Последний поход «бисмарка» — в жизни и на экране

75 лет назад, 18 мая 1941 года, наибольший линейный корабль Фашисткой германии «Бисмарк» вышел в собственный первый боевой поход, ставший для него последним. Подробности этого похода были так немыслимы и захватывающи, что им посвятили множество кинокартин и книг. самые знаменитым художественным фильмом о судьбе корабля стала лента «Потопить Бисмарк!», вышедшая на экраны в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

Как настоящая история «Бисмарка» отличается от кинематографической?

Рождение

Думать над видом будущего суперлинкора в Германии начали ещё в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Первоначально его водоизмещение должно было составить 35 000 т, а оружие — восемь 330-мм орудий. Но «за время пути собака имела возможность подрасти», и 14 февраля 1939 года «Бисмарк», длиной более чем 240 м, большим водоизмещением почти 51 000 т и четырьмя башнями с парой новейших 380-мм пушек в каждой, был празднично построен — в присутствии Гитлера и командующего флотом гросс-адмирала Редера.

Размеры фактически любой подробности «Бисмарка» поражали воображение. Любой боеприпас для орудий корабля весил 800 кг. 12 высоконапорных котлов снабжали огромному линейному кораблю скорость в 30 узлов. Основной пояс корабля складывался из сваренных плит цементированной бронестали КС толщиной 320 мм.

По качеству эта сталь была одной из лучших в мире — лишь англичане с маркой СА имели броню качественнее. Неспециализированный вес брони составлял внушительные 18 700 т — либо 40% от боевого водоизмещения по проекту.

Последний поход «бисмарка» — в жизни и на экране

«Бисмарк» на базе в Киле. Изображение разрешает оценить размеры корабля
www.steelnavy.com
«Бисмарк» идёт в бой

К маю 1941 года германские линейные корабли уже имели за плечами опыт успешных рейдов в Атлантический Океан. На протяжении операции «Берлин» 22 января?22 марта 1941 года линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау» смогли потопить 22 судна неспециализированным водоизмещением более 115 000 т. Гросс-адмирал Редер, конечно, горел жаждой повторить успех. По замыслу «Учений на Рейне» «корабли» и Бисмарк помощи должны были выйти из портов Германии, а «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — из французского Бреста.

Потом они совместно начинали охоту на конвои по всей Северной Атлантике. Капитаном «Бисмарка» был Эрнст Линдеман, а всей корабельной группировкой руководил адмирал Гюнтер Лютьенс.

Но, в изначальные замыслы вмешались события. Сперва на «Шарнхорсте» вышли из строя трубки пароперегревателей — потребовалось пара месяцев ремонта. После этого «Гнейзенау» «поймал» торпеду с пролетавшего «Бофорта» — и «Бисмарк» остался лишь с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» в паре.

Но Принц и «тут Ойген» на рядовом переходе из Готенхафена в Киль подорвался на магнитной мине. Было нужно ожидать его ремонта — Редер опасался близкого вступления в войну США (тогда вражеских судов в океане сходу стало бы значительно больше) и не желал отменять операцию насовсем.

В итоге «Бисмарк» вышел в море в ночь на 19 мая (чуть раньше это же сделал «Принц Ойген»). О выходе суперлинкора на охоту весьма скоро определили соперники — уже 20 мая около 15 часов шведский крейсер «Готланд» передал радиограмму о встрече с германской эскадрой. Радиограмма срочно попала к британцам.

21 мая разведывательный «Спитфайр» смог сфотографировать и «Бисмарк», и «Принц Ойген».

Англичане известили о собственной находке уже находящиеся в море тяжёлые крейсера «Норфолк» и «Саффолк», и лёгкие крейсера «Манчестер» и «Бирмингем». На перехват неприятеля вышла эскадра из новейшего линейного корабля «Принц Уэльский» (на его борту кроме того остались рабочие с верфи), линейного крейсера «Худ» и шести эсминцев. Линейный корабль «Кинг Джордж V» до тех пор пока остался в запасе, на базе в Скапа-Флоу.

Тем временем, вечером 21 мая «Бисмарк», пользуясь туманом, двинулся в Арктику. 22 мая, определив о том, что немцы уже где-то в море, «Кинг Джордж V» и авианосец «Викториес» с 5 лёгкими крейсерами также покинули базу. После этого к поиску «Бисмарка» подключились линейный крейсер «Рипалс» из Клайда, линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройал» из Гибралтара.

Первая кровь

Вечером 23 мая сперва тяжёлый крейсер «Саффолк», а после этого и «Норфолк» нашли радаром германскую эскадру. Утром следующего дня в Датском проливе между Исландией и Гренландией начался бой. Первыми нашли неприятеля и открыли огонь «Худ» и «Принц Уэльский».

В 5:55 «Бисмарк» ответил. И внезапно, в 6:01, по окончании пятого залпа «Бисмарка»…

Смерть «Худа»

«Худ», ещё сравнительно не так давно наибольший корабль английского флота, его гордость и краса, а с ним и практически полторы тысячи (правильнее, 1415) членов экипажа фактически мгновенно провалились сквозь землю в море. Спасти успели только троих человек. До сих пор любители флота ожесточённо спорят, что же погубило «Худ». Выстраиваются траектории, как как раз бронебойный боеприпас при повороте линейного корабля имел возможность пробить броневой пояс, скос бронепалубы и крышу погреба 102-мм снарядов. Может, прошёл через турбинное отделение?

Либо попал в воду и просто «поднырнул» под пояс? Таковой боеприпас, но невзорвавшийся, именно нашли в «Принце Уэльском». Результат (также возможный): порох в погребе вспыхнул, раскалённые газы ринулись по вентиляционным шахтам.

Загорелись десятки тысячь киллограм пороха уже главного погреба — и в пара секунд разломили корпус корабля.

Через 120 секунд «Принц Уэльский», взяв пара попаданий, прикрылся дымовой завесой и вышел из боя. «Бисмарк» отделался тремя попаданиями: одно порвало трубопровод к топливным цистернам, второе вывело из строя катапульту для корабельного гидросамолёта, третье — паропровод в турбогенераторном отделении. В итоге скорость корабля упала до 28 узлов, а горючее потекло за борт. Поразмыслив, адмирал Лютьенс решил вернуть «Бисмарк» в Брест для ремонта, а «Принц Ойген» отпустить для независимой охоты.

Следующим вечером в 22:00 «Бисмарк» нападали восемь торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Викториес», под прикрытием шести истребителей «Фулмар». Не смотря на то, что пилоты в первый раз в жизни взлетели с палубы, один из них смог поразить линейный корабль. Но ночью английские крейсера… утратили «Бисмарк» на радарах. По иронии судьбы, на линейном корабле принимали излучение РЛС, и Лютьенс, думая, что англичанам всё равняется известно его расположение, отправил долгую радиограмму о положении дел на борту.

Британцы смогли запеленговать «Бисмарк», но неправильно нанесли эти на карту. В следствии практически полсотни судов большое количество часов искали «Бисмарк» не в том месте, где он плыл в действительности. И лишь утром 26 мая патрульная «Каталина» опять нашла неуловимый линейный корабль.

Но сейчас английские суда не успевали настигнуть «Бисмарк». Оставалась последняя надежда — на палубную авиацию. 14 «Суордфишей» с авианосца «Арк Ройал» выпустили 11 торпед… по собственному же крейсеру «Шеффилд». К счастью, магнитные взрыватели нескольких торпед сработали через чур рано, от остальных кораблю удалось увернуться. И лишь вторая атака пришлась по настоящему неприятелю.

Из 13 торпед две либо три попали в цель. Но лишь одна стала роковой — она наглухо заклинила оба руля линейного корабля.

Ночью «Бисмарк» атаковали британские эсминцы. Выпустив 14 торпед по неуправляемому кораблю, они… не попали ни разу. А утром британцы опять утратили линейный корабль, но скоро снова смогли найти.

Смерть «Бисмарка»

Англичане кинули в финальный бой Кинг «и» линкоры «Родней Джордж V» с 406-мм и 356-мм орудиями. Первый залп в 8:47 дал «Родней». Менее часа спустя британцам удалось вывести из строя все башни главного калибра «Бисмарка».

Скоро умолкли и остальные его пушки. Германский линейный корабль воображал собой пылающую развалину. «Родней», стремясь как возможно стремительнее разделаться с соперником, пока не кончилось горючее, кроме того стрелял по беззащитному «Бисмарку» крупнокалиберными 24,5-дюймовыми торпедами, причём промахиваясь.

Не смотря на то, что пушки «Кинг Джордж V» и «Роднея» далеко не всегда работали, как надеется, вместе с тяжёлыми крейсерами «Норфолк» и «Дорсетшир» они выпустили практически три тысячи (правильнее, 2876) снарядов калибром от 133 до 406 мм и добились приблизительно 300–400 попаданий. Летящие боеприпасы возможно было подметить кроме того невооружённым глазом.

Первые разрывы английских снарядов http://www.kbismarck.com/

Оставшиеся в живых офицеры «Бисмарка» решили затопить корабль подрывными зарядами. По окончании 10:20 заряды сдетонировали, и «Бисмарк» стал медлительно крениться на левый борт. Тем временем «Дорсетшир» вышел в торпедную атаку: две торпеды попали в правый борт, после этого ещё одна была выпущена в левый.

В 10:39 покалеченный линейный корабль опрокинулся и затонул. Германские авиация и подводные лодки так и не пришли ему на помощь. Англичанам удалось спасти всего 115 человек, более 2100 нашли собственную смерть в воде.

На экране и под водой

По окончании войны настало время киноделов. Вышедшая на экраны в первой половине 60-ых годов двадцатого века картина «Потопить Бисмарк!» заслужила множество похвал за точность отображения исторических событий. Оно и неудивительно — к примеру, Эдуард Мэроу, журналист, узнаваемый радиорепортажами из армейского Лондона, сыграл в фильме… самого себя. Эсмонд Найт, игравшийся капитана «Принца Уэльского», в 41-м был на борту этого же корабля и был ранен в том самом бою.

Употреблялись настоящая хроника спуска «Бисмарка» на записи и воду битв. Виды «изнутри» судов снимали на «Вэнгарде» — единственном английском линейном корабле, дожившем до этого времени.

Эдуард Мэроу

Взлом кодов посредством аналитиков Блетчли-парка оставался тайным впредь до 1975 года, исходя из этого в фильме он не упомянут. Но в кино совершенно верно продемонстрирована летающая лодка «Каталина», отыскавшая «Бисмарк». Не умолчали и об атаке собственного же корабля.

Превосходно отображена сложность работы английского штаба, определяющего действия судов.

Для усиления драматизма на экране англичане «понесли» кроме того более важные утраты, чем в действительности: «Бисмарк» сбивает зенитным огнём два «Суордфиша» (в действительности пара самолётов было повреждено). Любопытно, что наряду с этим сцена, где сообщается о находке и спасении лодки с тремя лётчиками, совсем правильна. Два истребителя «Фулмар» с «Викториес», истратив горючее, сели в море, и три человека были спасены.

Кроме этого линейный корабль, уже взяв роковую торпеду, отражает атаку эсминцев и топит один из них — «Солент». Для того чтобы эсминца не было в составе английского флота, и ни один из эсминцев не был потерян. Но в противном случае события по окончании поражения руля смотрелись бы чистой «игрой в одни ворота».

«Бисмарк» на киноэкране

Адмирал Лютьенс в кино продемонстрирован горячим поклонником Гитлера и уверенным, если не фанатичным, фашистом. Он со всем энтузиазмом весело настраивает команду на грандиозную и победную охоту за конвоями. Но выжившие члены экипажа обрисовывали настоящего Лютьенса как задумчивого а также безрадостного человека.

В жизни адмирал настаивал на откладывании операции до окончания ремонта «Шарнхорста» либо кроме того ввода в строй «Тирпица». Лютьенс кроме этого не желал вступать в бой с «Дистрофичном» и «Принцем Уэльским» (перехват конвоев был куда серьёзнее дуэлирования) — а в кино именно он приказывает Линдеману открыть огонь.

И лишь через много лет по окончании войны к останкам «Худа» и «Бисмарка» смогли добраться подводные аппараты. Если судить по положению обломков, «Худ» вправду начал поворачивать перед самым взрывом. В 2002 году он был заявлен армейским захоронением, исходя из этого все предстоящие работы закончились.

«Бисмарк» на дне http://www.kbismarck.com/

В 2002 году энтузиаст и знаменитый кинорежиссёр глубоководных погружений Джеймс Кэмерон организовал экспедицию к «Бисмарку» на судне «Академик Мстислав Келдыш». Посредством батискафов «Мир-1» и «Мир-2» удалось установить темперамент повреждений корпуса. По нему направляться, что, возможно, обречённый корабль был в итоге затоплен собственной командой (как постоянно утверждали выжившие из экипажа).

литература и Источники:

  1. http://www.imdb.com/
  2. http://www.kbismarck.com/
  3. http://www.scharnhorst-class.dk/
  4. Evans, Alun. Brassey’s Guide to War Films. Dulles, Virginia: Potomac Books, 2000.
  5. Буркхард фон Мюлленгейм-Рехберг. Линейный корабль «Бисмарк». — М., Эксмо, Яуза. 2006.
  6. Дашьян А. Убийцы «Бисмарка». Линейные корабли «Нельсон» и «Родней».М., Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010.
  7. Кофман В. Смерть владыки морей. Линейный крейсер «Худ». — М., Коллекция, Яуза, Эксмо, 2009.
  8. Малов А. А., Патянин С. В. Линейные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц». — М.: Эксмо, 2014

Бисмарк История гибели


Темы которые будут Вам интересны: