Предшественники «ямато»

По результатам проектирования линейных кораблей для замены «Фусо» и «Конго» японские кораблестроители убедились, что в пределах ограничений Вашингтонского контракта нереально создать корабль, что значительно превосходил бы линейные корабли соперника. Оставалось лишь одно – начать работы над кораблём намного больших размеров. Как раз из сверхсекретного проекта, взявшего условное обозначение А-140, в будущем появились линейные корабли типа «Ямато».

Проекты 20-х годов

Возможно заявить, что линейный корабль «Ямато» ведёт собственное происхождение от линейных крейсеров типа «Акаги». Четыре таких корабля («Акаги», «Амаги», «Атаго» и «Такао») были заложены на верфях в Иокосука, Куре, Нагасаки и Кобе в ноябрь 1920 и декабрь-декабре 1921 годов. При обычном водоизмещении в 42 000 т они должны были развивать скорость в 30 узлов, иметь пояс в 254 мм, десять 410-мм пушек в пяти башнях, шестнадцать 140-мм противоминных орудий в казематах и дополнительно – по четыре 120-мм универсальных орудия, и по четыре двухтрубных 610-мм торпедных аппарата.

Предшественники «ямато»

проект и «Линейный» (крейсер)

Источник – Siegfried Breyer: Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer 1905–1970

Вместе с двумя линейными кораблями типа «Нагато» и двумя – типа «Кага» эти суда должны были разработать первую половину программы строительства нового линейного флота «восемь на восемь». Оставалось выстроить ещё четыре линейного корабля («Кии», «Овари», №11 и №12), и четыре линейных крейсера, каковые взяли обозначения №13, №14, №15 и №16.

Линейный корабль «Кага» (проект)
Источник – Siegfried Breyer: Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer 1905–1970

Эскизные проекты «номерных» судов обозначались литерами от «А» до «М». К примеру, линейные крейсера «D» и «H» имели скорость 30 узлов и вооружались двенадцатью 410-мм орудиями. Первый имел обычное водоизмещение 52 700 т и шесть двухорудийных башен, второй – 50 600 т и три четырёхорудийные башни.

Оба корабля кроме этого несли по шестнадцать 140-мм противоминных орудий в казематах. Линейный корабль №13 с 460-мм орудиями обозначался литерой «К», проект «L» оснащался десятью, а проект «M» – двенадцатью такими орудиями.

Необходимо заметить, что параллельно употреблялась совсем другая совокупность обозначений – литеры «A» и «B», к каждой из которых надеялся комплект буквенно-цифровых индексов. Индекс «А» в ней означал линкоры, «B» – линейные крейсера. Так, линейный крейсер «Акаги» носил индекс B-64 и вырос из проекта B-58, имевшего всего восемь 356-мм орудий.

Наряду с этим проект B-65 уже являлся тяжёлым «суперкрейсером», разрабатывавшимся в конце 30-х годов (аналогом американской «Аляски» либо советского «Кронштадта»).

Тип

Кол-во

Водоизмещение обычное (полное), т

Протяженность по ватерлинии (м)

Автомобили (л. с.) = скорость (узлов)

ГК

(кол-во*мм)

ПМК

(140 мм)

УК

Броня

(пояс/палуба/башни)

ЛК «Нагато»

ЛК «Кага»

ЛК «Кии»

ЛКР «Акаги»

ЛКР «№ 13»

2

33 250 (34 660)

213,3

80 000 = 26,7

8*410

20

4*80

300/76/356

2

39 120 (44 910)

231,7

91 000 = 26,5

10*410

20

4*80

280/100/280

4

43 300

150,1

131 200 = 29,75

10*410

16

4*127

292/115/280

4

41 900 (47 750)

250

131 200 = 30

10*410

16

4*120

254/?/280

4

48 300

274,1

150 200 = 30

8*460

16

4*120

330/127/280

Из-за Вашингтонского соглашения, ограничивавшего стандартное водоизмещение линейных кораблей, строительство «Атаго» и «Такао» было приостановлено, а «Акаги» и «Амаги» предполагалось переоборудовать в авианосцы. Линейные крейсера №13–16 так и не были заложены, не смотря на то, что проектные работы над ними длились до конца 20-х годов.

После этого японцы постарались переключиться на проектирование судов в пределах, обозначенных интернациональными соглашениями – так показались проекты для замены уже устаревших линейных кораблей «Фусо» и «Конго», оснащённые 410-мм орудиями. Эти суда так и не были начаты постройкой, но по результатам их проектирования японское морское управление пришло к выводу, что никакие ухищрения не разрешат возможности создать в пределах договорных лимитов корабль, что очевидно превосходил бы собственных «одноклассников» (прежде всего – американских) по бронированию и вооружению.

Линейный корабль №13
Источник – Siegfried Breyer: Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer 1905–1970
Проект А-140

Английское соглашение 1930 года продлевало «линкорные каникулы» до 31 декабря 1936 года, исходя из этого работы над предстоящими проектами были отложены. Японцы замечательно осознавали, что когда они выйдут из контракта, то же самое сделают и Соединённые Штаты. Но у Штатов существовало ограничение – их суда должны были проходить Панамский канал, другими словами, иметь ширину не более 32 м. Японские же проектировщики были ограничены только одним параметром – глубиной существовавших гаваней (12 м).

Исходя из этого было решено строить суда громадной ширины с фактически прямоугольным миделем, что разрешило бы сократить осадку десятью-двенадцатью метрами. Не считая всего другого, такая конструкция разрешала самый рационально разместить механизмы и оружие в цитадели и добиться максимальной толщины поясной брони.

В первой половине 30-ых годов XX века Япония в качестве протеста против санкций Лиги Наций (наложенных за аннексию Маньчжурии) вышла из Лиги и в один момент – из комплекса военно-морских соглашений. В один момент три конструктора – опальный Хирага, полуопальный Фудзимото и его мало кому узнаваемый друг Эдзаки – взяли задание на предварительный проект нового линкора, не скованного никакими ограничениями, не считая большого калибра (460 мм).

Первые такие орудия арсенал в Куре изготовил и испытал уже в первой половине 30-ых годов XX века под покровом глубокой секретности. Противоминный калибр корабля должен был складываться из двенадцати 155-мм орудий в строенных башнях либо восьми 200-мм орудий – в спаренных.

Три проектировщика подготовили собственные предварительные варианты к концу лета 1934 года, а официальное тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование было выдано Морскому техническому департаменту в октябре. В соответствии с ему, основной калибр линейного корабля должен был составлять не меньше восьми 460-мм орудий, средний – четыре башни по три 155-мм либо два 200-мм орудия, большая скорость – 30 узлов, дальность хода – 8000 миль на 18 узлах, территория свободного маневрирования под боеприпасами «возможного соперника» – от 20 до 35 км.

Работы производились при столь строгой секретности, что кроме того документация между Морским Главным штабом (МГШ) и Морским Техническим департаментом (МТД) проходила не по простым каналам, а через неофициального посредника – упомянутого выше Ивакити Эдзаки (девять лет спустя он стал последним главой 4-го отдела МТД). По всей видимости, этим и разъясняется крайняя бедность информации о предварительных вариантах корабля.

Проект «Хирага» от 7 сентября 1929 года. Реконструкция издания «Warship»

В 1935 году, по окончании смерти Фудзимото, главным разработчиком проекта стал глава 4-й секции МТД Кейдзи Фукуда, к тому времени уже произведённый в адмиралы, а его консультантом – Юдзуру Хирага. Примечательно, что ещё 7 сентября 1929 года Хирага внес предложение проект линкора с уменьшенным стандартным водоизмещением в 62 000 т (обычное – 65 000 т), вооружённого девятью 460-мм орудиями, расположенными как у английского «Нельсона» – в трёх башнях в носу. Дошедший до наших дней карандашный набросок этого проекта очень похож на известную схему проекта А-140-А от 1 апреля 1935 года, принципиально отличаясь только размещением изогнутой назад трубы (между стоек мачты, как на «эрзац-Конго») и артиллерией среднего калибра: девять 200-мм орудий в трёх башнях вместо двенадцати 155-мм в четырёх.

Проект «Хирага» и первый вариант линейного корабля А-140. Карандашные наброски из японских архивов

Всего за 1935 год было рассмотрено 23 варианта проекта А-140 – для каждого из них создавалась масштабная модель, испытывавшаяся в опытовом бассейне (всего таких моделей было более полусотни). Ставилась задача обеспечить кораблю защиту от снарядов собственного калибра (460 мм) на растоянию от 20 до тридцати километров (приблизительно от 110 до 160 каб) при скорости от 26 до 30 узлов и водоизмещении, не через чур выходящем за 60 000 т.

Все суда несли по двенадцать спаренных 25-мм зенитных автоматов и имели раздельный вспомогательный калибр: девять-двенадцать 155-мм противоминных орудий в трёхорудийных башнях и по шесть 127-мм универсальных спаренных установок. Только на самом первом варианте в качестве противоминного калибра предлагалось устанавливать 200-мм орудия. Силовая установка в большинстве вариантов предполагалась комбинированная, турбинно-дизельная для обеспечения большой дальности плавания экономическим ходом.

Проект А-140-А
Источник – K. Kwiatkowska, M. Skwiot. Geneza budowy japonskih pancernicow typu Yamato

Главным внешним отличием проектов было расположение башен и число орудий. Количество 460-мм стволов колебалось от 8 до 12, но на большинстве вариантов составляло 9 (в трёх трёхорудийных башнях). В большинстве случаев, все такие башни размещались в носу (по типу британского линейного корабля «Нельсон»), дабы максимально сократить длину броневой цитадели, соответственно усилив её защиту.

Наряду с этим существовали и девятиорудийные варианты с размещением одной башни в корме.

Проект А-140-А-1
Источник – K. Kwiatkowska, M. Skwiot. Geneza budowy japonskih pancernicow typu Yamato

Имелось и пара вариантов с восемью орудиями в двухорудийных башнях с классическим размещением: по две в носу и в корме. Это разрешало снизить водоизмещение до 50 000–54 000 т – наряду с этим бронирование кроме этого приходилось ослабить, и сейчас она обеспечивала защиту лишь от 410-мм орудий на тех же расстояниях. Стало известно, что при обеспечении защиты от 460-мм снарядов водоизмещение заметно выйдет за 60 000 т, а с целью достижения 30-узловой скорости потребуется мощность автомобилей в 200 000 л. с. (наряду с этим водоизмещение приблизится к 70 000 т).

Наконец, рассматривались два варианта с десятью и двенадцатью 460-мм орудиями (в первом случае возвышенные башни были двухорудийными), но стало известно, что для повышения количества орудий также потребуется серьёзно ослабить броневую защиту.

Проект А-140-А-2
Источник – K. Kwiatkowska, M. Skwiot. Geneza budowy japonskih pancernicow typu Yamato

Скоро выявилось ещё одно ограничение: японская индустрия не имела возможности создавать паровые турбины мощностью более чем 35 000–37 000 л. с. Исходя из этого мощность в 200 000 л. с. при четырёх валах, на которую ориентировались проектировщики, была недостижимой. В итоге суммарная мощность автомобилей на всех проектах, последовавших за A-140-A, не превышала 145 000 л. с.

В итоге была принята классическая схема оружия – две башни в носу, одна в корме. Ограничения по мощности автомобилей вынудили отказаться от попыток создать линейный крейсер и остановиться на конфигурации «быстроходного линейного корабля» с водоизмещением порядка 65 000 т, скоростью в пределах 27–28 узлов и 460-мм артиллерией. Территория свободного маневрирования корабля под боеприпасами для того чтобы же калибра должна была размешаться на растоянию от 20 до тридцати километров (110–160 каб).

Так появился проект «Ямато».

«Ямато» и его варианты

Тем временем Морское министерство начало разработку новой кораблестроительной программы, в рамках которой должны были строиться суперлинкоры проекта А-140. Её предварительные наброски были сделаны в 1-м управлении МГШ ещё в первой половине 30-ых годов XX века в один момент с заказом на проектирование новых судов.

3 июня 1936 года МГШ представил морскому министру расчёты, по которым до 1945 года в строй должны были войти четыре суперлинкора стандартным водоизмещением около 60 000 т. Первые два из них предполагалось строить по 3-й программе замещения флота (второй перевод – «3-я программа завершения армейских приготовлений флота») с 1937 по 1941 год, следующие два – по 4-й программе на 1939–1945 годы. Ровно через месяц морской министр адмирал Осами Нагано подал 3-ю программу на утверждение кабмина, а в последних числах Декабря правительство представило её парламенту.

Так должен был смотреться проект А-140 согласно точки зрения современного японского живописца

Бюджет на пять лет программы (806,5 млн иен) был совсем утверждён японским парламентом 31 марта 1937 года. Примечательно, что из-за секретности водоизмещение линейных кораблей в нём указывалось «договорное» (35 000 т, а цена была занижена путём включения в программу фиктивных судов – трёх эсминцев и одной подлодки).

Сама сметная цена линейных кораблей типа «Ямато» до сих пор вызывает споры у историков, потому, что в различных источниках указываются разные цифры, отличающиеся как друг от друга, так и от результатов косвенных подсчётов. Мельчайшую сумму приводит наибольший эксперт по японскому флоту Эрик Лакруа – 98 млн иен официальная (по бюджетной программе) и 108 млн фактическая. Японские источники показывают фактическую цена судов в 130–140 млн иен и выше, но уже на более поздний срок.

Евгений Пинак («Арсенал-Коллекция», 2012 №2) приводит таблицу расчётной цене «Ямато» от 19 июля 1941 года (из сметы по 5-й программе замещения флота), по которой линейный корабль по большому счету должен был стоить 281,5 млн иен, но имеется подозрение, что в действительности это цена обоих судов первой серии.

Для сравнения, два корабля второй серии («Синано» и №111) во второй половине 30-ых годов двадцатого века оценивались в 153 млн иен любой. Но направляться учитывать, что на трансформацию цены воздействовали два диаметрально противоположных фактора. С одной стороны, любой последующий корабль серии постоянно обходится дешевле прошлого, с другой – текущая цена постройки всегда растёт благодаря инфляции, а в предвоенной Японии (как и в предвоенном СССР) её темпы были достаточно громадны.

С третьей стороны, корпуса судов (чуть менее половины неспециализированной цене) изготовлялись на частных верфях, а оружие, бронирование и машинно-котельная установка – на казённых фабриках. Последние не закладывали маржу в цена собственной продукции, но имели возможность перераспределять эту цена за счёт вторых заказов, как это практиковалось в СССР. В целом можно считать, что «Синано» стоил не дороже «Ямато», но вряд ли был существенно дешевле.

В итоге было заказано четыре корабля этого типа: по «3-й программе замещения флота» – «Ямато», «Мусаси»; по четвёртой (1939 года) – «Синано» (линейный корабль №110) и не взявший заглавия линейный корабль №111. Последний был заложен в Куре 7 ноября 1940 года, и его постройка прекращена в декабре 1941 года на стадии второго днища в 30%-й готовности корпуса. По «5-й программе замещения флота» 1942 года планировалась постройка пятого корабля этого типа, обозначенного как №797, но ответ о его закладке было отменено ещё до выдачи заказа.

Характеристики последних трёх судов (включая «Синано») должны были пара различаться от черт «Ямато» и «Мусаси». В большинстве случаев считается, что они имели уменьшенную на 10–20 мм толщину брони (пояс – 400 мм, палуба – 190 мм, барбеты башен ГК – 630 мм), но увеличенную дальность хода. Но по окончании войны американцы изучили недоделанную башню, предназначавшуюся для «Синано», и поняли, что толщина её лба образовывает 660 мм – на 10 мм больше, чем у «Ямато».

Количество 155-мм башен уменьшалось до двух, но универсальная артиллерия заменялась десятью спаренными стабилизированными 100-мм установками. По одним данным, они были подобны башням эсминцев типа «Акицуки», по вторым – представляли собой не башни, а закрытые палубные установки модели «А» модификации 3 без нижней подачи боезапаса.

Военно-морские исследователи Гарцке и Дулин выделяют линейный корабль №797 в отдельный тип, именуя его «Улучшенный №110» – число спаренных 100-мм установок на нём возрастало до двенадцати, вдобавок, они уже вправду были башенными, с нижней подачей боезапаса. По другой информации, каковые приводит Ю. В. Апальков, на корабле проекта 110 должно было находиться двадцать таких установок, наряду с этим 155-мм орудия отсутствовали. Как бы то ни было, ни средств, ни времени на постройку этого корабля у Японии уже не оставалось…

Литература:

  1. Ю. В. Апальков. Боевые суда японского флота. авианосцы и Линкоры. 10.1918–8.1945 гг. Справочник. СПб.: Галея-Принт, 1997
  2. Е. Пинак. Проектирование суперлинкоров японского флота // Арсенал-Коллекция, 2012, №2
  3. С. Виноградов. Восточная легенда // Наваль, 1992, №2
  4. Siegfried Breyer: Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer 1905–1970, Pawlak Verlag, 1970
  5. W. Garzke, R. Dulin. Battleships: Axis and Neutral Battleships in World War II. Annapolis, Naval Institute Press, 1985
  6. Katarzyna Barbara Kwiatkowska, Miroslaw Zbignew Skwiot. Geneza budowy japonskih pancernicow typu Yamato // Morze, Statki i Okrety, 2006 №1

Линкор USS Iowa. Морские легенды [World of Warships]


Темы которые будут Вам интересны: