Рождественское побоище у кучинга

Любители военно-морской истории прекрасно привычны с удачами германских, американских и британских подводников. Их действия в достаточной мере освещены в исторической литературе, говорящей о подводной войне, которую вели как отечественные соперники, так и союзники на протяжении Второй мировой войны. А вот про голландских подводников известно мало. Они не стяжали особенной славы, не смотря на то, что и успели повоевать на разных театрах боевых действий.

Возможно, как раз исходя из этого русскоязычных исторических работ на эту тему нет и интерес к голландским субмаринам фактически отсутствует. Статья о рождественском побоище у Кучинга призвана ликвидировать данный пробел хотя бы частично и пробудить к голландским подводникам законный интерес.

Королевский голландский флот вступил в войну, имея всего 27 подводных лодок. Утраты за время войны составили 14 субмарин, из которых две были захвачены Германией и 12 утрачены в следствии военных действий (пять подлодок были затоплены экипажами ввиду угрозы их захвата соперником, а также четыре лодки на базах). Девять лодок были утрачены входе боёв в Юго-Восточной Азии, из них утрата восьми лодок приходится на 1941–1942 гг.

На Европейском ТВД было утрачено пять субмарин, включая две лодки, захваченные Германией в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Рождественское побоище у кучинга

Подлодка K XIV покидает базу
http://www.maritiemdigitaal.nl

Голландцам было нужно пережить два больших тяжёлых поражения – в мае 1940 года, на протяжении вторжения германских армий в Голландию, приведшего к её капитуляции, и зимний период 1941–1942 гг., на протяжении вторжения японцев в Голландскую Ост-Индию (современная Индонезия). В последнем случае их флот понёс особенно большие потери, но записывать голландских подводников в явные аутсайдеры было бы несправедливо. Во многих случаях они достигли хороших результатов, нанеся сопернику важный урон, что прекрасно заметно на примере субмарины K XIV, которой руководил Карел ван Велль Груневельд (полное имя – Карел Адрианус Йоханнес ван Велль Груневельд).

«Рождественская атака» ван Велль Груневельда являет собой подтверждение того, что начальник подлодки достойно вознаграждается успехом при проявлении настойчивости, мастерства и агрессивности. Знакомство с теми событиями получает особенную сокровище, в случае если не забывать, что ван Велль Груневельд в этом случае выступил антагонистом известного германского подводника Гюнтера Прина в плане успехи успеха в подобной обстановке – атака голландца показывает, какой победы был лишён германский подводный ас 15–16 апреля 1940 года, в то время, когда при атаке группы английских транспортов на стоянке его подвели торпеды.

Карел Адрианус Йоханнес ван Велль Груневельд, 1906–1942
https://en.wikipedia.org

Чтобы определить, чем прославилась K XIV, перенесёмся в декабрь 1941 года в Юго-Восточную Азию, в канун нового года и католического 1942 Рождества. Япония уже вступила в войну с США, Голландией и Англией, под ударом были английские и голландские колонии Малайского архипелага. 22 декабря 1941 г. японские флот и армия начали осуществление операции «Q» – высадку в Сараваке (северо-запад острова Борнео, он же Калимантан).

Конвой вторжения складывался из девяти судов и охранялся лёгким крейсером «Юра», эсминцами «Сиракумо», «Миракумо», «Усигумо» и тральщиками W-3 и W-6, в дальнем прикрытии действовали ещё две группы судов, включая тяжёлые крейсера «Микума» и «Могами».

Благодаря разведке союзники определили о выходе в море сил вторжения в тот же сутки, и голландские субмарины 3-го дивизиона K XVI, K XV и K XIV должны были перехватить соперника в море и нападать. Рано утром 23 декабря конвой был обнаружен воздушной разведкой голландцев в 150 милях от Кучинга, выбранного местом высадки японских армий. К 18:00 того же дня силы вторжения подошли к устью реки Сантубонг, где началась высадка.

Поздно вечером того же дня лейтенант тер зее 1-го класса (в голландском флоте примерно соответствовало английскому лейтенант-коммандеру) Карел ван Велль Груневельд, начальник подлодки K XIV, рассказал о необычайном успехе, а вернее говоря, о побоище, учинённом ей в водах около устья реки Саравак, на которой стоит город Кучинг (сам город находится приблизительно в 20 км от морского побережья).

Разглядим более подробно события, о которых доложил в собственной радиограмме ван Велль Груневельд. Правильная дата выхода в море K XIV из базы в Сурабае в данный боевой поход не известна – предположительно, это случилось 13–14 декабря 1941 года. Наряду с этим Карел ван Велль Груневельд временно поменял её прошлого начальника, поскольку его личная лодка K XVIII стояла в ремонте.

Выполняя обязанности начальника K XIV, ван Велль Груневельд в том походе в один момент совмещал их с должностью начальника всего 3-го дивизиона подлодок.

23 декабря находящаяся в море K XIV в 10:40 взяла радиограмму из штаба, в которой говорилось, что увидены три эсминец и больших крейсера, идущие в северо-западном направлении. Подчёркивался приоритет атаки этого соединения.

Встреча летающей лодки «Дорнье» Do 24 и подлодки K XIV (живописец Роберт Тэйлор)
http://www.armourbook.com

В 13:47 того же дня с субмарины был увиден гидросамолёт, и K XIV уклонилась от него погружением, но после этого посредством перископа самолёт был опознан как голландский, и спустя пара мин. субмарина опять показалась на поверхности. Это была летающая лодка «Дорнье» Do 24 с бортовым номером Х35, с которой на K XIV сигнальной лампой передали: «Соперник северо-западнее вас, расстояние 40 миль, курс 225, скорость 8 узлов». По окончании передачи сообщения самолёт ушёл в сторону найденного соперника.

В 13:59 K XIV продула балласт и, дав движение в 13 узлов, отправилась в указанном направлении. Начальник лодки собирался перехватить соперника прямо в центре пролива Апи. Скоро возвратился самолёт и опять постарался просигналить координаты соперника, но сигнальная лампа была неисправна, и лётчики воспользовались связью.

В 15:00 лодка поменяла курс и отправилась на север.

Снимок подлодки K XIV, сделанный с самолёта
http://onzevloot.weebly.com

В 15:14 субмарина взяла радиограмму: «2 крейсера, 3 эсминца, 2 судна более чем на 10 000 т., 8 судов под 10 000 т., координаты 02°55′ сев. шир. — 110°16′ вост. долг., следуют курсом 216, скорость 6 узлов». В 16:00 ван Велль Груневельд опять поменял курс, дабы сократить расстояние с конвоем. Через 15 мин. были увидены дымы.

В 16:20 курс опять был поменян, и спустя 180 секунд лодка отправила в штаб радиограмму об установлении контакта с соперником.

Не обращая внимания на то, что конвой также поменял курс, субмарина удерживала с ним визуальный контакт. В 17:30 K XIV передала новое сообщение, содержащее координаты, скорость и курс конвоя (12 узлов). Скоро с лодки увидели мачты восьми судов, виден был дым и к востоку от мачт.

До наступления темноты голландская подводная лодка шла параллельным курсом с конвоем на расстоянии девять миль от него, не теряя контакта, и скоро взяла радиограмму из штаба: «Нападать».

Японский пароход «Катори Мару», торпедированный лодкой K XIV 23 декабря 1941 года
http://searcharchives.vancouver.ca

С началом наступления сумерек лодка сократила расстояние с соперником до трёх с половиной миль. Сейчас ван Велль Груневельд видел, что конвой разделился: передние суда шли курсом 110 градусов, а остальные восемь – курсом 160 градусов. K XIV начала преследование последней, более большой группы.

В 19:15 одно из судов включило поисковый прожектор и осветило им целый конвой. С лодки увидели световые сигналы. K XIV скоро погрузилась, и её начальник осознал, что до сих пор ещё не найден соперником.

Торпедные аппараты были изготовлены к стрельбе, и лодка начала предзалповое маневрирование, дабы занять положение перед конвоем, а не появляться между ним и берегом, где глубины были не большими.

В 19:40 по левому борту от субмарины на расстоянии одной-двух миль прошли два эсминца. Один из них скоро провалился сквозь землю за кормой лодки, второй совершил ещё один проход за её кормой.

Японский пароход «Хоккай Мару» у Кучинга по окончании торпедирования 23 декабря 1941 года
http://www.dutchsubmarines.com

В 19:44 лодка выпустила по второму эсминцу торпеду, но промахнулась. Спустя 180 секунд K XIV забрала вправо на борт, и, двигаясь со скоростью 8 узлов, начала приближаться к конвою. Следующая торпеда, выпущенная по японскому судну, также ушла мимо. Скоро суда поднялись на якоря, не подозревая о присутствии вражеской подлодки – жертвы, так, сами облегчили охотнику наступление, представ неподвижными мишенями.

Охота началась.

В 22:40 K XIV торпедировала судно «Катори Мару» (9848 брт), которое держалось на плаву больше часа и только в 00:02 ушло на дно. Погибло 5 членов экипажа. После этого взял торпеду и затонул войсковой транспорт «Хийоси Мару» (Hiyoshi Maru, 4943 брт). На нём погибло 10 членов экипажа, количество погибших солдат десанта не установлено.

Следующим был торпедирован войсковой транспорт «Хоккай Мару» (Hokkai Maru, 8416 брт). Взрыв нанёс судну тяжёлые повреждения, и оно выбросилось на берег, дабы не затонуть. Повреждения были важными — корабль было отремонтировано лишь в сентябре 1942 года.

Необходимо подчеркнуть, что атака японского конвоя не лишена тайных: нет ясности с последующими целями голландской подлодки.

Японский танкер «Ничиран Мару» — призрачный участник боя 23 декабря
http://searcharchives.vancouver.ca

Во-первых, K XIV после этого торпедировала и повредила танкер «Ничиран Мару», кроме этого входивший в состав конвоя. Первые несоответствия появляются как раз с этим судном. Авторитетный ресурс по голландским подлодкам, сайт DutchSubmarines, говорит, что атака этого танкера была произведена 23 декабря.

не меньше авторитетный сайт по японским ВМС Второй мировой Imperial Japanese Navy Page факт торпедирования этого судна подтверждает, но по невыясненым обстоятельствам переносит дату атаки танкера ван Велль Груневельдом на 25 декабря. Эта дата приводит к, поскольку на 24 декабря у K XIV уже не было торпед, о чём она и сообщила в штаб по радио.

Во-вторых, сайт Imperial Japanese Navy Page показывает, что на протяжении атаки K XIV у Кучинга был торпедирован и повреждён один из гигантов японского рыбацкого флота – плавбаза «Тонан Мару № 3», та самая, о которую позднее «обломает зубы» американская подводная лодка «Тиноза», которая 24 июля 1943 г. выпустила по огромному судну в общем итоге 15 торпед, из которых в цель попали 10, но взорвались всего две! Для уничтожения «Тонан Мару № 3» этого было очевидно не хватает.

Эта бывшая база китобойных флотилий, переделанная в танкер, также входила в состав конвоя на протяжении высадки у Кучинга. Но сайт DutchSubmarines к данной информации относится крайне осторожно – он упоминает об этом, но вносит в сомнения успех поражения «Тонан Мару №3» торпедами K XIV. Возможно, в этом случае голландский сайт сооружает собственные предположения на докладе ван Велль Груневельда о количестве атакованных им целей.

Японский танкер «Тонан Мару №3», быть может, повреждённый в сражении 23 декабря
http://www.shipmodels.info

Похоже, что оба появившихся вопроса по количеству целей K XIV и по времени их поражения требуют дополнительного изучения.

24 декабря K XIV доложила в штаб, что нападала три транспорта и один танкер и расстреляла целый боезапас, остатки конвоя стоят на якоре северо-восточнее Саравака. Лодка возвращается на базу в Сурабаю за торпедами и для ремонта дизеля. В ответной радиограмме находились поздравления экипажу и приказ возвращаться, наряду с этим двигаться с осторожностью, избегать перемещения в надводном положении днем. 27 декабря 1941 г. K XIV возвратилась на базу.

Так закончилась история с истреблением японских судов у Кучинга. 15 января 1942 года за собственные удачи Карел ван Велль Груневельд стал кавалером высшей военной награды Голландии – «Армейского ордена Вильгельма» четвёртой степени.

Подлодка K XIV в открытом море
https://en.wikipedia.org

Лодка K XIV пережила войну и отправилась на слом во второй половине 40-ых годов двадцатого века, а вот её начальник сохраниться не сумел – жизнь выдающегося голландского подводника прервал несчастный случай. 3 марта 1942 года голландцы взрывали склады с боеприпасами и имуществом базы ВМС в Сурабае перед её захватом японцами.

На следующий сутки, контролируя, достаточный ли ущерб был взят, ван Велль Груневельд вместе с двумя спутниками понял, что взрывчатка для подрыва одного из складов не взорвалась, и содержимое склада осталось целым. В то время, когда они уходили со склада, взрывчатка детонировала, и все трое погибли.

Любопытно, что сайт DutchSubmarines в перечне подводных асов Голландии Второй мировой отдает Груневельду второе место. Ему засчитан тоннаж в 38 100 брт – два повреждённых судна на 14 900 брт и четыре потопленных судна на 23 200 брт (два судна из конвоя на Кучинг и два судна из конвоя, атакованного 23–24 января 1942 года лодкой K XVIII, начальником которой Груневельд опять стал с январе 1942 года).

Подлодка K XIV на базе
http://www.maritiemdigitaal.nl

Результат превосходят лишь удачи начальника лодки О 16 Антони Якобуса Буссемакера, что до собственный смерти 15 декабря 1941 года успел потопить три судна на 27 100 брт и повредил два судна на 17 000 брт (в общей сумме 44 100 брт). Если бы информация с повреждением «Тонан Мару № 3» имела правильное подтверждение, то неспециализированный итог ван Велль Груневельда увеличился бы на 19 000 брт, что выводит его на первое место в перечне голландских подводных асов, не смотря на то, что в потопленном тоннаже он и уступает Буссемакеру. Пятёрка самых результативных голландских подводных асов согласно данным сайта DutchSubmarines выглядит следующим образом:

  1. Антони Якобус Буссемакер (Antonie Jacobus Bussemaker) – 44 100 брт (три потопленных судна на 27 100 брт и два повреждённых на 17 000 брт);
  2. Карел ван Велль Груневельд (Carel Adrianus Johannes van Well Groeneveld) – 38 000 брт (четыре потопленных судна на 23 200 брт и два повреждённых на 14 900 брт);
  3. Йоханнес Франс ван Дульм (Johannes Frans van Dulm) – 20 075 брт (два потопленных судна на 850 брт и 10 повреждённых на 19 900 брт);
  4. Хенри ван Остром Зуде (Henri Max Louis Frederic Emile van Oostrom Soede) – 18 200 брт (шесть потопленных судов на 15 400 брт и два повреждённых на 2800 брт);
  5. Альбертус Валькенбург (Albertus Marinus Valkenburg) – 17 650 брт (два потопленных судна на 5350 брт и два повреждённых на 12 300 брт).

Мало о выводах, каковые возможно сделать из расстрела японских судов. Стоит отыскать в памяти, какой добычи в аналогичной обстановке был лишён начальник германской лодки U 47 Гюнтер Прин на протяжении Норвежской кампании в Бюгден-фьорде 15–16 апреля 1940 года. Тогда ему удалось найти во фьорде суда из состава конвоя NP-1 «Баторий» (MS Batory), «Монарх оф Бермуда» (SS Monarch of Bermuda) и «Рейна дель Пасифика» (MV Reina del Pacifico), выгружавшие армии.

Прин так обрисовал открывшуюся перед ним картину: «Три громадных транспорта, любой 30 000 тысячь киллограм, и ещё три, пара меньших, судна в охранении двух крейсеров».

Война кончилась! Слева направо сохранившиеся голландские субмарины K XIV и K XV, правее кроме этого голландская подлодка класса O 21. Фримантл (Австралия), возможно, 1946 год
http://www.dutchsubmarines.com

Прин собирался дать по этому «параду» полный носовой залп, по окончании чего всплыть и, воспользовавшись творящимся хаосом, уйти на большой скорости в надводном положении. В 22:42 15 апреля был произведён залп четырьмя торпедами. У трёх из них взрыватель был настроен на контактное действие, ещё у одной – на бесконтактное.

Расстояние до целей составляла от 750 до 1500 метров. Взрывов не последовало. Так как неприятель не увидел первой атаки, Прин решил повторить её, но сейчас из надводного положения.

Перезарядив торпедные аппараты и шепетильно проверив торпеды, он всплыл и в 01:36 16 апреля нападал опять. Сейчас одна из торпед взорвалась, отклонившись от курса и попав в гора. По окончании неудачного второго залпа Прин решил произвести третью атаку и приказал развернуть лодку для выстрела из кормового аппарата.

Сейчас U 47 села на мель. Полный движение двумя дизелями не дал результата. Сняться с мели удалось, как писал Прин, только «…трудясь дизелями и бегом части экипажа туда-сюда». За этим занятием в 01:45 лодку увидел норвежский траулер, что стал что-то запрашивать морзянкой. В 01:53 лодка снялась с мели и начала перемещение к глубокой воде. В 01:55 у неё отказал правый дизель, но U 47 удалось уйти незамеченной. Прин с удивлением подчернул, что соперник никак не отреагировал на взрыв торпеды.

Так, узнаваемый германский подводный ас был заложником обстановки, в то время, когда все торпеды U 47 либо прошли мимо и не взорвались, либо взорвались не в том месте, где нужно. У Груневельда с торпедами было всё в порядке, и итог не вынудил себя ожидать.

Следующий нюанс позволяет понять, что возможно с конвоем, если не уделять должное внимание противолодочной обороне. Японцы дорого заплатили за собственную неточность, утратив два судна потопленными и двумя либо тремя повреждёнными, и эсминец «Сагири», что торпедировала вторая голландская подводная лодка. Японцам было над чем задуматься.

Необходимо подчеркнуть хорошее сотрудничество голландских лётчиков и моряков – летающая лодка умело навела субмарину на соперника, осуществляя контроль процесс, и сделала всё, дабы соперники встретились. Громадную роль в успехе K XIV сыграла разведка, которая у голландцев трудилась прекрасно. Субмарина была наведена на цель, а умелый исполнитель всё сделал блестяще.

Не смотря на то, что эта блестящая атака и не стала причиной срыву замысла захвата Малайского архипелага и смотрелась только частным успехом на фоне неспециализированной провальной для союзников обстановки, но голландским подводникам имеется чем гордиться, и собственный вклад в победу они внесли.

Nerf War: Christmas Battle 2


Темы которые будут Вам интересны: