«Постыдный акт зверского пиратства в открытом море»

В начале обеих мировых войн XX столетия противоборствующие стороны стремились «играть честно », не нарушая конвенции и договора, регламентирующие правила ведения военных действий. Не считая таких документов, воины противоборствующих сторон старались руководствоваться общечеловеческой моралью, проявляя по отношению к неприятелю лучшие человеческие качества.

В обеих войнах это джентльменство было скоро отвергнуто — через чур скоро в условиях глобального противостояния происходило расчеловечивание неприятеля, через чур невыгодно было такое ведение военных действий. Тем занимательнее на данный момент выглядят эпизоды, подобные потоплению 5 сентября 1939 года английского судна «Ройал Сэптр», которое англичанами и немцами было расценено совсем по-различному.

С началом вступления во Вторую мировую войну западных держав главным театром боевых действий, где в первый раз по окончании двадцатилетнего перерыва снова «скрестили шпаги» Германия и Великобритания, стало море. Флот, в отличие от армии, не игрался с соперником в «гляделки» на линиях Мажино и Зигфрида, исходя из этого возможно заявить, что первые месяцы войны немцы и англичане проливали кровь не на земле, а на воде.

Необходимо подчеркнуть, что, связанные по рукам контрактами о ведении морской войны, соперники деятельно пробовали скинуть эти юридические «кандалы», деятельно обвиняя друг друга в нарушениях. Исходя из этого залпы пропаганды начали звучать сначала войны, и первыми под них попали германские подводники как самые участники событий.

«Атения», первый выстрел агитационной войны

Как мы знаем, первым судном, потопленным подлодкой во Второй мировой войны, стал английский лайнер «Атения» (SS Athenia), разрешённый войти на дно германской U 30 обер-лейтенанта цур зее Фрица-Юлиуса Лемпа (Fritz-Julius Lemp) спустя пара часов по окончании объявления Англией войны Германии. на данный момент уже хорошо как мы знаем, что Лемп торпедировал «Атению» по неточности, но собственными действиями он подложил громадную свинью управлению кригсмарине и Рейха. Смерть на лайнере граждан нейтральных стран, включая США, разрешили британцам обвинить немцев в нарушении правил ведения войны на море, и газеты всей земли, как и 20 лет тому назад, взорвались заголовками о германских подводных пиратах.

Берлин не остался в долгу, обвинив британцев во лжи. Вот что пишет в собственной статье «Две неточности капитана Лемпа» флота и отечественный историк авиации Николай Баженов:

«Министерство информации сходу сверило сообщение из Лондона с информацией руководства кригсмарине. Получив от моряков заверение, что недалеко от района смерти лайнера не было германских подводных лодок, министерство по указанию Гитлера выступило с опровержением причастности германского флота к данному инциденту. Потом выдвигалась версия о смерти судна на британской мине».

В итоге, чтобы исключить мельчайший намёк на то, что лайнер был потоплен германской подлодкой, по распоряжению руководства кригсмарине был кроме того подделан издание военных действий U 30. Точку в истории инцидента с «Атенией» поставил Нюрнбергский трибунал, совсем установивший обстоятельством смерти судна атаку германской субмарины, и факт внесения трансформаций в издание лодки с целью скрытия данной информации. Но необходимо подчеркнуть, что в сентябре 1939 года это был единственный случай, в то время, когда германские подводники нарушили 22-ю статью Английского Морского соглашения 1930 года, именуемую кроме этого «подводным протоколом».

«Постыдный акт зверского пиратства в открытом море»

Утром 4 сентября 1939 года погибшая «Атения» с кричащими заголовками заняла передовицы газет всей земли

Однако, Лемп предоставил британцам предлог не сомневаться, что подводники Фашисткой германии будут функционировать так же, как их предшественники в Первую мировую, и развернуть агитационную кампанию по обвинению немцев в преступлениях и пиратстве на море. В этом деле британцам было нужно столкнуться с одной значительной проблемой – германские подлодки в сентябре 1939 года больше таких неточностей не допускали. Это стало обстоятельством некоторых конфузов, в одном из которых был замешанным Первый лорд Адмиралтейства господин Уинстон Черчилль, будущий глава правительства Англии.

Смерть парохода «Ройал Сэптр»

В последних числах Августа 1939 года командующий германскими подводными силами адмирал Дёниц послал в Северную Атлантику фактически все собственные океанские субмарины, включая 12 лодок типа VII. Подлодки были развернуты в линию от северо-западной части прибрежной полосы Шотландии до района Бискайского залива, пребывав вне радиуса действия береговой авиации. Шесть субмарин типа VIIB, имевших запас горючего больше, чем тип VIIА, занимали позиции юго-западнее Ирландии.

В их число входила U 48 капитан-лейтенанта Герберта Шульце (Herbert Schultze). Начальники подлодок имели задание начать действия против торговых судов в океане , если Англия и Франция отреагируют на германскую агрессию против Польши объявлением войны. 3 сентября в 12:30 все германские подлодки взяли радиограмму от командующего: «Война с Англией.

Действия в соответствии с призовому праву».

Первым судном, которое нашла U 48, стал шведский танкер «Абадан» (Abadan), следовавший в балласте в Мексику. «Швед» показался в перископе Шульце в 14:22 4 сентября. Израсходовав на сближение с судном в подводном положении больше получаса, U 48 в 15:01 перешла в надводное положение и выстрелом «под шнобель» из палубного орудия остановила танкер. Шведский капитан прибыл на борт субмарины с судовыми документами.

Просмотрев бумаги, немцы в 15:50 отпустили «Абадан».

Герберт Шульце (1909–1987) — один из самые результативных германских подводников с тоннажем 169 709 брт на счету

Вечером того же дня в 18:02 Шульце нашёл ещё один танкер, но не сумел его догнать из-за сильного беспокойства на море. Трёх человек из верхней вахты U 48 чуть было не смыло за борт. Подводников спасло то, что их спасательные пояса были пристегнуты к ограждению мостика.

На следующий сутки, 5 сентября, установилась более благоприятная погода, и лодка продолжила поиск «торговцев» в океане. В 11:28 в бинокли верхней вахты было увидено малоизвестное судно. Шульце погрузился и начал сближение с ним в подводном положении. В 12:00, приблизившись на достаточное расстояние к пароходу, U 48 всплыла для его досмотра.

Но появление подлодки не привело к у «незнакомца», шедшего без флага, сбавить движение. «Торговец» поднял английский флаг, прибавил движение и начал передачу сигнала «SOS» (по второй версии, пароход передавал сигнал «SSS», установленный английским Адмиралтейством и означающий встречу с подлодки). Это был английский корабль «Ройал Сэптр» (Royal Sceptre), следовавший из Буэнос-Айреса в Белфаст с грузом кукурузы и пшеницы.

Подлодка U 48 возвращается из собственного последнего похода, увешанная вымпелами, обозначающими потопленные суда. Это была самая результативная лодка кригсмарине, а три её начальника стали кавалерами Рыцарского креста. Помимо этого, считается, что за всё время эксплуатации на ней не погиб ни один член экипажа

Как пишет в собственной книге норвежский историк Гайр Хор (Geirr H Haarr), в то время, когда на судне увидели всплывающую субмарину, то старший ассистент Норман Хартли (Norman Hartley), находившийся вахту на мостике, приказал совершить поворот, дабы подводная лодка была за кормой судна. Затем «Ройал Сэптр» должен был дать полный движение, дабы избежать захвата. В один момент Хартли приказал позвать на мостик капитана и начать передачу сигнала о преследовании парохода подлодкой.

Шульце ринулся в погоню. По окончании того как радист лодки доложил, что судно ведёт радиопередачу, начальник U 48 приказал артиллеристам открыть огонь на поражение. Преследование со стрельбой продолжалось 25 мин., по окончании чего, взяв пара попаданий, судно замедлило движение, а его экипаж начал спуск шлюпок на воду.

На протяжении обстрела погиб капитан парохода Джеймс Гейр (James Gair), а девять человек были ранены.

Прекратив обстрел, Шульце терпеливо ожидал, в то время, когда команда покинет пароход. В то время, когда шлюпки отошли, радист всё ещё оставался на борту «Ройал Сэптр», и Шульце отметил данный факт в собственном ЖБД: «Команда спускает шлюпки. Судно продолжает радиопередачу, радист мужественно остаётся на борту». U 48 подошла к одной из шлюпок, и германский начальник приказал ей возвратиться и забрать оставшегося радиста к себе.

В то время, когда это было сделано, лодка в 13:38 выпустила по судну одну торпеду, и оно затонуло.

Английское торговое судно «Ройал Сэптр» — пароход тоннажем 4853 брт, выстроенный во второй половине 30-ых годов XX века

Подойдя к шлюпке опять, Шульце спросил у старпома «Ройал Сэптр», достаточно ли у них пищи и воды и имеется ли на борту пострадавшие. Хартли ответил, что у них всего достаточно и что все моряки в порядке. Однако, начальник U 48 решил не предоставлять качающихся на волнах в шлюпках британцев собственной участи.

Он задумал остановить первый попавшийся пароход и указать его капитану местонахождение экипажа погибшего судна.

В 15:05 c U 48 увидели английское судно «Браунинг» (Browning). Подняв на перископе вымпел «Срочно остановите судно», лодка начала сближение с пароходом. Но экипаж «Браунинга» и не думал обращать внимание на какие-либо сигналы со стороны немцев. Британцы в панике ринулись спускать шлюпки на воду и скоро покинули судно. Шульце было нужно надорвать голосовые связки, криком убеждая моряков возвратиться обратно.

В итоге, это возымело воздействие, и британцы, возможно, весьма удивлённые таким развитием событий, последовали призыву германского начальника. По окончании того как это случилось, U 48 подошла ближе к их борту. Шульце крикнул: «Держите на румбе 180 градусов, в 13 милях из этого было потоплено английское судно, в том месте вы встретитесь с ним команду».

Пароход собрал движение и скоро был на месте недавних событий, подобрав экипаж «Ройал Сэптр».

Английское торговое судно «Браунинг»

Любопытно, что Шульце предостерег «Браунинг» от применения радио, но, "Наверное," британцы не послушались совета. В издании военных действий Управления войны на море от 5 сентября присутствует отметка о радиоперехвате сообщения с «Браунинга»: «5 сентября в 14:50 экипажу английского судна «Браунинг» 5332 брт с субмарины было приказано покинуть судно. Потоплен в 14:58 (координаты)».

Дёниц предполагал, что это дело рук Шульце, но скоро выяснил, что в действительности «Браунинг» был отпущен U 48 подбирать людей из шлюпок. Однако, этому британскому пароходу было на роду написано встретить собственную смерть от подлодки. 12 ноября 1942 года на протяжении атаки конвоя KMS-2 германской субмариной U 593 «Браунинг» был потоплен.

Промах Черчилля

Полагая, что об оставшихся в живых моряках с «Ройал Сэптр» позаботится экипаж «Браунинга», Шульце забрал курс на север, дабы уйти с места событий. «Браунинг» отправился курсом, указанным начальником U 48, и скоро нашёл шлюпки с «Ройал Сэптр». То, что случилось дальше, стало причиной некоторого конфуза для английского Адмиралтейства.

Подобрав людей, «Браунинг» отправился по собственному маршруту в Бразилию. В течение остального пути на английском судне вняли предупреждению Шульце не применять радио и выполняли режим радиомолчания. В следствии в Лондоне, взяв сигнал бедствия с «Ройал Сэптр», посчитали, что судно потоплено германской подводной лодкой, а его пассажиры и экипаж погибли. Американский историк подводной войны Клэй Блэйр писал:

«Не знавший, что они спаслись, Черчилль неверно высказал предположение, что «40 либо 50» членов экипажа погибли в спасательных шлюпках. Он уподоблял это «убийству» и потребовал, дабы Лондон предал гласности данный «произвол» на всю катушку. Он убеждал, что произошедшее должно быть охарактеризовано как «постыдный акт зверского пиратства в открытом море».

«Браунинг» прибыл в Бразилию 14 дней спустя, и благодаря агентству «Рейтер» мир определил о том, что экипаж «Ройал Сэптр», «похороненный» в море Первым лордом Адмиралтейства, жив. Это выставило Адмиралтейство и лично Черчилля в пара невыгодном свете, но о конфузе все скоро забыли: война лишь начиналась, и скоро такие заявления уже мало кого удивляли.

Уинстон Черчилль во второй половине 30-ых годов двадцатого века

Необходимо подчеркнуть один прелюбопытный факт. Как выяснилось, Герберт Шульце кинул прямой вызов самому Уинстону Черчиллю. В том же походе спустя семь дней U 48 потопила английский пароход «Фирби» (Firby), по окончании чего Шульце разрешил себе необычайную выходку. Он послал открытым текстом радиограмму следующего содержания:

«Передайте мистеру Черчиллю. Я потопил английское судно «Фирби». Координаты 59.40 сев. ш. 13.50 зап. д. Спасите его экипаж, пожалуйста.

Подпись: германская субмарина».

В случае если переложить эту обстановку на язык рыбаков и современного интернета, то германский начальник в буквальном смысле «троллил» Первого морского лорда Англии. Как отреагировал Черчилль на это, делается светло из интервью, которое американский журналист Уильям Ширер забрал у Шульце 29 сентября 1939 года, по окончании возвращения последнего из того самого похода, в то время, когда были потоплены «Ройал Сэптр» и «Фирби». Ширер писал:

«В тексте было два пункта (и как раз они сделали целый текст таким интересным для меня), каковые поменяли моё представление. Начальник поведал, как он потопил английское судно «Ройал Сэптр» и, рискуя собственной шкурой, устроил спасение его экипажа вторым английским судном «Браунинг». Сейчас я вспоминаю, как за пара дней до этого Лондон сказал, что «Ройал Сэптр» был потоплен без предупреждения; все члены и пассажиры экипажа, числом в 60 человек, считались погибшими.

Мне стало весьма интересно, кто прав.

Капитан Шульце кроме этого поведал на протяжении отечественного интервью, что именно он и был тем самым начальником подлодки, отправившим то самое едкое радиосообщение господину Черчиллю, где он давал координаты места потопления английского судна, дабы Первый лорд занялся спасением экипажа. Но за день-два до того господин Черчилль поведал в Палате общин, что отправивший сообщение германский начальник-подводник уже был пленен».

В завершение хотелось бы сообщить пара слов о главном храбрец данной истории – Герберте Шульце. Начальник U 48 был так успешен в собственных действиях, что взял Рыцарский крест вторым по окончании Гюнтера Прина (Gunther Prien), став первым начальником германской субмарины, собравшим заветный тоннаж в 100 000 брт. Шульце руководил собственной лодкой до июня 1940 года, по окончании чего был должен покинуть собственную должность и сойти на берег для лечения.

Подводный ас страдал стандартным недугом подводников тех лет – заболеванием почек.

Погрузка провизии на U 48 для очередного похода. В глаза кидается незавидное состояние краски на бортах и рубке

В декабре 1940 года Шульце снова возвратился на U 48 и совершил на ней ещё три похода, за каковые был награждён Дубовыми страницами к Рыцарскому кресту. В июле 1941 года Шульце совсем ушёл на берег, приняв должность командующего флотилией подлодок в Ла-Рошели.

В случае если сказать о личных качествах Герберта Шульце, то оптимальнее об этом сообщит его прозвище. Члены экипажа U 48 кликали собственного начальника «Батя» (Vaddi) – они считали его лучшим начальником на флоте и всецело ему доверяли, полагая, что он сможет вытащить их из любой страшной ситуации, не теряя эмоции юмора.

Создатель высказывает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй

литература и Источники:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота)
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Busch R., также .-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1, Norderstedt
  5. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  6. Haarr G. H. The Gathering Storm: The Naval War in Northern Europe, September 1939 – April 1940 – Naval Institute Press, 2013
  7. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  8. http://uboat.net
  9. http://www.ubootarchiv.de
  10. http://ahoy.tk-jk.net
  11. http://www.privateletters.net

Пираты. История Пиратства