Подводная лодка против самолета: дуэль в атлантике

Более трети всех утрат подводного флота Фашисткой германии во Второй мировой войны пришлось на атаки с воздуха. При появлении вражеских самолетов лодка должна была безотлагательно погрузиться и переждать опасность на глубине. В случае если же времени на погружение не оставалось, субмарина была вынуждена принять бой, финал которого, однако, не всегда был предрешен.

Примером может служить случай в Атлантике 6 января 1944 года, в то время, когда к северу-востоку от Азорских островов субмарина U 270 была атакована очень необыкновенным охотником за подлодками.

Борьба двух стихий

На протяжении Второй мировой противолодочные самолеты стали для германских субмарин самым страшным соперником. Согласно данным известного германского историка Акселя Нистле (Axel Niestle), за время «Битвы за Атлантику» из 717 боевых германских субмарин, потерянных в море, в активе авиации ПЛО союзников числятся 245 потопленных подлодок. Считается, что 205 из них были стёрты с лица земли самолетами берегового базирования, а остальные 40 отнесены на счет палубной авиации.

Смерть от ударов с воздуха занимает первую строке в перечне обстоятельств утрат германского подводного флота, тогда как суда ПЛО потопили всего 236 подлодок. Еще 42 подводные лодки были разрешены войти на дно общими усилиями авиации и кораблей.

Подводная лодка против самолета: дуэль в атлантике

Простая картина в Атлантике на протяжении войны – подводная лодка, атакованная самолетом. На фото U 118 под огнем «Эвенджеров» с авианосца «Боуг» 12 июня 1943 года — в данный сутки лодка будет ими потоплена

Однако, охота на германские подлодки с воздуха не была легкой и надёжной, и при таких атаках союзники утратили за войну более 100 самолетов. Немцы, скоро поняв угрозу атак авиации союзников, всегда совершенствовали защиту собственных подводных судов, усиливая зенитную артиллерию и устанавливая пеленгации самолётов и средства обнаружения, применявших радары.

Очевидно, самым надежным для субмарины методом сохраниться при встрече с самолетом было уклонение от боя. При мельчайшей угрозе атаки с воздуха лодка должна была безотлагательно погрузиться и переждать опасность на глубине. В случае если же времени на погружение не оставалось, субмарина была вынуждена принять бой, финал которого, однако, не всегда был предрешен.

Примером может служить случай в Атлантике 6 января 1944 года, в то время, когда к северу-востоку от Азорских островов субмарина U 270 была атакована очень необыкновенным охотником за подлодками.

Подготовка бомбардировщика Fortress Mk.IIA Берегового руководства Королевских ВВС Англии к вылету. Привлекает внимание запоминающийся поздний вариант камуфляжа, характерный для самолетов Берегового руководства — при камуфлированных верхних поверхностях боковые и нижние были окрашены в белый цвет

Летом 1942 года британцы взяли по ленд-лизу 64 четырехмоторных «Боинга» B-17. Имея негативный опыт применения «Летающих Крепостей» над Европой в качестве дневного бомбардировщика (20 ранних самолетов B-17C попали в Англию еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века), они сходу выяснили новые автомобили в Береговое руководство Королевских ВВС.

направляться подчернуть, что в Англии все американские самолеты имели личные обозначения, и по аналогии с B-17C, именовавшимися Fortress Mk.I, снова полученные 19 B-17F и 45 B-17E взяли наименования Fortress Mk.II и Fortress Mk.IIA соответственно. В январе 1944 года обе английских эскадрильи, вооруженных «Крепостями», 206-я и 220-я, будучи сведенными в 247-ю авиагруппу Берегового руководства, базировались на аэропорте Лагенс на острове Терсейра Азорского архипелага.

«Семерка» против «Крепости»

По окончании расформирования действовавшей против союзных конвоев в северной части антлантического океана германской группы «Боркум» (17 единиц) три лодки из её состава должны были образовать одну из малых групп называющиеся «Боркум-1». В нее вошла и вышеупомянутая U 270 обер-лейтенанта цур зее Пауля-Фридриха Отто (Paul-Friedrich Otto). Лодки новой группы должны были занять позицию к северо-западу от Азорских островов, но этот район входил в зону действия 247-й авиагруппы.

Бомбардировщики 247-й авиагруппы Берегового руководства рассредоточены по аэропорту на Азорских островах

Днем 6 января в 14:47 для уничтожения и поиска вражеских подлодок в атмосферу встала «Крепость» с бортовым кодом «U» (серийный номер FA705) флайт-лейтенанта Энтони Джеймса Пинхорна (Anthony James Pinhorn) из 206-й эскадрильи. На базу самолет не возвратился. Последнее сообщение от него поступило в 18:16, по окончании чего экипаж на сообщение больше не выходил. Что же с ним случилось?

Об этом смогут поведать записи из сохранившегося издания военных действий U 270.

Вечером 6 января, в 19:05, с лодки, пребывавшей в надводном положении, на расстоянии 7000 метров был увиден самолет – станции радиотехнической разведки «Ванце» и «Наксос» не предотвратили о его приближении. Была заявлена тревога и приготовлены к бою зенитные орудия. Через пара мин. самолет прошел над лодкой со стороны кормы, но бомб не скинул, только обстреляв ее из хвостовой турели.

Выстрелы «Крепости» не причинили вреда U 270, которая вела заградительный пламя из зенитных орудий. Самолет повторил заход, ведя пламя из пулеметов, но бомбы опять не были скинуты. В этом случае прицел был более правильным – лодка взяла пара пробоин в рубке, ее зенитчики замешкались, и самолет избежал попаданий.

Офицеры экипажа U 270 на мостике. В белой фуражке — начальник лодки обер-лейтенант цур зее Пауль-Фридрих Отто. На горизонте виден 85-метровый монумент памяти германских моряков, погибших в Первую мировую, установленный на побережье в Лабё (окрестности Киля)

Через пять мин. «Крепость» в третий раз атаковала «семерку» с кормы. В этом случае «флаки» своевременно открыли заградительный пламя, но самолет настойчиво шел прямо на зенитки. Для него это не осталось без следа – немцам удалось поразить правую плоскость, и ближний к фюзеляжу двигатель на ней загорелся.

При проходе над лодкой самолет скинул четыре глубинные бомбы, установленные на малую глубину. «Семерка» совершила резкий поворот на левый борт, и бомбы взорвались примерно в 30 метрах от носа лодки. Через маленький временной отрезок охваченный пламенем английский самолет упал приблизительно в 300 метрах от U 270. На месте падения немцы никого не нашли – целый экипаж «Крепости» погиб.

По данной причине описание боя существует лишь с германской стороны.

Безрассудство против безрассудства?

Экипаж субмарины действовал в сложной обстановке слаженно и мужественно, грамотные действия в управлении лодкой и ведении зенитного огня помогли немцам не только выжить, но и стереть с лица земли страшного соперника. Но, не обращая внимания на то, что победителей не делают выводы, возможно заявить, что ответ начальника не погружаться было ошибочным, поскольку с момента обнаружения самолета до его первой атаки прошло не меньше 6 мин..

Лодка вышла победителем из схватки, но взяла важные повреждения от пулемётного огня и взрыва бомб, была вынуждена прервать поход и возвратиться на базу. Так или иначе, экипаж английского самолета выполнил собственную основную боевую задачу — пускай и таковой дорогой ценой.

Узнаваемый германский подводник Хайнц Шаффер в собственных мемуарах упоминал о тактике, выбранной начальником лодки U 445, на которой он служил, при встрече с самолетом:

«Для увеличения готовности к отражению налета самолетов на лодке установили сирену. Она включалась посредством кнопки, расположенной на мостике рядом с кнопкой звонка. Ответ о том, какой из сигналов подать – звонком для объявления срочного погружения по тревоге либо сиреной для объявления воздушной тревоги – принимал вахтенный офицер.

Верное либо ошибочное решение означало выбор между смертью и жизнью.

В то время, когда самолет соперника получалось найти вовремя, другими словами на дистанции более чем четырех тысяч метров, надлежало подавать сигнал срочного погружения. Лодка успевала погрузиться на глубину пятьдесят метров прежде, чем самолет сближался с точкой погружения и сбрасывал бомбы. В случае если же верхняя вахта обнаруживала самолет на меньших расстояниях, попытка погружения практически неминуемо приводила к смерти лодки.

Пилот самолета, не подвергаясь обстрелу, имел возможность сократиться на минимальную высоту и выполнить правильное бомбометание по корме лодки, находящейся еще на поверхности либо на маленькой глубине. Исходя из этого при запоздалом обнаружении самолета следовало принимать бой, оставаясь в надводном положении. В зоне господства авиации соперника за первым самолетом, нашедшим лодку, прибывало подкрепление, и атаки следовали друг за другом.

По данной причине всегда было громадно искушение избежать боя с самолетами срочным погружением кроме того в рискованных случаях».

В случае если опираться на такую тактику, то начальник U 270 Пауль-Фридрих Отто имел времени больше, чем оставлял себе для надёжного погружения начальник U 445, но решил принять бой. Возможно, начальник U 270 верил в себе и собственном экипаже, раз отправился на таковой риск — быть может, совсем необоснованный. За победу над английской «Крепостью» лодка заплатила важным повреждением всех носовых торпедных аппаратов и носовой цистерны главного балласта.

На обратном пути на базу она не давала под дизелями больше 10 узлов и по приходу в Сен-Назер была поставлена в док на двухмесячный ремонт.

Зенитная артиллерия лодки готова к стрельбе. Видны две спарки зенитных 20-мм автоматов и 37-мм орудие

Пара слов об экипаже погибшего бомбардировщика. без сомнений, что дальние американские бомбардировщики В-17 и В-24, поставлявшиеся англичанам, владели хорошей живучестью, но имели и принципиальные для схваток с «ощетинившимися» зенитками субмаринами недочёты. На протяжении атаки тяжелый бомбардировщик не владел достаточной маневренностью и был хорошей мишенью для зенитчиков.

В случае если лодка имела возможность собственными маневрами привести самолет под собственные орудия, то его встречал шквал свинца – у летчиков должно было хватить мужества держать курс прямо на зенитки. Известен случай, в то время, когда лодка, подвергшись нападению сходу двух «Либерейторов», держалась против них два часа. По самолетам вели стрельбу кроме того из 105-мм палубного орудия, не разрешая им совершенно верно зайти на цель и скинуть бомбы.

Похоже, что в этом случае летчики попросту не решились лезть прямо на стволы зениток, но экипаж погибшей в сражении с U 270 «Крепости» был не робкого десятка. Три захода прямо на корму лодки, где в «зимнем саду» были установлены одна либо две спарки 20-мм зенитных автоматов и одно 37-мм зенитное орудие, возможно назвать подвигом.

Остается вопросом, из-за чего английский экипаж не скинул бомбы в первом же заходе на подводную лодку Отто. Быть может, обстоятельство была в неисправности бомболюков, но нельзя исклачать и того, что флайт-лейтенант Пинхорн желал подавить пулеметным огнем зенитные точки соперника, по окончании чего свободно сбрасывать бомбы. Но пламя пулеметов В-17 был бесплодным – лодка не понесла никаких утрат в экипаже.

Возможно, сброс бомб в первых заходах мог быть более действенным, но, увы, история не знает сослагательного наклонения.

Наземный персонал 53-й эскадрильи Берегового руководства разгружает 250-кг глубинные бомбы перед подвеской их на «Либерейтор». Как раз таковой самолет стал жертвой зенитчиков U 270 в ночь с 13 на 14 июня 1944 года

В завершение хотелось бы упомянуть, что всего «Крепости» Берегового руководства Королевских ВВС отметились 10 победами над германскими подводными лодками, еще одну субмарину они потопили совместно с самолетами других типов. Уже в апреле того же 1944 года 206-я эскадрилья была перевооружена на более распространенные в Береговом руководстве «Либерейторы», имевшие преимущество над «Крепостями» в бомбовой нагрузке и продолжительности полёта.

Что касается судьбы U 270, то в собственном следующем походе она одержала еще одну победу над самолетом. Это произошло ночью с 13 на 14 июня 1944 года в Бискайском заливе, в то время, когда зенитчики лодки сбили «Либерейтор» 53-й эскадрильи Королевских ВВС сквадрон-фаворита Джона Уильяма Кармайкла (John William Carmichael). Собственную смерть U 270 отыскала 13 августа 1944 года.

Субмарина была атакована летающей лодкой «Сандерленд» из 461-й австралийской эскадрильи, в то время, когда создавала эвакуацию людей из Лориана и имела на борту 81 человека с учетом экипажа. Капитан-лейтенант Отто смерть собственной лодки пережил, поскольку ранее отправился в Германию принимать новую «электролодку» U 2525. По данным авторитетного сайта uboat.net, он бывает жив и сейчас.

Картина английского живописца Джона Хэмилтона изображает атаку противолодочного «Сандерленда». 461-я австралийская эскадрилья на этих автомобилях потопила 6 германских подводных лодок

Перечень экипажа бомбардировщика Fortress Mk.II FA705 «U», погибшего в сражении 6 января 1944 года:

  1. пилот флайт-лейтенант Anthony James Pinhorn
  2. второй пилот флайнг-офицер Joseph Henry Duncan
  3. навигатор флайт-сержант Thomas Eckersley
  4. флайнг-офицер Francis Dennis Roberts
  5. уоррент-офицер Ronald Norman Stares
  6. уоррент-офицер 1-го класса Donald Luther Heard
  7. уоррент-офицер 1-го класса Oliver Ambrose Keddy
  8. сержант Robert Fabian
  9. навигатор эскадрильи флайт-лейтенант Ralph Brown (в состав экипажа не входил).

литературы и Список источников:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота)
  2. Franks N. Search, Find and Kill – Grub Street the Basemenе, 1995
  3. Franks N. Zimmerman E. U-Boat Versus Aircraft: The Dramatic Story Behind U-Boat Claims in Gun Action with Aircraft in World War II – Grub Street, 1998
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945, Band 6. Norderstedt
  5. семь дней R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  6. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  7. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  8. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
  9. Шаффер Х. Последний поход U-977 (перев. с нем. В.И. Поленина) – СПб.: «Роза Ветров», 2013
  10. http://uboatarchive.net
  11. http://uboat.net
  12. http://www.ubootarchiv.de
  13. http://ubootwaffe.net

Подводная Дуэль Атомных Подлодок ! В Симуляторе Cold Waters на ПК !


Темы которые будут Вам интересны: