Подводный полет: субмарина

Подводный полет: субмарина
    60 метров за 60 секунд при погружении // 120 метров за 60 секунд при подъеме // 2300 Н тяги // 1 500 000 $
    Грэм Хоукс на своем предприятии Hawkes Ocean Technology в Ричмонде, штат Калифорния. Super Falcon — первая крылатая подлодка, всецело готовая к производству

Десять утра — достаточно позднее время для отечественной операции. В последние два дня я утром уже гулял по пирсу, наслаждаясь утренним туманом над заливом Монтерей. Экипаж тем временем сдвигал складной навес, обнажая крылатую подлодку. Начиналась подготовка к погружению. Но сейчас вся кропотливая работа по наладке и обкатке уже закончена. При первом погружении Грэм Хоукс, создатель субмарины, и пилот-стажер Ли Бехел по недосмотру уже испытали ее маневренность в чаще бурых водорослей.

В тот раз из объятий морской растительности лодку вызволил страхующий водолаз. Позже над моделью намеренно «издевались», выясняя, где лежат пределы ее остойчивости, выделывали практически вертикальные пике и бочки с вращением на 90 градусов. Результат — разбитый винт и поломанное перо руля. «Отечественной задачей было найти все не сильный места, и мы это сделали, — сообщил Хоукс, заменяя в руле пластиковые узлы на более прочные железные. — Это хорошая новость».

Чтобы получить новые лопасти для винта, Хоуксу было нужно выполнить путь приблизительно в 400 км — от Монтерея, штат Калифорния, до собственной мастерской к северу от Сан-Франциско и обратно. Возвратился он лишь к трем часам ночи. Но я не возражал: сейчас моя очередь руководить лодкой, исходя из этого хочется, чтобы в том месте все было в полном порядке.

Как и Бехел, я появлялся тут, в Монтерее, на пирсе береговой охраны, по причине того, что записался в «летную школу» — на направления, где учат «летать» под водой на субмарине Super Falcon. Действительно, у Бехела «налетано» чуть больше часов, чем у меня: еще на военной работе он пилотировал истребители F-4 Phantom. Super Falcon и Phantom похожи главными чертами конструкции. Оба узкие и долгие, с заостренными носами.

У лодки двойной киль и большие стабилизаторы, а над кокпитом расположены два акриловых полусферических фонаря. Крылья у нее имеют обратный профиль, так что привычное понятие «подъемной силы» тут поставлено с ног на голову, и лодка практически летает под водой, хоть и не совсем так, как самолет. В случае если простые субмарины удерживаются под водой благодаря балласту, Super Falcon заглубляется по причине того, что поток воды формирует различное давление на верхней и нижней поверхностях крыльев.

Лодка обходится без балласта, у нее хорошая плавучесть, что повышает безопасность. В случае если двигатель заглушить, судно само по себе поднимется на поверхность.

Сразу после ремонта субмарины парни цепляют намерено выстроенный под нее трейлер к фаркопу внедорожника, и я забираюсь в задний кокпит. Хоукс контролирует совместно со мной все жизнеобеспечения и системы управления, а позже залезает в кокпит передо мной. Над головой опускается фонарь, и все звуки окружающего мира стихают, слышно лишь болтовню Хоукса и начальника погружения Дирка Розена по интеркому.

Легкий толчок, машина начинает сдавать задним ходом, и лодка спускается на воду.

Зов глубин

В области изучений морских глубин Грэм Хоукс — такая же большая фигура, как и Берт Рутан в личной космонавтике. Оба — неугомонные новаторы, бросающие вызов устоявшимся представлениям и берущиеся изобретать в том месте, где, казалось бы, все уже придумано. Хоукс начал собственный путь в 1960-е годы как гражданский морской инженер, разрабатывавший подводные аппараты для английского отряд специального назначения.

Позже он лет двадцать конструировал подводные лодки для нефтяников и учёных. Кое-какие из его аппаратов вы точно видели в кино: к примеру, Хоукс лично пилотировал субмарину Mantis в одном из фильмов «Бондианы» — «Лишь для ваших глаз» (на данный момент Your Eyes Only, 1981), а два его аппарата Deep Rover Джеймс Кэмерон применял в собственном документальном фильме Aliens of the Deep.

Но уже в то время, когда на воду спускали первый Deep Rover, Хоукс испытывал смутную неудовлетворенность. «Помнится, я сидел на горе в бухте Галифакс, — говорит он, — и считал, что все это возможно сделать значительно лучше». В течение всего прошлого века мы замечали стремительное развитие авиации, восхищались все более маневренными аппаратами, летающими на сверхзвуковых скоростях. Эволюция подводных аппаратов, наоборот, шла очень медлительно.

В следствии нынешние субмарины напоминают не столько подводные самолеты, сколько старомодные аэростаты, пробирающиеся в океанских глубинах со скоростью медузы.

Хоукс решил близко заняться проблемой передвижения под водой и создать таковой подводный аппарат, что был бы дешёв всем — от туристов до океанологов. Чтобы вольно парить под водой, необходимы крылья. Исходя из этого первым шагом Хоукса стало основание компании Hawkes Ocean Technologies (HOT) — свободной лаборатории-мастерской для разработки семейства крылатых субмарин, взявших наименование Deep Flight («Глубочайший полет»).

Производственно-исследовательские мощности компании разместили в одной из марин в Ричмонде, штат Калифорния, и скоро со стапелей сошли первые прототипы.

Лодка Super Falcon уже четвертая в серии. История появления данной конструкции восходит к одной из самых наглых подводных исследовательских экспедиций в новейшей истории. В 2005 году Хоукс вместе с авантюристом Стивом Фоссетом решил создать подводный аппарат, что имел возможность бы совершить независимое погружение в так называемой Пропасти Челленджера (Challenger Deep, самая глубокая точка Марианской впадины, Тихий океан), на глубину 11 км.

Стив дал согласие профинансировать строительство подлодки Deep Flight Challenger: он планировал поставить всемирный рекорд в одиночных погружениях. Но через два года Фоссет погиб в авиакатастрофе над Невадой в собственном одномоторном Bellanca Super Decathlon. По окончании его смерти права на Challenger перешли к наследникам, но результаты работы, технические ответы остались в распоряжении компании HOT.

После этого у Хоукса стало возмможно еще раз проверить собственные идеи. Он уже приступил к постройке собственной лодки Super Falcon, в то время, когда Том Перкинс, хозяин венчурной компании, заказал ему подводный аппарат, что возможно было бы спускать прямо с борта его яхты Maltese Falcon — одного из самых громадных парусных прогулочных судов в мире. Один экземпляр из серии Super Falcon был передан Перкинсу в ноябре 2008 года, второй Хоукс оставил у себя.

Если сравнивать с аппаратом Challenger новые лодки имели два наиболее значимых отличия. Во-первых, в них были предусмотрены два сидячих места (в первой модели было лишь одно лежачее); во-вторых, Challenger строился для покорения немыслимых глубин и потому имел громадный запас прочности, а новые лодки стали делать из недорогого и технологичного композита Sea Glass 11, созданного тут же. Super Falcon выдерживает погружение на глубину до 300 м, не смотря на то, что следующие модели возможно будет вычислить под любую нужную глубину, и замыслы по постройке таких аппаратов уже имеется.

Испытательный полет

В субмарины выяснилось тесновато, но в полной мере комфортно. Сидеть возможно, откинувшись на спинку кресла. В ногах закреплен уловитель углекислого газа, рядом с правым плечом — клапан подачи кислорода. Это все, что нужно, дабы воздушное пространство в герметичном корпусе был пригоден для дыхания.

Руководить аппаратом возможно с любого из двух мест: рядом с креслом имеется полный набор рычагов — под левой рукой расположена ручка управления тягой двигателя, под правой — маленький джойстик, как у игрушечной модельки с дистанционным управлением. на данный момент приоритет дан устройствам Хоукса. Мы начинаем погружение.

Неспешно исчезают яхты с отдыхающими, уже не видно волн, под водой царит покой, и сначала думается, словно бы лодка неподвижна.

Хоукс растолковывает мне, как считывать показания, каковые проецируются прямо на стекло фонаря, среди них и гирогоризонт — такой же, как у самолета. Позже пилот переключает управление на меня. Руководить подводной лодкой посредством джойстика столь же легко, как в простой компьютерной игре, но ориентироваться в сумраке океана посложнее, и Хоукс даёт предупреждение, что меня легко ведет вправо. Я выправляю курс, а позже медлено возвращаюсь на поверхность.

После этого Хоукс опять берет управление на себя — и о неторопливом плескании в морской водичке приходится сходу забыть. Мы ныряем в такое пике, что мне делается не по себе. Вода около из светло синий преобразовывается сперва в зеленую, а позже в коричневую, в то время, когда мы доходим до глубины 15 м.

Лодка Super Falcon имеет дальность хода 50 км, а аккумуляторная батарей без подзарядки хватает на пять часов работы. Предел скорости — около двадцати километров/ч. По простым «надводным» меркам это мало, но, в случае если сравнивать с другими подлодками, субмарина — настоящий спорткар.

На ней возможно выпрыгивать из воды, подобно дельфину, закладывать крутые виражи, глиссировать а также, как утверждает Хоукс, делать настоящую бочку.

Super Falcon способна двигаться в воде как морские животные, не отставая от них ни на ход, что делает модель незаменимой для научных изучений либо экотуризма. «Ни у кого еще не было таковой резвой субмарины, — говорит Джон Маккоскер, начальник отделения морской биологии Калифорнийской академии наук. — Если бы мы имели возможность применять Super Falcon для преследования белых акул, то сумели бы лучше осознать стиль их охоты, рассмотреть, как они, перед тем как напасть, преследуют собственную жертву. Помимо этого, имеется такие поведенческие стереотипы, о которых не определишь, пока не окажешься вместе c этими существами».

Но, чтобы подобраться на лодке прикасаясь к жителям моря, одной скорости не хватает. Хоукс трудится над тем, дабы свести к минимуму распространяемое субмариной электромагнитное поле, потому, что акулы, например, владеют особенными рецепторами, разрешающими фиксировать поле любой силы. Помимо этого, необходимо приглушить шум электромотора и излучать меньше света.

броские прожекторы, каковые применяют на простых субмаринах, нужны с целью проведения многих подводных работ, но они распугивают всех морских животных. «Отечественные фонари владеют убийственной силой, — говорит Хоукс. — С ними в случае если что и заметишь, то лишь оглушенных и ослепленных существ».

Под конец разработчики собираются оснастить Super Falcon полным набором современных электронных устройств: сонаром для обнаружения препятствий, гидрофонами, каковые разрешат слышать морских животных и суда, дабы не всплыть под их винтами. Потребуются кроме этого камеры, талантливые работать при слабом освещении. На крыльях подлодки уже на данный момент установлены лазеры, каковые дают предупреждение пилота об опасности за десятки метров.

В будущем на такие лодки возможно будет поставить дополнительные движители, разрешающие зависнуть на месте, и роботизированный манипулятор для сбора образцов со дна.

В то время, когда мы замерли в чёрной глубине, я попытался пощелкать тумблерами включения лазеров, но Хоукс заявил, что аккумуляторная батареи уже на исходе. «Отключи рубильник и держись! Взлетаем!» — предотвратил он, и мы устремились к поверхности. Нежданно лодка вырвалась на солнечный свет, выпрыгнув из воды на треть корпуса. Опоздал я перевести дух, как услышал по рации голос Розена.

Он информировал, что в отечественном районе находится пара яхт, и рекомендовал возвращаться на базу. Но Хоукс спешить не захотел: «Мы на данный момент нырнем еще разок». Возразить было нечего, поскольку в итоге эта игрушка в собственности ему.

Deep Flight

A

Лодка снабжена рычагами управления, какие конкретно бывают на пультах электронных игрушек; с их помощью возможно задавать тангаж, курс и крен. Показания устройств проецируются на стекло фонаря

В

Дабы выдержать давление водяного столба, простые подводные лодки имеют твёрдый сферический либо цилиндрический корпус. В субмарине Super Falcon использован особенный стекловолоконный композит

С

Набор крыльев с «перевернутым» профилем разрешает лодке летать под водой и погружаться без балласта. В то время, когда лодка на суше, для упрощения транспортировки крылья возможно сложить

D

Источник энергии — 24 четырехвольтовые литий-фосфатные батареи. Они приводят в перемещение семисильный электромотор, что крутит винт диаметром 60 см, создавая тягу в 230 кгс (2300Н)

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№87, январь 2010).

Подводный катер — субмарина Seabreacher. Тест на пироговке!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: