Реаниматоры: как вновосибирске восстанавливают легендарные самолеты

Реаниматоры: как вновосибирске восстанавливают легендарные самолеты
    Вот в таком виде в большинстве случаев самолет поступает на восстановление
    Эта фотография сделана в двадцать первом веке
    При восстановлении используются самые новейшие технологии
    Настоящие устройства ценятся на вес золота
    Радиатор собирают по трубочкам уже три месяца
    Установка бронеспинки

Техники тут же извлекают из фанерных недр закопчeнную консервную банку с неровной царапиной по кругу — бортовой самописец истребителя И-153, либо бароспидограф. Устройство простое до гениальности; банка в полeте медлительно вращается, а игла, совмещенная с альтиметром, в масштабе повторяет на еe тёмном боку профиль полета. Сейчас он весьма похож на кардиограмму, и Основной в бешенстве переводит взор с нее на пилота — снова автомобили на шоссе нападал!

Так как знает, стервец, что это кроме того ещe не испытательный полeт, это перегон новой автомобили с завода на аэропорт, что необходимо было еe, как младенца, на руках нести, а он загогулины в небе выделывает! Главного с головой выдаeт тон, которым он кроет испытателя: по всему видно, что машина удалась, что Основной в неe влюблeн, как мальчишка, и что будь он на месте летчика — поступил бы совершенно верно так же

Подобная сцена в полной мере имела возможность бы иметь место в 37-м, в то время, когда в небо поднимались первые образцы истребителей И-15, созданных в КБ Поликарпова. Но случилось это в августе 98-го, в то время, когда очередную восстановленную фактически из ничего машину «ставили на крыло» в окрестностях Новосибирска.

Самолeты времен Второй мировой войны сейчас в громадной цене. частные и Музеи коллекционеры ищут их в мире. Автомобили, изготовленные из материалов и современных узлов, неуважительно именуются «новоделами» и украшают парки ворота и культуры воинских частей.

знатоков и Истинных ценителей интересуют настоящие самолeты, сохранeнные либо восстановленные по настоящим чертежам, из материалов, каковые употреблялись 60 лет назад, и по разработкам того времени. Как раз такие обретают вторую жизнь в маленькой мастерской, робко именуемой «Авиареставрация».

Воскрешение начинается с «раскопок» в военных архивах. Громаднейший интерес воображают записи о вынужденных посадках на лeд, на воду либо в болото, нужно подальше от населенных пунктов — лишь в этих обстоятельствах имеется надежда, что останки машины по-прежнему находятся на месте падения. «Эльдорадо» — территория, где находят громаднейшее количество сохранившихся самолетов, находится в болотистых районах Карелии, Псковской и Новгородской областей.

На сегодня эти края, с кривыми ржавой водой и берёзками, прочесывают десятки разведгрупп. В их распоряжении вездеходы, акваланги, металлоискатели, подводные телекамеры и эхолоты. Не все из них имеют соответствующие разрешения властей: «чeрные поиски» — занятие очень прибыльное.

Зарубежные коллекционеры прекрасно платят за предметы военной старины: оружие, устройства, снаряжение, а местные обитатели за пару-тройку сотен долларов предложат вам двигатель от «Мессершмитта» да и то, что не удалось сдать скупщикам цветных металлов. Рядом со следами от пуль на крыльях сбитых «Илов» и «Мигов» искатели довольно часто находят пробоины от резаков и лома. Дюраль сейчас в цене.

Кроме того в том случае, если до самолeта не добрались кладо- и металлоискатели, он всe равняется представляет собой печальное зрелище: особый приказ предписывал советским летчикам при вынужденной посадки оружие снять, а машину сжечь. Пробовали кроме того поднимать истребители, упавшие в море. «Мессер», что под водой смотрелся «как живой», на поверхности рассыпался на глазах. Коррозия! А из озёр и болот — ничего, поднимают.

В том месте, где нет возможности задействовать для подъема тяжелую технику, обходятся подручными средствами: строят плот особой конструкции, устанавливают на него ручную лебедку и через полчаса из воды появляются старые и искореженные части будущего самолета. Следующий этап — восстановление техдокументации. По сей день в Российской Федерации не дожил ни один набор чертежей! Их ищут равно как и обломки самолeтов, — и с теми же результатами.

Владимир Бернс, председатель совета директоров «Авиареставрации», вспоминает, что в то время, когда в начале 90-х они взялись за собственного первенца — И-16, удалось отыскать только один чертeж. Это был руль направления. Другое, не поверите, вернули по обломкам.

Приблизительно то же самое происходило с И-15, И-153 и происходит с «МиГом». Часть подробностей везут в КБ Микояна для рентгеновского и химического анализа.

Результаты время от времени потрясают: то, что на бумаге 41-го года значится как легированная сталь, на деле может оказаться сталью марки 45, в противном случае и 20.

Дабы разобраться в технологии постройки, скупили у коллекционеров все издания «Авиационная индустрия» за 30е годы. Из статей о передовиках производства и стахановском почине удалось выудить массу нужной информации касательно древесных конструкций. Больше забрать негде: древесные самолeты больше никто не сооружает, разве что авиамоделисты.

Кроме того авиационную фанеру приходится везти из Финляндии — в Российской Федерации уже не делают.

Кроме соблюдения разработки, этот жанр требует ещe и установки сохранившихся подробностей. В МиГ-3 таковых практически добрая половина. Прекрасно сохранились. Устанавливают их, само собой разумеется, по окончании антикоррозийной обработки и тщательного отбора.

В случае если сохранились не отлично — аккуратно выправляют из куска сплющенного металла, пролежавшего в почве полвека. Так было с масляным баком МиГ-3, на котором сейчас возможно разглядеть дату изготовления — апрель 1941-го. Радиатор восстанавливают уже 3 месяца. По трубочке. Новый сделать несложнее. И конструктивно, и технологически.

Но его сделают только в том случае, если не удастся вернуть ветхий до таковой степени, дабы его прочностные и все другие характеристики отвечали всем авиационным требованиям. Вы спросите — а как же устройства, прочие мелочи и электрика? Необъятная наша страна сохранила на собственных просторах фактически всe!

На военных складах, размером с Чертаново, как словно бы для реставраторов ранятся коробки с надписью «МиГ-3», а часть устройств до сих пор летает на вертолeтах и самолeтах типа «Ан-2».

Самая храбрая из всех мыслей — установить на «МиГ» двигатель, что пролежал в болоте вместе с самолeтом 60 лет. Бернс с гордостью демонстрирует две блестящие латунные трубы — отыщи 10 отличий! Одна из них — амортизатор шасси с поднятой автомобили, вторая — «новодел».

Утверждают, что метан, что содержится в болотной жиже, оказал на подробности консервирующее воздействие.

Приходит время испытательных полетов. Причем в случае если от самолета требуется летать, то задача инженеров на аэропорте пребывает в умении отыскать самую немыслимую обстоятельство очередного «эффекта». По окончании первого полета на И-15 БИС летчик докладывает: «Чувствую сильные вибрации хвостового оперения, аж нога на педали онемела».

Перебрали все что возможно, но обстоятельство так и не нашли. Сели за документы. Да, гласит пожелтевший манускрипт, на самолетах этого типа отмечается маленькая вибрация, но эта под определение «маленькая» никак не попадает. Ищем дальше — среди обстоятельств неочевидных и маловероятных. Находим. Борт у самолета откидной. Исходя из этого его сняли, дабы летчик успел выпрыгнуть с парашютом, нежели чего.

А летчик большой. Исходя из этого сняли оба борта. Появившаяся наряду с этим струя завихрения вызывает бафтинг, либо вибрацию оперения. Поставили правый борт на место — вибрация провалилась сквозь землю. По итогам испытательных полетов любая машина приобретает подробный «паспорт» с описанием ее рекомендации и норова для пилотирования.

Не все, действительно, сходу верят в то, что эта вещь летает. В то время, когда в атмосферу поднимали первый И-16, перед тем как взлететь, летчик месяц катался по полевому аэропорту. Привыкал.

А по окончании полета он согласился: «Я одного не могу осознать — как на них сражались?» Шасси у И-16 убираются и выпускаются вручную. 46 оборотов ручкой, как у мясорубки.

На взлете. В то время, когда в небе уже воют «Мессершмитты» с герметичными кабинами, нагнетателями, радиосвязью и закисью азота

На Столичном космическом салоне «МАКС-2001» «Автореставрации» заявили: «И-15 БИС? Летать не станете!» Никто не спорил. На следующий сутки: «А два раза в сутки сможете?» И БИС летал.

С бочками, петлями, штопором и проходом перед трибунами на высоте 15 м со скоростью 450 км/ч.

В текущем году Бернс планирует привезти на МАКС МиГ-3, а в ближайших замыслах — германский «Шторх» и Ил-2. Останки уже в Новосибирске.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№6, апрель 2003).

В Новосибирске собрали самолёт МиГ-3


Темы которые будут Вам интересны: