярко светился, но наряду с этим не издавал никаких звуков.

Показания очевидцев приобщили к делу, а позднее комиссия сделала вывод, что загадочный объект возможно напрямую связан с пропажей подлодки. Через два дня по окончании обрисовываемых событий в тысяче миль к западу от места смерти «Дакара» проходили учения французских ВМС. В какой-то момент экипаж субмарины «Минерва» передал сообщение, что начинает преследование неопознанного объекта, что показался на экране гидролокатора подлодки.

На глубине 58 метров сообщение с «Минервой» пропала. В спасательно-операции по поиску участвовали пять стран, пара единиц авиации и десятков плавсредств, но поиски, на протяжении которых спасатели то и дело информировали о исчезновении и появлении загадочного неопознанного подводного объекта, не увенчались успехом. В последующие годы в этом же районе пропали еще три французские подводные лодки: «Сибиль», U-2326 и «Эредис».

В любых ситуациях события исчезновений до конца узнаны не были, а отыскать удалось лишь субмарину «Сибиль» – ее обломки пребывали на глубине 800 метров, но обстоятельства аварии установить не удалось.

Непременно, нельзя сбрасывать со квитанций тот факт, что Всемирный океан еще слабо изучен человеком, и загадочные светящиеся объекты смогут быть подводным природным явлением наподобие шаровой молнии в воздухе. Но нельзя забывать да и то, что журналисты, падкие до таинственных историй и сенсаций, имели возможность искусственно «раздуть» историю с неопознанными объектами.

В данной ситуации Израиль сделал то, что и должно сделать любое государство – с каждым годом 25 января в стране происходит траурная церемония в память о погибшем экипаже субмарины «Дакар» с участием членов-семей и моряков подводников экипажа. А эзотерические предположения смерти подлодки в полной мере смогут оказать помощь будущим научным открытиям подобно тому, как поиски Атлантиды стали причиной десяткам важных археологических находок.

В.Путин.Интервью ведущему CNN,Ларри Кингу.08.09.00. \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: