Последний линкор российской империи

Из всех линкоров России «Император Николай I» был наименее известным. С одной стороны, это в полной мере объяснимо: линейный корабль так и не был достроен, на его долю не выпало никаких событий. Но такое отношение к нему во многом незаслуженно, поскольку конструкция этого корабля содержит много изюминок.

А если бы он был достроен, то имел возможность бы стать сильнейшей русской боевой единицей на Черноморском театре боевых действий. Каким же был последний линейный корабль России?

начало и Предыстория строительства

По окончании утраты в Русско-японской войне практически всего собственного флота перед Русским империей встал вопрос о его восстановлении, причём на как следует новом уровне. К этому времени эволюция в кораблестроении стала причиной появлению нового типа линкоров, названных по имени первенца дредноутами. Новые линейные корабли по всем параметрам превосходили эскадренные броненосцы, фактически обесценив флоты, не имевшие таких судов.

Конечно, русское флотское руководство кроме этого собралось строить дредноуты для снова возобновляемого флота. В 1909 году началось строительство четырёх судов типа «Севастополь» для Балтфлота. При их проектировании максимально учли опыт русско-японской войны: суда были замечательно вооружены, имели высокую скорость хода, бронирование закрывало практически всю площадь борта, а площадь надстроек была сведена к минимуму.

Черноморский флот, не участвовавший в русско-японской войне, сохранил все собственные суда, как следует и количественно превосходя собственного главного соперника – турецкий флот. Но в 1909 году Турция начала обновление собственных ВМС, заказав большая часть новых судов у заграничных верфей, как когда-то сделала Япония. В 1911 году в Англии были заказаны два дредноута, названные «Решад V» (позднее – «Решадие») и «Решад-и-Хамисс».

Любой из этих дредноутов был вооружён десятью 343-мм орудиями, что делало их сильнейшими судами на Чёрном море.

В ответ на турецкие изготовление в мае 1911 года Дума выделила средства на постройку трёх дредноутов для Чёрного моря. Перед тем как началась их постройка, большие средства были выделены на модернизацию судостроительных фирм в южной части России. Черноморские линейные корабли строились по усовершенствованному проекту балтийских линейных кораблей и взяли усиленное бронирование, усиленную противоминную артиллерию, и, одновременно с этим, дальность плавания и меньшую скорость, чем суда-прототипы.

Строительство новых линейных кораблей для Черноморского флота, взявших заглавия «Императрица Мария», «Императрица Екатерина II» и «Император Александр III», началось в августе-сентябре 1912 года (официальная закладка состоялась в осеннюю пору 1911 года).

Последний линкор российской империи

Линкор «Императрица Мария» на протяжении высочайшего смотра в Севастополе 12 мая 1916 года
Источник: tsushima.su

Тем временем, из-за денежного провала Турции по окончании балканских войн строительство судов для неё быстро замедлилось. «Решад-и-Хамисс» был разобран на стапеле, а строительство «Решада V» приостановилось до 1913 года. Но, представив в качестве залога сокровища низложенного султана земельные-участки и Абдул Гамида в Стамбуле, турецкое правительство решило приобрести ещё три дредноута, строившихся для южноамериканских стран на частных верфях США и Англии.

Первым должен был стать бразильский «Рио-де-Жанейро» (четырнадцать 305-мм орудий, 27 500 т), взявший новое имя – «Султан Осман I». Помимо этого, турки вели переговоры и о покупке аргентинских судов «Ривадавия» и «Морено» (двенадцать 305-мм орудий, 28 000 т). Помимо этого, от Германии было получено обещание в течение года реализовать Турции линейный крейсер типа «Мольтке» (десять 280-мм орудий, 22 600 т).

В итоге, к началу Первой Мировой Турция имела возможность выставить против Черноморского флота четыре современных линейного корабля, тогда как русские дредноуты имели возможность подняться в строй не раньше 1915 года. Не обращая внимания на то что русским дипломатам удалось расстроить сделку Турции с Аргентиной, обстановка на Чёрном море оставалась весьма напряжённой, тем более что в Санкт-Петербург пришли известия о заказе в Англии ещё одного линейного корабля для турецкого флота, взявшего имя «Фатих».

В данной тревожной ситуации было издано постановление о срочном усилении Черноморского флота новыми судами. На постройку линейного корабля, двух крейсеров, восьми эсминцев и шести подводных лодок было выделено 110 млн рублей. 24 июня 1914 года царь утвердил новую кораблестроительную программу, но спешка со постройкой дополнительных судов для Черноморского флота была так громадна, что к тому времени линейный корабль, взявший имя «Император Николай I», уже 14 дней как был в постройке.

Что же касается проекта нового корабля, то к его разработке Основное управление кораблестроения (ГУК) приступило ещё в конце 1913 года.

Конструкция

По внешнему виду новый линейный корабль принципиально не отличался от выстроенных ранее русских дредноутов типов «Императрица» и «Севастополь Мария». Неспециализированный стиль, характерный для этих судов – низкий надводный борт, четыре башни главного калибра, расположенные линейно, минимум надстроек, две дымовые трубы – сохранился и у четвёртого черноморского дредноута.

Теоретический чертёж корпуса в целом остался таким же, как и у предшественников, но водоизмещение нового линейного корабля было на 4000 т больше, исходя из этого с целью достижения проектной скорости форма носовой части была поменяна по итогам опробований модели в Опытовом бассейне. Принятые меры разрешили бы достигнуть скорости в 21 узлов с той же машинно-котельной установкой, что и на «императрицах».

Эскиз внешнего вида линкора «Император Николай I» по состоянию на май 1916 года. Размещение зенитных орудий не соответствует действительности
Источник: wunderwaffe.narod.ru

В 1915 году, уже на протяжении строительства нового линейного корабля, поступила информация, что сравнительно не так давно выстроенные «Императрица Императрица» и «Мария Екатерина II» были не хватает мореходными для действий в свежую погоду. Их носовая часть зарывалась в воду, затрудняя ведение огня из носовых и носовой башни 130-мм орудий. Дабы исправить данный недочёт, в ГУК был создан проект полубака для «Николая I», как на линейных крейсерах типа «Измаил».

Но в итоге от нового полубака отказались, потому, что его добавление увеличило бы водоизмещение, дифферент на шнобель и снизило бы скорость корабля. Вместо полубака было решено соорудить откидной фальшборт в носовой части линейного корабля.

Предполагаемый внешний вид «Императора Николая I», если бы он был выстроен с полубаком. Рисунок А. Ю. Заикина
Источник: kreiser.unoforum.ru
Оружие

Не смотря на то, что изначально рассматривался вариант оружия корабля 356-мм орудиями, его главным оружием в итоге стали двенадцать 305-мм орудий Обуховского завода с длиной ствола 52 калибра – совершенно верно такие же, как и на прошлых русских линкорах. Главным мыслью в пользу для того чтобы состава оружия стала унификация с уже выстроенными линейными кораблями и освоенность данной артсистемы индустрией.

К тому же, это орудие было лучшим в собственном классе по последовательности параметров (в частности, по относительной длине ствола) и владело самым тяжёлым в собственном классе боеприпасом (470,9 кг). Дальность стрельбы таким боеприпасом при большом угле возвышения 25 градусов составляла 23 228 м, начальная скорость боеприпаса – 762 м/с. Бронебойный боеприпас содержал 12,9 кг взрывчатки, полубронебойный – 48,4 кг, фугасный – 58,8 кг.

По дульной энергии эта артсистема была сравнима с 343-мм орудием с длиной ствола 45 калибров, являвшимся главным оружием линейного корабля «Решадие».

Орудия на «Николае I» устанавливались в четырёх трёхорудийных башнях, расположенных линейно — совершенно верно равно как и на прошлых русских дредноутах. Такое размещение башен снабжало большие сектора обстрела на любой борт, наряду с этим погреба каждой из башен появились максимально удалёнными друг от друга.

Конструкция башен кроме этого в целом повторяла конструкцию предшественников, но в неё были внесены кое-какие трансформации, разрешавшие уменьшить время заряжания и повысить неспециализированную надёжность. По документам скорострельность составляла 2–2,5 выстрела в 60 секунд, но, тут уместнее сказать не о боевой скорострельности, а о времени заряжания. Запас снарядов составлял 100 шт на каждое орудие.

Башня главного калибра линкора «Император Александр III», аналогичная башням «Императора Николая I». На палубе лежат 305-мм боеприпасы примера 1911 года
Источник: tsushima.su

Противоминная артиллерия была представлена (как и на предшественниках) двадцатью 130-мм орудиями с длиной ствола 55 калибров, размещённых в отдельных казематах под верхней палубой по десять с каждого борта (шесть из них имели возможность вести пламя в носовых секторах обстрела, потому, что с этого ракурса была самая вероятной атака вражеских эсминцев). Так, обеспечивался самый плотный пламя в самые опасных направлениях. Масса боеприпаса составляла 33,5 кг, запас снарядов – по 200 шт на орудие.

Зенитное оружие «Николая I» по проекту складывалось из четырёх 63-мм орудий, расположенных на крышах концевых башен. В годы войны, в связи с усилением угрозы с воздуха, показалась мысль заменить эти орудия на четыре новейших 102-мм зенитных пушки Обуховского завода. Но данный замысел так и остался на бумаге, потому, что к концу 1917 года новая артсистема ещё не вышла из стадии умело-конструкторских разработок.

Дополняли оружие линейного корабля четыре 450-мм подводных торпедных аппарата.

Совокупность управления огнём

Совокупность управления огнём на «Николае I» представляла собой совокупность центральной наводки «примера 1912 года». Она уже устанавливалась на прошлых линкорах и успела стать общепринятой для больших артиллерийских судов русского флота.

Информацию о расстоянии до соперника, его скорости и курсовом угле от артиллерийских визиров и дальномеров поступали в центральный пост, где на их основании вычислялись вертикальный и горизонтальный углы наводки собственных орудий (с учётом собственной скорости, курсового угла, скорости ветра и другого). Полученные значения углов наводки передавались на артиллерийские циферблаты орудий, по окончании чего орудийный расчёт приводил орудие к требуемому углу.

По окончании получения донесений от всех орудийных расчётов, участвующих в залпе, о том, что орудия заряжены и наведены на цель, старший артиллерийский офицер замыкал электрическую цепь и создавал залп. Стрельба велась лишь в том случае, если крен корабля отсутствовал – за этим «следил» особый прибор, замыкавший цепь.

На закрытом топе фок-мачты размещался корректировочный расчёт, что смотрел за всплесками от падения снарядов и передавал данные о итогах залпа в центральный пост и старшему артиллерийскому офицеру. Уже на протяжении постройки «Николая I» его башенные установки было решено оснастить собственными дальномерами и счётно-решающими устройствами, что повысило бы их точность и автономность огня артиллерии.

Бронирование

В 1913 году на Чёрном море были совершены умелые стрельбы по «исключённому судну №4» (бывший броненосец «Чесма»). В кормовую часть его левого борта был встроен отсек с элементами бронирования и конструкции линкоров типа «Севастополь», а на палубе смонтировали боевую рубку.

Эти опыты продемонстрировали слабость совокупности защиты этих судов, в особенности распределение толщин палубной брони, которое уже в советское время глава Научного комитета ВМФ Н. И. Игнатьев назвал выполненным «вверх ногами». На четвёртом черноморском линейном корабле защиту корабля от снарядов было решено значительно усилить.

Принципиально схема бронирования «Николая I» слабо отличается от схемы защиты прошлых русских дредноутов. В её базу был положен принцип бронирования большой площади борта, что снабжало защиту корабля от фугасных снарядов (по опыту русско-японской войны). Но, если сравнивать с линейными кораблями типа «Императрица» и «Севастополь Мария», бронирование «Николая I» было значительно усилено.

Так, основной броневой пояс, простиравшийся от первой до четвёртой башни главного калибра, имел толщину в 270 мм (на балтийских линкорах – 225 мм). Бронепояс складывался из вертикально расположенных плит высотой 5,2 м и шириной 2,4 м, толщина которых к нижней кромке медлено уменьшалась до 125 мм. На «Николае I» большое внимание уделялось прочности скрепления плит главного бронепояса между собой.

Как выяснилось, употреблявшаяся на линкорах типа «Севастополь» совокупность крепления броневых плит к обшивке корпуса (без древесной подкладки) не снабжала должного уровня защиты. Кроме того в тех случаях, в то время, когда тяжёлый боеприпас не пробивал броню, от сотрясения, позванного его попаданием, бронеплиты смещались относительно друг друга, разрывая обшивку, в следствии чего нарушалась герметичность борта.

На «Николае I» стыки бронеплит размешались совершенно верно на шпангоутах корпуса, помимо этого, плиты крепились между собой посредством внутренних шпонок по схеме «двойной ласточкин хвост». Всё это разрешило значительно усилить прочность главного бронепояса, по сути, перевоплотив его в единую монолитную плиту.

Схема бронирования линкора «Император Николай I»
Источник: wunderwaffe.narod.ru

В корме и носу плиты главного пояса соединялись броневыми траверзами толщиной 150 мм, создававшими цитадель, защищавшую все крайне важные части корабля – машинно-котельные отделения, погреба боезапаса, вспомогательные механизмы и посты управления. Сверху бронепояс закрывался основной бронепалубой толщиной 63 мм, поверх которой размешалась верхняя палуба из страниц стали толщиной 35 мм.

Так, на «Николае I» была исправлена важная неточность в проектировании прошлых русских линейных кораблей, в то время, когда самая толстая бронепалуба размешалась вверху, а ниже неё пребывали более узкие палубы. В следствии боеприпас, падавший сверху, пробивал верхнюю бронепалубу, а его обломки и осколки тяжёлых бронеплит с лёгкостью пробивали нижележащие узкие палубы. Иными словами, в случае если раньше горизонтальная защита на русских дредноутах размешалась «вверх ногами», то сейчас её вернули в верное положение.

Наружным бронированием защита цитадели не исчерпывалась. В корабля, на расстоянии 3–4,5 м сзади главного бронепояса, размешался внутренний бронепояс из 75-мм крупповской стали. Его основной функцией была защита от осколков тяжёлых снарядов и отколов бронеплит главного пояса.

Если сравнивать с 50-мм нецементированными плитами, использовавшимися на «Севастополе» и «Императрице Марии», прочность внутреннего пояса на «Николае I» была выше на 120%.

Сечение линкора «Император Николай I» по 75-му шпангоуту с указанием бронирования
Источник: wunderwaffe.narod.ru

Выше главного бронепояса наружный борт от форштевня до кормового траверза защищался узким поясом из нецементированных плит толщиной 75 мм. Его функция заключалась в защите борта от повреждений, вызванных фугасными боеприпасами. На предшественниках «Николая I» («Севастополе» и «Императрице Марии») его толщина составляла соответственно 125 и 100 мм.

За счёт понижения толщины этого элемента защиты удалось сэкономить большой вес и усилить бронирование главного пояса. За пределами цитадели корпус кроме этого имел защиту: от носового траверза до форштевня шёл пояс из крупповских плит толщиной 200 и 100 мм. Выше его размещался ещё один пояс из плит толщиной 100 мм.

Корма за пределами цитадели защищалась поясом толщиной 175 мм, поверх которого шла 35-мм палуба, а понизу – палуба толщиной 63 мм.

Замечательную защиту наконец-то взяли башни главного калибра и их барбеты, бывшие воистину «ахиллесовой пятой» прошлых дредноутов. Лобовые плиты башен имели толщину в 300 мм, стены и крыша – в 200 мм. Бронирование барбетов взяло адекватную защиту толщиной 300 мм выше уровня верхней палубы и 225–250 мм в пространстве между верхней и средней палубами.

Боевая рубка защищалась с боков 400-мм плитами, а толщина крыши составляла 250 мм.

В целом, возможно утверждать, что уровень бронирования «Николая I» был высоким. Вес броневой защиты составлял 9454 т, либо 33,9% от водоизмещения (для сравнения, вес бронирования на «Императрице Екатерине II» составлял 6878 т, либо 28,8% от водоизмещения). Так, удельный вес брони приближался к показателям тогдашних германских дредноутов, бывших по этому параметру лучшими в мире.

Увы, у «Николая I» имелось ахиллесова пята – он был не хорошо защищён от подводных взрывов. При попадания торпеды энергии её взрыва противостояли бы только наружная и внутренняя обшивка борта, и слой угля в угольных ямах за ней. Переборка, отделявшая угольные ямы от машинных отделений и котельных, имела толщину всего 10 мм и не имела возможность задержать осколки уничтоженного борта и продукты взрыва.

По расчётам, подрыв уже 80–100 кг тротила привёл бы к затоплению громадных внутренних количеств корабля. Увы, подобная недооценка мощи скоро развивавшегося торпедного оружия была в той либо другой мере характерна фактически всем тогдашним флотам, за исключением германского.

Машинно-котельная установка

Машинно-котельная установка для четвёртого черноморского линейного корабля всецело повторяла проект установки для линейного корабля «Императрица Екатерина II», но развивала пара солидную мощность за счёт оптимизации некоторых параметров.

Котельная установка складывалась из двадцати котлов типа «Ярроу», ранее уже использовавшихся на всех русских дредноутах и прекрасно освоенных индустрией. Главным горючим был уголь, но допускалась возможность одновременного впрыска нефти через форсунки, расположенные в верхней части топки. Котлы размешались в двух группах – носовой (8 котлов) и кормовой (12 котлов).

Давление вырабатываемого пара составляло 17,5 атм.

Шесть турбин совокупности Парсонса размешались в трёх отсеках (двух бортовых и одном среднем). В левом бортовом отсеке размешались турбина большого давления турбина и переднего хода большого давления заднего хода, вращавшие левый наружный вал. В правом бортовом отсеке по такой же схеме размешались турбины, вращавшие правый наружный вал.

В среднем отсеке пребывало по одной турбине низкого давления переднего/заднего хода на каждом из двух внутренних валов. Суммарная мощность энергетической установки составляла около 30 000 л. с., скорость полного хода – 21 узел, экономического хода – 12 узлов. Запас горючего составлял 650 т, что разрешало кораблю идти с большой скоростью в течение 12 часов.

Электричество производили четыре основных турбогенератора мощностью по 360 кВт и два вспомогательных мощностью по 200 кВт, любой из которых приводил во вращение две динамо-машины – переменного и постоянного тока. Напряжение вырабатываемого переменного трёхфазного тока частотой 50 Гц составляло 225 В. К потребителям постоянного тока относились орудийные башни, совокупность подачи снарядов, лампы и прожектора освещения. На переменном токе трудились электровентиляторы, аэрорефрижераторы, электромоторы устройств управления стрельбой, судовых мастерских и других запасных механизмов.

Совокупность успокоения качки

«Николай I» первым из русских линейных кораблей оснащался совокупностью активного успокоения бортовой качки. Успокоение качки достигалось за счёт переливания воды из особых цистерн U-образной конструкции одного борта в цистерны другого. Размеры цистерн рассчитывались так, дабы периоды колебаний воды в них приблизительно соответствовали периоду естественных колебаний корабля.

Цистерны должны были размешаться в течении второй и третьей артиллерийских башен во внутренних трюмных бортовых отсеках. Количество воды, принимаемой в них перед боем, составлял 740 т. В соответствии с расчётам, использование совокупности успокоения качки должно было снизить среднюю величину размахов приблизительно на 50%, что увеличивало предполагаемый процент попаданий в среднем в два раза.

Строительство

Закладка линейного корабля на стапеле, освободившемся по окончании спуска на воду корпуса линейного корабля «Императрица Екатерина II», прошла в Николаеве 9 июня 1914 года. Строительство вела личная компания «Наваль», взявшая на себя обязательства предъявить линейный корабль на опробования не позднее 1 марта 1917 года. Артиллерия, торпедное оружие, устройства управления стрельбой и броня поставлялись Морским министерством и в цена 22,5-миллионного договора не входили.

По окончании начала военных действий в августе 1914 года строительство линейного корабля пара замедлилось. Сказались переориентация индустрии на армейские рельсы, задержки поставок из зарубежа и перезаказ части комплектующих у новых агентов. Помимо этого, уровень турецкой угрозы снизился по причине того, что линейные корабли «Султан Осман I» и «Решадие» были реквизированы на время войны британцами.

Однако, в течение осени-зимы 1914 года постройка корабля продвигалась достаточно скоро. К середине весны 1915 года ветви шпангоутов были доведены до отметки средней палубы, в трюме шёл монтаж переборок. 15 апреля состоялась церемония официальной закладки, приуроченная к посещению завода Николаем II.

Но сбои в поставках комплектующих нарастали . Ижорский завод срывал сроки поставки бронеплит скосов нижней палубы, что задерживало спуск корпуса на воду, изначально планировавшийся на октябрь 1915 года. Помимо этого, рабочих компании «Наваль» всегда перебрасывали на постройку эсминцев и крейсеров, и достройку «Екатерины II».

В конце 1915 года солидную часть брони верхней палубы перезаказали Мариупольскому броневому заводу. Показалась надежда завершить все работы по корпусу к концу весны 1916 года, а в июне произвести спуск на воду. Но и данный срок был сорван из-за продолжительной стачки рабочих на «Навале» в январе-феврале 1916 года.

В итоге спуск линейного корабля на воду состоялся только 5 октября.

Корпус линейного корабля «Император Николай I» на стапеле в сутки спуска на воду 5 октября 1916 года
Источник: tsushima.su

В данный сутки на верфи царило немного поднятое настроение, и казалось, что большинство трудностей уже сзади. По окончании спуска корпуса на воду начался монтаж бессчётного оборудования, которое к тому времени уже было произведено в цехах «Наваля». Постройка «Николая I» опять собрала обороты. Но в разгар работ страну потрясло известие о случившейся Февральской революции и отречении царя от престола.

В апреле «Николай I» поменял собственное «монархическое» имя на «Народовластие».

Кроме объективных трудностей со постройкой на протяжении войны, постройка замедлялась ещё и вследствие того что изначально хороший проект к тому времени уже морально устарел. Сравнительно не так давно приобретённый опыт морской войны сказал, в первую очередь, о совсем недостаточной подводной защите корпуса. Недостаточной признавалась и скорость линейного корабля (21 уз). Артиллерию главного калибра кроме этого посчитали малоперспективной в свете улучшившейся защиты новых линейных кораблей ведущих морских держав.

К сожалению, проект «Николая I» фактически не имел резервов для улучшения собственных главных черт. Однако, достройка длилась. По состоянию на апрель 1917 года на корпусе линейного корабля было полностью установлено горизонтальное и траверзное бронирование, шла клёпка и сборка опорных барабанов для башен главного калибра.

В машинных отделениях осуществлялась сборка фундаментов для турбин. Тем временем, в цехах «Наваля» шла сборка механизмов для линейного корабля – их неспециализированная готовность оценивалась в 44% при неспециализированной готовности корабля в 60%. Тогда же, в апреле, был назначен новый срок ввода в строй – ноябрь 1918 года.

Но и этим замыслам не суждено было сбыться. Первая мировая подорвала экономику, а новая власть продемонстрировала собственную полную несостоятельность. В октябре 1917 года Временное правительство издало распоряжение о приостановке работ на линейном корабле «Народовластие» до «более благоприятного времени». Работы на корабле всецело остановились.

К 1 ноября 1917 года готовность корпуса по массе составляла 79,3%, готовность котельной установки была доведена до 71%. Изготовление артиллерийской части продвинулось значительно меньше.

По окончании окончательной остановки всех работ на линейном корабле в январе 1918 года он простоял под открытым небом до 1923 года. В феврале 1923 года недостроенный корпус посетила рабочая группа, занимавшаяся ликвидацией недостроенных и устаревших судов царского флота. Рабочая группа признала состояние корабля в целом удовлетворительным, и его в полной мере возможно было буксировать в Севастополь на судоразделочный завод.

Но осуществлению этих замыслов помешало то событие, что линейный корабль числился предназначенным на продажу за предел. По-видимому, клиентов отыскать не удалось, и недостроенный корабль простоял в ожидании собственной участи до 1927 года, а после этого был реализован обществу «Рудметаллторг» на слом по цене 8,54 руб за тонну. 28 июня 1927 года бывший «Николай I» отправился в собственный первый и последний поход.

Сперва корабль отбуксировали в Одессу, а оттуда в Севастополь, где он и был разобран в Северном доке.

В истории последнего линкора России как в зеркале отразилась будущее широких судостроительных программ, принятых в Российской Федерации перед Первой мировой войной. Будучи очень амбициозными, они были не по карману слабому стране. Но нельзя сказать, что строительство и проектирование «Императора Николая I» выяснилось совсем уж тщетным.

Став вершиной эволюционного развития проекта русского дредноута, последний линейный корабль империи воплотил в себе лучшие черты собственных предшественников, во многом избавившись от свойственных им недочётов.

Тактико-технические характеристики линейного корабля «Император Николай I»

Главные кораблестроительные элементы

Водоизмещение проектное, т

Протяженность по ватерлинии, м

Ширина по ватерлинии, м

Осадка, м

Мощность автомобилей проектная, л. с.

Скорость хода проектная, уз

Бронирование

Толщина главного бронепояса, средняя часть, мм

Толщина главного бронепояса, носовая/кормовая часть, мм

Верхний пояс, мм

Башни ГК, лоб/стены, мм

Боевая рубка, крыша/стены, мм

Палубы, верхняя/средняя/нижняя, мм

Скосы нижней палубы, мм

Оружие

Основной калибр, число орудий – калибр, мм

Противоминный калибр, число орудий – калибр, мм

Торпедные аппараты

27 800

182

28,9

9

29 700

21

270

100/125

75

300/200

250/400

35/63/35

75

12 – 305

20 – 130

4 – 450

Перечень литературы:

  1. Виноградов С. Е. «Малоизвестный линейный корабль». Цитадель, 1997, №1(4)
  2. Айзенберг Б. А., Костриченко В. В. «Линейный корабль «Императрица Мария». М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010
  3. Виноградов С. Е. «Последние великаны Российского императорского флота». СПб.: Галея Принт, 1999
  4. Кузнецов Л. А. «Последний дредноут империи». Гангут, 2007, №32
  5. Симоненко В. Г. «Последний линейный корабль России». Судостроение №1, 1976.

История броненосцев и линкоров флота Российской империи на канале World of warships news TV


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: