С железным крестом на рубке: зыбкая удача отто веддигена

«Эмблема с германской подлодки, входившей в состав «крестоносного» дивизиона. Лодка потоплена лётчиками черноморского флота в порту Констанца в августе 1944 года», – такое описание возможно прочесть на табличке, лежащей под стеклом рядом с экспонатом музея Черноморского флота в Севастополе. Речь заходит о громадном Металлическом кресте с буквой «W» и датой «1914», что есть увеличенной копией германского ордена времён кайзеровской Германии.

Только весьма немногие визитёры музея знают, что перед ними не просто знак победы над фашизмом, но и одна из святынь германского флота, впитавшая в себя соль трёх морей. Началась же эта история ещё в Первую мировую, в то время, когда начальник маленькой субмарины Отто Веддиген один за одним послал на дно три английских крейсера, наглядно показав возможности подводных лодок.

С железным крестом на рубке: зыбкая удача отто веддигена

В германском флоте было две субмарины с номером U 9, сражавшихся в Первую и Вторую мировые войны соответственно. Обе они достигли выдающихся удач, обе заслужили право носить на рубке символ Железного креста как особенное отличие. На фото, сделанном в военно-историческом музее Черноморского флота в Севастополе, запечатлена эмблема U 9, вести войну во Вторую мировую и потопленной советской авиацией в августе 1944 года

Первая эмблема, которая украсила рубку германской лодки, показалась благодаря кайзеру Вильгельму II, что 24 октября 1914 года пожаловал начальнику подлодки U 9 капитан-лейтенанту Отто Веддигену (Otto Eduard Weddigen) высшую приз Королевства Пруссия и одну из высших всей Германии – орден «Pour le Merite». Помимо этого, кайзер разрешил подводной лодке U 9 в качестве персональной эмблемы нести на рубке «Железный крест» в знак особенных заслуг этого корабля: 24 сентября 1914 года Веддиген был награждён Железным крестом сходу обеих степеней за потопление трёх английских крейсеров 22 сентября 1914 года. Такое награждение было большой редкостью и являлось весьма почётным – до Веддингена за время существования империи Гогенцоллернов лишь два моряка взяли обе степени сходу – в 1900 году корветтен-капитан Вильгельм фон Ланс (Wilhelm von Lans) и в 1902 году капитан цур зее Гвидо фон Узедом (Guido von Usedom).

Предвоенные годы — подводник на хорошем счету

U 9 была выстроена на «Кайзеровской Верфи» (Kaiserliche Werft) в Данциге и вступила в строй германского флота 18 апреля 1910 года. Лодка относилась к типу «U 9» из серии субмарин, оснащённых двигателями Кертинга, и владела следующими чертями:

  • водоизмещение (надводное/подводное), тысячь киллограм – 493/611
  • силовая установка – двигатели Кертинга 2?300 и 2?250 л.с., электродвигатели 2?580 л.с.
  • скорость (надводная/подводная), узлов – 14,2/8,1
  • протяженность корпуса 57,90 м
  • ширина корпуса 6,00 м
  • осадка 3,10 м
  • четыре торпедных аппарата (два носовых, два кормовых), шесть 450-мм торпед
  • экипаж 29 человек

С 1 октября 1911 года лодкой руководил Отто Веддиген, которому 25 апреля 1912 года было присвоено звание капитан-лейтенанта. Он служил на подлодках с 1908 года, руководил ранее подводными лодками U 4, U 3, U 5 и был одним из лучших офицеров молодого подплава Германии. Под руководством Веддигена U 9 отрабатывала маневрирование и тактические упражнения в Балтийском море.

14 октября 1912 года на ней случился взрыв, за которым последовал пожар в двигательном отсеке, благодаря чего лодка пребывала в ремонте до 17 февраля 1913 года. Сейчас U 9 была включена в первую полуфлотилию подводных лодок, базировавшуюся на Гельголанде.

Легендарный подводник капитан-лейтенант Отто Эдуард Веддиген, 1882–1915

Спустя пара месяцев Веддигену удалось отличиться на манёврах. Вот как об этом вспоминал его вахтенный офицер Йоханнес Шписс (Johannes Spie?):

«U 9 отличилась в тогдашних учебных манёврах. К примеру, 21 мая 1913 года нам удалось выпустить четыре торпеды (две с носа и две с кормы) и одним залпом выбить из строя три линейных корабля – «Фридрих дер Гроссе» [SMS Friedrich der Grosse], «Остфрисланд» [SMS Ostfriesland] и «Тюринген» [SMS Thuringen], но эта учебная атака, обратившая на себя внимание наибольшего руководства, чуть было не обошлась нам весьма дорого. Дело в том, что перед самым началом атаки отечественная эскадра поменяла курс, о чём мы не знали, и ближайшая к нам лодка, пребывавшая на поверхности, чуть не протаранила нас».

Во второй половине 1913 года лодка Веддигена проводила большое количество времени в море совместно со своей флотилией. Субмарины занимались учебными манёврами в проливе Каттегат и вблизи острова Гельголанд. В декабре U 9 в первоначальный раз попала в шторм и развеяла ранее бытовавшие сомнения в том, сможет ли подлодка выдержать штормовую погоду.

Открытка с изображением U 9, проходящей через Кильский канал

Подводная лодка Веддигена высоко ценилась , исходя из этого она значительно чаще посылалась на учебные плавания и манёвры. 30 января 1914 года на ней совершил первое подводное плавание командующий флотилией корветтен-капитан Герман Бауэр (Hermann Bauer) – в скором времени командующий подводными силами Германии в Первой мировой.

Капитан-лейтенант Веддиген был экспертом торпедного дела, исходя из этого неудивительно, что на манёврах 16 июля 1914 года командующий флотилией выбрал как раз его лодку для особенного задания. В тот сутки Веддигену было поручено совершить учебную торпедную атаку малого крейсера «Гамбург». U 9 справилась с поставленной задачей, став первой в мире лодкой, которая совершила стрельбу с перезарядкой торпедных аппаратов под водой.

Необходимо подчеркнуть, что именно эта практика с лихвой окупилась практически два месяца спустя, принеся U 9 и её начальнику место и мировую славу в морской истории.

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево накалило политическую обстановку в Европе, поставив её страны на грань войны. 28 июля 1914 года Австро-Венгерская империя объявила войну Сербии, и в тот же сутки подводники на U 9 в первый раз установили боевые взрыватели на торпеды и сняли со всех торпед учебные предохранители. К августу 1914 года у Германии было примерно два десятка боевых субмарин, часть из которых базировалась на Гельголанде, бывшем форпостом германского флота.

Легендарная подводная лодка U 9 в Киле. На фото хороши видны крышки кормовых торпедных аппаратов, из которых был потоплен крейсер «Кресси»

Когда начались боевые действия с Россией, командующий подводными силами Бауэр развернул собственные лодки в Северном море на случай, в случае если Англия всё-таки поддержит Антанту и станет соперником Германии. В тот вечер на мостике U 9 Веддиген сообщил Шписсу: «Шписс, смотрите, какое красное небо. Как словно бы всю землю купается в крови.

Попомните мои слова – Англия начнёт нам войну». Слова начальника U 9 были пророческими – по окончании неосуществимости решить проблему политическим путём Англия объявила войну Германии и направила войска на помощь Франции.

Звёздный час Отто Веддигена

6 августа энергичный Бауэр отправил собственные подлодки для нападения на английский флот у Скапа-Флоу. Это был храбрый замысел, в соответствии с которому 10 субмарин, включая U 9, должны были широким строем фронта направляться к линии Норвегия – Оркнейские острова для поиска неприятеля. До этого момента подводные лодки ни при каких обстоятельствах не предпринимали таких дальних походов, и первое боевое крейсерство закончилось неудачей.

8 августа лодка Веддигена была вынуждена повернуть обратно из-за неполадок двигательной установки. Оставшиеся девять лодок продолжили поход, но ничего не добились. 12 августа на Гельголанд возвратились только семь из них: U 13 пропала без вести, а U 15 разрубил надвое форштевень английского крейсера «Бирмингем» (HMS Birmingham).

Британский броненосный крейсер «направляться» — первая жертва Отто Веддигена утром 22 сентября 1914 года

Первая кровь в подводной войне пролилась, и она была германской, но ответ не вынудил себя ожидать. 5 сентября в 16:45 подводная лодка U 21 обер-лейтенанта цур зее Отто Херзинга (Otto Hersing) торпедировала и потопила английский крейсер «Патфайндер» (HMS Pathfinder) у берегов залива Ферт-оф-Форт. Спустя же 14 дней Англия испытала настоящий шок от утраты сходу трёх броненосных крейсеров, виной чему снова была германская подводная лодка. Вот как обрисовывают произошедшее английские историки Р. Гибсон и М. Преднергаст в собственном труде о подводной войне:

«Следующий удар был нанесён в южных водах с ошеломляющей силой. Со времени переброски в августе во Францию Экспедиционного корпуса в районе, известном называющиеся «Броуд-Фортинз» (Brood Fourteens), к югу от Доггер-банки (Dogger Bank), был дозор, складывавшийся из ветхих броненосных крейсеров (7-я эскадра), имевший задачу закрывать Дуврский патруль и оказывать помощь флотилиям Гарвичского отряда (Harwich Force flotillas).

Эта эскадра, прозванная не в серьез «эскадрой живой приманки» («Live Bait Squadron»), через чур скоро оправдала собственное ужасное прозвище. Как словно бы сама природа была в заговоре с атакующими, поскольку погода вечером 17 сентября вынудила эскадренные миноносцы искать убежища в порту. Лишь по окончании полуночи на 22 сентября коммодор Тируитт был в состоянии выйти в море из Гарвича (Harwich), дабы образовать противолодочную завесу.

В периоды свежей погоды эти громадные крейсера несли дозор без какой бы то ни было охраны из эскадренных миноносцев. Опасностью от подводных лодок вычисляли вероятным пренебречь ввиду маленькой крутой волны, разведённой штормом; помимо этого, предполагали, что германские лодки находятся существенно севернее, у норвежского побережья.

В соответствии с существовавшим распоряжениям, три крейсера – «Абукир» (HMS Aboukir), «Кресси» (HMS Cressy) и «Хог» (HMS Hogue) – шли в линии фронта на двухмильных промежутках друг от друга, курсом N, ходом около 10 узлов. Утром 22 сентября стихло и было очевидным; у Шевенингских банок (Scheveningen) была громадная зыбь. Около 7 часов 30 мин. совсем нежданно замечательный взрыв потряс «Абукир».

Корабль сходу накренился и через 25 мин. перевернулся, покинув солидную часть собственной команды барахтающейся в воде.

Полагая, что обстоятельством трагедии являются мины заграждения, «Хог» приблизился для помощи погибавшему кораблю и со своей стороны был подорван двумя торпедами. Через 5 мин. его палуба покрылась водой, а ещё через 5 мин. крейсер совсем погрузился. Совершенно верно так же подошёл «Кресси» для спасения оставшихся в живых людей, также взял попадание двумя торпедами и через 1/4 часа затонул.

В последнем случае утраты в людях были особенно громадны, поскольку шлюпки «Кресси» были построены и целиком и полностью заняты подбиранием людей, оставшихся в воде по окончании смерти двух вторых крейсеров. Лишь благодаря самоотверженной помощи двух голландских пароходов и нескольких лоустофтских [из близлежащего города Лоустофт] траулеров, пренебрегших опасностью от предполагаемых мин заграждения, около 837 офицеров и матросов было спасено.

Не обращая внимания на все старания спасти всех людей, эта катастрофа стоила стране судеб 62 офицеров и 1073 матросов, многие из которых были призванными из запаса и гардемаринами. Таким страшным образом обнаружилась подводная опасность в водах метрополии, причём потопление трёх судов было делом всего одной малой лодки U-9 под командой Отто Веддигена».

Стоит взглянуть на смерть трёх крейсеров с германской стороны – так сообщить, в перископ U 9, посредством воспоминаний очевидца этих событий Йоханнеса Шписса. Веддиген вышел в море 20 сентября, имея приказ прорваться через Дуврский пролив и осуществлять нападения на боевые суда и транспорты для препятствования перевозке британских армий в Бельгию. Рано утром 22 сентября он встретил упомянутые три крейсера у плавучего маяка Маас в очень удачном положении для их атаки.

Суда были обнаружены первым вахтофицером Шписсом, что срочно привёл к командиру на мостик. Встав наверх, Веддиген приказал погружаться, дабы нападать под перископом. Лодка начала сближение с целями, каковые были опознаны как четырёхтрубные английские крейсера.

Экипаж U 9 горел жаждой отомстить за смерть U 15.

Британские броненосные крейсера «Кресси» (вверху) и «Хог» (внизу). Из шести выстроенных в 1898–1904 гг. судов типа «Кресси» (головной корабль серии) ровно добрая половина была утрачена в течение практически одного часа!

Веддиген избрал первой жертвой собственных торпед крейсер «Абукир», идущий в середине строя. В 07:20 торпедный аппарат №1 был подготовлен к стрельбе, и спустя маленькое время из него была выпущена торпеда с расстояния 500 метров. Через 31 секунду на лодке услышали глухой взрыв. Веддиген поднял перископ, дабы разглядеть, что происходит на поверхности.

Как пишет Шписс: «Мне лишь один раз удалось посмотреть на него в перископ: его корма ушла глубоко под воду, из четырёх труб валил густой пар, таран же ещё выглядывал из воды. Спускали спасательные шлюпки». Это был крейсер «Абукир».

Торпедный аппарат перезарядили, и в 07:55 Веддиген произвёл залп двумя торпедами по второму крейсеру, а после этого, убрав перископ, приказал дать задний движение, поскольку расстояние до соперника сократилось до 300 метров. Обе торпеды поразили крейсер «Хог», что кроме этого затонул. Сейчас на очереди был третий крейсер, но сейчас инженер-механик доложил, что батарея практически разряжена, и скоро станет нужно срочно всплывать. Но, вопреки всему, Веддиген продолжил атаку.

В 08:20 кормовые аппараты U 9 разрядились двумя торпедами, одна из которых поразила цель. Но третий крейсер, «Кресси», взяв торпедное попадание, тонуть не планировал, поскольку на нём были закрыты все водонепроницаемые переборки и люки, исходя из этого Веддигену было нужно израсходовать на него и последнюю торпеду, которая добила «подранка». По словам Шписса, это было страшное зрелище:

«В 8 час. 35 мин. торпеда была выпущена и разорвалась у носовой части крейсера «Кресси»: тёмная туча взвилась кверху, а на её месте забил огромный белый фонтан. Попадание было успешное. На отечественных глазах жизнь сотен людей превратилась в катастрофу.

Гигант медлительно, всеми собственными четырьмя трубами начал ложиться на левый борт, и люди, как муравьи, рассыпались по нему; сперва сгрудились на правом борту, а позже переползли на плоский киль, пока волна не смыла их. Тяжёлая картина для моряка!..»

В 08:50 U 9 всплыла на поверхность и забрала курс на базу, куда благополучно прибыла на следующий сутки. На Гельголанде экипаж лодки ожидала награды и торжественная встреча – как уже говорилось, Веддиген взял Железный крест сходу II и I класса, другой экипаж – кресты II класса.

Моряки экипажа U 9 по окончании возвращения из сделавшего их известными похода. Все моряки с Железным крестом II класса, а начальник лодки капитан-лейтенант Отто Веддиген взял сходу две степени этого ордена

По приходу на базу лодка была послана на верфь для ремонта. По окончании его окончания случился знаковый эпизод в судьбе U 9, что вписал её в историю германского флота как подводную лодку №1 на все времена. Вот что писал Йоханнес Шписс: «Тем временем ремонт U 9 на верфи приближался к концу.

По обеим сторонам отечественной рубки показались изображения железного креста, каковые потом были сделаны из листового железа и привинчены к башне U 9. Один из них я сохранил у себя на память. Итак, мы были в полной мере готовы к выходу в море». С того времени железный крест на рубке постоянно будет находиться на подлодках с тактическим №9 как напоминание о событиях 22 сентября 1914 года.

13 октября Веддиген снова вышел в море, заряженный на новые свершения. Сейчас лодка взяла задание совершить разведку между Норвегией и Оркнейскими островами и, по возможности, нападать Гранд Флит на его якорной стоянке. Спустя двое дней, 15 сентября, U 9 нашла 10-ю бригаду бронепалубных крейсеров – однотипные «Хоук» (HMS Hawke), «Тизиус» (HMS Theseus), «Эндимион» (HMS Endymion), и любой матрос на подлодке Веддигена ожидал повторения прошлого успеха. Но не тут-то было:

«Сейчас британцы применяли полученный урок. Крейсеры типа «Эдгар» держались вдалеке друг от друга, всегда изменяли курс, поменяли скорость, время от времени следуя 7-узловым ходом, время от времени увеличивая его до 14 узлов. Атака таких целей была неизмеримо более тяжёлой, поскольку условия сближения и атаки изменялись каждую 60 секунд.

Такова была тактика уклонения от атак подводных лодок, предпринятая британцами по окончании смерти трёх крейсеров. Исходя из этого у U-9 ничего не вышло. Часами она выслеживала крейсеры, стараясь выйти на нужную расстояние.

Наконец, Веддиген и Шписс утратили терпение и ушли на глубину».

Но однако фортуна в тот сутки благоволила Веддигену. Ему удалось торпедировать и потопить крейсер «Хоук», что перед этим застопорил движение для приёма почты с «Эндимиона», а после этого отправился своим курсом, имея на момент попадания торпеды скорость 12–13 узлов. «Хоук» сходу взял крен, перевернулся и затонул в течение 8 мин., унеся с собой 526 человек экипажа. Но на U 9 этого не заметили.

Как вспоминает Шписс, торпеда была выпущена в 11:53 с расстояния в 400 метров, и лодка, утратив от взрыва управление, ушла с перископной глубины. В то время, когда спустя 8 мин. перископ снова был поднят, то крейсер уже был под водой. Остальные суда скрылись из виду.

Но, спустя час они опять были атакованы, но «Тезеусу» удалось уклониться от торпеды, выпущенной c U 17.

Английский бронепалубный крейсер «Хаук» до собственной смерти успел прославиться столкновением в 1911 году с систершипом известного «Титаника» — океанским лайнером «Олимпик»

Затем успеха Веддиген продолжил исполнение задания и совершил попытку пробраться в Скапа-Флоу. У входа на стоянку он атаковал английские миноносцы, но так увлекся, что сам был обнаружен и чуть было не протаранен одним из них. 23 октября U 9 возвратилась на базу под громкие крики «Ура!».

Два похода Веддигена стоили британцам утраты трёх броненосных крейсеров в 12 000 тысячь киллограм любой, одного бронепалубного крейсера в 7350 погибших моряков и 1990 тонн водоизмещения. Это был потрясающий успех, и 24 октября 1914 года кайзер Вильгельм II наградил начальника U 9 орденом «Pour le Merite» – Веддиген стал первым подводником, удостоенным столь высокой приза.

Стремительный восход, стремительный закат…

Больше на U 9 Веддиген в море не выходил. В качестве начальника на мостике его поменял Йоханнес Шписс, поскольку подводный ас был должен пройти лечение травмированной ноги (растяжение связок на ступне). В феврале 1915 года Отто Веддиген взял под собственную руку новую лодку U 29, на которой в начале Марта вышел в Дуврский пролив для действий против вражеского торгового судоходства на западных подходах к Англии, между Бретанью и Ирландией.

Установлено, что за маленький период собственного похода, с 11 по 14 марта, Веддиген потопил в том месте четыре судна неспециализированным тоннажем 12 934 тысячь киллограм и повредил ещё два. Но на базу U 29 так и не возвратилась.

Германский историк А. Гайер, ссылаясь на адмирала Джеллико, пишет по этому поводу в собственной работе следующее:

«Об участи, постигшей U-29, строились всевозможные предположения: кстати, предполагали злоупотребление неприятелем нейтральным флагом. После этого показалось известие, гласившее, что U-29 погибла при атаке британского флота. Наконец, адмирал Джеллико в собственной книге «Гранд-Флит в войне 1914–1918 гг.» немного поднял завесу над судьбой лодки.

По предположению британского адмирала, Веддиген решил возвращаться обратно не через Канал, а обогнув Англию с севера, и 18 марта между мысом Питер-Хэд и Норвегией встретил британский флот. Вот что пишет Джеллико об атаке U-29: «Сперва последовала атака со стороны Веддигена на 1-ю эскадру британских линкоров, шедшую зигзагообразными направлениями со скоростью 15 узлов. Торпеда прошла в близи за кормой линейного корабля «Нептун».

Командующий британским флотом приказал срочно поменять курс на 12° вправо и расширить движение до 17 узлов, дабы выйти из района действия подлодки. Немного южнее сейчас проходила 4-я эскадра линкоров курсом на Ферт-оф-Морей; она не последовала перемещению флагмана и тем самым приблизилась к позиции лодки. Линейный корабль «Дредноут» заметил перископ лодки слева по носу и, дав полный движение, развернул на неё.

Таранный удар удался, U-29 на пара мгновений показалась над поверхностью, имея громадный дифферент на корму, так что удалось прочесть надпись на носу, и после этого скоро погрузилась».

В том месте же Гайер отмечает два серьёзных и увлекательных события, касающихся смерти Веддигена и его лодки. Во-первых, Веддигену вправду везло в отношении встреч с кораблями ВМФ соперника. Так, например, многие выдающиеся германские подводники годами не встречали таких лакомых целей, как крейсера либо линейные корабли.

Веддиген же топил их и принял смерть от них же. Во-вторых, у Веддигена был шанс сохраниться, если бы он уклонился погружением от угрожавшей ему опасности, но, как пишет Гайер, «…несчастье возможно приписать только тому, что Веддиген знал только один лозунг – «атака»». Желание опять испытать азарт атаки стало для подводного аса губительным.

U 29 — подлодка ,на которой совместно со своим новым экипажем погиб капитан-лейтенант Отто Веддиген

Но возвратимся к U 9. Под руководством Шписса лодка совершила пара боевых походов, в которых ей удалось добиться некоторых удач. Третий боевой поход U 9 и первый для Шписса в качестве её начальника был неудачен, но в следующем новому начальнику удалось достигнуть результата.

Лодка вышла в море 2 мая для действий в западной части Северного моря, где с 3 по 6 мая Шписс послал на дно 10 английских рыболовецких траулеров, а 8 мая торпедировал и потопил два парохода: «Дон» (Don, 938 тысячь киллограм) и «Королева Вильгельмина» (Queen Wilhelmina, 3590 тысячь киллограм). В следствии 15 мая лодка вошла в Кильский канал с всецело растраченным боезапасом и с эмоцией выполненного долга у экипажа. U 9 была послана на верфь, где ей предстоял капремонт.

15 июня Шписс привёл лодку в Данциг, а 18 июля – в Либаву, откуда U 9 начала боевые действия против нового соперника – русского флота. Первый боевой поход на Балтике был связан с проникновением лодки в Финский залив с целью сбора разведданных. Второй поход U 9 прошёл в августе 1915 года.

В этом случае Шписс повёл собственную лодку к острову Утё, что входил в совокупность морского укрепрайона, именовавшегося Або-Аландской шхерной позицией. В том месте 9 августа при попытке атаковать русскую субмарину он сперва посадил U 9 на камни, а позже и сам был атакован соперником, но, к счастью для германского экипажа, торпеда прошла мимо лодки.

Покинув данный район, 16 августа U 9 пришла к Моонзундскому архипелагу, где у острова Моон ею был потоплен британский пароход «Сербино» (Serbino, 2205 тысячь киллограм), совершавший рейс Рига – Петроград. На протяжении этого похода Шписс имел ещё пара столкновений с неприятельскими подлодками.

Подлодка U 9 в Камбере, по окончании поднятия со ремонта и дна. Дувр, весна 1919 года

Предстоящие действия U 9 не изобилуют подробностями. В соответствии с Гайеру, с 2 по 10 октября она несла дозорную работу у входа в Финский залив. По воспоминаниям Шписса, в ноябре его отправили к Ревелю караулить в фарватерах вражеские суда. 5 ноября U 9 нападала у острова Оденсхольм группу русских запасных тральщиков, поднявшихся на якорь на протяжении шторма.

Торпедой был поражён и затонул тральщик ТМ4 (бывший пароход «Даго», реквизированный для потребностей русского флота в 1914 году, 1080 тысячь киллограм), на котором погибло семь моряков. Больше ничего значительного Шписсу на Балтике сделать не удалось.

20 апреля 1916 года U 9 была признана негодной для применения в военных действиях и передана в распоряжение школы подводного плавания как учебная лодка. Шписс взял назначение на другую субмарину. До конца войны ему довелось руководить ещё четырьмя лодками.

Персональный итог Йоханнеса Шписса составил 40 судов неспециализированным тоннажем практически 80 000 тысячь киллограм, включая и суда, потопленные на U 9. Шписс умер в 30 марта 1972 года в Гамбурге в возрасте 83 лет, покинув по окончании себя мемуары называющиеся «Шесть лет под водой».

Поднятая и отбуксированная на отмель лодка U 9 по окончании отлива. Дувр, весна 1919 года

Заключение Версальского мира поставило точку в Первой мировой. В соответствии с условиям перемирия, а после этого последовательности статей Версальского соглашения, 176 германских подводных лодок передавались Англии и после этого уже должны были быть поделены между союзниками по Антанте. Имевшиеся у Германии подводные лодки, каковые были в состоянии постройки либо являлись немореходными, были разрешены войти на слом под контролем победителей.

U 9 пережила войну и сдалась Королевскому Флоту 26 ноября 1918 года. По пути из Гарвича в Моркам для разделки на металл лодка разрешила течь. 13 марта 1919 года она зашла в гавань порта Дувр, где затонула. 20 дней спустя, на протяжении сильного прилива, её удалось поднять посредством двух лихтёров. В то время, когда вода сошла, U 9 осталась на отмели неподалеку от загиба Ватерлоо (Waterloo Crescent).

Лодка пришла в Дувр – в порт, из которого ушло в море так много моряков, которых она послала в их последний поход на дно. Было в этом что-то символическое!

Лодка U 9 была разделана на металл, но Железный крест с рубки, как и при с наследницей боевой славы, сохранился и стал музейным экспонатом. На данный момент он хранится в Музее подводных лодок в германском Альтенбрухе

Откачав из корпуса лодки остатки воды, портовые рабочие отремонтировали субмарину, снова придав ей мореходность. Через 14 дней, на протяжении прилива, подводная лодка всплыла и наконец отшвартовалась в восточной части Камбера. Но U 9 оставалась непокорной до конца!

Один из очевидцев её транспортировки в Камбер с иронией увидел, что «U 9 продемонстрировала неприязнь ко всему английскому языку , протаранив и повредив северный причал». Дух Веддигена не имел возможности согласиться с поражением и мстил британцам. Позднее лодка была всё-таки приведена в Моркам, где и отправилась на слом.

На этом историю первой крестоносной лодки можно считать оконченной, а о её наследнице мы поболтаем в следующий раз.

Продолжение истории подводных лодок с Железным крестом на рубке

•РУБКА|RUBKA•ДОБИВЫ|DOBIVY|•


Темы которые будут Вам интересны: