Прыжок «пантеры»

В Первую мировую русские моряки неоднократно показывали себя с самой лучшей стороны, но по окончании февральской, а после этого и октябрьской революций обстановка быстро поменялась. Флот остался без специалистов и большого числа офицеров, дисциплина матросов катастрофически упала, исходя из этого в течении практически двух лет подплав юный красной республики ничем не имел возможности похвастаться.

Побед у Красного флота не было не вследствие того что у него не было неприятелей. Неприятелей, как раз-таки, было куры не клюют — и немцы, война с которыми закончилась только в марте 1918 года, и зарубежные интервенты из государств Антанты, хозяйничавшие в русских территориальных акваториях как в своей квартире.

Раздрай в дисциплине, нехорошее моральное состояние личного состава и неухоженность матчасти стали причиной тому, что целый восемнадцатый год вражеские суда фактически не несли утрат от краснофлотцев, а чаще подрывались на минах, по большей части установленных ещё при ветхой власти. Исключения были редки — уничтожение подлодки L55 эсминцами «Азард» и «Гавриил» 4 июля да отбитие рейда на Кронштадт 18 августа, стоившего англичанам трёх торпедных катеров. Подводникам коммунистов же удалось «размочить счёт» лишь 1 сентября 1919 года, в то время, когда подлодка «Пантера» стёрла с лица земли эскадренный миноносец «Витториа».

Прыжок «пантеры»

Подлодка «Пантера»
Родом из мореходных «Барсов»

«Пантера» относилась к подводным лодкам типа «Барс». Это была самая большая серия отечественных подлодок дореволюционной эры: во время с 1914 по 1917 годы их было произведено 22 штуки, ещё две были заложены, но не достроены.

«Барсы» относились к большим лодкам — «мореходным», как они назывались в тогдашних документах, другими словами талантливыми функционировать в открытом море, а не только около берегов, как более ветхие и небольшие лодки. Они были достаточно мощно воооружены и отличались приличной для Балтийского и Тёмного морей автономностью. По проекту на «Барсы» предусматривалась установка замечательных (1320 л.с.) дизелей особого изготовления, но их хватило всего на четыре лодки.

Две были оснащены дизелями «Нью-Лондон» мощностью 420 л.с., остальные (среди них и «Пантера») — совсем не сильный двигателями по 250 л.с., снятыми с канонерских лодок, но в удвоенном количестве — четыре двигателя вместо двух.

Схема ПЛ типа «Барс»

Главным недочётом «Барсов» был безотсечный корпус — в лодки не было герметичных переборок. Это упрощало конструкцию и делало управление экипажем более удобным для начальника, но очень сильно снижало живучесть подлодки: при затопления не было возможности изолировать воду в одном отсеке, эвакуировав экипаж в другие. Лодка гарантированно тонула, в случае если вода действовала стремительнее, чем её успевали откачивать помпы.

«Пантера» вступила в строй 23 июля 1916 года и за время Первой Мировой совершила десять боевых походов. Каких-либо военных удач ей наряду с этим достигнуть не удалось, но на счету её экипажа значится такое недюжинное достижение, как занявший 11 дней независимый переход из Ревеля в Гельсингфорс, а после этого в Кронштадт в условиях сверхсложной ледовой обстановки.

Это было сделано в феврале 1918 года, в то время, когда над русскими армейскими базами, расположенными на территории нынешних государств Балтии, нависла угроза захвата немцами. Для предотвращения захвата лодки её и было необходимо вести в совсем неподходящих для этого погодных условиях дальше от линии фронта.

«Пантера» наровне со многими вторыми лодками 15 ноября 1918 года была включёна в состав ДОТ — Действующего отряда Балтфлота, что пробовал противодействовать как контрреволюционным перемещениям (каковых было большое количество, расколы и мятежи в то неспокойное время происходили неизменно), так и английским интервентам. Последние не просто создавали видимость присутствия, а вели активные боевые действия — к примеру, бомбили Кронштадт авиацией и пробовали нападать его гавань торпедными катерами.

Начальником «Пантеры» в то время был Александр Николаевич Бахтин — столбовой аристократ, храбрец Первой Мировой, Святой орденов Анны и кавалер Станислава. С подлодками типа «Барс» он был знаком не понаслышке. На протяжении всемирный войны он служил на лодках «Волк» и «Кайман», последняя из которых относилась к данному типу.

По окончании революции Бахтин уволился из армейского флота, стал капитаном торгового судна, но в 1918 году возвратился в армию и благодаря богатому боевому опыту был назначен начальником подлодки «Пантера».

Александр Николаевич Бахтин

15 января 1919 года «Пантера» выходила в море с заданием воспрепятствовать английским судам высадить десант в Нарвском заливе, но поход не увенчался успехом. 24 июля того же года «Пантера» нашла две английские подводные лодки, находящиеся в надводном положении, и нападала их, но успех опять не улыбнулась капитану Бахтину — все выпущенные по англичанам торпеды прошли мимо. Справедливости для необходимо подчеркнуть, что столь же безрезультативным был и огонь в ответ англичан — по найденной ими «Пантере» была выпущена как минимум одна торпеда.

«Пантера» против «Витториа»

31 августа «Пантера» отправилась в очередной поход, в этом случае в район Копорского залива, с заданием мешать операциям английского и эстонского надводных флотов. В 14:30 в перископ был обнаружен «четырёхтрубный истребитель» (истребителями тогда именовались эсминцы, от начальной их функции — истребитель миноносцев). Расстояние было через чур громадно для атаки, а догнать цель в подводном положении лодка не имела возможности — не хватало скорости.

Оставалось лишь замечать, как эсминец прячется в тумане. Так как к тому моменту лодка прибыла в предписанный район, Бахтин приказал погрузиться глубже и иногда всплывать на перископную глубину для осмотра горизонта. В 17:00 туман рассеялся, и четырёхтрубный эсминец снова был обнаружен у южной оконечности острова Сескар, а час с лишним спустя рядом с ним был увиден ещё один, трёхтрубный.

Пристально пронаблюдав за целями в течение часа, Бахтин узнал, что они стоят на месте — наверное, на якоре. Лучшего момента для атаки придумать было нереально, и Бахтин отправился на сближение.

Н. Е. Бубликов и Г. В. Горшков. «Потопление подлодкой Балтфлота «Пантера» британского эскадренного миноносца «Витториа» у острова Сескар. 31 августа 1919 г. На данный момент картина находится в экспозици Центрального музея Армии в Москве

Ситуация была сверхсложной — песчаные отмели вынуждали лодку держаться как возможно ближе к поверхности, а сильное беспокойство наряду с этим угрожало вытолкнуть её на поверхность, где она была бы срочно найдена британцами. Более четырёх часов выходила «Пантера» на позицию, медлительно подкрадываясь к сопернику со стороны заходящего солнца. В 21:19 с расстояния 4–5 кабельтовых (около восьмисот метров) лодка дала залп из обоих носовых аппаратов.

Дабы компенсировать резкое уменьшение веса лодки, угрожавшее поднять её на поверхность, Бахтин скомандовал срочное погружение. Лодка ударилась дном о грунт, взяв повреждения. Спустя приблизительно полминуты на лодке зафиксировали попадание одной из торпед, трёхтрубный эсминец окутался дымом и быстро ушёл на дно. Отходить «Пантере» было нужно под плотным огнём второго эсминца, всплыть ей продолжительное время не давали прожекторные установки с берега.

Только к восходу солнца лодка отдалилась на достаточное расстояние — она прошла без всплытия около 75 миль, всецело исчерпав заряд аккумуляторных батарей. Воздушное пространство на борту не вентилировался в течении 28 часов, и сейчас был уже так спёртым, что не зажигалась спичка. Экипаж терял сознание, но был горд успехом.

В 12 часов дня 1 сентября «Пантера» с успехом возвратилась на базу.

Эскадренный миноносец HMS «Vittoria»

Как стало известно позднее, потопленным кораблём был HMS «Витториа» — эсминец, переделанный в минный заградитель. Он относился к так именуемому «адмиралтейскому классу V», созданному в Британии в годы Первой Мировой и воплощавшему в себе многие новейшие в то время успехи в области кораблестроения.

Среди эсминцев эти суда по праву считались одними из самые мощных и идеальных в мире. «Витториа» был введён в строй в марте 1918 года, на момент роковой для него встречи у острова Сескар ему не было и полутора лет. По окончании его потопления британцы сделали вывод, что возня с восстановлением и подъёмом не следует свеч, и «подарили» его Финляндии. Но, в то время, когда в 1925 году финны собрали средства для подъёма корабля, стало известно, что взрывом торпеды он разломлен пополам и восстановлению не подлежит.

Координаты обломков затем были утеряны, и заново «Витториа» нашли лишь совсем сравнительно не так давно, в ноябре 2013 года.

Будущее подлодки

«Пантера» по окончании собственной славной победы прослужила ещё продолжительно. Действительно, практически всё время — под вторыми заглавиями. 1 октября 1921 года она стала легко ПЛ-5, 31 декабря 1922 года взяла имя «Комиссар», а в первой половине 30-ых годов двадцатого века опять лишилась имени, став ПЛ-13.

В первой половине 30-ых годов XX века ей присвоили индекс Б-2.

Модернизированная «Пантера» (Б-2)

В первой половине 30-ых годов XX века лодка стала «пробным шаром» модернизации субмарин типа «Барс»: в Красном флоте их так же, как и прежде оставалось большое количество, а требованиям момента они совсем прекратили соответствовать. Управление решило прикинуть, возможно ли эти лодки дотянуть до современных стандартов, либо будет необходимо однако списывать их на слом.

Б-2 оснастили более замечательными дизелями, новой новыми и аккумуляторной батареей винтами, корпус поделили на три отсека герметичными переборками, всецело переделали ограждение и мостик рубки, установили полуавтоматическую универсальную 45-мм пушку. Боевые качества лодки очень сильно выросли, но стоимость и объём работ были столь громадны, что от переделки подобным образом остальных «Барсов» было нужно отказаться.

Бывшую «Пантеру» по окончании модернизации передали в учебную бригаду, в составе которой она и встретила Великую Отечественную войну. В походы заслуженную «пенсионерку» к тому моменту уже не отправляли, так что всю войну она простояла в Кронштадте. Большинство её экипажа была направлена на фронт. На борту остался только минимальный расчёт, но кроме того он сумел внести вклад в победу: 23 сентября 1941 года зенитным огнём с Б-2 был сбит германский бомбардировщик.

В первой половине 40-ых годов XX века лодку переделали в плавучую станцию для зарядки аккумуляторная батарей, присвоив обозначение ПЗС-1, а в 1955-м, по окончании практически сорока лет работы, списали и послали на металлолом.

В память о лодке, открывшей боевой счёт советским подводникам, названа АПЛ К-317 «Пантера», вошедшая в состав Северного флота 27 декабря 1990 года. Лодка завоевала в первой половине 90-ых годов двадцатого века приз Главнокомандующего флотом по противолодочной подготовке. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века тогдашний начальник лодки капитан 1-го ранга Сергей Валентинович Справцев был удостоен звания Героя России с формулировкой «за героизм и мужество, показанные при выполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни».

АПЛ К-317 «Пантера»

Капитан Александр Бахтин за уничтожение эсминца был удостоен Ордена Красного Знамени — высшей награды юный советской республики. Восемнадцать членов экипажа «Пантеры» были награждены именными часами. В 2007 году были открыты мемориальная табличка на доме в Петербурге, где Бахтин жил в 1919–31 г.г., и монумент на Смоленском Православном кладбище, где он похоронен.

Тройной прыжок пантеры (1986) Военные фильмы


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: