Предупреждён — не значит вооружён

Латинская поговорка гласит: «Предупреждён — значит вооружён» (Praemonitus praemunitus). Суть этих слов предельно несложен: бдительность ни при каких обстоятельствах не бывает напрасной. Германские подводники уделяли бдительности особенное внимание, руководствуясь правилом «Кто первый подмечает, тот и побеждает», так как постоянное и внимательное наблюдение снабжает безопасность подлодки и её успех в сражении.

Тех, кто пренебрегал этим правилом, ожидала печальная участь. Соперник беспечности не прощал и жестоко наказывал за неё. Одним из таких примеров стал случай, случившийся 6 октября 1944 года в Яванском море, где сошлись две подводные лодки — германская и голландская.

Нидерландская «рыба-клинок» из Англии

13 октября 1942 года на верфи «Джон Браун энд Компании» (John BrownCompany) в Клайдбанке (Шотландия) была заложена очередная английская субмарина T-класса, которая стала называться «Талент» (HMS Talent). Но ещё до её спуска на воду было решено передать её голландским союзникам, и 23 ноября 1943 года лодку у верфи принял голландский экипаж. Новый подводный корабль был назван «Звардвис» (нидерл.

Zwaardvisch — «рыба-клинок»), а его первым начальником стал лейтенант тер зее 1-го класса Хендрикус Абрахам Валдемар Госсенс (Hendrikus Abraham Waldemar Goossens). Он был умелым подводником и успел совершить на собственной прошлой лодке О 14 пара походов в Норвежском море — действительно, без каких-либо удач.

Предупреждён — не значит вооружён

Приём подлодки «Зваардвис» голландским экипажем

Опробования новой тренировки и лодки её экипажа продолжались до конца февраля 1944 года. Затем «Звардвис» совершила два недолгих похода в Норвежское море для препятствования переходам германских подлодок во Францию и линейного корабля «Тирпиц» в Германию. По окончании завершения этих походов субмарина прошла начала и плановый ремонт подготовку к переходу на Дальний Восток.

16 мая 1944 года «Звардвис» покинула базу подлодок в Холи-Лох (Шотландия) и по окончании двух с половиной месяцев перехода 29 июля пришла на базу Тринкомале на острове Цейлон, предварительно побывав на Мальте, в Порт-Саиде, Адене и Коломбо.

В собственный третий боевой поход «Звардвис» вышла из Тринкомале 6 августа 1944 года. В соответствии с взятому приказу, она должна была функционировать против вражеского судоходства у Никобарских островов и у входа в Малаккский пролив, по окончании чего идти на базу Фримантл, расположенную на западном побережье Австралии. За время похода Госсенсу удалось нанести пара уколов каботажному судоходству в указанном районе, потопив из палубного орудия пара джонок и маленьких парусных лодок.

7 cентября «Звардвис» завершила данный поход во Фримантле, где поднялась в док для ремонта.

26 сентября Госсенс опять вывел собственную лодку в море. В этом случае он получил приказ функционировать в Яванском море. 4 октября «Звардвис» обстреляла и потопила маленькой японский танкер, что был оценён Госсенсом в 500–700 тысячь киллограм.

За всю собственную карьеру начальник «Звардвис» ещё не получал успеха в применении торпед, кроме того в то время, когда руководил прошлой лодкой. Но, будущее уже готовила ему таковой шанс.

Подводный крейсер U 168

Практически одновременно с этим, в то время, когда в Шотландии начиналась постройка «Талента», в частности 10 сентября 1942 года, верфь концерна «Дешимаг» (нем. DeSchiMAG — Deutsche Schiff- und Maschinenbau Aktiengesellschaft) в Бремене сдала германскому флоту ещё одну подводную лодку типа IXC/40. Начальником новой лодки, взявшей при закладке номер U 168, был назначен капитан-лейтенант Гельмут Пих (Helmut Pich). Первые полгода работы лодки прошли на Балтике в боевой подготовке и испытаниях, каковые были окончены в первых числах Марта 1943 года.

экипаж и Подлодка были признаны готовыми к первому боевому походу.

9 марта 1943 года U 168 вышла из Киля, дабы совершить переход во Францию, но по пути была привлечена к охоте на конвои. За это время U 168 поочерёдно входила в состав пяти «волчьих свор», принимая участие в попытках нападать семь союзнических конвоев, включая и ONS-5, битва с которым считается окончанием успешных действий германских подлодок в северной части антлантического океана.

Рубка подлодки U 168, на которой видна её эмблема — щит с изображением стаканчика и трёх игральных костей

В ночь с 11 на 12 апреля, на протяжении атаки конвоя HX-232, Пих выпустил шесть торпед и записал на собственный счёт одно потопленное судно в 5000 брт. Согласно точки зрения английского исследователя Кеннета Уинна, он может претендовать на повреждение английского судна «Фресно Сити» (Fresno City), которое было позднее добито второй лодкой. Германский историк Юрген Ровер выдвинул на эту победу другого кандидата — U 563 капитан-лейтенанта Гётца фон Хартманна (Gotz von Hartmann), которая атаковала конвой чуть позднее, чем U 168.

Пих завершил собственный поход 18 мая, приведя собственную повреждённую глубинными бомбами субмарину в Лориан. U 168, пробывшая в море 71 дни, нуждалась в ремонте и была поставлена в док. До тех пор пока она в том месте пребывала, случилось событие, которое оказало влияние на её судьбу.

По окончании кризиса подводной войны в северной части антлантического океана, наступившего в мае 1943 года, адмирал Дёниц решил дать согласие на неоднократные предложения японцев дать для германских подлодок базы в Малайзии. Это решение соответствовало его стратегии нанесения ударов по слабозащищённым районам судоходства соперника. К тому времени Индийский океан оставался единственной областью, где судоходство ещё было в состоянии, близком к мирному времени, и совокупность конвоев не была введена везде.

Фото праздничного обеда, данного японцами в честь экипажа германской подлодки U 511, которая была переведена немцами из Европы в Японию и передана в дар японскому флоту. На фото за столами под знамёнами императорской Японии и ВМС Фашисткой германии сидят германские и японские моряки. Снимок сделан летом 1943 года на военно-морской базе в Пинанге, куда U 511 заходила по пути из Франции в Японию

Была совершена нужная подготовка чтобы усилить германские подводные крейсера, всё ещё действовавшие по обе стороны мыса Хорошей Надежды, и отправить новую группу подлодок IX серии для нападения на судоходство в Аравийском море. Операцию планировалось совершить до конца сентября 1943 года по окончании окончания периода летнего муссона, исходя из этого эта несколько «девяток» стала называться «Муссон». Лодки группы должны были выйти из Франции не позднее июля и по окончании завершения операции прийти в Пинанг, где они базировались с согласия японцев.

U 168 вышла в море 3 июля, став одной из 11 подлодок группы «Муссон». В соответствии с замыслу, несколько должна была заправиться в море с одной «дойной коровы» к югу от Азорских островов, но подводный танкер U 487 в точку рандеву не пришёл. 13 июля он был потоплен американской авиацией — но, как и пять лодок из группы, каковые кроме этого были потоплены по дороге к месту встречи.

Дабы выйти из ситуации , штаб подводных сил приказал одной из лодок передать горючее двум вторым, а самой возвратиться во Францию. Три оставшиеся лодки, включая и U 168, получили приказ заправиться с U 155, которая в группу не входила. Так, несколько «Муссон» сократилась до пяти лодок, но все они прошли мыс Хорошей Надежды и вошли в Индийский океан, где обеспечить их горючим должны были пребывавшие в том месте германские танкеры.

Взрыв глубинной бомбы (слева) — и по поверхности океана расползается жирное пятно соляра (справа). С смертью 13 июля «дойной коровы» U 487 шансы на успех группы лодок «Муссон» очень сильно упали. Фото сделано с борта американского «Эвенджера»

Добравшись до места, лодки группы «Муссон» начали личные действия. U 168 заняла позицию недалеко от Бомбея, где 2 октября Пих послал на дно английское судно «Хайчинг» (Haiching) и потопила артиллерией шесть маленьких рыболовных парусников. 11 ноября U 168 пришла в Пинанг, завершив собственный второй поход, что продолжался 132 дня.

База в Пинанге из-за ограниченных возможностей местной верфи имела возможность принять не более пяти субмарин. Лодки группы «Муссон» кроме этого нуждались в торпедах, которых на базе не было. Исходя из этого было решено загрузить субмарины стратегическими материалами (вольфрам, опиум, хинин и т. п.) и послать их на «охоту» в районы судоходства в Индийском океане, по окончании чего они должны были уйти во Францию.

Но из оставшихся четырёх подлодок (пятая погибла ещё в осеннюю пору 1943 года) это удалось сделать лишь одной — капитан-лейтенанта U 188 Зигфрида Люддена (Siegfried Ludden).

Людден успел заправиться с танкера «Браке» (Brake), перед тем как последний был потоплен 12 марта судами союзников, знавшими о его местонахождении благодаря знанию кодов «Энигмы». Пришедшие на дозаправку U 532 и U 168 опоздали этого сделать и были вынуждены принять на борт экипаж потопленного танкера. В итоге U 532, U 183 и U 168 было нужно остаться в Малайзии, поскольку для перехода в Европу у них не хватало топлива.

Необходимо подчеркнуть, что в этом походе Пих сумел отличиться, потопив спасательное судно английского флота, греческое торговое судно и торпедировав норвежский танкер, что не смог добить из-за полного расхода боезапаса. 24 марта он привёл собственную лодку в Батавию (сейчас Джакарта, столица Индонезии).

Греческий пароход Epaminondas C. Embiricos (4385 брт) стал самой большой добычей на счету как U 168, так и её начальника

По окончании этих событий U 168 не выходила в море шесть месяцев, пока решались неприятности по обеспечению германских подлодок топливом и торпедами. За это время из Европы в Малайзию пришли ещё 13 субмарин. В сентябре 1944 года лодки группы «Муссон» вошли в новую 33-я подводную флотилию, созданную специально для дальневосточных субмарин.

5 октября Пих покинул Батавию, дабы совершить переход в Сурабаю. В соответствии с взятому заданию, после этого он должен был идти к западному побережью Австралии для действий против вражеского судоходства в тех районах. Но, как выяснилось, будущее готовила U 168 иную участь.

Атака «Клинок-рыбы»

Рано утром 6 октября «Звардвис» пребывала на позиции в Яванском море между островами Каримунджава и островом Бавена. О том, что случилось потом, известно из отчёта начальника голландской подлодки о совершённой атаке:

«06:41 — увидена субмарина, пеленг 304°, расстояние 5900 ярдов. Субмарина опознана как вражеская, держит курс 115°, скорость 13–15 узлов. Начали предзалповое маневрирование, скорость цели выяснена в 14 узлов.

06:52 — Выпущено 6 торпед с 900 ярдов. Спустя 42 секунды по окончании пуска первой торпеды услышан взрыв и визуально увидено, что субмарина начала садиться носом в воду. Корма встала над водой, и субмарина затонула с дифферентом в 40°.

Она всецело провалилась сквозь землю с поверхности к 06:54.

Приблизились в подводном положении к месту потопления. На поверхности увидено 6 европейцев. Начальник решил пленить всех, но выждал 10 мин., дабы убедиться в отсутствии вражеской авиации.

07:03 — Всплыли и приблизились опять. В этом случае на воде увидено не 6, а более 20 человек. В итоге на борт принято 27. Держать их всех на лодке до конца похода нереально.

Покинули трёх офицеров как военнопленных, остальных передали на появлявшееся рядом рыбачье судно».

Необходимо подчеркнуть, что в итоге «Звардвис» забрала ещё двух немцев: раненого лодочного доктора и немецкого матроса для ухода за ним. Исходя из этого общее число немцев на её борту было пять, а 22 остались у рыбаков.

Подлодка «Звардвис», послевоенное фото

Тем временем между Берлином и Токио происходил деятельный обмен сообщениями. Штаб подводных сил был обеспокоен невыходом U 168 на сообщение, но скоро пришли подробности её исчезновения, каковые были зафиксированы записью в издании военных действий командующего подводными силами от 11 октября:

«Были взяты следующие дополнительные подробности смерти U 168:

В 08:00 6 октября (токийское время) торпедирована голландской субмариной «Звардвис» в 10 милях к востоку от Манделика. Торпедное попадание в район жилого отсека старшин. Скоро затонула.

Подводная лодка легла на дно на 45-метровой глубине. Все выжившие были сперва взяты на борт вражеской субмариной. Затем 10 человек и 12 старшин рядовых были высажены на рыболовную лодку.

Пленены: начальник, первый вахтофицер, врач, инженер-старшина и механик, что был серьёзно ранен».

Подробности смерти U 168 с германской стороны сохранились благодаря рапорту допроса четырёх германских подводников, включая и начальника лодки Гельмута Пиха, каковые были доставлены «Звардвис» в Фримантл. Данный интересный документ раскрывает обстоятельства утраты Пихом собственной лодки (перевод. Е. Скибинского):

«U 168 следовала из Батавии в Сурабаю, предположительно, для действий у западной части береговой полосы Австралии. Не обращая внимания на то, что голландская субмарина делала предзалповое маневрирование в течение 11 мин., начальник U 168 признал, что он не принимал никаких мер предосторожности. Нереально установить, была ли обстоятельством неисправность германского шумопеленгатора (по показаниям инженер-механика, прибор не действовал на скоростях более чем 12 узлов), либо же обстоятельством была невнимание и халатность.

Начальник голландской субмарины сказал им, что он произвёл 6-торпедный залп. Одна торпеда попала в носовой торпедный отсек и взорвалась, вторая пробила прочный корпус недалеко от центрального поста (потом ЦП — прим. автора), но не взорвалась. Находившийся сейчас на палубе матрос заявил позднее, что он слышал чей-то предупредительный крик за пара секунд до попадания торпед.

Старший механик выпивал кофе в ЦП. U 168 погружалась носом из-за затопления носовых отсеков, исходя из этого инженер-механик в тот же час же отдал приказ задраить влагонепроницаемые двери.

U 168 медлительно погружалась и коснулась дна на глубине около 120 футов. На данной глубине давление воздуха в ЦП встало достаточно для открытия рубочного люка. Старший механик открыл люк и вместе с начальником, врачом и несколькими матросами всплыл на поверхность в воздушном пузыре. Ещё один матрос и офицер в момент взрыва были наверху и также спаслись. Голландская субмарина скоро всплыла и приняла на борт 27 офицеров и матросов.

Через час 22 нижних чина были пересажены на местный парусник, что, возможно, высадил их где-то на занятой японцами территории. Большая часть погибших матросов пребывало в носовом торпедном отсеке, на палубе либо по пути на палубу через рубочный люк».

Исходя из этого возможно сделать вывод, что вина за половины и гибель лодки её экипажа лежит на Гельмуте Пихе, что позабыл о бдительности. Обстоятельством для того чтобы отношения к мерам безопасности может являться не лучшее состояние начальника U 168.

Ещё одно послевоенное фото «Звардвис». Лодка была выведена из состава флота Нидерландов в первой половине 60-ых годов двадцатого века и отправилась на слом

Как мы знаем, Пих и начальник U 183 корветтен-капитан Генрих Шефер (Heinrich Schafer) пребывали в не самой лучшей моральной и физической форме по окончании долгого перехода из Франции в Малайзию. В следствии Шефер был снят с U 183 и был переведён на транспортную субмарину UIТ 23. Спустя месяц затем назначения Шефер попал в больницу с сыпным тифом, где у него произошёл приступ аппендицита.

По окончании операции офицер скончался, поскольку его ослабленный организм не вынес для того чтобы опробования. Возможно высказать предположение, что и Пих так и не смог собрать форму за шесть месяцев, совершённого в Малайзии перед последним походом, и его не стоило производить в море.

Предупреждён — не означает вооружён

К 1944 году Малаккский пролив и яванское море потеряли для немцев собственную относительную безопасность из-за возросшей активности субмарин союзников. Исходя из этого события утраты U 168 изрядно взволновали штаб подводных сил, что уже знал о смерти при аналогичных событиях лодки U 859. 23 сентября 1944 года данный подводный крейсер был потоплен британской субмариной «Тренчант» (HMS Trenchant) на походе к Пинангу.

Сохранившаяся часть экипажа смогла встать с 50-метровой глубины, по окончании чего 12 подводников были пленены британцами, а ещё восьмерых подобрала японская подводная лодка. Исходя из этого 13 октября штаб приказал группе «Муссон» чётко направляться следующей инструкции по безопасности (перевод Е. Скибинского):

«Кому: Пинанг, и всем лодкам на Дальнем Востоке:

Нужно делать всё вероятное, дабы обезопасить переходы лодок между базами. Это включает в себя:

1) Перед каждым выходом выяснять от японцев самые точные подробности касательно позиций неприятельских субмарин, их методов атаки и обычных действий. Информировать об этом лодки на подходе к базе по радио, в особенности те, каковые находятся в этом районе в первый раз.

2) Избегать прибрежных и судоходных районов, держаться подальше в море, идти в порт малейшим путём. Не применять фиксированных точек рандеву с эскортом.

3) Районы, страшные для германских подлодок, необходимо проходить в подводном положении. Договориться об этом с японцами.

4) В случае если лодке нужно идти в надводном положении, всемерно применять полные и переменные хода, и зигзаг. Неизменно держать включённой станцию радиотехнической разведки, а при нехорошей видимости и сам радар.

5) Узнать, есть ли переход с японским эскортом более страшным, чем без оного. Функционировать соответственно итогам.

6) Получать исполнения японцами нужных нам действий».

Необходимо подчеркнуть, что приказ об усилении бдительности был своевременным, но не принёс желаемого результата. Скоро 33-я флотилия лишилась в Яванском море ещё двух лодок: U 532 в ноябре 1944 года и U 183 в апреле 1945 года. Обе стали мишенями торпед американских субмарин.

В итоге за собственную историю несколько «Муссон» утратила от действий субмарин союзников четыре подлодки (без учёта транспортной лодки UIT 23, потопленной английской субмариной в феврале 1944 года). Принцип «предупреждён — значит, вооружён» не помог германским подводникам на Дальнем Востоке избежать данной опасности…

Создатель высказывает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.

литература и Источники:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота).
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. — Hamburg-Berlin-Bonn: Verlag E.S. Mittler Sohn, 2001.
  4. Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  5. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction. — Frontline Books, 2014.
  6. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 5. Norderstedt.
  7. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  8. http://www.uboat.net.
  9. http://www.uboatarchive.net.
  10. http://historisches-marinearchiv.de.
  11. http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de.

Предупреждён значит вооружён


Темы которые будут Вам интересны: