Последний авианосец немецких подлодок

Удачи германских подводников в конце Второй мировой были несравнимы с достижениями первых лет. Однако, им время от времени всё ещё получалось «продемонстрировать зубы». Так, в январе 1945 года подводная лодка торпедировала эскортный авианосец «Тэйн», ноавторство данной победы продолжительное время оставалось под вопросом – претенденты на неё попросту не возвратились из походов.

Финиш войны был ознаменован всплеском активности в действиях германских субмарин. Проиграв Битву за Атлантику в первой половине 40-ых годов двадцатого века и утратив базы подлодок во Франции в первой половине 40-ых годов XX века, Германия бросала в бой собственные подводные лодки. К 1945 году главным районом военных действий для них стали Северное море, пролив Ла-Манш и без того именуемые Западные Подходы к Англии (район между полуостровом Бретань и Ирландией).

Подводная война возвратилась в те же места, где она начиналась во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

Главные базы германских подлодок сейчас размещались в Норвегии. Оттуда они отправлялись на маршруты союзных конвоев в указанных районах, пробуя помешать снабжению англо-американских армий на материке. В отличие от первого года войны, сейчас субмарины имели возможность двигаться под водой посредством устройства «шнорхель», не всплывая на поверхность, и имели самонаводящиеся и маневрирующие торпеды.

В следствии, не обращая внимания на то что противолодочная защита союзников в тех районах была сильна очень, они несли утраты от атак германских подлодок. Не избежал таковой участи и английский эскортный авианосец «Тэйн» (HMS Thane), торпедирование которого много лет оставляло вопрос довольно собственного авторства.

Авианосец, поменявший специальность и имя

15 июля 1943 года на верфи в Сиэтле был построен авианосец, которому не довелось войти в состав ВМС США. Корабль, названный «Сансет» (USS Sunset), относился к классу эскортных авианосцев типа «Боуг» (Bogue class). 19 ноября того же года, по окончании прохождения опробований, корабль был передан английскому флоту и переименован в «Тэйн».

Под английским флагом он перешёл в канадский Ванкувер.

Последний авианосец немецких подлодок

Авианосец «Тэйн» в сухом доке на достройке в Канаде, июнь 1944 года

До середины июня 1944 года авианосец был на канадской верфи, где проходили его комплектование и подготовка. За это время на нём случился интересный случай – 3 марта 1944 года на корабле сыграли свадьбу двух его офицеров. Браком сочетались офицер английского флота Эрик Х. Грив-Браун (Eric H. Grieve-Brown) и офицер канадских ВВС Мюриэль Энн Пенноейр (Muriel Anne Pennoyer).

Для того чтобы в истории английских авианосцев ещё не случалось.

1 июля «Тэйн» освятили, и на палубе при праздничном построении всего экипажа был зачитан приказ о вводе его в эксплуатацию как боевого корабля. Авианосец начал готовиться к первому плаванию. 9 июля «Тэйн» вышел из Ванкувера в Норфолк с заходом в Сан-Франциско.

Это плавание должно было стать финальным опробованием для корабля и хорошей тренировкой для его экипажа. На борт корабля в качестве пассажиров были забраны две много американских морпехов. Пройдя Панамским каналом, 30 июля авианосец прибыл в Норфолк.

По окончании проведения планового ремонта он готовься опять выйти в море.

Любопытно, что английское Адмиралтейство решило не применять корабль в качестве защитника конвоев. К этому времени он был передан в распоряжение руководства защиты Западных Подходов как авианосец-грузовоз.

Комсостав авианосца «Тэйн»

Второе плавание «Тэйн» совершил к Кейптауну для переброски в Южную Африку 85 истребителей Грумман F6F «Хеллкэт». 15 августа корабль вышел из Норфолка, 2 сентября прибыл в Кейптаун и 3 октября возвратился обратно в Норфолк. Спустя двое дней он опять вышел в море. В этом случае он пересёк Северную Атлантику и 17 октября прибыл в Гринок – порт, расположенный в устье реки Клайд (Шотландия).

Затем 3 ноября корабль совершил переход в Дублин, где, разгрузившись, принял на борт «Хеллкэты» и «Эвенджеры» для переброски их на Ближний Восток.

6 ноября авианосец отбыл в Александрию в составе конвоя KMF-36, складывавшегося из 25 больших судов, на борту которых, кроме грузов, пребывало более 40 000 солдат. 15 ноября конвой прибыл в Гибралтар, а спустя четверо дней достиг Александрии. После этого «Тэйн» достиг Порт-Саида и, пройдя Суэцкий канал, прибыл в порт Адабия в Суэцком заливе, где случилась разгрузка привезённых самолётов.

Дальше в Австралию они должны были отправиться на палубе авианосца «Бэттлер» (HMS Battler). «Тэйн» же принял на борт противолодочные самолёты-бипланы 834-й эскадрильи с «Бэттлера» вместе с её личным составом, и техников и лётчиков 831-й эскадрильи, которых должен был доставить в Англию. Отбыв из Суэцкого залива 23 ноября, авианосец прибыл в Гибралтар спустя семь дней, откуда в сопровождении эсминца «Крум» (HMS Croome) через бушевавший в Бискайском заливе шторм пришёл 6 декабря в Гринок.

На устранение повреждений, взятых на протяжении шторма, ушло около семь дней, перед тем как авианосец готов был снова совершить очередное плавание. 16 декабря «Тэйн» снова вышел в море. В этом случае он должен был совершить рейс Гринок – Норфолк – Гринок.

«Тэйн» выходит в море с палубой, вынужденной «Хеллкэтами». Октябрь 1944 года

16 декабря авианосец пересёк Атлантику, прибыл в Норфолк и поднялся на погрузку. В этом случае он должен был перебросить в Англию эскадрилью истребителей «Корсар», включая их обслуживающий персонал и экипажи, и девять вертолётов Сикорского R-4B. Также, он должен был взять на борт «Корсары» и «Уайлдкэты» в разобранном виде.

В итоге, в то время, когда «Тэйн» оставил акваторию порта, на нем пребывало 86 самолётов – 24 в ангаре и 62 на палубе.

Выйдя из Норфолка, корабль перешёл в Нью-Йорк, дабы присоединиться к следующему в Англию конвою. Вечером 3 января в составе конвоя CU-53 авианосец отправился в обратный путь. Это был сложный переход через Атлантику. Океан штормило, и «Тэйн» изрядно «помяло» ветром и волнами.

Но всё обошлось благополучно, и 14 января 1945 года авианосец прибыл в Белфаст, где произвёл частичную разгрузку. На следующий сутки «Тэйн» вышел в море для перехода в Гринок, где он должен был разгрузиться окончательно и подняться на ремонт для устранения повреждений, взятых на протяжении шторма.

Таинственный взрыв

15 января в 13:28 рядом от плавучего маяка Клайд корму корабля сотряс подводный взрыв, последствия которого были для «Тэйна» плачевны. Авианосец лишился хода, поскольку на нём вышла из строя совокупность управления кораблём. двигатель авианосца и Гребной винт сохранились, но из-за взрыва было уничтожено соединение турбины с винтом.

На корме со стороны правого борта появилась громадная пробоина. Погибли 10 человек и ещё 25 были ранены.

«Тэйн» в сухом доке. Видно, что повреждения корабля были важными

На момент получения авианосцем повреждения поблизости от него пребывали два траулера и большой войсковой транспорт «Иль де Франс» (Ile de France) в охранении двух эсминцев. По окончании взрыва оба эсминца направились к «Тэйну», дабы узнать, что с ним произошло. В 13:35 они передали на «Иль де Франс», что авианосец торпедирован подводной лодкой либо подорвался на мине.

Затем лайнер скоро увеличил скорость, дабы покинуть страшный район.

Но на этом сюрпризы для британцев не закончились. В 14:05 в полумиле от места, где был повреждён авианосец, раздался взрыв под кормой норвежского танкера «Спинангер» (Spinanger), что совершал независимый переход из Северной Ирландии в Гринок. Судно взяло повреждения и кроме этого лишилось хода. Позднее, в то время, когда оба судна были отбуксированы в Гринок, при изучении пробоин было обнаружено, что обстоятельством их появления стали не подрывы на минах, а звуковые торпеды Т-5.

Стало ясно, что обе атаки были произведены германской подлодкой.

На этом снимке видно, что пострадала не только подводная часть корабля, но и полётная палуба

В соответствии с изучению, совершённому английским Адмиралтейством по окончании войны, успех этих двух нападений принадлежал субмарине U 482 (тип VIIC) под руководством капитан-лейтенанта графа Хартмута фон Матушки (Hartmut Graf von Matuschka Freiherr von Toppolczan und Spaetgen). Из этого похода лодка на базу не возвратилась, из экипажа никто не выжил. Её потопление было засчитано Адмиралтейством английским судам 22-й противолодочной группы, каковые нападали и потопили субмарину 16 января – другими словами, спустя дни по окончании торпедирования «Тэйна» и «Спинангера».

Данной предположения придерживались фактически 40 лет, пока у экспертов исторического отдела минобороны Англии не показались сомнения в том, что U 482 стала жертвой указанной группы судов. Во втором томе собственного капитального труда о подводной войне американский историк Клэй Блэйр отмечает, что потом Адмиралтейство пересмотрело собственную точку зрения, и U 482 была сочтена пропавшей без вести. Как вероятная обстоятельство её смерти рассматривается подрыв на мине, но эта версия была озвучена лишь в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

Второй узнаваемый исследователь, Аксель Нистле, в собственной работе «Утраты германских подводных лодок во время Второй мировой», вышедшей годом раньше второго тома Блэйра, во второй половине 90-ых годов двадцатого века, счёл, что U 482 погибла в Северном проливе в декабре 1944 года на одном из двух английских противолодочных минных полей (A1 либо А2). В 2005 году, по окончании детального изучения вероятной судьбы лодки графа фон Матушки, врач Нистле поменял собственную точку зрения.

Согласно его точке зрения, U 482 попала под глубинные бомбы английского фрегата «Эсеншн» (HMS Ascension) 25 ноября 1944 года западнее Шетландских островов. Сейчас эта версия смерти лодки признана окончательной и более не пересматривалась.

Авианосцу «Тэйн» больше не довелось возвратиться на работу. На этом фото он уже с демонтированным оборудованием и вооружением, в ожидании разделки на металл

В случае если сейчас возвратиться к событиям 15 января 1945 года, в полной мере уместно появится вопрос: кто же торпедировал танкер и авианосец? В случае если U 482 к тому моменту уже лежала на дне Атлантики, то обе атаки имела возможность совершить лишь вторая субмарина.

Сейчас данный успех считается делом рук U 1172 (тип VIIC/41) обер-лейтенанта цур зее Юргена Кульмана (Jurgen Kuhlmann), что 23 декабря 1944 года вывел собственную новенькую субмарину из Кристиансанда в первоначальный боевой поход. Начальник U 1172 получил приказ функционировать в Ирландском море, в которое он должен был попасть малейшим путём – через Северный пролив.

Но штаб подводных сил, взяв донесения от разведки, что англичане установили новые минные поля в данном районе, переориентировал пара лодок, среди них и U 1172, на вход в Ирландское море через пролив Св. Георга.

Это был более долгий маршрут, на котором Ирландию необходимо было огибать с юга, но и более надёжный. Кульман в полной мере удачно достиг начал и района патрулирования функционировать. 15 января германская работа радиоразведки B-Dienst перехватила сообщение с танкера «Спинангер» о том, что он торпедирован у входа в залив Ферт-оф-Клайд, но остался на плаву и требует отправить в помощь буксир.

Позднее в штаб поступил доклад с U 1172 о совершённой ею атаке, что подтверждалось радиоперехватом с танкера, но не известно почему итог атаки за Кульманом засчитан не был. Подтвердить его Кульман уже не смог, поскольку U 1172 из похода на базу не возвратилась. Сейчас считается, что субмарина была потоплена английскими корветами 27 января 1945 года в проливе Св.

Георга на протяжении возвращения на базу.

Однотипная судам Кульмана и фон Матушки подлодка U 1023 в английском Портленде, май 1945 года. Она так же снабжена шнорхелем и совершала походы в те же районы, но сохранилась до капитуляции Германии

Необходимо подчеркнуть, что за время войны жертвами торпед германских субмарин стали восемь авианесущих судов союзников. Шесть из них было потоплено, а двум, включая «Тэйн», были нанесены важные повреждения, каковые стали обстоятельством списания судов без возможности восстановления. Так, успешная атака «Тэйна» делает Юргена Кульмана претендентом на последнюю победу над авианосцем союзников в Битве за Атлантику.

Будущее «Тэйна» по окончании злополучной атаки сложилась прозаично. В феврале 1945 года его ремонт был признан экономически нецелесообразным. 5 декабря 1945 года английский флот вернул корабль ВМС США, каковые в итоге реализовали его личной компании для разборки на металл.

Авианосец был разрешён войти на слом во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

Литература:

  1. Wynn K. также- Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  3. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
  4. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  5. http://www.royalnavyresearcharchive.org.uk
  6. http://www.fleetairarmarchive.net
  7. http://www.naval-history.net
  8. http://uboat.net
  9. http://www.ubootarchiv.de

ПОДЛОДКА ПРОТИВ АВИАНОСЦА ◆ Atlantic Fleet ◆ U-29 vs HMS Courageous


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: