С крыма по «нитке»

С крыма по «нитке»

Тренажер палубной авиации «Нитка» в Крыму безвозмездно возвращается в собственность Армии России. В чем состоит уникальность этого полигона, об применении которого Российская Федерация в прошедшем сезоне так и не смогла договориться с Украиной.

Вхождение Крыма в состав России не только облегчит жизнь группировке Черноморского флота ВМФ России, базирующейся в Севастополе, но и разрешит русским армейским снова получить доступ к неповторимому в собственном роде тренажеру палубной авиации «Нитка» (наземный испытательный тренировочный комплекс летный), что находится на берегу Черного моря вблизи города Саки.

«Нитка» представляет собой неповторимый учебно-тренировочный комплекс в виде металлической взлетно-посадочной полосы, размеры которой приблизительно соответствуют палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», являющегося единственным полноценным русским авианосцем. Комплекс оснащен взлетно-посадочным блоком (ВПБ) с аэрофинишерами (устройства для торможения самолета при посадке на палубу авианесущего корабля), разгонным устройством и трамплинами — катапультой. Так,

на нем возможно отрабатывать как взлет, так и посадку на авианосец.

«Уникальность «Нитки» заключалась в том, что нереально иметь палубную авиацию, не имея аналогичного наземного полигона для тренировки летчиков. Он у нас был, у американцев имеется, имеется у британцев. Китай сравнительно не так давно выстроил самостоятельно подобный объект.

А Индия возводит его посредством России», — поведал инженер-судостроитель, занимаюший ранее пост начальника конструкторского бюро в отделе главного конструктора Черноморского судостроительного завода в Николаеве по авианесущим наземному комплексу и кораблям опробований корабельной авиации «Нитка» Валерий Бабич.

С Крыма по «Нитке»
Наземный испытательный тренировочный комплекс корабельной авиации «Нитка» // Андрей МАНЧУК, Газета по-киевски

Имелась и совокупность имитации разных погодных условий. Так, во взлетно-посадочный блок были интегрированы паровые машины, к каким действовала морская вода. Обращенная в пар вода, со своей стороны, подавалась на цилиндры, работа которых разрешала симулировать качающуюся на волнах палубу.

В целом большая часть механизмов, установленных на «Нитке», действовало именно за счет парогенераторов, что благодаря близости моря разрешало не тратить много средств на другие источники энергии.

«Помимо этого, на «Нитке» имеется недостроенная часть. Это катапульта. Уже завезли кроме того блоки для данной катапульты, все делали, но опоздали достроить — СССР развалился.

Должны были установить катапульты на ядерном авианосце «Ульяновск», а их собирали и испытывали в Крыму», — добавил Бабич.

Изначально предполагалось, что «Нитка» станет аналогом американского комплекса Lakehurst, являвшегося в 1980-х уникальным наземным тренажером палубной авиации. Отечественный полигон был выстроен уже к 1980 году. Власти СССР планировали, что на нем будут оттачивать инженеры навыки и свои лётчики, каковые будут служить на авианосцах.

Так, в июле 1982 года на комплексе начались первые опробования прототипов палубных Су-27 и Миг-29. «Нитка» удачно функционировала впредь до распада СССР, за которым последовало множество неприятностей.

Первые годы оставшийся на территории получившей независимость Украины полигон простаивал: не было ни самолетов, ни летчиков, каковые имели возможность бы них тренироваться. А самое основное — не было и авианосца, посадку на что возможно было бы отрабатывать.

В свете этого Российская Федерация в первой половине 90-ых годов двадцатого века договорилась с Украиной об применении начала и комплекса его деятельно применять для обучения личного состава Черноморского флота ВМФ России.

Более того, в 2007 году был подписан новый контракт, в соответствии с которому Украина обязана поддерживать комплекс в исправном состоянии, тогда как Российская Федерация обязуется поставлять ей документацию, запасные части, комплектующие и агрегаты изделия к самолетам типа «Су». В случае если переводить это в финансовый эквивалент, то эта сумма равнялась $700 тыс. каждый год.

Так длилось впредь до сентября 2008 года, в то время, когда по окончании грузинской агрессии в отношении Абхазии власти и южной Осетии Украины отказали русским армейским в применении комплекса, не обращая внимания на то что Российская Федерация оплатила аренду на пара лет вперед.

По окончании победы на выборах президента на Украине Виктора Федоровича Януковича позиция Киева изменилась и с 2010 года полеты возобновились. Однако уже в 2012 году Украина "настойчиво попросила" пересмотра ветхих соглашений: отныне цена применения «Нитки» для России составляла $2 млн. Это случилось по окончании того, как Россия решила обучать экипажи не только «Су», но и самолетов других типов.

Вследствие этого Российская Федерация была вынуждена отказаться от предстоящего применения тренажера палубной авиации.

Украина пробовала договориться, дабы комплекс применяли китайские либо индийские армейские, но консенсуса по деньгам сторонам достигнуть не удалось.

Затем власти республики решили расформировать тренировочный летный полигон. Одновременно с этим Минобороны России озвучило замыслы по созданию под кубанским Ейском аналога «Нитки» — Центра переучивания и боевого применения летного состава морской авиации ВМФ. Предполагалось, что комплекс совсем будет выстроен уже к 2020 году, а частично функционировать он начал уже в июле 2013 года.

«Само собой разумеется, на данный момент крымский объект возможно применять. Ничего в том месте не уничтожили. «Нитка» употреблялась в штатном режиме для тренировки летчиков. Но столько лет прошло, его необходимо доводить, проверить, дабы оборудование трудилось.

Он пригоден для опробований. Но нужно сделать технический регламент, и большой», — резюмирует Бабич.

В пятницу, 21 марта, Основной штаб ВМФ России сделал официальное заявление, в соответствии с которому полигон «Нитка» ожидает глубокая модернизация.

«Годы, совершённые под юрисдикцией украинского военного ведомства, стали самыми проблемными для состояния объекта.

Практически за это время выжимали все, не вкладывая каких-либо средств для поддержания его в должном состоянии», — цитирует «Интерфакс» представителя Главного штаба ВМФ.

Предполагается, что «Нитка» будет модернизироваться применительно к проекту нового русского авианосца.

НИТКА Полеты 2015


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: