Поморям, поволнам: вбелой пене

Поморям, поволнам: вбелой пене

«Сюрприз» вместо «Титаника»

Не обращая внимания на оскаровского лауреата Рассела Кроу в роли отважного капитана, главными действующие лица фильма стали суда — британский фрегат «Сюрприз» и французский «Ахерон», каковые гоняются приятель за втором около мыса Горн в годы наполеоновских войн.

Фактически все воздействие фильма происходит на борту «Сюрприза». В отыскивании подходящего корабля Питер Уир объездил полмира. «Сюрприз» был отыскан в Америке — им стал учебный трехмачтовый фрегат «Роза», копия английского военно-го корабля XVIII века. Компания 20th Century Fox корабль приобрела, по окончании чего упрочнениями 20 корабельных плотников перевоплотила его в «Сюрприз», таковой, каким он был обрисован в романе Патрика О Брайана, по которому поставлен фильм.

Для съемок бывшую «Розу» применяли мало — Питер Уир начитался книг об опасностях работы на воде и сделал вывод, что в студийных условиях снимать несложнее. Большая часть водных сцен были поставлены в огромном резервуаре, принадлежащем мексиканскому отделению студии Fox в Байе. Тут когда-то плавал «Титаник» Джеймса Кэмерона, но с того времени резервуар практически не употреблялся. Сейчас же в него поместили копию «Сюрприза», выстроенную в натуральную величину за четыре месяца.

Не обращая внимания на то, что строители строго придерживались чертежей английского Адмиралтейства, долгие мачты все время угрожали перевернуть конструкцию.

В итоге их было нужно укоротить, а по окончании завершения съемок — нарастить на компьютере. «Сюрприз» установили на громадную, намерено сконструированную карданную подвеску, которая имела возможность создавать полную иллюзию качающейся палубы. Таких подвесок пригодилось еще пара — в частности, для матросских кают и декораций палубы. В случае если пристально присмотреться, маленькое покачивание заметно в каждом кадре.

Питер Уир желал, дабы оно было постоянным — точь-в-точь как на настоящем корабле. По словам оператора Рассела Бойда, съемки в резервуаре время от времени напоминали работу в открытом море — и по окончании первого же дня треть съемочной группы глотала пилюли от морской заболевания.

Декорация «Ахерона» изображала лишь часть корабля — ту, что видна морякам «Сюрприза». Немаленькое сооружение стояло на парковке у входа в студию в Байе. В то время, когда его достроили, то поделили на четыре части и подтащили к резервуару на лебедке.

Ядовитые паруса

Для неспециализированных замыслов на новозеландской студии Weta Workshop выстроили миниатюры обоих судов — «Сюрприза» в масштабе 1:6 и «Ахерона» в масштабе 1:8. «Мы желали сделать их максимально громадными, но так, дабы они влезали в студию», — растолковывал эксперт Weta Ричард Тейлор, прервавший для «Хозяина морей» работу над «Властелином колец».

Ткань на миниатюрные паруса заказали в Гонконге — ближе нужного сочетания материалов просто не нашлось. Паруса шили пять месяцев; дабы придать ткани нужную жесткость, ее вешали на мачты и опыляли автомобильным лаком. Затем, включив вентиляторы, шепетильно изучали, как верно раздуваются паруса. «Это было тяжелое и чертовски токсичное занятие, но мы добились нужного результата», — говорит Ричард Тейлор.

Наконец, компьютерные модели судов делали в студии эффектов Asylum. Работа над «Сюрпризом» и «Ахероном» длилась около года. В случае если внешний вид первого был уже ясен, то дизайн второго корабля был вдохновлен изображениями фрегата «Конституция», одного из первых американских боевых судов.

Цифровые суда оказались такими детальными, что их возможно было снимать кроме того на больших замыслах.

Океанский пазл

Дабы выяснить, какую как раз модель судна применять в том либо другом кадре, создатели фильма учитывали такие факторы, как состояние воздуха, сотрудничество корабля с актёрами и водой. К примеру, в сцене шторма предпочтение было дано громадному «Сюрпризу» из резервуара и его миниатюрной копии, потому, что предстояло снять большое количество сцен с водой — не самой простой для компьютерного моделирования субстанцией.

В то время, когда работа над «Хозяином морей» лишь начиналась, студия 20th Century Fox послала оператора Пола Аткинса в путешествие к мысу Горн на корабле «Endeavour». Он привез оттуда 14 часов кинопленки, а также — съемки настоящего шторма. Эксперты из Asylum, забрав за базу эти материалы, создали трудоемкую, но впечатляющую разработку для складывания из отдельных волн единой картины морского пространства.

Им предстояло изучить всю имеющуюся пленку и подобрать комбинацию волн для каждого кадра, обращая внимание на манёвры корабля и направление ветра. «Мы кадры на кусочки и лепили заново то, что нам было необходимо», — растолковывает Натан Макгиннесс, обладатель и один из ведущих экспертов Asylum.

По тому же принципу «пазла» планировали сцены сражений — так, первая встреча «Сюрприза» с «Ахероном», происходящая в густом тумане, стала компиляцией ранее отснятых замыслов океана, неба и тумана с миниатюрными и цифровыми моделями судов. Наряду с этим на «Ахероне» находилась кроме того команда — моряки, созданные на компьютере.

Предметом особенной гордости Питера Уира стал масштабный и реалистичный шторм, частично снимавшийся в резервуаре в Байе. На протяжении работы кинокамеры были закрыты влагонепроницаемыми футлярами. Сперва в воздействие приводилась карданная подвеска, которая раскачивала «Сюрприз». Позже вступали аппараты и дождевые машины, нагнетающие ветер и волны. Две сильных струи воды разлетались на небольшие частицы водяной пыли, преобразовываясь в туман и дымку. Тонны воды сбрасывались на палубу.

Все актеры были мокрыми с головы до ног, к тому же вода пахла бензином, от которого щипало глаза.

ILM — «скорая помощь»

В то время, когда работа над фильмом лишь начиналась, предполагалось, что в нем будет не более четырехсот кадров со эффектами. С началом монтажа их число выросло до 750, и продюсеры засомневались, сможет ли маленькая компания Asylum совладать с таковой важной задачей. Премьера была отложена на пара месяцев, и в качестве «скорой помощи» к проекту безотлагательно привлекли компанию Industrial Light and Magic (ILM) и лично Стивена Фангеймера.

Ранее он принимал участие в создании жидкого киборга в «Терминаторе-2», динозавров в «Парке водной стихии» и юрского периода в «Совершенном шторме». Но, Asylum также далеко не новичок: на их счету работа над «Особым мнением» и «Искусственным разумом». Натан Макгиннесс обиженно сказал, что его студия и сама бы справилась, но продюсеры не желали рисковать 150-миллионным бюджетом.

ILM взяла на себя в основном финальное сражение между «Сюрпризом» и «Ахероном». Необходимо подчеркнуть, что фактически нереально уловить, где кончается работа одной студии и начинается работа второй. Действительно, сотрудники ILM применяли в некоторых случаях цифровое моделирование воды, чего их предшественники делать не желали.

крики и Шёпоты

Звукооператорам «Хозяина морей» также пришлось тяжело. В стандартных звукооператорских библиотеках в Голливуде не нашлось правдоподобного звука пушечной перестрелки. Было нужно канадскому армейскому историку Гордону Лако пара дней палить из пушки — ядрами размером с шар для боулинга.

Заодно записывалось, с каким треском разлетается в щепки борт корабля — для этого в качестве мишени употреблялся фрагмент корпуса фрегата, выстроенный из дуба той же толщины, что и настоящие суда.

Основной звукооператор картины Ричард Кинг, бывший моряк, придумал, как записать голос ветра. Он отправился в известную своими ветрами пустыню Мохаве на грузовике, соорудил в кузове громадную древесную раму, на которую натянул триста метров веревки, и затем погнал машину со скоростью 100 км в час навстречу ветру (скорость которого была около 50 км в час). Оказался звук, неотличимый от завывания в снастях корабля.

Этим дело не ограничилось: прямо в пустыне был поднят громадный парус, и звукооператор записывал, как он рукоплещет на ветру — ему хотелось, дабы на заднем замысле не слышались звуки воды. Но, не всегда требовалось выполнять такие сложные манипуляции: чтобы получить звук легкого бриза, шелестящего в парусах, Ричард Кинг получения в микрофон.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№18, апрель 2004).

Burito — По волнам


Темы которые будут Вам интересны: