Русские субмарины в порт-артуре

Русские субмарины в порт-артуре

9 февраля 2014 года исполнилось 110 лет со дня начала Русско-японской войны. Одну из основных ее страниц занимает защита крепости Порт-Артур. Строительство подводных лодок в осажденной крепости – факт узнаваемый далеко не каждому историку данной «забытой» войны.

Фактически с момента атаки японских миноносцев 27 января (9 февраля) 1904 г. на русскую эскадру крепость подверглась плотной морской блокаде. Неэффективность простых способов ее преодоления заставляла искать новые ответа. Ключевую роль в этом игрались энтузиасты, предлагавшие руководству флота собственные проекты в различных отраслях бронетехники: уникальные противоминные тралы, заградительные боны и, наконец, подводные лодки.

Ставший потом известным кораблестроителем М.П. Налетов (1869-1938) при помощи высших чинов флота строил подводную лодку-минный заградитель по собственному проекту в мастерских Невского завода на полуострове Тигровый Хвост, где ранее планировали миноносцы. Скрытно, в подводном положении, выйдя на внешний рейд, она должна была выставить мины по пути следования японской эскадры.

Мысль подводного минного заградителя появилась у Налетова в сутки смерти броненосца «Петропавловск», но к постройке лодки он приступил только в мае 1904 г. Выстроив корпус (металлической клепаный цилиндр с коническими оконечностями водоизмещением 25 т), М.П. Налетов на этом работы прекратил – не было подходящего двигателя. Назначенный начальником лодки мичман Б.А.

Вилькицкий (будущий полярник, в 1913-14 гг. открывший и обрисовавший архипелаг Северная Почва), утратив веру в успех проекта, скоро от руководства ею отказался. Судьба этого «потаенного судна» малоизвестна: по одним сведениям, Налетов перед сдачей крепости сам разобрал внутреннее оборудование лодки, а корпус взорвал, по вторым – лодка погибла в сухом доке Порт-Артура при очередном японском артобстреле. Позднее идею подводного минного заградителя М.П.

Налетов реализовал в подлодке «Краб», вошедшей в строй в 1915 году и принявшей активное участие в Первой мировой на черноморском театре боевых действий.

Порт-Артур. Вид на Тигровый п-ов, где планировали подводные лодки ( Источник: www.navarin.ru )

Второй проект порт-артурской субмарины связан с попыткой модернизации ветхой подлодки Джевецкого, которая по штату пребывала на вооружении русских морских крепостей еще с конца XIX в. Подлодка была найдена в марте 1904 г. на одном из крепостных складов полковником А.П. Меллером, что прибыл в Порт-Артур вместе с адмиралом Макаровым для помощи по ремонту поврежденных судов.

Субмарина имела ножной педальный привод, у нее не было ни перископа, ни минного оружия, но корпус, остойчивость и рулевые приспособления в полуподводном положении были удовлетворительны. Меллер заинтересовался лодкой и решил вернуть ее, но из-за громадной занятости в связи с ремонтом судов эскадры, он не имел возможности уделять субмарине большое количество времени.

Работы по модернизации подлодки длились впредь до 28 июля (10 августа) 1904 г., до тех пор пока Меллер по окончании выхода эскадры для прорыва во Владивосток, не покинул Порт-Артур (на миноносце «Решительный» через Чифу). С его отъездом ремонт подлодки застопорился на два месяца и возобновился только в октябре, в то время, когда младший инженер-механик броненосца «Пересвет» П.Н. Тихобаев решил установить на субмарине бензиновый двигатель.

По приказу адмирала Лощинского для содействия Тихобаеву в качестве начальника подлодки был назначен мичман Б.П. Дудоров. По ходатайству Дудорова командующий эскадрой Р.Н. Вирен дал для переоборудования лодки мотор со собственного катера.

Корпус субмарины поделили на два герметичных отсека: передний — управления, в котором помещались машинист и командир, задний — машинный. По бортам лодки установили два решетчатых минных (торпедных) аппарата с катеров броненосцев «Пересвет» и «Победа», изготовили самодельный перископ. Работы производились в Минном городе на Тигровом хвосте: в том месте были мастерские, к тому же это место редко подвергалось бомбардировкам.

В первых числах Ноября в Западном бассейне состоялись первые ходовые опробования лодки, но, закончившиеся неудачно: случилось проникновение отработанных газов в отсек управления, благодаря чего Дудоров и машинист утратили сознание, а лодка затонула на маленькой глубине. Но благодаря распорядительности Тихобаева, сопровождавшего субмарину на катере (сам он из-за полноты и высокого роста поместиться в ней не имел возможности), лодку вместе с экипажем удалось спасти.

Для предотвращения прорыва отработанных газов в отсек управления П.Н. Тихобаев сконструировал особый насос. По окончании занятия г. Высокая (22 ноября (5 декабря)), японцы начали ежедневный обстрел внутренней гавани Порт-Артура, исходя из этого подлодку перевели на внешний рейд, где под Золотой Горой, в бухточке, образованной двумя приткнувшимися к берегу японскими брандерами, длилась ее модернизация.

На одном из брандеров были оборудованы жилые помещения и мастерская. При сильном беспокойстве на море лодка поднималась на талях на борт брандера. Все работы были закончены вечером 19 декабря 1904 г. (1 января 1905). На следующий сутки предполагалось совершить еще одно опробование субмарины… Но в ночь на 20 декабря (2 января) случилась сдача крепости. Утром по приказанию адмирала Лощинского Дудоров отвел подлодку на глубину и затопил ее на внешнем рейде.

Не ясными остались главные ТТХ данной порт-артурской самоделки: так как на ней был установлен лишь бензиновый двигатель, то лодка или, по сути, была полуподводным судном (подобно катеру «Кета» лейтенанта С.А. Яновича), или перед атакой «ныряла» на пара мин. под воду.

Но, не сделав собственного прямого назначения, порт-артурские субмарины стали психотерапевтическим оружием в борьбе против японцев. Русская пресса неоднократно публиковала статьи-«утки» о наличии в Порт-Артуре субмарин. Наличие в крепости подводных лодок японцами очевидно предполагалось: на составленной ими по окончании сдачи крепости схеме размещения затопленных русских судов в северо-западной части Западного бассейна обозначена подлодка… либо то, что было принято за нее.

При тогдашней примитивности конструкции, малом болезненном воображении и водоизмещении субмарин за останки корпуса подлодки возможно было принять цистерну либо части портовых сооружений.

Подводные лодки в гавани Порт-Артура
(А. Прикоснись «Порт-Артур. 1904». Источник: www.echo.msk.ru/blog/otja/742338-echo/)

Подводный флот России. (1 серия) 2018.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: