Самолет вгараже: легковая авиация

Самолет вгараже: легковая авиация

А в гаражах рядом с домом находились маленькие реактивные самолеты. И каждое утро жители этого города разлетались на работу: кто — в испытательный центр, кто — на мыс Канаверал, кто — на сборочные фирмы. В тот сутки я первый раз в жизни пожалел, что живу не в Америке.

«Это не такая уж и фантастика кроме того для нашей страны, — пробует убедить меня Герой Советского Союза летчик-астронавт Игорь Волк, — мы стоим на пороге «легкового» самолетостроения. Вы еще застанете времена, в то время, когда легковые самолеты начнут вытеснять автомобили ». Игорь Волк — тяжелая артиллерия группы русских инженеров, разрабатывающих принципиально новый тип «легковых» самолетов.

А замечательная помощь им нужна как воздушное пространство, уж больно фантастически выглядит проект — четырехместный самолет будет умещаться в простом гараже, управляться как автомобиль, быть надёжным и взлетать с 27 метров! Взлетная полоса, скатанная в рулон, также может храниться в стандартном гараже.

Взлетаем с пятачка

«Любой элемент в отдельности вовсе не фантастичен и, в большинстве случаев, уже отработан до нас, — говорит основной конструктор проекта. — Мы все успехи легкого самолетостроения в одну машину — Lark-4».

При упоминании самолетов с укороченным посадкой и взлётом на память сходу приходят сверхдорогие палубные армейские Яки и Харриеры, сжирающие при взлете фактически целый запас горючего. Но были в истории и другие примеры, самый броский из них — германский Fi 156 Storch времен Второй мировой войны, выпущенный тиражом практически 2900 автомобилей. Гениальный авиаконструктор Герхард Физелер спроектировал машину как самолет укороченного посадки и взлёта с крылом громадной подъемной силы.

Разбег «Шторха» составлял всего 65 м, пробег по окончании посадки — 22 м. При встречном ветре 40 км/ч машина по большому счету имела возможность «зависать» в воздухе без утраты управляемости. Именно на этом самолете Отто Скорцени вывез Муссолини из плена. Для этого «Шторху» было нужно сесть прямо на вершине Гран-Сассо-д?Италия — самой высокой горной цепи в Абруццских Апеннинах.

Целый секрет «Шторха» был в его крыле — с неподвижным предкрылком, расположенным на протяжении всего крыла; щелевыми щелевыми и элеронами камерными изменяемыми закрылками. Готовый самолет превзошел все ожидания конструктора — редкий случай во всемирной практике.

Как птица

Один из самых идеальных и экономичных движителей имеет птица. Но создать полную копию птичьего крыла современным разработкам не под силу. А вот частично применять принцип махолета возможно уже сейчас. К примеру, применить вибрирующие либо машущие предкрылки, изобретенные еще в середине 40-х отечественным соотечественником, инженером кафедры аэродинамики МАИ Александром Болдыревым.

Мысль крыла Болдырева пребывала в следующем — машущий предкрылок прогонял воздушное пространство над поверхностью крыла, создавая дополнительную подъемную силу. Болдырев совершил стендовые опробования и выстроил летающую резиномоторную модель.

Опробования моделей в продувки и МАИ в аэродинамической трубе в ЦАГИ продемонстрировали, что колеблющийся предкрылок формирует одновременно горизонтальную тягу и вертикальную подъемную силу, причем громаднейший эффект наблюдался на частотах от 50 до 80 Гц при отклонениях предкрылков на углы порядка +/-15 градусов. Наряду с этим большая тяга, приобретаемая посредством предкрылка, в момент трогания самолета с места составляла более четырех килограмм/л.с.

Это приблизительно в 2,7−3,6 раза больше, чем тяга, приобретаемая посредством воздушного винта, имеющего всего от 1,1 до 1,5 кг/л.с. А подъемная сила на взлетных скоростях, приобретаемая посредством вибропредкрылка, более чем в четыре раза превышала подъемную силу крыла без вибропредкрылка.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века был выстроен полноразмерный аппарат, но на предполетных опробованиях случилось проект и разрушение привода закрыли. Из-за чего? Дело в том, что вибропредкрылок имел возможность действенно трудиться в качестве независимого движителя только на низких скоростях, 200−250 км/ч.

На более высоких скоростях он терял собственную эффективность.

Из-за увлечения и этих недостатков созданием в 1940-е годы все более скоростных самолетов неспешно интерес к работам с вибропредкрылком был потерян, и их финансирование было прекращено. Конструкторы Lark-4 реанимировали конструкцию Болдырева с учетом новейших технологий. Созданная активная механизация крыла на базе этого решения разрешила добиться еще большей подъемной силы, чем у Болдырева, что, со своей стороны, разрешило кардинально снизить размер крыла и быстро уменьшить скорость и длину взлета-посадки.

Не страшнее автомобиля

— Со взлетом мы более-менее разобрались, — не унимаюсь я, — а вот как быть с посадкой? Неумелому пилоту необходимо попасть в начало 27-метровой полосы. Причем ежедневно.

— Вот вы на 40 км/ч в гараж на машине заехать с первого раза сможете? — Игорь Волк, чувствуется, уже поднаторел в словесных баталиях. — Отчего же не сможете на 43 км/ч (посадочная скорость Lark-4) попасть во взлетную полосу? А вдруг промахнетесь, последствия будут не меньше и не больше, чем в случае если на машине промахнетесь мимо гаража.

— Прекрасно, но у меня несколько раз за мою жизнь на автостраде глох двигатель, — мне думается, что я подловил астронавта. — Самолет — не автомобиль, на обочине не припаркуешься.

На помощь Храбрецу СССР опять приходят конструкторы. На самолете имеется еще два маленьких турбореактивных двигателя, подобных используемым в авиамоделизме. Они находятся в корневых наплывах крыла и делают в полете последовательность запасных функций.

В случае если в ходе полета маршевый двигатель не известно почему прекращает работу, то вспомогательные двигатели начинают трудиться на активную механизацию крыла, среди них и на один из ее компонентов — вибропредкрылки.

На малых скоростях, кроме того с приводом от маломощных двигателей, эта механизация крыла обеспечит самолету хорошую тянущую и действенную подъемную силы. Исходя из этого и с неработающим маршевым двигателем, за счет действия одной только активной механизации, самолет способен будет взлетать, набирать высоту, маневрировать, одним словом, выполнять обычный полет, но лишь со скоростью намного меньше крейсерской, не более 200−250 км/ч. Но, данной скорости самолету будет достаточно, дабы при необходимости нормально долететь до нужного пункта посадки.

Вихри враждебные

Увлекательные инженерные ответы Lark а на этом не заканчиваются. На законцовках крыла прекрасно видны «пропилы», как словно кто-то поработал циркулярной пилой. Дело в том, что на протяжении полета самолета, при перетекании воздуха с нижней поверхности крыла на верхнюю (из-за отличия давлений) на финишах крыльев появляются воздушные вихревые процессы, поглощающие большую часть энергии, затрачиваемой на обеспечение полета.

Для борьбы с этим явлением довольно часто на финишах крыльев ставят маленькие вертикальные стабилизаторы. «Прорезные» фирменные законцовки крыльев Lark а, по уверению конструкторов, еще более действенно решают эту проблему.

Вместо сердца

Работы по маршевому двигателю для Lark-4 велись в оборонном МКБ «Гранит». За базу был забран ранее созданный в МКБ турбореактивный двигатель для крылатых ракет — компактный, надежный и экономичный.

Гражданская версия двигателя стала называться ТВД-400Д. При массе 84 кг он имеет мощность 560 л.с. Расход горючего на 100 км пути, согласно расчетам, должно составить около 11 л низкооктанового дизтоплива.

Кстати, двигатель называющиеся ТВД-400 в авиационно-технических справочниках так и значится: двигатель для самолета Lark-4.

Прогнозов не даем

Нам удалось подержать в руках лопасти винта Lark-4, покрутить разнообразные макеты самолета, заметить высоконадежный и экономичный двигатель ТВД-400Д, поболтать с конструкторами, взглянуть чертежи и нарисовать самолет. Полетит либо нет данный необычный аппарат, угадать мы не беремся. Не смотря на то, что нам бы весьма хотелось быть его первыми пассажирами.

А значительно лучше — пилотами. Либо водителями?

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№35, сентябрь 2005).

Омич смастерил в гараже самолёт


Темы которые будут Вам интересны: