Русский «англичанин»

Эскадренный броненосец «Наварин» стал первым русским кораблём для того чтобы класса, не уступавшим по чертям своим зарубежным «собратьям». В первый раз в Российской Федерации был создан корабль водоизмещением более чем 10 000 т с броневым поясом в 406 мм и вооружённый четырьмя 305-мм орудиями в двух башнях. С честью отслужив отчизне девять лет, он отправился на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры…

строительство и История проектирования

Разработка проекта четвёртого броненосца для Балтийского моря по двадцатилетней судостроительной программе 1881 года началась в Российской Федерации во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века. Изначально проект предусматривал создание маленького корабля водоизмещением около 6500 т, близкого по чертям к выстроенным ранее броненосцам «Император Александр II» и «Император Николай I». Но на протяжении проектирования русские инженеры взяли сведения о постройке в Германии броненосцев типа «Вёрт» водоизмещением около 10 000 т, вооружённых шестью 280-мм орудиями – в сравнении с ними новый русский броненосец смотрелся недопустимо не сильный. Исходя из этого водоизмещение четвёртого броненосца ещё в проекте было увеличено сперва до 9200 т, после этого до 9400 т, а в итоге оно составило 10 200 т.

В качестве прототипа был выбран британский броненосец «Трафальгар», в то время являвшийся одним из сильнейших судов в мире. На «Наварине» показалась вторая 305-мм орудийная установка в корме, а среднюю артиллерию из восьми 152-мм орудий расположили в середине корпуса (в броневой цитадели толщиной 127 мм). «Наварин» имел очень замечательное горизонтальное бронирование: суммарная толщина палуб недалеко от цитадели достигала 114 мм.

Толщина главного пояса в середине корабля составляла 406 мм сталежелезной брони, неспешно уменьшаясь до 305 мм в районе орудийных башен. К сожалению, пояс не закрывал всю ватерлинию и имел маленькую высоту, но во второй половине 80-х годов девятнцадцатого века такое бронирование всецело отвечало требованиям времени.

Так, «Наварин» должен был стать сильнейшим броненосцем в русском флоте и одним из самых сильных в мире. Но на эти же годы пришёлся бурный прогресс в армейском деле: показались скорострельные пушки, более лёгкие водотрубные котлы, гарвеевская, а после этого и крупповская броня, более стойкая к попаданиям — исходя из этого «Наварин» устарел, ещё не успев войти в строй.

Строительство «Наварина» началось на Галерном островке в Петербурге 1 июля 1889 года – практически на год раньше официальной закладки, прошедшей в мае 1890 года. На этапе строительства проект всегда изменялся. К примеру, 305-мм орудия с длиной ствола 30 калибров были заменены на орудия с длиной ствола 35 калибров.

Это повысило огневую мощь корабля, но стало причиной тому, что центр тяжести башни не совпадал с центром её вращения, что затрудняло её поворот и приводило к появлению маленького крена при повороте башен на один борт. К сожалению, 152-мм орудия «Наварина» остались прошлой модели (с длиной ствола в 35 калибров), в то время как строившийся одновременно с этим крейсер «Рюрик» взял новейшие 152-мм скорострельные орудия Канэ, стрелявшие бездымным порохом.

Русский «англичанин»

«Наварин» на протяжении ходовых опробований. Отсутствуют фок-мачта, ходовая рубка, 47-мм пушки на мостике
Источник – tsushima.su

Спуск броненосца на воду состоялся 8 октября 1891 года – в 64-ю годовщину Наваринского сражения. Вступление в строй планировалось на лето-осень 1893 года, но достройка корабля растянулась на пять лет вместо двух предполагавшихся. Обстоятельством задержки стали срывы сроков поставки брони, артиллерийского вооружения и главных механизмов. Автомобили и котлы броненосца были протестированы летом 1894 года на протяжении ходовых опробований, продемонстрировавших, что проектная мощность в 9000 л. с. не достигнута.

Проблему решили путём установки дополнительных вентиляторов, нагнетавших воздушное пространство в котельные отделения. Летом следующего года «Наварин» продемонстрировал среднюю скорость в 15,85 уз (большая составила 16,4 уз) при мощности автомобилей в 9144 л. с. К работе основных механизмов нареканий не было. Корабль совсем вступил в строй только летом 1896 года, в то время, когда на него установили всю артиллерию и устранили множество небольших недочётов.

Главные тактико-технические характеристики броненосца «Наварин» приведены в таблице в конце статьи.

Поход в Средиземное море

11 июля 1896 года «Наварин» под руководством капитана 1-го ранга П. А. Безобразова покинул Кронштадт и отправился в Средиземное море. Вместе с ним в поход ушли броненосец «Император Александр II», минный крейсер «Посадник» и два миноносца. В сентябре суда прибыли в пункт назначения – греческий порт Пирей.

В итоге вместе с «Императором Николаем I» в Средиземном море собрались все три русских броненосца, каковые в то время имели возможность отправиться в дальнее плавание.

«Наварин» в Средиземном море, 1896–1897 годы
Источник – kreiser.unoforum.ru

Кроме исполнения функций стационеров, суда проводили артиллерийские и минные учения и высаживали на берег учебные десанты. В начале 1897 года на острове Крит случились столкновения между греческим и турецким населением, повлёкшие за собой бессчётные жертвы. Ситуация начала накаляться, в то время, когда Греция, несогласная с ответом главных европейских держав о блокаде Крита, отправилась на ухудшение взаимоотношений с ними.

Российская Федерация появилась в очень непростом положении. С одной стороны, Греция была для неё самоё дружественным страной в Средиземноморском бассейне. С другой – Российская Федерация не имела возможности проигнорировать ответ интернационального сообщества о блокаде острова. В итоге «Наварин» участвовал в ночном патрулировании береговой линии Крита, днём поднимаясь на якорь. Ситуация на корабле была напряжённой, поскольку ожидались провокации со стороны греческих миноносцев.

К счастью, никаких происшествий не произошло. В мае блокада была снята, и «Наварин» ушёл в австрийский порт Пола, дабы подняться в док для очистки подводной части.

«Наварин» в гавани Полы, 1897 год
Источник – kreiser.unoforum.ru
Работа на Дальнем Востоке

Вместо возвращения на родину «Наварин» получил приказ вместе с броненосцем «Сисой Великий» отправиться в Порт-Артур для усиления Тихоокеанской эскадры. Переход начался в начале Января 1898 года. На протяжении похода случился практически анекдотичный случай – на протяжении стоянки в Пенанге к начальнику «Наварина» пришёл представитель султана северной части Суматры и подал просьбу о принятии его владений под протекторат России.

На замечание начальника Н. А. Беклемишева о том, что эти земли уже принадлежат Голландии, тот ответил, что в его владениях ни одного голландца нет, а русский царь известен своим хорошим отношением к мусульманам. Конечно, начальник «Наварина» ничего не имел возможности давать слово малайцу, и броненосец отправился дальше. В первых числах Апреля оба корабля достигли пункта назначения, существенно усилив Тихоокеанскую эскадру, ранее состоявшую лишь из крейсеров, миноносцев и канонерских лодок.

«Наварин» в Порт-Артуре. Слева от броненосца – канонерская лодка «Бобр»
Источник – kreiser.unoforum.ru

Ситуация в регионе была очень напряжённой. Сравнительно не так давно закончилась японо-китайская война, по окончании победы в которой Япония взяла Квантунский полуостров и Корею с крепостью Порт-Артур, но в следствии вмешательства европейских стран вынуждена была отказаться от своих приобретений на материке. В итоге Порт-Артур стал русским, а Российская Федерация нажила себе смертельного неприятеля, чётко усвоившего правила поведения «цивилизованных» наций.

не сильный – бьют, и Япония забрала курс на флота и усиление армии, дабы в один раз помериться силой со собственными обидчиками. Пока же «Наварин» приступил к несению мирной работы в самом отдалённом уголке отчизны. Кроме Порт-Владивостока и Артура, ему приходилось всегда посещать порты Нагасаки, Фузан, Чемульпо, Талиенван.

Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века в Китае разгорелось восстание ихэтуаней, кроме этого известное как Боксёрское. В связи с многочисленными убийствами китайцев и европейцев-христиан Российская Федерация, Англия, Франция, Германия, Япония, США, Италия и Австро-Венгерская империя направили против восставших боевые корабли и свои войска. «Наварину» не было нужно принимать участие конкретно в военных действиях, но он перевозил в форт Таку десантные отряды, а моряки с броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» защищали от восставших посольские кварталы в Пекине. Наряду с этим команда «Наварина» утратила 4 человека убитыми и 9 – ранеными.

«Наварин» в Нагасаки, 1901 год
Источник – kreiser.unoforum.ru

По окончании окончания китайской кампании «Наварин» продолжил работу в Тихоокеанской эскадре. В 1902 году ожидалось прибытие в Порт-Артур большого подкрепления в виде броненосцев «Ретвизан» и «Победа», крейсеров «Аскольд», «Богатырь», «Баян», «Диана», «Паллада» и «Боярин». Одновременно с этим к уходу в Кронштадт начали готовить кое-какие суда Тихоокеанской эскадры.

В декабре 1901 года «Наварин» покинул Порт-Артур в составе отряда адмирала Г. П. Чухнина вместе с броненосцами «Сисой Великий», «Император Николай I» и крейсерами «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов». Путь отряда лежал на Балтику, где суда должны были пройти ремонт и модернизацию.

«Наварин» в эскадре Чухнина. На заднем замысле – броненосец «Сисой Великий»
Источник – kreiser.unoforum.ru
Подготовка к последнему походу

Отряд пришёл в Либаву в апреле 1902 года. По окончании прибытия его осмотрела особая рабочая группа, которая выяснила состояние броненосца и назначила нужный ремонт. Согласно точки зрения рабочей группы, машины и котлы «Наварина» нуждались в ремонте, но «громадных недостатков не имели».

Броненосец зачислили в состав Учебно-артиллерийского отряда, и лето 1903 года он совершил в стрельбах и плановых учениях.

«Наварин» в составе Учебно-артиллерийского отряда, 1903 год. Пожалуй, самая узнаваемая фотография этого корабля, сделанная Н. Н. Апостоли
Источник – tsushima.su

Но кампания 1903 года продемонстрировала, что автомобили корабля однако нуждаются в ремонте. В итоге командующий Учебно-артиллерийским отрядом адмирал Г. Д. Фелькерзам попросил на 1904 год «Наварин» в состав отряда не включать, а послать его на капремонт. Замену котлов должен был проводить Балтийский завод. Помимо этого, на «Наварине» начали ремонтировать башни и станки всех орудий.

Ветхие 152-мм орудия должны были заменить на новые совокупности Канэ.

Исполнению всех этих замыслов помешала начавшаяся война с Японией. «Наварин» с разобранными автомобилями и без артиллерии был назначен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, которая должна была безотлагательно усилить русский флот на Дальнем Востоке. Началась лихорадочная работа по приведению корабля в боеготовый вид. В апреле на броненосце заменили подшипники гребных винтов, а в мае установили отремонтированные станки, орудия главного калибра и поставили на место восемь 152-мм орудий.

К сожалению, заменить их на новые (совокупности Канэ) помешала дефицит таких орудий на складах, а промышленные мощности не справлялись с поступавшими заказами. Удалось только усилить противоминную артиллерию броненосца – на него установили четыре 75-мм орудия по углам надстройки, сняв четыре находившихся в том месте ранее 47-мм пушки (две из них после этого были установлены на крыши башен главного калибра).

Помимо этого, было решено заменить ходовую рубку новой, с крышей из меди, поскольку прошлая, металлическая, через чур очень сильно оказывала влияние на показания магнитного компаса, установленного на ней. 37-мм пушки с боевого марса сняли, установив вместо несколько пулемётов. На корабле показалась новая, полноценная фок-мачта, пара поменявшая привычный вид корабля.

Всецело заменили дымогарные трубки и топки в восьми котлах, установили более современные опреснители воды.

19 июня отремонтированный броненосец вышел на ходовые опробования. По окончании исправления маленьких недостатков «Наварин» развил скорость в 14,8 уз – действительно, мощность автомобилей не стали доводить до большой, опасаясь какой-нибудь задержки и крупной поломки в отправлении корабля на восток. Для корабля, вошедшего в строй восемь лет назад и ранее не проходившего капремонта, это стало хорошим показателем.

Приказом от 23 июня 1904 года «Наварин» был включён в состав 2-го броненосного отряда под руководством адмирала Г. Д. Фелькерзама. В отряд кроме этого вошли броненосцы «Ослябя» (флагман), «Сисой Великий» и броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Руководил броненосцем капитан 1-го ранга барон Бруно Александрович фон Фитингоф.

«Наварин» в Ревеле на протяжении императорского смотра
Источник – kreiser.unoforum.ru

2 октября 1904 года главные силы 2-й Тихоокеанской эскадры покинули Либаву и отправились в поход. Целый продолжительный путь до Цусимы «Наварин» совершил в составе 2-го броненосного отряда, следуя за броненосцем «Сисой Великий». У Танжера эскадра разделилась: новые броненосцы, имевшие высокую осадку, пошли в обход Африки, а отряд адмирала Фелькерзама, складывавшийся из броненосцев «Сисой Великий», «Наварин», крейсеров «Светлана», «Жемчуг», «Бриллиант», транспортов и миноносцев, отправился через Суэцкий канал.

Встреча обоих отрядов прошла в декабре в бухте Носси-Бэ (Мадагаскар). Стоянка затянулась на долгое время: более трёх месяцев ожидали «догоняющий» отряд капитана 1-го ранга Л. Ф. Добротворского, вели переписку с Петербургом. Эскадра пара раз выходила в море на практические стрельбы и учения, причём «старички» из 2-го броненосного отряда продемонстрировали отличных показателей, чем новые броненосцы типа «Бородино».

3 марта эскадра покинула Мадагаскар, а 26 апреля встретилась с отрядом адмирала Н. И. Небогатова в бухте Ван-Фонг у берегов Индокитая. 1 мая соединённая эскадра из 38 кораблей ВМФ вышла из бухты Куа-Бэ, дабы встретить собственную судьбу у острова Цусима.

«Наварин» на протяжении похода в составе 2-й Тихоокеанской эскадры
Источник – kreiser.unoforum.ru
Цусима

На протяжении Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Наварин» занимал седьмое место в строю русской эскадры (за броненосцем «Сисой Великий»). Делая приказ флагмана, он за вторыми судами открыл стрельбу по головным японским броненосцам.

Стрельба «Наварина» вряд ли была действенной, потому, что вести пламя по указанной цели он имел возможность только из носовой башни, а обилие всплесков от множества русских снарядов, падавших около японского флагманского броненосца «Микаса», не разрешало корректировать стрельбу. Со своей стороны, пламя японцев в начале сражения кроме этого был сосредоточен на флагманских судах 1-го и 2-го броненосных отрядов, а потому «Наварин» продолжительное время оставался необстрелянным. Первый боеприпас попал в него около 15 часов, пробив левый борт в носу около торпедного аппарата.

В целом, на данный момент достаточно тяжело установить правильное количество попаданий в «Наварин», потому, что корабль погиб практически со всем экипажем. Из показаний спасшихся матросов, и моряков с вторых судов русской эскадры возможно сделать вывод, что в дневном бою «Наварин» взял довольно малые повреждения. Точно как мы знаем, что кроме пробоины в носу, о которой говорилось выше, в корабль попало ещё два боеприпаса – в корму с правого и левого бортов.

Через эти пробоины вода начала заливать кормовую часть броненосца, но затопление было забрано под контроль, а пробоины частично удалось заделать. Осколками боеприпаса, попавшего в фок-мачту, был смертельно ранен начальник «Наварина», и в руководство броненосцем вступил старший офицер капитан 2-го ранга В. Н. Дуркин. На корабле не было больших пожаров, а те, что вспыхивали, по-видимому, скоро тушились.

В последней фазе сражения на «Наварине» была сбита одна труба. Кроме этого как мы знаем, что артиллерия броненосца была полностью исправна за исключением нескольких 47-мм пушек, а неспециализированное число раненых, пребывавших в лазарете, не превышало 20 человек (включая начальника броненосца).

По окончании завершения дневного боя во главе сохранившихся русских судов поднялся адмирал Н. И. Небогатов, пребывающий на броненосце «Император Николай I». Движение эскадры был увеличен до 13–14 уз, каковые «Наварин» смог развить, не отставая от флагмана. Ночью на «Наварине» включили боевые прожекторы, дабы с их помощью искать вражеские миноносцы.

Уже имевшийся опыт военных действий сказал о том, что эскадра, идущая в тесном строю, может легко отбивать каждые атаки миноносцев, отгоняя их сильным совместным огнём. Одиночный же корабль имеет больше шансов сохраниться, идя в темноте скрытно. Но устаревшие русские суда, сохранившиеся по окончании дневного боя, несли не сильный противоминную артиллерию, а новейший «Орёл» был очень сильно повреждён в сражении и утратил свойство действенно отражать атаки миноносцев.

В таковой ситуации включение боевых прожекторов, скорее, являлось неточностью, поскольку светло показывало японцам нахождение русской эскадры.

По воспоминаниям спасшихся матросов, первое торпедное попадание «Наварин» взял около 22 часов. Если судить по японским документам, его возможно записать на счёт 17-го отряда миноносцев, выходившего в наступление сейчас. Как сообщают свидетели, японский миноносец незамеченным выскочил из-за Великого «и кормы».

Торпеда, выпущенная им, попала в корму с правого борта, в следствии чего «Наварин» осел в воду так, что волны доходили до основания кормовой башни. Под пробоину пробовали завести пластырь, но неудачно – наряду с этим в море было смыто пара матросов. В довершение ко всем бедам, на «Наварине» лопнула основная паровая магистраль в носовом котельном отделении.

Скорость броненосца упала до 4 уз, и он начал отставать от остальных судов эскадры.

Предстоящие события у отечественных авторов описываются со слов сохранившихся членов экипажа «Наварина». Они показывают, что приблизительно в 2 часа ночи «Наварин» был атакован с двух сторон несколькими миноносцами, каковые, пользуясь его слабостью, подошли практически близко и потопили русский корабль двумя либо тремя торпедами, попавшими практически в один момент с левого и правого бортов. Для «Наварина», уже имевшего широкие затопления, эти попадания были смертельными, и он скоро затонул.

Японская версия этих событий резко отличается от русского. В соответствии с рапорту начальника 4-го отряда истребителей Кантаро Сузуки, «Наварин» был атакован миноносцами «Асагири», «Асасиво» и «Сиракумо» из состава этого отряда. Эти суда днём уже расстреляли собственные торпеды, атакуя броненосец «Князь Суворов» (наряду с этим взял повреждения миноносец «Муракумо», что ушёл в базу).

Но любой из оставшихся миноносцев нёс на борту восемь плавучих мин заграждения, соединённых между собой тросами (по четыре мины в каждой связке). Ранее японцы уже использовали такие мины перед Порт-Артуром – вероятнее, именно на одной из таких связок подорвался и погиб броненосец «Петропавловск».

Нужно подметить, что эти мины были созданы японцами специально для для того чтобы вида заграждений и имели отрицательную плавучесть и коническо-цилиндрическую форму корпуса (в отличие от простой якорной мины). На заданной глубине мины удерживались посредством поплавков.

Схема плавучего минного заграждения в боевом положении
Источник – tsushima.su

Так японцы воображали себе воздействие плавающих мин. На рисунке изображён броненосец «Петропавловск»
Источник – tsushima.su

Увидев «Наварин», японцы обогнали его и выставили 24 плавающие мины в шестистах метрах в первых рядах, поперёк его курса. Учитывая манёвренность русского и низкую скорость корабля, и то, что мины перекрывали достаточно широкое пространство, возможность успеха была высока. Из-за темноты мины с «Наварина» увидены не были…

Схема из рапорта начальника 4-го отряда истребителей о постановке мин на пути броненосца «Наварин»
Источник – jacar.go.jp

По окончании того как русский броненосец попал на одно из выставленных заграждений, он сам притянул мины к своим бортам. Раздалось пара взрывов (в один момент с обоих бортов), и броненосец быстро затонул. Из состава его экипажа спаслось всего три матроса. Один из них – сигнальщик Иван Седов – был подобран утром японским миноносцем, попал в плен и обрисовал ужасную картину смерти «Наварина», которая была записана баталером Алексеем Новиковым и вошла в его книгу «Цусима».

Ещё двух матросов – комендора Порфирия Степана и кочегара Деркача Кузьмина, плававших на крышке коробки, подобрал британский пароход, капитан которого сдал их русскому консулу в Шанхае. 681 человек погиб в холодных водах Корейского пролива…

Подводя результат, направляться заявить, что в начале-середине 1890-х годов броненосец «Наварин» всецело отвечал всем современным требованиям к типу эскадренного броненосца. Увы, вступить в строй и помогать ему пришлось на стыке XIX–XX столетий, в то время, когда стремительный прогресс в военной технике сделал сравнительно не так давно выстроенный корабль устаревшим. Не обращая внимания на это, «Наварин» всё ещё воображал собой весомую силу и мог причинить японцам много проблем.

В том, что этого не произошло – вина не его команды и корабля, а некомпетентного руководства русской эскадры, и высших военно-морских государственныхы служащих России, отправивших неподготовленную эскадру в поход.

Тактико-технические характеристики эскадренного броненосца «Наварин» на момент его вступления в строй

Водоизмещение обычное проектное (фактическое), т

Протяженность громаднейшая, м

Ширина громаднейшая, м

Осадка, м

Количество паровых автомобилей

Суммарная мощность автомобилей проектная (фактическая), л. с.

Большая скорость проектная (фактическая средняя), уз

Запас угля обычный (полный), т

Дальность плавания, миль, на скорости 10 уз

Толщина бронепояса, мм

Толщина брони башен, мм

Толщина боевой рубки, мм

Толщина бронепалубы, мм

Артиллерийское оружие, количество орудий – калибр, мм

Торпедное оружие, количество аппаратов – калибр, мм

9400 (10206)

105,9

20,4

8,4

2 тройного расширения

9000 (9144)

16 (15,8)

400 (700)

2800

305–406–305

305

254

76 в оконечностях, толщина бронепалубы недалеко от спардека – 114 мм

4–305

8–152

18–47

12–37

6–381

Перечень литературы:

  1. Арбузов В. В. Броненосец «Наварин» 1888–1905. Серия «Боевые суда мира», СПб, 2012
  2. Богданов М. А., Гармашев А. А. Эскадренные броненосцы «Гангут» и «Наварин». СПб, ЛеКо, 2007
  3. Материалы интернет-форума tsushima.su
  4. Справочник Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860–1905
  5. Сулига С. В. Суда Русско-японской войны 1904–1905 гг. Часть 1. Российский флот. М, Аскольдъ, 1993

АНГЛИЧАНИН ПРОИЗНОСИТ ФРАЗЫ НА РУССКОМ // Foreigner speaking Russian


Темы которые будут Вам интересны: