Последний «вашингтонский» крейсер

В 20–30-е годы XX века испанская военно-морская стратегия носила оборонительный темперамент, а потому роль крейсеров заключалась в демонстрации флага за границей, защите торговых судов и борьбе против вражеской морской торговли. 14 июля 1926 года испанский король утвердил новый военно-морской бюджет размером 268 500 000 песет для постройки и оснащения двух 10 000-тонных крейсеров с большой дальностью и мощным вооружением плавания. Ими стали крейсеры «Канариас» и «Балеарес».

Восстановление испанского флота

Экономическая и политическая слабость Испании в сочетании с её географическим положением на перекрестке всемирный морской торговли в XIX–XX столетиях обычно обрекали страну на роль жертвы в противостоянии великих держав. Очень уязвимы были испанские островные провинции, в частности Балеарские острова, лежащие на морском пути, соединяющем Францию ??и Алжир, и Канарские острова, лежащие на пути из Европы в Западную Африку. При вероятного конфликта Испании с Англией либо Францией эти острова имели возможность стать целью для зарубежной интервенции.

По окончании того как испанский флот был фактически стёрт с лица земли на протяжении войны с США во второй половине 90-ых годов XIX века, в течение следующих многих лет происходило его постепенное восстановление. Первыми единицами нового ВМФ стали торпедные катера и небольшие дредноуты. За ними последовали крейсеры, подводные лодки и эсминцы, организовавшие небольшой, но сбалансированный флот, выстроенный с учётом уроков Первой Мировой.

В 20–30-е годы испанская военно-морская стратегия носила оборонительный темперамент, а потому роль крейсеров заключалась в демонстрации флага за границей, защите испанских торговых судов при очередной европейской войны (на протяжении Первой Мировой стороны конфликта потопили 68 испанских судов) и, , если сама Испания была бы в неё втянута, в борьбе против вражеской морской торговли.

В составе испанского флота пребывало всего пять более-менее новых крейсеров послевоенной постройки, но они не шли ни в какое сравнение с 10 000-тонными «вашингтонскими» крейсерами с восьмидюймовой артиллерией, строившимися за границей. Кроме того новейшие испанские крейсеры типа «Принсипе Альфонсо» существенно уступали «вашингтонским» крейсерам по огневой мощи (несли по восемь 152-мм орудий) и не имели достаточной дальности плавания для независимых действий в океане далеко от собственных баз. Исходя из этого новое поколение крейсеров для испанского флота решено было значительно усилить.

14 июля 1926 года испанский король Альфонсо XIII утвердил новый военно-морской бюджет размером 268 500 000 песет для постройки и оснащения двух 10 000-тонных крейсеров, и последовательности более небольших судов. Нужно признать, что программа 1926 года была очень смелой, в особенности в случае если учитывать слабость испанской экономики и намного большую цена судов если сравнивать с той же Англией.

Однако, испанские госдеятели решились на огромные затраты – с условием, что новые крейсеры будут строиться только на национальных верфях. Это давало работу многим тысячам судостроителей, а промышленность приобретала нужный опыт создания столь сложных судов.

Разработка проекта

Проект крейсера был создан английским концерном «Армстронг» под управлением сэра Филиппа Уотса на базе проекта тяжёлых крейсеров типа «Кент». В исходный проект был внесён последовательность трансформаций: увеличенная на 10 000 л. с. мощность автомобилей, уменьшенная ширина корпуса (с сохранением булей), меньший запас горючего и пара другая схема бронирования. Всё это разрешило расширить большую скорость хода до 33 узлов.

Носовой мостик был повышен в размерах и имел обтекаемую форму для уменьшения сопротивления воздуху. По данной же причине дымовые трубы были объединены в одну и кроме этого имели обтекаемую форму. Трансформации подверглось и вспомогательное оружие.

В остальном же корабль был обычным «вашингтонским крейсером» (другими словами, крейсером, созданным в соответствии с Вашингтонским морским соглашением 1922 года, устанавливавшим лимит водоизмещения в 10 000 т) со стандартным водоизмещением 10 000 т, нёсшим восемь 203-мм орудий при минимальном бронировании, снабжающем только защиту от орудий эсминцев, да да и то не на всех расстояниях боя. По боевым возможностям корабль был равен ранним французским тяжёлым крейсерам типов «Турвиль» и «Суффрен», кроме этого итальянским крейсерам типа «Тренто». Более поздние крейсеры типов «Зара» и «Алжир» имели лучшую защиту, но, в целом, главные характеристики остались схожими, и существенно превосходили «испанцев» только новейшие японские и американские тяжёлые крейсеры.

Строительство

Заказ на постройку двух судов был размещён на верфи SECN в Эль-Ферроле 31 марта 1928 года. Суда, при закладке взявшие имена «быстроходный и №12» быстроходный «корабль №14», позднее были переименованы, соответственно, в «Канариас» и «Балеарес» (в честь архипелагов, каковые должен был защищать испанский флот).

Строительство продвигалось медлительно (по большей части, по обстоятельству недостаточного финансирования), и корпус «Канариаса» был построен только 28 мая 1931 года. «Балеарес» был построен позднее – 20 апреля 1932 года. Сейчас в Англии было решено оставить идею строительства громадных и дорогих, но наряду с этим слабо защищённых тяжёлых крейсеров с 203-мм орудиями.

Вместо них решили строить меньшие по размерам, но лучше защищённые крейсеры типа «Йорк», а после этого и лёгкие крейсеры со 152-мм орудиями. Другие страны, среди них и Испания, кроме этого стали пересматривать собственные взоры на развитие флота в пользу лёгких сил, исходя из этого третий корабль, что должен был взять имя «Ферроль», испанцы строить не стали, а деньги, выделенные на него, направили на постройку дополнительных эсминцев.

Последний «вашингтонский» крейсер

Крейсер «Канариас» на протяжении постройки
visionesdeferrolterra.blogspot.ru

сборки и Качество материалов было высоким. Фактически все подробности для судов создавала испанская индустрия, за исключением броневых плит и командно-дальномерных постов для управления стрельбой главного и универсального калибров, и некоего запасного оборудования.

Спуск на воду крейсера «Балеарес»
funkoffizier.com

С 18 июля по 27 сентября 1934 года «Канариас» проходил ходовые опробования (наряду с этим на крейсере ещё не было кормовых башен), по окончании чего была поменяна конфигурация его носовой надстройки – над навигационным мостиком надстроили открытый командный мостик. Кроме этого, по результатам опробований, была укорочена фок-мачта.

«Канариас» на опробованиях в море, сентябрь 1934 года. Кормовые башни отсутствуют, фок-мачта ещё не укорочена. Носовая надстройка ещё не модернизирована
kbismarck.org

К моменту начала Гражданской войны в Испании (июль 1936 года) на «Канариасе» всецело отсутствовали вспомогательное оружие, совокупность управления артиллерийским огнём и катапульта для гидросамолёта, а на «Балеаресе» сейчас были установлены только носовые башни главного калибра. Отсутствовавшее оборудование и вооружение пребывало далеко за пределами страны – к примеру, устройства для управления артиллерийской стрельбой и катапульты были заказаны в Голландии и Англии. По окончании того, как франкисты захватили базу Эль-Ферроль, где строились оба крейсера, их постройка быстро ускорилась, потому, что большинство флота осталась на стороне республиканцев, и ввод в строй двух сильных судов имел возможность значительно повлиять на ход морской войны.

«Канариас» на протяжении Гражданской войны в Испании, приблизительно 1937–39 годы. На дымовой трубе – широкая тёмная полоса для стремительной идентификации, на второй башне главного калибра изображён императорский орёл. Все 120-мм орудия уже на собственных местах
warshipsimages.com

На опробованиях водоизмещение крейсера «Канариас» составило 10 617 т. Полное же водоизмещение, зарегистрированное во второй половине 30-ых годов двадцатого века, составило 12 230 т, с учётом того факта, что авиационное оружие ни при каких обстоятельствах на корабль не устанавливалось. Каждые дополнительные 27 тысячь киллограм веса увеличивали осадку корабля на один сантиметр.

Главные характеристики крейсера «Канариас»

Протяженность Громаднейшая, М

Протяженность МЕЖДУ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАМИ, М

Протяженность ПО ВАТЕРЛИНИИ, М

ШИРИНА, М

ВЫСОТА КОРПУСА Громаднейшая, М

ОСАДКА ПО МИДЕЛЮ ПРИ СТАНДАРТНОМ ВОДОИЗМЕЩЕНИИ, М

ОСАДКА ПО МИДЕЛЮ ПРИ ПОЛНОМ ВОДОИЗМЕЩЕНИИ, М

193,9

183

192,15

19,5

12,75

5,28

6,28

бронирование и Защита

В случае если охарактеризовать защиту крейсеров класса «Канариас» одним словом, то оптимальнее подойдёт определение «картонная», не смотря на то, что по некоторым параметрам она была немного лучше, чем у зарубежных «вашингтонских» крейсеров первого поколения. Её маленький удельный вес обуславливался требованием «вписать» восемь 203-мм орудий и высокую скорость в пределы 10 000 т водоизмещения. Главный приоритет отдавался защите погребов боезапаса от лёгких авиабомб и снарядов.

Бронепояс, орудийные башни и палуба были через чур узкими, дабы защитить от чего-либо больше маленьких снарядов и осколков. Не обращая внимания на все попытки обеспечить адекватную защиту в пределах веса, отпущенного на бронирование, суда данного класса так и остались уязвимыми кроме того для артогня эсминцев и вооружённых гражданских судов, и атак с воздуха.

Схема бронирования повторяла английский прототип – довольно узкий основной пояс с более толстой коробчатой защитой погребов главного калибра. Наряду с этим толщина пояса была однако увеличена до 51 мм (в оконечностях – 38 мм). Погреба главного калибра защищались 102-мм броней с бортов и 51-мм – с траверзов концевых башен. Погреба универсальной артиллерии защищались 76-мм броней с бортов. Бронепалуба имела толщину 38 мм, а над погребами защита составляла 76 мм.

Корпус имел подводные були большой глубиной 1,67 м (на миделе). Слабость таковой защиты была убедительно показана во второй половине 30-ых годов XX века, в то время, когда в следствии торпедного попадания с эсминца «Лепанто» случился взрыв носового погреба главного калибра на «Балеаресе».

Машинная установка

Восемь нефтяных котлов совокупности Ярроу размешались в трёх котельных отделениях: по два – в первом и третьем, и четыре – во втором. Суммарная протяженность трёх котельных отделений составляла 31,75 м, а давление вырабатываемого пара – 17 кгс/см2.

Четыре турбозубчатых агрегата (ТЗА) совокупности Парсонса пребывали в двух линейно расположенных машинных отделениях. ТЗА в носовом машинном отделении приводили в перемещение наружные винты, ТЗА в кормовом – внутренние. Любая турбина большого давления была соединена с турбиной турбиной и низкого давления заднего хода, выполненной в том же корпусе, что и турбина низкого давления.

Рабочее давление пара составляло 14 кгс/см2. Проектная мощность силовой установки составляла 90 000 л. с., но реально имела возможность выдать 94 617 л. с.

В перемещение крейсер приводили четыре трёхлопастных гребных винта диаметром 3,505 м, сделанных из бронзо-магниевого сплава. Большая частота вращения винтов составляла 300 об/мин. Руль был выполнен по полубалансирной схеме, его площадь составляла 17,8 м2.

Электричество производили три турбогенератора мощностью 300 кВт любой. Помимо этого, имелось три запасных дизель-генератора, мощностью 100 кВт любой, и один мощностью 35 кВт. Напряжение в бортовой электросети составляло 220 В.

Запас нефти для котлов составлял 2629 т, ДТ – 127,4 т. Помимо этого, на борту имелось 8,5 т бензина для моторных лодок и гидросамолётов, и 20 т машинного масла. Суммарный запас питательной воды для котлов составлял 232,98 т.

По проекту ожидалось получить от автомобилей мощность 90 000 л. с., что разрешило бы достигнуть скорости в 35 узлов. Дальность плавания экономичным ходом в 15 узлов должна была составить 8700 миль. На опробованиях «Канариас» превзошёл эти показатели со следующими значениями:

Пробег

Продолжительность, часов

Скорость, уз

Обороты винтов, об/мин

Мощность автомобилей, л. с.

Дальность плавания, миль*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

11.14

89.2

2,103

1

16.63

135.4

7,046

1

21.05

175.1

15,131

1

26.36

218.7

31,278

12

14.87

120.75

4,966

9,961

6

18.55

151.6

9,584

10,696

6

22.40

183.7

17,518

6,738

6

25.55

210.3

26,075

5,877

6

30.45

254.8

51,530

3,775

6

32.55

279.4

67,355

3,747

4

33.69

306.2

91,299

2,350

* – в таблице приведена итоговая дальность плавания, экстраполированная по итогам 12-часовых пробегов

Оружие

По начальному замыслу оружие каждого крейсера должно было складываться из:

  • восьми 203-мм орудий в четырёх башнях;
  • четырёх 120-мм противоминных орудий (неуниверсальных) для стрельбы по надводным целям;
  • четырёх 120-мм зенитных орудий;
  • восьми 40-мм зенитных орудий в спаренных установках;
  • четырёх 12,7-мм пулемётов;
  • двенадцати 533-мм торпедных аппаратов в четырёх трёхтрубных неподвижных установках;
  • восьми глубинных бомб.

Но скоро состав оружия пересмотрели с целью усиления защиты от атак авиации. Все восемь 120-мм орудий стали универсальными, помимо этого, для ночного боя предназначалось пять 90-см прожекторов, а два гидросамолёта должны были употребляться для корректировки огня и ведения авиаразведки, (действительно, авиационное оружие так и не было установлено).

Основной калибр крейсера складывался из восьми 203-мм орудий Виккерса испанского производства (одна из башен для крейсера «Канариас» была изготовлена в Англии) примера 1924 года с длиной ствола в 50 калибров. Эти орудия имели возможность стрелять 113-кг боеприпасами с начальной скоростью 840 м/с на большое расстояние в 16 миль (при угле возвышения 49°). Скорострельность составляла 6 выстрелов в 60 секунд.

Совокупность управления огнём орудий главного калибра включала два командно-дальномерных поста со стабилизированными дальномерными постами с 5,48-м дальномерами. Помимо этого, в каждой башне имелся собственный 7-м дальномер. Большой угол возвышения составлял 70°, что теоретически разрешало вести стрельбу по самолётам.

На деле же зенитные возможности столь тяжёлых и неповоротливых орудий возможно назвать фактически нулевыми. Боекомплект изначально составлял 60 снарядов на орудие, но на протяжении предстоящей работы ёмкость погребов всегда увеличивалась. Так, в конце карьеры «Канариаса» неспециализированная вместимость его погребов составляла 1200 снарядов (по 150 на орудие).

Запасной батарея была представлена восемью 120-мм универсальными орудиями Виккерса модели 1923 года. Протяженность ствола составляла 45 калибров, угол возвышения – 80°. Начальная скорость боеприпаса равнялась 825 м/с, его вес – 22 кг, большая дальность стрельбы – 8,5 миль, скорострельность – 9 выстрелов в 60 секунд. Орудия размешались в одиночных открытых установках в середине корабля (по четыре с каждого борта).

Управление огнём 120-мм артиллерии осуществлялось двумя стабилизированными постами производства голландской компании «Хаземайер». Боезапас составлял 100 снарядов на орудие, но на протяжении предстоящей работы крейсеров вместимость их погребов была увеличена до 4000 снарядов (по 500 на орудие).

Вид на 120-мм батарею крейсера «Канариас»
kbismarck.org

120-мм батарея «Канариаса» ведёт пламя
visionesdeferrolterra.blogspot.ru

Изначально планировалось установить на суда 40-мм зенитные автоматы британской модели («пом-пом»), но из-за начала гражданской войны состав зенитного оружия был совсем иным.

Неподвижные трёхтрубные торпедные аппараты планировалось разместить на основной палубе перед кормовыми башнями главного калибра и стрелять через порты в борту.

Модернизации

Из-за спешного ввода в строй в сентябре 1936 года в качестве артиллерии среднего калибра «Канариас» временно взял четыре 102-мм орудия, снятых с линейного корабля «Эспанья», и две ветхие 57-мм пушки. Кроме этого, на него установили устройства управления огнём, прежде пребывавшие на береговой батарее 152-мм орудий.

В октябре 1936 года 102-мм орудия были заменены четырьмя штатными 120-мм орудиями, дополненными четырьмя одноствольными 40-мм «пом-помами» и тремя (по другим сведеньям – четырьмя) германскими 20-мм автоматами С/30. Помимо этого, на «Канариас» были установлены современные устройства управления артиллерийским огнём. В ноябре 1936 года на крейсер установили оставшиеся четыре 120-мм орудия, наряду с этим два орудия из установленных ранее были сняты для ремонта и возвращены обратно только весной 1937 года.

Во второй половине 30-ых годов XX века на «Канариас» были дополнительно установлены два двуствольных германских 37-мм полуавтомата SK C/30.

«Балеарес» вышел на опробования 1 октября 1936 года, имея из оружия только две носовые башни главного калибра, четыре одноствольных неуниверсальных 120-мм орудия, изготовленных для эсминцев типа «Альмиранте Антекера», и четыре 100-мм итальянских зенитных орудия ОТО и, быть может, пара 40-мм одноствольных «пом-помов». В декабре того же года крейсер перешёл для доукомплектования в Кадис, где в январе 1937 года взял систему управления главного и третью башню калибра огнём, по окончании чего был сочтён боеспособным.

Вероятнее, как раз сейчас «Балеарес» взял собственную «визитку» – «козырёк» на трубе, отличавший его от «Канариаса». Четвёртая башня главного калибра была установлена лишь в июне 1937 года, тогда же «Балеарес» взял посты управления огнём зенитной артиллерии и восемь штатных 120-мм орудий вместо начальных 100-мм и 120-мм. В ноябре 1937 года были установлены четыре штатных двуствольных «пом-пома», позднее (согласно данным сайта navypedia.org) заменённых на четыре 88-мм германских зенитки С/13.

На «Канариасе» в первой половине 40-ых годов двадцатого века одноствольные 40-мм «пом-помы» были заменены четырьмя двуствольными германскими 37-мм полуавтоматами SK C/30. Тогда же были модернизированы 120-мм орудия, взявшие щитовые установки Mk.M.

Боевая работа

На протяжении Гражданской войны в Испании оба корабля использовались достаточно деятельно, что разрешило франкистам взять превосходство на море. Крейсеры сыграли ключевую роль в осуществлении морской блокады Республики и довольно часто привлекались к бомбардировке побережья. Первый боевой успех пришёл к крейсеру «Канариас» 29 сентября 1936 года.

В данный сутки «Канариас» совместно с лёгким крейсером «Альмиранте Сервера» вышел в Гибралтарский пролив, дабы прорвать морскую блокаду республиканцев, мешавшую переброске армий франкистов из Марокко в Испанию. 29 сентября крейсеры нашли два республиканских эсминца («Альмиранте Феррандис» и «Гравина»), блокировавших пролив. В 6:40 утра с дистанции 20 000 м «Канариас» открыл огонь по «Феррандису» и уже вторым залпом добился попадания в кормовую надстройку.

На эсминце вспыхнул пожар, начали рваться снаряды кормового орудия. Не обращая внимания на то что республиканский корабль поставил дымовую завесу и, неизменно меняя собственный курс, начал уходить из-под огня, стрельба комендоров «Канариаса» была так же, как и прежде правильной. В 7:20 «Феррандис» был полностью охвачен огнём, а через пара мин. затонул. Второму республиканскому эсминцу удалось уйти.

На протяжении этого боя никаких разрушений и жертв на «Канариасе» не было.

В будущем крейсер продолжал активное участие в морской войне, меняя вылазки в Бискайский залив с операциями на Средиземном море. Главной задачей для «Канариаса» и его систершипа стали действия на коммуникациях соперника (суда, следовавшие с армейским грузом в республиканские порты, задерживались, наряду с этим суда и груз или конфисковывались, или топились). 14 декабря 1936 года к юго-востоку от Картахены в море был остановлен коммунистический теплоход «Комсомол».

По словам его капитана, на борту был груз руды, и судно направлялось в Бельгию. Но учитывая то, что приближалась ночь, и времени на тщательный досмотр не оставалось, и тот факт, что ранее это судно уже приняло участие в доставке военной помощи из СССР, капитан «Канариаса» решил затопить «Комсомол». Коммунистический экипаж взяли на борт крейсера, по окончании чего судно было потоплено.

4 марта 1937 года «Канариас» вышел в море на перехват судна «Галдамес», которое под охраной четырёх вооружённых траулеров должно было доставить из Франции полезный груз для республиканской армии. 5 марта с крейсера увидели судно, которое постаралось скрыться за минными полями недалеко от Бильбао. Помимо этого, два баскских вооружённых траулера («Наварра» и «Гипускоа») постарались спасти собственного подопечного, вступив в бой с несравнимо более сильным соперником.

Не обращая внимания на катастрофическое неравенство в силах, артиллеристам с «Гипускоа» удалось добиться попадания в «Канариас», убив на нём одного матроса и ранив ещё одного. Ответным огнём «Наварра» была потоплена, «Гипускоа» получил тяжёлые повреждения, но сумел спастись. Не обращая внимания на мужество басков, более двух часов пробовавших сдержать неприятеля, «Галдамес», кроме этого взявший одно попадание, в итоге однако был захвачен.

Кроме того, что было обрисовано выше, на счету «Канариаса» – потопленный патрульный корабль «Маринеро Канте» (30 октября 1936 года), три торговых судна, и двенадцать небольших рыбацких и парусных судов. Помимо этого, было захвачено восемь торговых судов и до десяти малых плавсредств.

«Балеарес» кроме этого очень деятельно принимал участие в войне. Вместе с «Канариасом» он нёс эскортную и блокадную работу, обстреливал неприятельское побережье и мешал рыболовству. 7 сентября 1937 года он принимал участие в сражении у мыса Черчель (Алжир) с республиканскими крейсерами «Либертад» и «Мендес Нуньес», эскортировавшими маленький конвой.

Не обращая внимания на то что республиканские крейсеры добились нескольких попаданий в «Балеарес», одно из которых привело к опасному пожару рядом с снарядами к 120-мм орудиям, финал сражения нужно считать неудачным для республиканцев, потому, что были утрачены все четыре торговых судна из состава конвоя (два выбросились на мель из-за паники на борту, ещё два – достигли африканского берега и были интернированы франкистами).

В ночь на 6 марта 1938 года «Балеарес» был потоплен на протяжении боя у мыса Палос двумя торпедами с республиканских эсминцев (предположительно, с эсминца «Лепанто»). На крейсере погиб адмирал дон Мануэль де Виерна со своим штабом, капитан корабля капитан 1-го ранга Исидро Фонтенья и более семисот членов экипажа.

С октября 1952 по февраль 1953 года «Канариас» проходил модернизацию в Ферроле. Он потерял собственную широкую дымовую трубу, делавшую его силуэт таким узнаваемым. Вместо одной трубы он взял две, помимо этого, была расширена надстройка и заменена передняя мачта, потому, что установка на крейсере радаров и разного электронного оборудования "настойчиво попросила" места для их антенн.

«Канариас» в первой половине 60-ых годов двадцатого века
visionesdeferrolterra.blogspot.ru

Испанцы +строили планы вооружить крейсер ракетами, и новейшими американскими 127-мм либо 76-мм орудиями, но так как корабль уже порядком устарел, такая модернизация была признана нецелесообразной. В первой половине 60-ых годов XX века крейсер взял бортовой номер С21, а во второй половине 60-ых годов двадцатого века его приспособили для исполнения функций корабля управления (корабль взял навигационную совокупность Decca 12, американский радар надводного поиска SG6B, и радар воздушного наблюдения Marconi MLA-1B).

В послевоенное время «Канариас» участвовал фактически во всех боевых акциях испанского флота (в Марокко, Гвинейском заливе, в захвате парохода «Санта-Мария»), и многих официальных празднествах. 17 декабря 1975 года крейсер был исключён из перечней флота, став, так, последним из «вашингтонских» крейсеров, пребывавших в строю (в своё время «Балеарес» стал первым потопленным кораблём этого класса). 14 сентября 1977 года «Канариас» был реализован на слом, его 203-мм башня «В» была установлена перед Военно-морской академией в Марине (Понтевердо), а одно из 120-мм орудий – в Лас-Пальмасе (Канарские острова).

Последний поход. «Канариас» отправляется к месту, где он будет разобран, 1977 год
es.wikipedia.org

За 38 лет работы «Канариас» покинул за кормой 650 000 морских миль, участвовал в полусотне боевых столкновений и бессчётных походах мирного времени. Через его мостик прошли 43 начальника, а на его мачте поднимали собственный флаг 30 адмиралов флота. Данный корабль стал, пожалуй, единственным из «вашингтонских крейсеров», обширно употреблявшимся для войны на торговых дорогах, для чего, фактически, и был создан данный тип судов.

Более того, «Канариас» стал самим воплощением «вашингтонского» крейсера и знаком целой эры испанского ВМФ.

Перечень источников:

  1. С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин, М. Барабанов, К. Егоров. «Крейсера Второй мировой войны. защитники и Охотники». Москва, «Коллекция», «Яуза», «Эксмо», 2007 г.
  2. «Canarias, adios» by Willard C. Frank Jr. Статья в первый раз размещена в издании «Warship international» №2 за 1979 год и размещена по адресу kbismarck.org/canarias.html
  3. Klimczyk T. Ostatni krazownik waszyngtonski // Morze.- 1986.- № 6.- S.38–39. (Перевод с польск. — Н. В. Митюков)
  4. Montenegro G.J., Reichenberg H. Baleares // Marine Rundcshau.- 1977.- № 2. (Перевод с нем. — Н. В. Митюков)
  5. International Naval Journal, 2015, Vol. (5), Is. 1 pp. 35–46
  6. navypedia.org/ships/spain/sp_cr_canarias.htm
  7. navycollection.narod.ru

«РУССКИЕ КРЕЙСЕРЫ. ИСТРЕБИТЕЛИ АВИАНОСЦЕВ»


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: