С железным крестом на рубке: против советского союза

По окончании успешных военных действий в начале Второй мировой войны под руководством Вольфганга Люта подлодка U 9 была переквалифицирована в учебные. Возможно, в этом качестве она и дотянула бы до окончания войны, если бы не наступление Германии на СССР. Для довольно маленького Черноморского театра боевых действий маленькая «двойка» была в полной мере подходящим оружием, и лодку снова «призвали».

Дальнейшее её будущее сложилась достаточно нежданно.

Начало ВОВ ознаменовало новый виток в судьбе германской подлодки U 9. С нападением 22 июня 1941 года Германии на СССР германские ВМС взяли ещё три морских театра боевых действий, среди них и на Чёрном море. Но в том месте изначально не имелось каких-либо германских судов, за исключением нескольких речных тральщиков типа FR Дунайской флотилии, исходя из этого в первые месяцы войны против советского флота действовали лишь румынские ВМС, численность, активность и подготовка которых были не на высоте.

С железным крестом на рубке: против советского союза

Подлодка типа IIB подготовлена к транспортировке по Эльбе. Корпус лодки, максимально облегчённый, лежит на понтоне (фото из Enders G. Deutsche U-Boote zum Schwarzen Meer – Verlag E.S. MittlerSohn, 1997)

Переброска судов с вторых театров морем была неосуществима, поскольку Турция не планировала нарушать нейтралитет и открывать черноморские проливы для прохода боевых судов воюющих держав. Попытка договориться с Турцией о покупке у неё подводных лодок успехом кроме этого не увенчалась. Немцам ничего не оставалось, как пойти на очень необыкновенный ход, в частности произвести переброску судов маленького водоизмещения на Тёмное море по суше и рекам.

Путешествие по рекам – от Киля до Констанцы

Эта операция была очень трудоёмкой, но благодаря ей на Чёрном море у Германии показались личные лёгкие силы, складывающиеся из подводных лодок, тральщиков, торпедных катеров и т.д. Но, не все суда были доставлены таким путём – часть из них была выстроена на верфях Чёрного моря. Расчётные затраты на транспортировку судов по суше были высокими, и Гитлер много раз отвергал предложения переброски судов таким методом.

Он не считал нужным идти на такие затраты, ожидая скорой победы над СССР, исходя из этого все обращения руководства кригсмарине дать разрешение на транспортировку малых субмарин на Тёмное море в первой половине 40-ых годов двадцатого века не увенчались успехом. Провал блицкрига разрешил гросс-адмиралу Редеру возвратиться к этому вопросу.

В феврале 1942 года тема была поднята снова, и в этом случае разрешение было получено. Началась подготовка к самому процессу перевозки. Для Чёрного моря изначально были выбраны три подводных лодки типа IIB — U 9, U 19 и U 24, уже переведённые в то время в разряд учебных.

В апреле-мае 1942 года лодки были выведены из состава флота и переведены в Киль для подготовки к транспортировке.

Вверху: буксировка лодок на понтонах по Эльбе; внизу: транспортировка лодок из Дрезден-Юбигау в Ингольштадт посредством автотранспорта (оба фото из Enders G. Deutsche U-Boote zum Schwarzen Meer – Verlag E.S. MittlerSohn, 1997)

В первую очередь, субмарины нужно было уменьшить. Для этого с них были сняты дизели, электромоторы, аккумуляторные батареи и второе тяжёлое оборудование, и срезаны рубки. В таком «распотрошённом» состоянии лодки из Киля отправлялись в путь на понтонах через Кильский канал в Эльбу, по которой их спускали до Дрезден-Юбигау. Оттуда лодки везли автомобильным транспортом до Ингольштадта.

После этого они снова продолжали собственный путь на понтонах, но уже по Дунаю до румынского Галаца, что являлся конечной точкой маршрута. По окончании того, как все три «двойки» удачно прошли целый путь, 26 августа 1942 года Гитлер разрешил переброску ещё трёх субмарин того же типа — U 18, U 20 и U 23. По окончании сборки все лодки снова были введены в строй и образовали 30-ю подводную флотилию под руководством капитан-лейтенанта Хельмута Розенбаума (Helmut Rosenbaum).

Незадолго до увеличения по работе Розенбаум отличился: руководя лодкой U 73, потопил 11 августа 1942 года в Средиземном море английский авианосец «Игл» (HMS Eagle), за что взял Рыцарский крест.

Необходимо подчеркнуть, что действия германских подводных лодок на Чёрном море в 1942–1944 гг. до сих пор обойдены вниманием исследователей и остаются белым пятном в истории как Второй мировой в целом, так и Великой Отечественной в частности. Потому, что создатель не ставит перед собой задачу проводить подобное изучение в рамках маленькой статьи, подробности карьеры U 9 в составе 30-й подводной флотилии будут представлены коротко.

Череда начальников и неугомонный Петерсен

По окончании того как крестоносная субмарина была собрана на верфи в Галаце германскими экспертами, 28 октября 1942 года она вступила в строй флота. Её начальником снова стал обер-лейтенант цур зее Ганс-Йоахим Шмидт-Вайхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert), уже руководивший U 9 с июля 1941 по апрель 1942 года. На следующий сутки лодка посредством буксира «Мистраль» спустилась по Дунаю до его устья и вышла в Тёмное море.

30 октября она прибыла в румынский порт Констанца, что был выбран базой 30-й подводной флотилии.

Шмидт-Вайхерт вывел собственную лодку в первоначальный поход 11 ноября 1942 года. Всего под его руководством U 9 совершила шесть боевых походов, действуя на линии советских портов черноморского побережья Кавказа, где произвела только четыре торпедные атаки, выпустив восемь торпед. Ни одна атака не стала результативной.

Подлодка U 9 в порту Констанцы, май 1943 года

16 сентября 1943 года Шмидт-Вайхерта поменял обер-лейтенант цур зее Хайнрих Клапдор (Heinrich Klapdor), вахтенный офицер U 9. Как и его прошлый начальник, Клапдор не сумел добиться никаких удач. Под его руководством до начала 1944 года лодка совершила два боевых похода, за время которых произвела лишь одну бесплодную торпедную атаку. 25 декабря 1943 года Клапдор привёл U 9 в Констанцу, где она поднялась на ремонт.

Субмарина сейчас пребывала в далеко не лучшем состоянии – нужен был замена элементов и ремонт дизелей аккумуляторной батареи.

21 февраля 1944 года Клапдор опять вышел в море, но спустя семь дней был должен возвратиться для замены блока цилиндров дизеля. 23 марта лодка была послана к побережью Кавказа, и 27 марта, пребывав у Поти, замечала в гавани линейный корабль, крейсера и два пассажирских судна. Дни спустя Клапдор был должен забрать курс на Феодосию, поскольку один из его унтер-офицеров заболел пневмонией.

30 марта U 9 зашла в порт, где больного послали в лазарет, а лодка задержалась для заправки и погрузки провианта горючим.

Задержка в Феодосии была неудачной как для Клапдора, так и для его лодки. 31 марта на протяжении налёта советской авиации U 9 взяла попадание бомбой в левый борт, в следствии чего в её прочном корпусе появилась трещина. Сам Клапдор был ранен и попал в больницу, а лодку на ремонт в Севастополь повёл вахтенный офицер Вольф-Дитрих Дерманн (Wolf-Dietrich Dehrmann).

Из Севастополя в Констанцу лодка отправилась под началом временно прикомандированного офицера.

Два «черноморских» начальника U 9: слева обер-лейтенант цур зее Хайнрих Клапдор, справа капитан-лейтенант Клаус Петерсен (фото из Enders G. Deutsche U-Boote zum Schwarzen Meer – Verlag E.S. MittlerSohn, 1997)

7 апреля U 9 принял под руководство экс-начальник U 24 капитан-лейтенант Клаус Петерсен (Klaus Petersen). 26 апреля по окончании окончания ремонта он вывел лодку в 11-й по счёту боевой поход в Тёмное море в район между Туапсе и Новороссийском. Петерсен действовал весьма деятельно и враждебно – пожалуй, со времён Люта U 9 не ходила под началом для того чтобы напористого начальника.

5 мая в районе Туапсе Петерсен расстрелял из зенитного 20-мм пулемёта и автомата MG 15 советскую рыбацкую шхуну «Буревестник». Подводная лодка вела пламя , пока парусник не начал дымиться и садиться кормой в воду. По «Буревестнику» было выпущено 420 снарядов из пуль и 320 зенитки из пулемёта, но шхуна в итоге не затонула, а была только повреждена.

7 мая Петерсен нападал торпедой каботажное судно, но промахнулся.

Спустя четыре дня U 9 совершила успешную атаку. 11 мая в 16:32 на протяжении нападения на коммунистический конвой в районе Туапсе она выпустила самонаводящуюся торпеду и поразила корабль «Шторм», которому взрывом оторвало корму. Начальник сторожевика капитан-лейтенант В. А. Паевский и начальник БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант П. И. Дурнов сумели организовать борьбу за выживание.

Корабль остался на плаву, и базисный тральщик «Щит» отбуксировал его в Туапсе. 31 июля «Шторм» был переведён для восстановления в Поти, где простоял до окончания войны, а после этого был восстановлен в плавдоке Севастопольского морского завода.

Коммунистический сторожевик «Шквал» (тип «Ураган»), однотипный с «Штормом», ставшим целью атаки U 9

Неугомонный Петерсен продолжил собственный поход в том же духе. В 12 часов дня 17 мая U 9, пребывав у Геленджика, атаковала советский конвой, выпустив по входящему в него танкеру две торпеды, но промахнулась. 25 мая Петерсен опять совершил торпедную атаку в районе Туапсе, выпустив самонаводящуюся торпеду по сторожевому катеру. Взрыв был услышан через 11 мин. 30 секунд, но атака была бесплодной. Необходимо подчеркнуть, что данный поход дался Петерсену непросто, поскольку дизели лодки всегда давали сбой.

За день до последней атаки начальник послал в штаб флотилии радиограмму, запросив отход на базу из-за неисправности одного из дизелей. 28 мая U 9 пришла в Констанцу, завершив собственный результативный поход на Чёрном море.

По окончании возвращения на базу на лодку снова возвратился поправившийся по окончании ранения Хайнрих Клапдор, что 15 июля вывел лодку в последний поход, продолжавшийся до 11 августа. За это время Клапдор действовал у побережья Кавказа, где совершил две неудачные торпедные атаки малых советских судов.

Финиш истории

В августе 1944 года германская группировка судов на Чёрном море доживала последние дни. На протяжении налёта советских пикирующих бомбардировщиков Пе-2 ВВС Черноморского флота на Констанцу 20 августа 1944 года было потоплено и повреждено большое количество судов и кораблей. U 9 в числе других взяла прямое попадание бомбы и легла на грунт у пирса.

Попытки немцев поднять лодку ни к чему не привели. Не считая неё, были серьёзно повреждены U 18 и U 24, каковые спустя пять дней немцам было нужно затопить – было разумеется, что Констанца вот-вот будет занята войсками СССР.

Экипаж младшего лейтенанта Н. И. Горячкина из состава 40-го БАП ВВС Черноморского флота — участники налётов на румынские порты в августе 1944 года. Бомбардировщики Пе-2 как раз этого полка потопили U 9 в гавани Констанцы

Затонувшая в порту Констанцы U 9 — над водой возвышается только рубка с крестом

22 октября 1944 года U 9 была поднята аварийно-спасательной работой советского Черноморского флота и отбуксирована в Николаев. 19 апреля 1945 года она была поставлена на восстановительный ремонт и зачислена в состав ВМФ СССР с присвоением обозначения ТС-16. 12 декабря 1946 года лодка была исключена из перечней ввиду неосуществимости восстановления и сдана на разборку.

Так закончилась история второй лодки с номером U 9, которая несла на собственной рубке Железный крест в память о заслугах её предшественницы из кайзеровского флота.

Необходимо подчеркнуть, что в сравнении судеб обеих крестоносных лодок прослеживается большое количество совпадений. Обе лодки максимально деятельно сражались в начале собственной карьеры в Северном море под руководством таких подводных асов и талантливых командиров, как Отто Веддиген и Вольфганг Лют.

Вторая часть карьеры обеих U 9 связана с военными действиями против России, где они особенными удачами не блистали, но любая записала на собственный счёт потопленные либо повреждённые суда под Андреевским либо советским флагом. Обе лодки практически сохранились до окончания военных действий и попали в руки победителей, каковые разрешили войти их на слом. Быть может, в этом имеется что-то символическое и для флота Германии, что два раза в течении полувека спускал собственные знамёна перед победителями.

U 9, поднятая аварийно-спасательной работой, в доке судоремонтного завода. Прекрасно видна пробоина в носовой части

Ещё одним увлекательным моментом в истории подлодки U 9 есть будущее эмблемы, красовавшейся с обеих сторон её рубки, по окончании окончания Великой Отечественной. Как писал в собственной статье об истории U 9 германский историк Ганс-Йоахим Рёлль (Hans-Joachim Roll), немцы утратили следы собственной реликвии по окончании разборки лодки на металл во второй половине 40-ых годов двадцатого века. Попытки найти её следы были бесплодны, пока спустя пяти десятилетий по окончании смерти U 9 в Констанце германский исследователь Герд Эндерс (Gerd Enders), собиравший материал о действиях германских лодок на Чёрном море для собственной книги, не посетил музей Черноморского флота в Севастополе.

В том месте он заметил один из крестов U 9, демонстрировавшийся как музейный экспонат. Эндерс писал, что на кресте не было императорской его монограммы и короны кайзера «W», каковые, согласно точки зрения Рёлля, могли быть удалены в советское время «по политическим обстоятельствам». Но стоит подметить, что Эндерс совершил ошибку: фотографии эмблемы U 9 из музея подтверждают исчезновение с креста лишь короны, буква «W» и цифры «1914» на нём сохранились.

Железный крест с рубки U 9 в экспозиции Музея военно-морского флота в Санкт-Петербурге сохранился в уникальном виде

Второй крест с рубки U 9, согласно точки зрения Рёлля, был утерян окончательно, но и тут германский историк ошибается. Как удалось установить автору статьи, эта эмблема хранится в Военно-морском музее в Санкт-Петербурге. По окончании войны она была передана музею назначенным на бывшую U 9 начальником капитаном 3-го ранга А. И. Прокофьевым и доставлена в Ленинград из Севастополя сотрудником музея майором И. В. Рыжовым.

Продолжительное время крест пребывал в запасниках и только не в далеком прошлом стал экспонатом зала №7, в котором представлена экспозиция по истории Балтфлота в Первой мировой. Любопытно, что, в отличие от креста в музее Севастополя, крест в Санкт-Петербурге сохранился в первозданном виде, включая императорскую корону.

Так в музейных экспозициях в Санкт-Петербурге, Севастополе и Альтенбрухе закончилась история двух германских субмарин с крестами на рубках. В подводном флоте современной Германии подлодки под номером U 9 не существует…

Перечень источников и литературы:

  1. Корбетт Дж. Операции британского флота в Первую мировую – Мн.: «Харвест», 2003
  2. Шписс И. Шесть лет под водой – Л.: «Брокгауз-Ефрон», 1929
  3. Гайер А. Германские подводные лодки в войну 1914–1918 гг. – СПб.: «Цитадель», 1998
  4. Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. – Издательский дом «Вече», 2011
  5. Михельсен А. Подводная война 1914–1918 гг. – М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1940
  6. Шеер Р. Германский флот в Первую мировую. Пер. с нем. – М.: АСТ, 2005
  7. Воуз. Д. Подводный ас. История Вольфганга Люта – М.: АСТ, 2001
  8. Дениц К. Германские подводные лодки во Второй мировой – М.: Воениздат, 1964
  9. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
  10. Morgan D., Taylor B. U-BOAT ATTACK LOGS. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 by Seaforth Publishing, 2011
  11. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  12. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. MittlerSohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  13. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  14. Enders G. Deutsche U-Boote zum Schwarzen Meer – Verlag E.S. MittlerSohn, 1997
  15. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2001
  16. Rossler E. Geschichte des deutschen U-Bootbaues. Band I – Koblenz: Bernard und Graefe Verlag, 1986
  17. http://uboat.net
  18. http://historisches-marinearchiv.de
  19. http://www.town.ural.ru
  20. http://www.rod-macdonald.co.uk
  21. http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de
  22. http://www.helderline.nl
  23. http://www.doverwarmemorialproject.org.uk

Учитель с Железным крестом


Темы которые будут Вам интересны: