Прорыв блокады под водой

На протяжении Второй мировой японию и Германию, двух основных союзников по Оси, разделяли многие тысячи километров территории, пребывавшей под контролем соперника. Неспешно две государства лишились шанса классического сообщения при помощи надводных судов, и на сцену вышли подводные блокадопрорыватели. Посредством подводных лодок немцы, японцы и итальянцы пробовали наладить обмен сырьём, примерами оружия, документацией.

Как им это удалось?

«Успешное продолжение армейских упрочнений Оси так тесно зависит от германо-японского обмена стратегическими материалами, что влечёт за собой самые важные последствия при продолжения этих перевозок».
Из отчёта военно-морской разведки США от 2 июня 1943 года.

Мысль перевоплотить подлодку в средство для скрытной доставки грузов на громадные расстояния совсем предсказуемо появилась в Германии на протяжении Первой Мировой. Фактически сразу после начала войны стало известно, что субмарины, каковые прежде считались сугубо прибрежным оборонительным оружием, в полной мере пригодны для открытого моря. надёжность и Экономичность дизельного двигателя, отработанные разработки подводного кораблестроения, разрешающие за счёт повышения водоизмещения и запаса горючего расширить дальность плавания до тысяч миль, скоро привели немцев к идее подводного блокадопрорывателя.

Четверть века спустя история повторилась, и, в то время, когда страны Оси потерпели первые стратегические поражения, мысль подводных транспортов фактически в один момент возродилась в управлении морских ведомств Германии, японии и Италии.

Первый прорыв

Первой лодкой, удачно совершившей прорыв атлантической блокады во Вторую мировую войну, стала японская крейсерская тип и подводная-30 (лодка И-15). Выйдя в боевой поход из Пинанга 22 апреля 1942 года, 5 августа она прибыла во французский Лориан. По сути, это был визит вежливости, обширно использованный пропагандой Фашисткой германии, но субмарина доставила и некое количество «подарков»: 1485 кг шеллака и 654 кг слюды, и техническое описание и чертежи авиационной торпеды тип 91.

Предыстория данной операции началась 27 марта 1942 года, в то время, когда Главное руководство кригсмарине обратилось по своим каналам к японцам прося совершить операции против судоходства союзников в Индийском океане, дабы отвлечь союзные силы, действовавшие в Атлантике против немцев. Японцы отозвались скоро: они сами планировали подобную операцию, которую тому же решили дополнить особой миссией по переходу одиночной лодки во Францию. Ввиду важности миссии лодка была напрямую подчинена командующему 6-м подводным флотом адмиралу Тэрухиса Комацу.

Встреча И-30 во Франции была пышной: с германской стороны находились главком гросс-адмирал Эрих Редер, командующий подводными лодками Карл Дёниц и японский военно-морской атташе капитан 1-го ранга Тадао Йокои. Японский экипаж удостоился всех атрибутов, с которыми встречали возвращение удачливых германских подводников: цветов, оркестров и банкета. Любопытно, что над французским побережьем германские пропагандисты засняли на киноплёнку бортовой самолёт японской лодки (что был покинут немцам), с последующим заявлением, что японские ВМС и их воздушные силы участвуют в битве за Атлантику.

Прорыв блокады под водой

Японские подводные лодка И-15, однотипная с лодкой И-30

В обратный путь японцы везли германскую помощь: РЛС дальнего воздушного обнаружения «Вюрцбург» с технической документацией, пять парогазовых торпед G7a, три электроторпеды G7e, пять устройств управления торпедной стрельбой, 240 патронов «Больде» (гидролокационные имитаторы цели), партию промышленных алмазов, 50 шифровальных автомобилей «Энигма», и документацию на интересующие японцев системы управления и виды боеприпасов огнём.

Немцы перекрасили и довооружили И-30, установив на неё счетверённый 20-мм «фирлинг» вместо японских 25-мм орудий тип 96, и оснастили лодку детектором радиолокационного излучения «Метокс».

22 августа 1942 года И-30 вышла в обратный рейс, но судьба первопроходца была печальной: прибыв в ночь на 13 октября 1942 года в Сингапур, лодка на следующий сутки начала переход в японский Куре и подорвалась на английской мине всего в трёх милях от выхода из гавани, утратив 13 членов экипажа. Водолазы спасли очень многое из груза лодки, но самое полезное — локатор «его» документация и Вюрцбург — было безвозвратно утрачено. Однако поход И-30 привёл к оптимизму как у немцев, так и у японцев.

31 марта 1943 года японский посол в Германии Хироси Осима доложил в Токио, что в связи с тяжелыми потерями надводных блокадопрорывателей генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн внес предложение применять для обмена ресурсами между японией и Германией большие устаревшие подводные лодки. Сообщение было перехвачено и расшифровано союзниками. Вывод Манштейна было, само собой разумеется, весомым, но назначенный 30 января 1943 года главкомом кригсмарине Карл Дёниц уже имел собственный замысел по вопросу подводного сообщения с Дальним Востоком.

первое и Первые планы рандеву

Красочные и оптимистичные репортажи о визите И-30 были только ужасным предзнаменованием новых реалий блокады. Не обращая внимания на то что надводные блокадопрорыватели в течение 1942–1943 годов приходили в Европу и японию, их утраты снова вызвали идею подводных транспортов. 20 февраля 1943 года, за полтора месяца до депеши Осимы, на заседании в ставке по вопросам обеспечения Германии каучуком Дёниц сформулировал три вероятных дороги решения проблемы:

  1. Расширение мероприятий по обеспечению прохода надводных блокадопрорывателей с Дальнего Востока через страшную территорию.
  2. Немедленное начало строительства транспортных подводных лодок для перевозки каучука.
  3. Применение для перевозки каучука итальянских подводных лодок.

Фотография на память Субхаса Чандры Боса и комсостава лодки И-29 (в первом ряду в центре начальник 14-го дивизиона подводных лодок капитан 1-го ранга Тэраока Масао, слева от него в тёмном берете Субхас Чандра Бос, справа — капитан и-29 командир 2-го ранга Идзу Тосиити)

В случае если первый и третий пункты были воплощены в судьбу, то собственные транспортные подлодки немцы так и не выстроили, не смотря на то, что слова Дёница и не были безлюдными. Они основывались на том, что уже к концу 1942 года имелся предварительный проект транспортной лодки тип XIX, за базу которого был забран проект подводного минного заградителя тип ХВ. В первой половине 40-ых годов двадцатого века данный проект трансформировался в проект тип ХХ. Лодка с экипажем в 58 человек должна была перевозить 800 тысячь киллограм груза и нести лишь зенитное оружие.

Приоритета данный проект, по всей видимости, не взял, и из 30 законтрактованных лодок лишь три были заложены и строились летом 1944 года, а с началом 1945 года постройка была совсем прекращена.

С итальянцами был достигнут консенсус: они были в той же зависимости от поставок сырья, что и немцы, и часть грузов, идущих с Дальнего Востока, предназначалась им. Помимо этого, немцы готовься дать вместо итальянских лодок соответствующее количество собственных «семёрок».

В неспокойном море ответ переправлять грузы и людей между германской U 180 и японской И-29 было верным

9 февраля 1943 года из Киля в поход c очень своеобразной миссией отправилась германская лодка U 180 под руководством фрегаттен-капитана Вернера Музенберга. В Индийском океане она была обязана осуществить рандеву с японской лодкой И-29, которой руководил капитан 2-го ранга Идзу Тосиити, и передать ей на борт известного индийского националиста Субхаса Чандру Боса и его ассистента Хабиба Хасана.

Рандеву произошло 26–27 апреля 1943 года в Мозамбикском проливе. Немцы передали японцам индийских «борцов за свободу», чертежи лодки типа IXC/40, пример ручной кумулятивной магнитной мины HHL 3 и другие образцы оружия, диппочту.

Со своей стороны, японцы передали на U 180 торпеду тип 89, две торпеды тип 2, две тонны золота в слитках для японского консульства, чертежи авианосца «Акаги» и сверхмалой подлодки тип А. Кроме этого на борт U 180 перешли два японских эксперта по подводному кораблестроению. Грузы было нужно перевозить на резиновых лодках по натянутому между субмаринами линю. Лодки сейчас, по словам японского начальника, представляли собой «мечту пикирующего бомбардировщика».

Но всё закончилось благополучно, и лодки забрали курс на собственные базы.

Операции итальянских субмарин-блокадопрорывателей

Летом 1942 года у итальянцев уже готовься чертежи настоящих транспортных подводных лодок типа «R» для сообщения с Дальним Востоком. Эти субмарины оснащались лишь зенитным оружием (три 20-мм автомата) и имели возможность перевозить 600 тысячь киллограм груза. Обстановка с сырьём у итальянцев была ещё более плачевной, чем у немцев, что и вызвало данный проект, по которому уже в сентябре 1942 года были заложены первые лодки. Но время было потеряно, и только две из 12 заложенных: «Ромоло» (R.SMG. Romolo) и «Ремо» (R.SMG.

Remo) — успели вступить в строй в марте 1943 года. Обе они скоро практически в один момент погибли: «Ремо» 15 июля торпедировала около Таранто британская подлодка «Юнайтед» (HMS United), а «Ромоло» 18 июля затонула в следствии атаки британской авиации в районе Аугусты. Ни одного рейса на Дальний Восток они не совершили.

Итальянская подлодка «Режинальдо Джулиани», в будущем помогавшая немцам называющиеся UIT-23

Весной того же 1943 года уже имевшиеся большие итальянские лодки, базировавшиеся в Бордо, должны были подвергнуться переоборудованию для рейсов в Японию. Эта участь была уготована девяти лодкам, но «Архимеде» (R.SMG. Archimede) и «Леонардо да Винчи» (R.SMG.

Leonardo da Vinci) были потоплены соответственно 16 апреля и 24 мая 1943 года, и число потенциальных блокадопрорывателей сократилось до семи.

Лодки должны были уходить на Дальний Восток группами по три единицы. В первую группу вошли субмарины «Команданте Каппеллини» (R.SMG. Comandante Cappellini), «Энрико Таццоли» (R.SMG. Enrico Tazzoli) и «Режинальдо Джулиани» (R.SMG. Reginaldo Giuliani).

В мае 1943 года они вышли из Бордо в оккупированную японцами Индонезию. Загрузка составляла в среднем 95 тысячь киллограм — по большей части алюминий, боеприпасы и ртуть. Запас плавучести был минимальный — около 3,5%, и в надводном положении палуба чуть возвышалась над водой.

Быть может, именно это послужило обстоятельством того, что «Таццоли» скоро пропала без вести в Бискайском заливе. «Каппеллини» и «Джулиани» в июле 1943 года благополучно достигли Индонезии, где по окончании капитуляции Италии стали германскими лодками UIT-24 и UIT-23.

Вторую группу образовали лодки «Луиджи Tорелли» (R.SMG. Luigi Torelli), «Барбариго» (R.SMG. Barbarigo) и «Аммиральо Каньи» (R.SMG.

Ammiraglio Cagni), каковые вышли в поход в июне 1943 года. На «Торелли» и «Барбариго» были загружены по большей части те же материалы, что и прежде, но по 130 тысячь киллограм. Удачно достигла цели лишь «Торелли», которая в августе пришла в Сабанг. «Барбариго», предположительно, была потоплена британской авиацией в Бискайском заливе.

Итальянская подлодка «Аммиральо Каньи»

Подлодка «Каньи» уходила на Дальний Восток с полным оружием, но обратно должна была прийти с грузом. Переоборудование включало в себя демонтаж торпедных аппаратов, погребов артиллерийского боезапаса, прочего оборудования и второго перископа (включая второй гальюн). Выйдя в море в самом финише июня, «Каньи» выполнила пара успешных атак в Атлантике, но по окончании известия о капитуляции Италии сдалась британцам в Дурбане 20 сентября 1943 года.

На этом удачи итальянцев закончились, и по окончании провала режима Муссолини остальные лодки достались немцам. Из оставшихся итальянских блокадопрорывателей лишь лодка «Альпино Баньолини» (R.SMG. Alpino Bagnolini), взявшая у немцев обозначение UIT-22, постаралась ещё раз прорваться к японцам.

Она 26 января 1944 года вышла из Бордо, но 11 марта 1944 года была потоплена английскими «Каталинами» недалеко от Кейптауна.

«Итальянкам», оставшимся на Дальнем Востоке, также не суждено было возвратиться в Европу. UIT-23, бывшая «Джулиани», была потоплена 14 февраля 1944 года на переходе из Сингапура в Пинанг британской лодкой «Талли-Хо» (HMS Tally-Ho). Вышедшая 8 февраля 1944 года из Пинанга UIT-24, экс-«Капеллини», перегруженная (180 тысячь киллограм) за счёт горючего каучуком, концентратом цинка, другими грузами и хинином, не смогла добраться в Европу.

Все её потенциальные заправщики в пути были потоплены, и лодка была вынуждена возвратиться в Пинанг. Вместе с «Торелли» она успела примерить не считая германского ещё и японский флаг: по окончании капитуляции Германии обе лодки осталась в Японии, где и были захвачены американцами.

Прорывы японских субмарин

Параллельно «итальянскому» продолжался и «японский этап» прорывов. В западной историографии за этими операциями устоялось неспециализированное наименование «миссия Янаги» (яп. «Ива») по аналогии с германским «Вайде» (Weide). В японских же источниках для того чтобы заглавия не видится, не смотря на то, что лодки и приобретали кодовые имена деревьев. В первой половине 40-ых годов двадцатого века за И-30 в порты Франции отправились ещё три лодки.

Это были И-8, И-29 и И-34.

Японская субмарина И-8 во французском Лориане

1 июня 1943 года из Куре вышла И-8 под руководством капитана 2-го ранга Утино Синдзи. В качестве пассажиров на её борту были капитан 3-го ранга Норита Садатоси и 51 подводник экипажа для очередного «подарка фюрера» — лодки U 1224 (тип IXC/40), выстроенной для японского флота. 27 июня И-8 покинула Пинанг, в котором приняла для немцев груз вольфрама, каучука, цинка, опиатов и хинина.

Наряду с этим на борту пребывало 160 человек: запасной экипаж в полном составе жил в носовом торпедном отсеке, что был переоборудован в жилой. По окончании рандеву южнее Азорских островов с германской U 161, которая передала японцам радиолокационный детектор «Ванце», офицера и двух связистов, И-8 благополучно продолжила путь и 31 августа 1943 прибыла во французский Брест.

5 октября 1943 года японцы отбыли на родину, загруженные примерами двигателей для торпедных катеров, авиапушками, бомбардировочными прицелами, радиолокаторами, электроторпедами и т. д. На верхней палубе за рубкой смонтировали 20-мм «фирлинг». Кроме этого в Японию следовали пассажирами японские и германские офицеры, и гражданские эксперты общим количеством 14 человек. 2 декабря 1943 года лодка удачно достигла Пинанга.

Второй лодкой «японского этапа» в поход отправилась И-34 под руководством капитана 2-го ранга Ириэ Тацу, которая вышла из Куре 13 октября 1943 года. Информацией о переходе японцы деятельно обменивались по дипломатическим каналам связи, за что и поплатились: союзники расшифровали переписку и приняли меры. 22 октября лодка прибыла в Сингапур, где под завязку загрузилась стандартной номенклатурой сырья.

Японцы так хорошо «упаковали» И-34, что при опробованиях выяснилось: обшивка взяла повреждения и субмарина негодна к экстренному погружению.

Панорама порта Пинанг, сделанная наблюдателем бортового гидросамолёта-разведчика с лодки И-29 (в правом нижнем углу снимка видна законцовка крыла самолёта)

Из-за появившейся задержки пассажиры, а также адмирал Koдзима Хидэо и два инженера компании «Мицубиси», решили отправиться в промежуточный пункт Пинанг поездом — это спасло им жизнь. 13 ноября 1943 года британская подводная лодка «Таурус» (HMS Taurus) потопила И-34 в 30 милях от Пинанга вместе с 84 участниками экипажа. Выбраться из затонувшей на 40-метровой глубине лодки и достигнуть берега смогли лишь 14 из них.

Следующей была уже прекрасно знакомая немцам И-29. 5 ноября 1943 года она вышла из Куре в Сингапур, куда прибыла 14 ноября. Загрузив 80 тысячь киллограм каучука, 50 тысячь киллограм олова, три тонны хинина, опиума и кофе и приняв на борт 16 пассажиров (а также группу с И-34), 16 декабря И-29 отправилась в Европу.

В этом случае в Бискайском заливе британская авиация устроила «гостям с Востока» тёплую встречу, но германские тяжелые истребители Ju 88 и эсминцы сумели обезопасисть подопечную. 11 марта И-29 прибыла в Лориан.

Бывшая германская подлодка U 1224 сфотографирована уже в качестве японской Ро-501 с японским экипажем

Визит был недолгим: уже 16 апреля И-29 отправилась в обратный путь с 18 грузом и пассажирами — примерами авиационных реактивных двигателей, звуковых морских мин и технической документацией к ним. 14 июля 1944 лодка прибыла в Сингапур. Дальше повторилась история с И-34: союзники снова прочли всю переписку, касавшуюся маршрута и груза лодки, и не покинули японцам шансов.

26 июля в Лусонском проливе три торпеды с американской подлодки «Соуфиш» (USS Sawfish) практически порвали И-29 вместе с её полезным грузом.

30 марта 1944 года из Киля начала собственный переход подаренная U 1224, взявшая японское наименование Ро-501. Загруженная ртутью, свинцом, техдокументацией и оптическим стеклом на реактивный перехватчик Me 163, она была потоплена 13 мая 1944 года эсминцем «Френсис М. Робинсон» (USS Francis M. Robinson), входящим в группу «охотников-убийц» авианосца «Боуг» (USS Bogue).

Последним стал поход И-52, которая 21 марта 1944 года прибыла в Сингапур. В том месте на неё было загружено 120 тысячь киллограм олова, 11 тысячь киллограм вольфрама, 54 тонны каучука, 10 тысячь киллограм молибдена, по три опиума и тонны хинина и две тонны золота в счёт оплаты германских поставок оборудования. 23 апреля 1944 года лодка вышла в поход — а союзники уже привычно отслеживали все сообщения, которые связаны с ней.

Современное фото рубки покоящейся на дне японской субмарины И-52

6 июня японский военно-морской атташе Кодзима Хидэо сообщил в Токио и начальнику лодки о высадке союзников во Франции — сейчас необходимо было идти в Норвегию, предварительно встретившись с германской U 530. Информации о точке рандеву союзникам в полной мере хватило — в район опять вышла группа из пяти эсминцев во главе с авианосцем «Боуг». 23 июня, через два часа по окончании состоявшегося рандеву двух лодок, охотники прибыли в район встречи.

В 23:40 палубный «Эвенджер» лейтенант-коммандера Джесси Тейлора засек цель на радаре. Выпустив осветительные ракеты, Тейлор нападал И-52 двумя глубинными бомбами, каковые разорвались близко, но никаких показателей смерти погрузившейся лодки не было. Следом американцы скинули новинку — радиогидроакустические буи.

Услышав шумы винтов лодки, в районе подавшего сигнал буя лётчики применили ещё одно «чудо-оружие» — самонаводящуюся торпеду Mark 24 FIDO. Последовавший на глубине взрыв поставил точку в истории японских субмарин-блокадопрорывателей.

Сезон «Муссона»

Ещё в декабре 1942 года японцы обратились к германскому военно-морскому руководству с предложением дать собственные базы Пинанг и Сабанг для германских подводных лодок, каковые имели возможность функционировать в северной части Индийского океана. В тот момент японское предложение было для немцев неактуальным: зима 1942–1943 годов с её долгими ночами была очень успешной для германских лодок. Они, пользуясь отсутствием воздушного прикрытия союзных конвоев в Центральной Атлантике, наносили им ощутимые утраты.

Подлодка U 178 в Бордо, 1943 год

Разгром германских подводных сил в Атлантике весной 1943 года в корне поменял обстановку. 5 апреля корветтен-капитану Вильгельму Доммесу, начальнику подводного крейсера U 178, что вышел 28 марта из Бордо, было приказано направляться из собственного своевременного района в Индийском океане в Пинанг. В том месте он должен был принять на себя обязанности старшего морского начальника будущей базы германских подводных лодок.

Большие лодки типов IXC и IXD должны были выйти из баз Норвегии и Франции в Индийский океан, совершить операции против судоходства союзников в Аравийском море, по окончании чего направляться Пинанг.

Прибытие лодок в Аравийское море планировалось на сентябрь 1943 года, в то время, когда в данной области заканчивался сезон летнего муссона. Исходя из этого несколько стала называться «Муссон», ставшее общеупотребительным для всех германских лодок, действовавших в Индийском океане с японских баз.

Вильгельм Доммес (позади слева) и капитан 1-го ранга Аризуми на базе в Пинанге

10 мая 1943 года из Лориана с грузами для базы в Пинанге, примерами вакцины против жёлтой лихорадки и девятью пассажирами (японские офицеры, германские инженеры) вышла лодка U 511, реализованная немцами Японии и названную Ро-500. 16 июля 1943 она благополучно дошла в Пинанг, став первой германской лодкой, прибывшей в Юго-Восточную Азию.

Полный обзор действий подводных лодок группы «Муссон» выходит за рамки статьи, исходя из этого разглядим транспортную составляющую группы. Первые две волны лодок из 16 единиц, покинувшие порты Европы летом-осенью 1943 года, были оснащены штатным оружием, и сведений, что они транспортировали грузы, нет. До пункта назначения добралось всего шесть лодок, но и этого хватило, дабы немцы столкнулись с весьма тяжёлыми проблемами в части их снабжения.

В тропическом климате скоро выходили из строя торпеды, аккумуляторные батареи, электрооборудование. Всё это стало причиной тому, что немцам на отдалённом театре было нужно во многом снабжать самих себя. В составе 23 лодок, вышедших на Дальний Восток с января 1944 по апрель 1945 года, были торпедовозы типов VIIF U 1059 и U 1062, каковые имели возможность нести по 39 торпед, минный заградитель U 219, перевозивший разные грузы, подводный танкер U 490 c горючим, оборудованием и запасными частями.

Подлодка U 181 в походе

Вынужденные всегда доставлять в базы Юго-Восточной Азии практически все нужное для действий группы «Муссон», немцы не могли загружать все лодки, уходящие на Дальний Восток, материалами для японцев, но кое-что они делали. Подводные крейсеры типа IXD2 совместно со штатным оружием несли и груз для союзников. Так, U 181 в августе 1944 года доставила груз ртути, свинца, сплавов, технической документации и оптического стекла.

Подводные крейсеры U 851 и U 859 забрали грузы ртути, приблизительно 60 тысячь киллограм любая, но обе погибли на переходе: последнюю у самого Пинанга торпедировала британская подводная лодка «Тренчент» (HMS Trenchant).

В самом финише войны в поход вышли минзаг U 234 (тип ХВ) и крейсерская лодка U 864 (тип IXD2). U 864, вышедшая 7 февраля 1945 года из Бергена, несла на борту 61 тонну ртути, двух инженеров компании «Мессершмитт» и двух японских экспертов. Её потопила 9 февраля 1945 года у берегов Норвегии британская подлодка «Венчурер» (HMS Venturer), и норвежское правительство до сих пор изучает вопрос нейтрализации страшного груза у собственных берегов.

U 234, вышедшая в поход 16 апреля 1945 года из Кристиансанда, была загружена под завязку: 74 тонны свинца, 26 тысячь киллограм ртути, 12 тысячь киллограм стали, семь тысячь киллограм оптических стекол, пять тысячь киллограм снарядов к зенитным орудиям, одна тонна кинофильмов и почты, шесть тысячь киллограм оборудования для германской базы, 560 кг оксида урана, техдокументация на реактивный истребитель Me 262. Помимо этого, на борту были 12 пассажиров, включая нового военно-воздушного атташе в Токио генерала люфтваффе Ульриха Кесслера.

Лодка сдалась американцам вместе с грузом 19 мая 1945 года в Портсмуте. Два японских офицера, определив о грядущей сдаче, наложили на себя руки и были похоронены в море.

Подлодка U 234 по окончании сдачи союзникам

не меньше сложно, чем доставить грузы в Японию, было вывезти их оттуда. Ещё до прибытия лодок «второй волны» трём лодкам было приказано загрузиться стратегическими материалами и возвратиться в Рейх. Но критическая обстановка с заправкой горючим на переходе сорвала эти замыслы: уйти смогла лишь U 178, которая прибыла во Францию 24 мая 1944 года.

Летом 1944 года было решено совсем завершить операцию «Муссон», и фактически все технически пригодные лодки должны были, приняв на борт сырьё, возвратиться в Европу. Это удалось лишь четырём лодкам: U 188, U 843, U 864 и U-510. Ещё одной лодкой, дошедшей до европейских вод, стала U 532, но только после этого, дабы сдаться союзникам 13 мая 1945 года.

Экономический эффект принесло лишь возвращение двух первых лодок, U 178 и U 188, каковые доставили около 300 тысячь киллограм стратегических материалов. Грузы остальных блокадопрорывателей уже не дошли до индустрии агонизирующего Рейха. Любая дошедшая тонна сырья означала ещё какое-то время, за который Третий рейх имел возможность создавать оружие для борьбы, — а в конце войны немцы и сражались лишь за время, которое имело возможность приблизить «чудо» спасения от капитуляции.

Но «чуда» так и не случилось.

Создатель благодарит Владимира Сидоренко и Виталия Торопцева за помощь в подготовке статьи.

Литература:

  1. Дёниц К. Десять лет и двадцать дней. — М.: АСТ, 2007.
  2. Blair, С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House, 1996.
  3. Blair, С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
  4. http://www.historynet.com.
  5. http://www.researcheratlarge.com.
  6. http://uboat.net.
  7. https://www.ibiblio.org.
  8. http://www.betasom.it.
  9. http://www.uboataces.com.
  10. http://www.regiamarina.net.
  11. http://www.combinedfleet.com.
  12. http://www.sixtant.net.
  13. http://dubm.de.
  14. http://coolrip.b.ribbon.to.
  15. http://rouenn.blog.fc2.com.
  16. http://hush.gooside.com.

Прорыв блокады Ленинграда


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: