Прогулки сэкскаваторами: шагающее нечто

Прогулки сэкскаваторами: шагающее нечто
    Динозавр за работой
    Кинематика шагания экскаватора

«Я видела шагающий экскаватор», — заронила надежду главред «Ведомостей» Татьяна Лысова. «Ну и как он шагает?» — спросил я. «Знаешь, он сидел», — в легком замешательстве ответила она. Через дни я уже стоял перед проходной екатеринбургского НИИтяжмаша, разработчика всех российских шагающих гигантов. Мне хотелось узнать ответ на мучивший меня вопрос.

Я первенствовал человеком, что пришел в НИИ с таким вопросом за последние 25 лет. Ровно столько разрабатывает шагающих гигантов основной конструктор проекта Виктор Кострицкий. Раньше его несколько насчитывала 16 человек, на данный момент он один. «Я уйду, и некому будет делать механизмы шагания», — с грустью говорит он.

Тысячетонные гиганты

При весе более чем 800 т проверенные гусеничные ответы перестают трудиться. Дело в том, что давление на грунт должно быть около двух килограмм/см2. Для этого траки у гусеницы приходится делать весьма широкими, и под огромной нагрузкой они начинают загибаться по краям.

Выход из положения — замена гусеничного привода на механизм шагания.

Первый гидравлический привод шагания придумал уралмашевский конструктор Тимофей Исаев сразу после войны. Машина «ЭШ 14.70» употреблялась для прокладки Беломорско-Балтийского канала. Кстати, в заглавиях экскаваторов первая цифра свидетельствует неизменно количество ковша в кубометрах, а вторая — вылет стрелы.

Громаднейшее распространение взял трехопорный механизм шагания. Таковой экскаватор перемещается по принципу волочения, напоминая смелого летчика Маресьева, что подтягивал тело при помощи рук. В стационарном состоянии шагающий экскаватор опирается на огромное круглое основание, на котором он может крутиться в различные стороны, как морское орудие. По бокам гиганта в немного поднятом состоянии находятся две маленькие ноги.

В случае если же ему нужно передвинуться, то два замечательных масляных гидравлических поршня-домкрата приподнимают переднюю часть экскаватора. Наряду с этим начинает подтягиваться по земле корма. В то время, когда поршни начинают опускать переднюю часть, экскаватор под своим весом перемещается вперед.

Верховный пилотаж — так именуемое пологое качание, при котором корпус фактически не приподнимается, разрешает снизить коэффициент давления на грунт в 1,6 раза. Самым громадным на сегодня трехопорником есть 3400-тонный экскаватор «ЭШ 40.100». Но трехопорная схема действующий при весе автомобили до 4,5 тыс. т. При большем весе задняя кромка начинает очень сильно уходить в почву и грести перед собой грунт.

Данный земляной вал инженеры именуют призмой волочения.

Для преодоления для того чтобы результата используют неповторимый четырехопорный механизм шагания с полным отрывом базы от почвы. В первый раз в Российской Федерации он был применен на огромном «ЭШ 100.100» массой 11 тыс. т, выпущенном во второй половине 60-ых годов двадцатого века. на данный момент данный экскаватор списан и действующий рекорд в собственности «ЭШ 65.100», трудящемуся в Тулунском разрезе. А самый большой четырехопорник в мире — Big Maskie — выстроили американцы.

Но, в то время, когда его проектировали были допущены просчеты, и при подъеме сверхтяжёлого корпуса основание не выдержало и деформировалось — рекордсмена было нужно демонтировать.

Кстати, американцы применяют не гидравлический, а механический эксцентриковый привод шагания. Плюсы эксцентриковых экскаваторов в том, что они более шустрые, способны развивать скорость до 200 м/ч (против 80 м/ч у гидравлических). Минус — автострада для них должна быть значительно лучше подготовленной, в противном случае экскаватор может забуксовать. А буксующие 11 млн кг — поверьте, зрелище величественное.

Гидравлические ноги способны выдвигаться на различную высоту, и исходя из этого пробуксовка русских шагающих экскаваторов исключена. Но, на Тяжмаше присматриваются к эксцентриковой схеме а также выпустили малютку «ЭШ 11.75» на таком шасси. Обстоятельство несложна: эксцентрики дешевле.

Как отечественный механизм похож на американский, никто сообщить не имеет возможности. Пара лет назад несколько русских начальников побывала на американском шагающем экскаваторе, а американцы — на отечественном. Ни та ни вторая стороны инженеров с собой не брали.

Исходя из этого механизм шагания американских экскаваторов остался тайной для нас, а российских — для них.

И последний вопрос, что я задал Виктору Кострицкому: «Как на большом растоянии может уйти экскаватор?» За собственную жизнь экскаваторы проходят под сотню километров, а действующий рекордсмен «ЭШ 65.100» уже преодолел данный предел. Но ушагать совсем далеко не окажется: от каждого экскаватора к ближайшей электростанции тянется толстый кабель — необычный поводок для последних гигантов.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№2, декабрь 2002).

Абзетцер и шагающий экскаватор. Прогулка на карьер.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: