С подлодки в камеру тауэра и обратно

Биография Вильгельма Кизеветтера — обязательный атрибут истории ВМФ Германии обеих мировых войн и межвоенного периода. Этому офицеру не было суждено стать подводным асом и взять высокие призы, и однако его персона заслуживает внимания: Кизеветтер был одним из немногих подводников, кому довелось руководить субмариной как при кайзере, так и при фюрере, и вольно либо нечайно поучаствовать в одной из известных катастроф Первой мировой.

Резервист кайзеровского флота

Вильгельм Кизеветтер (Wilhelm Kiesewetter) появился 22 октября 1878 года в Лейпциге. К сожалению, о его жизни до начала Первой Мировой известно мало. В 1900 году он был зачислен в перечни личного состава ВМС Германии и спустя год взял звание вице-навигатора резерва (Vizesteuermann der Reserve), аналогом которого являлось звание кондуктора в русском флоте до 1917 года.

В конце 1906 года Кизеветтеру было присвоено звание лейтенанта цур зее резерва, а спустя шесть лет он стал обер-лейтенантом резерва. Наверное, он приобретал собственные звания, практически не служа в ВМС. Быть может, Кизеветтер был торговым моряком, и его работа в торговом флоте иногда прерывалась армейскими сборами.

С началом войны он был призван в ВМФ и назначен навигационным, а после этого и первым офицером на корабль береговой защиты и охраны рыболовства «Цитен» (Ziethen). В июне 1915 года Кизеветтер, которому в то время было 35 лет, перевёлся в подплав. Он окончил направления подготовки подводников в Киле с прохождением практики на учебных субмаринах U 1 и U 2, по окончании чего был назначен вахтофицером на новую лодку U 45 капитан-лейтенанта Эриха Зиттенфельда (Erich Sittenfeld).

Работа под началом Зиттенфельда длилась до начала 1917 года. За данный период U 45 совершила пара походов в Бискайский залив, в Северное и Ирландское моря, потопив 16 торговых и рыболовецких судов. После этого 1 февраля 1917 года Кизеветтер, взявший звание капитан-лейтенанта резерва, был назначен начальником UС 56 — подводного минного заградителя типа UC II.

С 14 сентября по 10 декабря эта лодка действовала на Балтике против русского флота в составе Курляндской флотилии. За это время, пребывав в море с 11 по 25 октября 1917 года, UС 56 учавствовала в операции «Альбион», широко известной в литературе и отечественной истории как Моонзундское сражение. По окончании расформирования Курляндской флотилии лодка была переведена во Фландрскую флотилию в Бельгию.

С подлодки в камеру тауэра и обратно

Подводный минный заградитель UС 56 принадлежал к бессчётным лодкам типа UC II (выстроено 64 экземпляра)

3 января 1918 года UС 56 пришла из Куксхафена в бельгийский порт Зеебрюгге, что был захвачен немцами и перевоплощён в базу для подлодок. Спустя двое дней Кизеветтер вывел собственную лодку в поход к восточному побережью Англии в район между мысом Фламборо-Хед и Сандерлендом. Единственным броским моментом этого похода стал артиллерийский бой между UC 56 и вооружённым торговым судном, что Кизеветтер был должен прервать из-за приближающихся британских боевых судов.

22 января лодка возвратилась в Зеебрюгге.

13 февраля UC 56 опять вышла в море. Перед Кизеветтером была поставлена задача через Ла-Манш выйти в Ирландское море и поставить мины в заливе Фёрт-оф-Клайд (западное побережье Шотландии), а после этого функционировать против торгового судоходства соперника. 18 февраля лодка поставила мины в шотландском заливе и начала охоту на торговые суда.

Спустя семь дней случилось событие, благодаря которому начальник UC 56 вошёл в историю Первой Мировой как армейский преступник.

Роковая неточность

26 февраля 1918 года по окончании полуночи английское госпитальное судно «Гленарт Касл» (HMHS Glenart Castle) вышло из уэльского порта Ньюпорт, дабы направиться во французский Брест. В том месте судно должно было принять раненых, исходя из этого на его борту пребывали лишь медицинский персонал и экипаж. В соответствии с правилам, корпус плавучего военного госпиталя был выкрашен в белый цвет и освещён, на обоих бортах были нарисованы большие красные и зелёные полосы кресты. По свидетельству очевидца, рыбака Джона Хилла (John Hill), в ту ночь «Гленарт Касл» выглядел следующим образом:

« Я заметил госпитальное судно, всецело освещенное зелёными огнями. Был виден топовый и красный бортовой огни, и ещё один красный топовый, что я посчитал отличительным знаком Красного Креста».

Пароход «Гленарт Касл» был выстроен в 1900 году как «Галициан» (Galician), с началом войны реквизирован и переоборудован

Судно было увидено с UC 56 примерно в 2 часа ночи, в то время, когда оно приближалось к острову Ланди на выходе из Бристольского залива. В одном из томов издания «Война на море 1914–1918», которое есть официальным германским историческим трудом, один из его авторов, Арно Шпиндлер (Arno Spindler) писал, что предписанные символы госпитального судна были тяжело различимы, и начальник лодки слабо воображал, какой как раз пароход он видит.

Сам же Кизеветтер позднее утверждал, что увиденное судно он принял за вспомогательный крейсер. Было это правдой, либо начальник лодки искал оправдание своим последующим действиям, неизвестно. Фактом есть только то, что судно было потоплено, и это было армейским правонарушением.

По окончании обнаружения цели Кизеветтер погрузился и продолжал следить за ней в перископ. Заняв эргономичную позицию для стрельбы, лодка в 4:00 выпустила две торпеды (в некоторых источниках говорится об одной), каковые попали в правый борт «Гленарт Касл». Судно затонуло уже спустя семь-восемь мин. по окончании попадания, и у людей на нём фактически не было шансов выжить.

Шлюпки правого борта были уничтожены взрывом, либо их не смогли бережно спустить на воду из-за скоро растущего крена. Большая часть людей пребывало в каютах, и в момент атаки они, возможно, дремали. Исходя из этого, в то время, когда на пароходе по окончании взрыва погасло освещение, они не смогли выбраться на палубу.

Потопленные госпитальные суда всегда были красивым предлогом для пропаганды. Данный австралийский плакат призывает мстить за погибших медестер

операции по спасению не было, поскольку судно опоздало послать сигнал о помощи и на берегу не знали о трагедии. По оценке английских историков Гибсона и Прендергаста, на «Гленарт Касл» погибло 153 человека:

«Всего в следствии этого преднамеренного нападения погибло 8 сестёр, 7 докторов, 43 рядовых военно-членов команды и 95 санитарного ведомства».

Выжить удалось только немногим. Спустя пара часов по окончании смерти плавучего военного госпиталя французский парусник «Ле Фан» (Le Faan) подобрал из полузатопленной шлюпки 22 человека. Это были те счастливцы из шлюпки № 8, которую чудесным образом удалось спустить на воду.

Также, девять человек были подобраны американским эсминцем.

Английские медсестры из Королевского военного сестринского корпуса имени королевы Александры — на «Гленарт Касл», среди других жертв, их погибло восемь

Самый драматичный эпизод на протяжении спасения людей с «Гленарт Касл» случился по окончании полудня 26 февраля. Сейчас уже стало известно о смерти военного госпиталя, и на место катастрофы был послан эсминец ВМС США «Паркер» (USS Parker). По приказу начальника из автомобилей выжали всё вероятное, дабы максимально скоро добраться в район бедствия. В то время, когда эсминец прибыл на место, с его палубы увидели человека на спасательном плоту.

Капитан корабля не имел возможности отдать приказ остановить эсминец из-за вероятной угрозы атаки подлодки и приказал кинуть спасшемуся линь, в то время, когда «Паркер» проходил мимо него.

Человек успел схватить линь, но был через чур не сильный, дабы встать по нему на борт. В следствии его затянуло под винты. Один из американских моряков прыгнул в воду и помог поднять беднягу на борт, но тот скоро погиб от ран. В итоге все оставшиеся в воде люди были подняты на эсминец тем же методом: американцы прыгали на ходу в ледяную воду, обвязавшись верёвкой, и извлекали потерпевших крушение.

Через месяц по окончании этих событий английский парламент выразил признательность экипажу «Паркера», а Адмиралтейство послало руководству ВМС США запрос о награждении храбрецов. К сожалению, этого так и не произошло.

Любопытно подчернуть, что у смерти «Гленарт Касл» был свидетель. Им был рыбацкий траулер, что пребывал в тот момент рядом. Но члены его команды позднее объявили, что видели, как пропали огни, но не знали, что это тонет судно.

Кроме этого моряки с траулера утверждали, что увидели погружающуюся субмарину.

Американский эсминец USS Parker

О том, что по окончании ухода «Гленарт Касл» под воду на поверхности видели субмарину, которая не помогла им, не обращая внимания на крики о помощи, говорили и двое выживших с госпитального судна. Это противоречит словам Кизеветтера, что по окончании войны в интервью поведал, что UC 56 оставалась под водой до 7:30 и только позже всплыла, дабы послать сообщение об успешной атаке. Показавшиеся же в британской прессе сообщения о том, что лодка стреляла из пулемёта по шлюпке с выжившими, были открыто фальшивыми.

Узник Тауэра

По окончании потопления «Гленарт Касл» UC 56 возвратилась 2 марта в Зеебрюгге. Спустя 20 дней она опять была послана в море с тем же заданием. 29 марта Кизеветтер установил ещё одно минное поле в районе Фёрт-оф-Клайд, по окончании чего начал охоту на торговые суда, но никаких удач не имел.

2 апреля лодка была вынуждена прервать поход из-за поломки двигательной установки и возвратиться в Бельгию.

По окончании ремонта UC 56 готовься к следующему походу. Кизеветтер вышел в море 18 мая. В соответствии с взятому заданию, он должен был пробраться через Ла-Манш в Бискайский залив и установить мины недалеко от устья Луары.

Но выполнить приказ не получилось. На лодке случилась важная поломка: поочерёдно вышли из строя электромоторы левого и правого борта, что отнять у нее возможности погружаться. Устранить неисправность в море не представлялось настоящим, и Кизеветтер, не имея возможности добраться до дружественного порта, решил идти в любой близлежащий испанский порт и в том месте интернироваться. 24 мая 1918 года UC 56 вошла в гавань испанского города Сантандер.

Война для неё закончилась.

Подводная лодка UC 56 в гавани испанского Сантандера, 24 мая 1918 года

Кизеветтер пробыл в Испании год, дождавшись заключения перемирия, по окончании чего решил возвратиться в Германию. В Мадриде он взял «охранную грамоту» в виде письма французского посла, которое должно было обеспечить ему свободный проезд на родину через территории бывших соперников Германии. Но не все выяснилось так легко, и попытка бывшего начальника UC 56 возвратиться на родину стала причиной большого скандала в Англии, последствия которого услышали во всем мире. Вот что писала по этому поводу американская газета «Нью-Йорк Таймс» (перевод Е. Скибинского):

«Освобождение немца взбудоражило Адмиралтейство. Минюст Англии высвободило начальника подлодки, что потопил госпитальное судно. Лондон, 1 декабря.

История ареста, окончательного освобождения и заключения капитана Кайзерветтера (так в тексте — прим. автора), начальника подлодки, которая потопила английское госпитальное судно «Гленарт Касл», показывает, как различные настроения царят в английском правительстве по поводу того, какими как раз правами владеют союзники для наказания лиц, подозреваемых в совершении армейских правонарушений.

Минюст постановило, что Англия была неправомочна в задержании Кайзерветтера на протяжении перемирия, тогда как госслужащие Адмиралтейства были уверены, что они есть в праве арестовывать аналогичных преступников в любое время и удерживать их до суда, что обязан начаться по окончании объявления мира.

Кайзерветтер отправился в Испанию по окончании подписания перемирия. В том месте он взял паспорта для возвращения в Германию. Но он совершил неточность, прибыв в Фалмут, где он планировал пересесть на судно, идущее на Балтику.

В Фалмуте его арестовали офицеры Адмиралтейства и тайно переправили в Тауэр.

Были приложены все усилия для удержания личности узника в секрете, но приятели Кайзерветтера прознали о его аресте и срочно подали жалобу в минюст. Последнее постановило, что Англия не имела возможности его арестовывать, пока не заявлен мир. Следствие проходило в обстановке строжайшей секретности, а само распоряжение не было предано огласке.

Это решение перечеркнуло солидную часть работы, проделанной Адмиралтейством по обнаружению самые варварских фигур подводной войны. Учитывая, сколько средств и сил было втайне затрачено на различные подобные дела, распоряжение по Кайзерветтеру произвело на офицеров Адмиралтейства эффект разорвавшейся бомбы».

Наверное, Вильгельм Кизеветтер не знал, что английское Адмиралтейство включило его в перечни армейских преступников. Исходя из этого для него было неожиданностью, в то время, когда его арестовали в Фалмуте и заключили в самую известную колонию Англии, Тауэр. Неизвестно, кто содействовал распространению информации об аресте Кизеветтера, но неожиданное освобождение из Тауэра стало для него не меньшим сюрпризом, чем арест.

Кизеветтера послали в Германию с условием, что германские власти выдадут его по требованию.

Табличка на мемориальном камне, установленном в 2002 году на мысе Хартленд-Пойнт в графстве Девон, информирует о том, что в 20 милях от него в море покоится «Гленарт Касл» и призывает не забывать о тех, кто погиб на судне

Как мы знаем, страны-победительницы подготовили перечни армейских преступников, выдача которых потом была обусловлена тремя статьями Версальского мирного контракта. Всего суду трибуналов государств Антанты подлежало около 900 гражданских лиц и военных, начиная с кайзера Вильгельма II, каковые обвинялись в военных правонарушениях. В итоге новое правительство Германии отказалось передать этих людей в руки союзников и предложило делать выводы их в Германии германским судом, организовав процесс в Лейпциге в мае-июле 1921 года.

В следствии же на ходе разбирались дела лишь трёх офицеров-подводников, поскольку Кизеветтер и другие моряки из перечня в том направлении просто не явились. Наряду с этим из Германии бежало лишь пара человек, а другие скрылись на время, не уезжая за границу. Никаких репрессий в отношении них не последовало.

Одной из обстоятельств этого «милосердия» союзников мог быть упомянутый выше скандал с незаконным арестом бывшего начальника UC 56 в Англии. Английское Адмиралтейство было настроено серьёзно и собиралось наказать «германских дикарей», топивших госпитальные суда, но инцидент с Кизеветтером связал ему руки.

Начальник-пенсионер

Кизеветтер покинул военную службу 21 января 1920 года, и, не забывая о том, что он считается преступником, в межвоенный период старался жить негромко. Но, не обращая внимания на то что ему шёл уже седьмой дюжина лет, с началом Второй мировой Кизеветтер возвратился в армию. С августа 1939 по август 1940 гг. он служил в штабе руководства береговой обороны в качестве советника по организации защиты портов и баз.

Затем ветеран подплава был направлен на направления подготовки подводников, а после этого, в ноябре 1940 года, принял руководство над захваченной в апреле на протяжении вторжения в Норвегию ветхой субмариной B-5. Лодка была введена в строй германского флота и взяла обозначение UC 1. Сейчас Вильгельму Кизеветтеру было 62 года, что сделало его самым возрастным начальником подлодки за всю историю ВМС Германии.

За те полгода, пока Кизеветтер руководил данной лодкой, UC 1 в боевые походы не выходила и потом употреблялась для подготовки подводников как учебная. Однако начальник UC 1 стал, как Герман и Бруно Манн фон Ригеле, одним из немногих ветеранов Первой мировой, кто руководил подводной лодкой и во Вторую мировую.

Из шести выстроенных норвежцами субмарин B-класса при оккупации страны одна была затоплена экипажем, одна сумела уйти в Англию, а четыре достались немцам

В мае 1941 года Кизеветтер передал собственную лодку второму начальнику, а сам был назначен на одну из руководящих должностей в Рабочую группу ВМС по приёму выстроенных подлодок у верфей (U-Abnahmekommando). В функции Рабочей группы входило опробование субмарин, прошедших диагностику на верфи, перед вступлением в строй флота. Рабочая группа была создана в январе 1940 года в Киле и имела 10 отделов в различных городах Германии на Балтийском море.

Кизеветтер руководил одним из отделов Рабочей группы до июня 1944 года. После этого он взял должность в команде по совершенствованию навыков торпедной стрельбы, по окончании в течение месяца являлся командиром учебно-артиллерийского корабля «Гектор» (бывший вспомогательный крейсер «Орион»). В декабре 1944 года он был переведён в распоряжение руководства ВМС «Восток» (Marine-Oberkommando Ost) и 28 февраля 1945 года уволился со работы в звании фрегаттен-капитана запаса.

Судьба Вильгельма Кизеветтера, как и дата его смерти, малоизвестна.

Такова необычная история судьбы человека, что за время работы в германском флоте успел пройти путь от резервиста до офицера-подводника, появляться армейским преступником, избежавшим наказания, дабы в итоге стать самым возрастным начальником подлодки времён Второй мировой.

Создатель высказывает глубокую признательность Евгению Скибинскому и Виктору Галыне за оказанную помощь в работе над статьёй.

Литература:

  1. Arno Spindler. Der Krieg zur See 1914–1918. Teil 3: Der Handelskrieg mit U-Booten. Bd. 5. Januar bis November 1918. — Frankfurt/M: Verlag E.S.MittlerSohn, 1966.
  2. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  3. Ernst von Gagern. Der Krieg zur See 1914–1918. Teil 2: Der Krieg in der Ostsee. Bd. 3 Von Anfang 1916 bis zum Kriegsende. — Frankfurt/M: Verlag E.S.MittlerSohn, 1964.
  4. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction. — Frontline Books, 2014.
  5. Гайер А. Германские подводные лодки в войну 1914–1918. — СПб.: «Цитадель», 1998.
  6. Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. — Минск: «Харвест», 2002.
  7. http://www.ubootarchiv.de.
  8. http://uboat.net.
  9. http://1914–1918.invisionzone.com.
  10. http://www.maritimequest.com.
  11. http://www.smh.com.au.
  12. https://southamptoncenotaph.com.
  13. http://www.forum-marinearchiv.de.

Подводная лодка Silverlit ИК с камерой 82418


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: