Путешествие наледоколе ксеверному полюсу

Путешествие наледоколе ксеверному полюсу
    «Отечественные северные области стали настоящей Меккой климатологов со всех стран. Интерес к Арктике крепнет и среди ведущих предпринимателей. Она делается регионом, в котором скрестились геополитические интересы многих государств».
    Ян-Гуннар Винтер директор норвежского полярного университета, глава в центре «ФРАМ»
    Таяние льдов в арктике Каждый год в сентябре площадь льдов в Арктике достигает собственного минимума. Сейчас данный минимум делается меньше и меньше.

Стоя на палубе ледокола, я вспоминал различные истории освоения Арктики. Тогда исследователи несколько зимовку проводили среди дрейфующих льдов, сохраняя надежду добраться в итоге до полюса. Около сотни лет назад зажатая со всех сторон льдами шхуна путешественника Георгия Седова беспомощно дрейфовала в местных широтах.

Сейчас подобная обстановка думается неосуществимой. Арктический климат так изменился за прошедшее столетие, что ни единой льдинки не было видно. И, по обещаниям умелых моряков, такую картину нам предстояло замечать впредь до архипелага Почвы Франца-Иосифа.

Среди пассажиров ледокола значился узнаваемый ученый, директор Норвежского арктического университета Ян-Гуннар Винтер, эксперт по трансформациям арктического климата. Он растолковал, что в последнее десятилетие климат в Арктике изменялся вдвое стремительнее, чем в среднем по планете. И сейчас ни Седов, ни Нансен, ни второй исследователь не имели возможность пройти тот же путь во льдах.

Замкнутый круг

Перемены в Арктике, считает Ян-Гуннар, происходят столь быстро, что ученым приходится производить перерасмотрение собственные прошлые догадки, дабы соотнести их с сегодняшними фактическими переменами. За последние 30 лет толщина и площадь летних арктических льдов сократилась практически в два раза. Это значит, что с 1980 года было потеряно более? общего числа льда.

Еще красноречивее вторая цифра: убыль льда, реально наблюдавшаяся в 2012 году, не должна была случиться ранее 2070 года. В противном случае говоря, выстроенные к сегодняшнему дню модели трансформации арктического климата были несостоятельны: в действительности трансформации происходят значительно стремительнее.

В начале 2000-х годов эксперты предвещали, что к концу нынешнего столетия площадь дрейфующих льдов в Арктике уменьшится с нынешних 10 млн квадратных километров до 2 млн. Но, проанализировав эти вековых наблюдений за климатом, снимки со спутников и результаты математического моделирования, норвежские ученые заключили , что уже к 2070 году дрейфующие арктические льды смогут растаять совсем.

Процесс трансформации климата в Арктике характеризуется эффектом «разбегания» (от британского runaway). Таяние дрейфующего льда, а вместе с ним и ледников в Гренландии ведет к повышению площади открытой воды. Но чем больше площадь открытой воды, тем посильнее она нагревается и тем стремительнее происходит таяние льда.

Увеличение температуры арктических вод приводит не только к таянию дрейфующих льдов и ледников, вместе с тем к оттаиванию территорий вечной мерзлоты. Территории вечной мерзлоты содержат под собой огромное количество метана. Размораживание этих территорий вполне возможно приведет к высвобождению части метана, повышению парникового результата и в конечном итоге к росту температуры.

Парниковый эффект, со своей стороны, также характеризуется «разбеганием». Воды Мирового океана содержат много углекислого газа. С ростом температуры свойство воды растворять газы понижается, и парниковый газ CO2 высвобождается в воздух.

Увеличение уровня воды в океане — еще одно следствие трансформаций климата в Антарктике и Арктике. И в случае если таяние дрейфующих арктических льдов никак не отражается на уровне моря, то размораживание ледников Антарктиды и Гренландии играется в этом ходе решающую роль. Любопытно, что до недавнего времени вклад ледников высоких широт в увеличение уровня Мирового океана был предельно скромен, и вода поднималась за счет таяния льдов за пределами Антарктики и Гренландии.

Сейчас же на ледники Антарктики приходится 90% замороженной воды, на ледники Гренландии — 8%. Все другие ледники мира в далеком прошлом сдали позиции и содержат всего лишь около 0,5% замороженной воды.

Полученные в течение последних лет эти со спутников о двух самые значительных ледовых шапках планеты подтверждают, что скорость таяния льда очень сильно возросла. В случае если в 2007 году ученые ожидали, что к концу нынешнего столетия уровень Мирового океана поднимется на 40 см, то сейчас Ян-Гуннар склонен вычислять, что отметка превысит 60 см.

Красная книга

Арктические трансформации климата — определяющие для всей планеты, потому, что Арктика играет роль необычного мирового холодильника. Регион выделяет в космос больше тепла, чем поглощает, что разрешает охлаждать целый земной шар.

С некоторыми последствиями трансформации арктического климата нам неизбежно нужно будет столкнуться в скором будущем. В частности, оттаивание территорий вечной мерзлоты потребует трансформации всей региональной инфраструктуры русского Севера, где железные дороги, строения и трубопроводы выстроены с учетом изюминок мерзлого грунта.

С увеличением среднегодовой температуры дороги начнут разрушаться, дома потребуют дополнительного упрочнения, сельскохозяйственные территории начнут заболачиваться. На первое место выйдет перевозка углеводородов морем, по причине того, что содержание и строительство трубопроводов и дорог станет нерентабельным.

Сокращение площадей дрейфующих льдов лишает шансов на радостное существование животных, населяющих Арктику, — белых медведей и песцов, применяющих лед для отдыха и охоты. Столь стремительное таяние льдов делается главной угрозой для жизни моржей, в особенности в южных районах Арктики. В случае если данный процесс не замедлится, то во второй половине столетия мы сможем наслаждаться этими животными только в зоопарке.

К тому же не следует забывать, что за полярным кругом живет более 4 млн человек. Часть этих людей живут в городах, причем большая часть из них не являются коренными обитателями. 10% населения Арктики составляют малые народы, и они живут в соответствии со вековыми привычками и своими традициями.

Для них прекращение классического образа судьбы, связанного с охотой и рыбалкой, свидетельствует прекращение существования их этносов.

Исчезающий шанс

Через двое дней плаванья ледокол прошел Почву Франца-Иосифа, и открытую воду поменял арктический лед. Вместо неторопливого покачивания показалась легкая тряска: судно боролось со льдом.

С каждым часом пути ледяные поля становились все толще, и все сложнее ледоколу было с ними бороться. Моряки растолковали, что ледокол как раз колет льды, а не режет корпусом, как думают многие. В непростой ситуации балластные цистерны заполняются водой, дабы создать маленький дифферент на корму.

Применяя всю дешёвую мощность силовой установки, ледокол заносит носовую часть прямо на лед, раскалывая его собственным весом.

В случае если повезет, образуется трещина, удирающая за горизонт. Наряду с этим судно идет не по чистой воде, а рядом. Отколотый лед отбрасывается в появившуюся трещину.

Днище автомобили имеет необыкновенное полукруглое сечение, дабы его было тяжелее зажать во льдах. Особый ледовый зуб под дном не дает ледоколу выйти на лед всецело без шанса опять возвратиться в воду.

Временами кроме того такому гиганту, как «50 лет Победы», не получалось с первого раза расколоть льдину. Тогда судно легко поменяло курс и разламывало льдину со второй попытки. Остатки света поглотила полярная ночь.

Пейзаж за бортом, по меткому выражению корабельного механика, начал напоминать простое подмосковное поле в январе, в то время, когда на часах девять вечера.

Внезапно в ночной мгле, поглотившей судно, раздались весёлые крики: GPS-навигаторы пассажиров ледокола продемонстрировали долгожданные 90 градусов северной широты, и капитан ледокола празднично заявил о прибытии судна на Северный полюс.

Для тех, кто не входит в число избранных исследователей Арктики, шанс ступить на белую твердь «вершины мира» выпадает в лучшем случае раз в жизни. И, если доверять словам Ян-Гуннара Винтера, шанс данный сейчас особенно ценен. Так как уже через каких-то полвека никакой тверди тут может не быть.

Предложение марки Volkswagen, официального партнера эстафеты олимпийского огня, учавствовать в этапе «Северный полюс» вынудило меня прыгать от эйфории и торопливо собирать портфель. Для человечества эта экспедиция была неповторимой: ядерный ледокол «50 лет Победы» в первый раз в истории должен был доставить на Северный полюс олимпийский пламя. Для моряков рейс представлялся сложным: так как судно должно было достигнуть полюса в условиях полярной ночи.

Для меня же поездка была необычной. Во-первых, я всю дорогу опасался, что ближе к полюсу термометры продемонстрируют под -50°, а в действительности полюс встретил нас мягкими -15. Во-вторых, среди участников арктического этапа эстафеты я встретил множество необычных людей, каковые поведали мне, как руководить ледоколом, как подготавливалось путешествие олимпийского огня и из-за чего отечественные внуки заметят Северный полюс вовсе не таким, каким видели его мы.

На сегодня ледокол «50 лет Победы» — самый громадный ядерный ледокол в мире. Его протяженность достигает практически 160 м, а высота борта превышает 17 м. Судно оснащено двумя ядерными реакторами, производящими 75 000 л.с. Большая скорость ледокола — 21 узел, либо примерно 39 км/ч.

Статья «Арктика: жаркая полярная ночь» размещена в издании «Популярная механика» (№135, январь 2014).

Круиз на Северный Полюс \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: