Самые массовые эсминцы

Незадолго до Первой Мировой самым бурно развивающимся классом кораблей ВМФ были эскадренные миноносцы. Всего за дюжина лет они втрое-вчетверо выросли в размерах, а по оружию начали приближаться к лёгким крейсерам. В этом отношении ВМС США пара отставали от вторых ведущих флотов мира — но весьма не так долго осталось ждать мощь американской индустрии разрешила наверстать потерянное.

В 1917 в Соединённых Штатах началось строительство самых бессчётных в истории эсминцев, взявших наименование «флэшдекеры» — «гладкопалубники».

Америка сооружает эсминцы

В случае если «истребитель» — destroyer начала ХХ века во всех государствах мира нёс одно 76-мм орудие, пара малокалиберных пушек и два-три торпедных аппарата калибром 15–18 дюймов, то в начале двадцатого века, в то время, когда водоизмещение новых эсминцев уже перевалило за тысячу тысячь киллограм, они взяли по три-четыре 102-мм орудия и до восьми-девяти торпедных труб. Калибр торпед вырос до 533 мм (21 дюйм), а основное — эсминцы стали оснащаться паровыми турбинами, а их большая скорость увеличилась с 27–30 до 32–37 узлов.

Американские «тысячетонные» эсминцы типа «Кэссин», заложенные в 1912 году, несли по четыре 102/50-мм орудия и четыре двухтрубных 457-мм торпедных аппарата (по два на борт), но развивали скорость всего в 29 узлов — в эру Первой мировой этого уже очень не хватало. Как и их предшественники (750-тонные эсминцы типов «Смит» и «Паулдинг»), они имели большой полубак и по четыре дымовые трубы — наряду с этим полубак стал заметно меньше, а трубы были придвинуты к нему, а не размещены по центру корабля.

Самые массовые эсминцы

Эсминец DD-63 «Сэмпсон», проектный вид.
Фото из Национального архива США

Всего было выстроено 26 «тысячетонных» эсминцев (с DD-43 по DD-68), каковые относятся к четырём последовательным сериям: «Кэссин» (восемь судов), «О’Брайен», «Такер» и «Сэмпсон» (по шесть судов). Три последние серии строились на протяжении Первой Мировой и несли 533-мм торпедные аппараты, на «Сэмпсонах» торпедные аппараты стали трёхтрубными.

Все эти суда имели серьёзный недочёт — низкую по меркам Первой мировой скорость хода. Это было вызвано мыслями экономии: ещё в 1912 году при проектировании «Такера» Бюро ремонта и строительства ВМС подсчитало, что с целью достижения 35-узловой скорости потребуются турбины мощностью 40 000 л. с., а машин корабля и стоимость корпуса (без оружия) наряду с этим составит $1 900 000. Одновременно с этим цена судов первых двух серий при мощности автомобилей в 16 000–18 000 л. с. пребывала в пределах $800 000.

Но турбинные установки дешевели, а скорость судов во всех государствах росла. Исходя из этого в марте 1915 года Конгресс утвердил строительство шести новых эсминцев со скоростью не меньше тридцати узлов и ценой (без снабжения и учёта вооружения) не более $925 000 за любой — при условии, что три из этих эсминцев будут выстроены на берегу Тихого Океана. Суда закладывались с лета 1917 года, взяли номера от DD-69 по DD-74 и известны как тип «Колдуэлл».

Пять из них удалось ввести в строй до окончания Первой Мировой.

Вдобавок ко всему в октябре 1915 года командующий Атлантической флотилией эсминцев кэптен У. С. Симс сделал доклад, отметив, что малые миноносцы расходуют горючее через чур скоро, в особенности на громадном беспокойстве, и что армейские игры продемонстрировали необходимость создания быстроходных миноносцев с громадным радиусом действия.

Эсминец DD-74 «Манли» в Панамском канале, 1920-е годы.
Фото из Национального архива США

При том же силуэте архитектура новых судов быстро изменилась: на смену полубачной схеме пришёл корпус с ровной палубой, медлено увеличивавшейся к носу. Как раз исходя из этого суда стали именовать гладкопалубниками — «флэшдекерами». Эсминцы имели совсем новую конструкцию корпуса: увеличилась ширина на миделе, пара уменьшилась осадка. В следствии, увеличив водоизмещение на сотню тысячь киллограм, удалось быстро повысить мореходность корабля.

Оружие осталось прошлым: четыре 102-мм орудия и четыре трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата при стандартном проектном водоизмещении в 1020 т и обычном — в 1125 т. Помимо этого, по проекту любой эсминец взял две новые 28-мм зенитные пушки — но, из-за недостатка таких орудий их было нужно заменять одной либо двумя короткоствольными 76/23-мм зенитками. На практике водоизмещение судов выяснилось заметно больше проектного: так, «Гуин» и «Колдуэлл» имели обычное водоизмещение в 1262 т и полное — в 1379 т.

поперечный разрез и Теоретический чертёж «четырёхтрубного» эсминца по мидель-шпангоуту
Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный»

Изменилось и размещение оружия: две центральные 102-миллиметровки, ранее находившиеся по бортам сходу сзади среза полубака, сейчас перенесли на навесную площадку между второй и третьей трубами — в том направлении, где раньше на правом борту стоял первый торпедный аппарат. Сейчас эти орудия имели возможность функционировать при любой погоде и на любом ходу. Дабы обезопасисть палубу от заливания, всё пространство от носовой рубки до данной площадки закрыли фальшбортом.

Позднее на большинстве «гладкопалубников» пространство от борта до орудийной площадки закрывали лёгкой стенкой, перевоплотив её в некое подобие лёгкой центральной надстройки. Эта надстройка заподлицо с бортами стала характерной подробностью силуэта всех «гладкопалубников»; на третьей серии (тип «Климсон») её боковые стены стали более капитальными, в них показались иллюминаторы, а переход стены спереди в фальшборт взял плавный изгиб.

Модель эсминца DD-139 «Уорд».
flickriver.com

Все торпедные аппараты перенесли в корму, разместив их между кормовой рубкой и последней трубой. Такое размещение было не через чур успешным — по два аппарата на борт, наряду с этим аппараты одного борта не могли стрелять на противоположный борт.

Мощность силовой установки возросла до 18 500 л. с., но этого было не хватает, дабы развивать скорость более чем 30 узлов. Но, от судов иного не ожидали — вся серия строилась как экспериментальная пятью различными компаниями.

Эсминцы «Коннер» и «Стоктон» (DD-72 и DD-73) имели котлы турбины-и Уайт Форстера Парсонса с прямым приводом, и трёхвальную установку (на средний вал трудилась турбина крейсерского хода); остальные четыре корабля — котлы Торникрофта и редукторные турбины Парсонса с двумя валами. Редукторные турбины продемонстрировали мощность до 20 000 л. с., предоставит шанс на опробованиях достигнуть скорости в 32 узла.

Вдобавок головной «Колдуэлл» имел экспериментальный электрический привод на турбину крейсерского хода. Эсминцы различались кроме того снаружи: «Гвин», «Коннер» и «Стоктон» имели только по три трубы (в среднюю, более широкую, выводились дымоходы двух котлов).

21 июля 1916 года американский Сенат принял Закон о громадном флоте, по которому в течение трёх лет требовалось заложить 10 линейных крейсеров и линкоров, 6 крейсеров, 30 миноносцев и 50 подлодок — на эти цели отпускалось $500 млн. Сейчас экономить на мощности автомобилей смысла не имело, более того, скорость новых эсминцев должна была соответствовать скорости рассчетных к постройке «капитальных» судов: линейных крейсеров типа «Лексингтон» и скаутов типа «Омаха». Исходя из этого проект был переработан: в тот же корпус ставились новые автомобили мощностью 27 000 л. с. При сохранении того же оружия стандартное проектное водоизмещение вырастало до 1090–1150 т — на практике оно выяснилось ещё бoльшим, в особенности по окончании усиления зенитного оружия.

Чем больше, тем лучше

Изначально предполагалось выстроить пятьдесят эсминцев (с DD-75 по DD-124). Но Законом о Очень морском фонде от 3 марта 1917 года (за месяц до вступления США в Первую мировую) допускалось строительство большего числа судов. В итоге было выстроено 111 эсминцев, известных как тип «Уикс» (с DD-75 по DD-185), и ещё 156 — типа «Климсон» (с DD-186 по DD-347).

Так, всего выстроили 273 корабля «гладкопалубного» типа — наибольшую в мире серию эсминцев.

Эсминец типа «Климсон». продольный разрез и Боковой вид по состоянию на 1920-е годы.
Фото из Национального архива США

Главным конструктивным отличием второй серии стало повышение мощности силовой установки до 26 000 л. с. Благодаря прогрессу в конструировании турбин её вес увеличился всего на сто тысячь киллограм, а скорость судов возросла до 35 узлов. Но суда различных верфей очень сильно различались качеством постройки. По техническому заданию дальность плавания при водоизмещении 1150 т должна была составлять 2500 миль на 20 узлах и 3600 — на 15 узлах.

Практически же у эсминцев компании «Бет Айрон Уоркс» (разработчика и самый аккуратного строителя) она составила до 5000 миль на 15 узлах и 3400 миль — на 20 узлах. Одновременно с этим эсминцы производства компании «Бетлхем Стил» не могли пройти и 2500 миль на 15 узлах. Кроме этого, суда производства «Бет Айрон Уоркс» отличались самоё высоким качеством изготовления и наилучшими ходовыми чертями.

Вместе с судами проекта данной же компании, заложенными на вторых верфях (всего 59 единиц), они неофициально именовались типом «Либерти» или «эсминцами громадного радиуса действия», не смотря на то, что не все другие строители выдерживали исходное уровень качества.

Эсминец DD-280 «Дойен», продольный разрез и боковой вид.
Фото из Национального архива США

Эсминец DD-280 «Дойен», вид сверху.
Фото из Национального архива США

Эсминец DD-280 «Дойен», поперечные разрезы.
Фото из Национального архива США

Иначе, замечательная компания «Бетлхем Стил», занимавшаяся постройкой крейсеров и линкоров, сумела взять заказ на постройку остальных рассчетных эсминцев по собственному проекту. Вместо в далеком прошлом и прекрасно зарекомендовавших себя турбин Парсонса и котлов Торникрофта тут ставились турбины Кертисса и котлы Ярроу (как и в проекте «Бет Айрон Уоркс»). В ходе эксплуатации они продемонстрировали себя весьма ненадёжными, довольно часто выходили из строя, потребовали большое количество средств на ремонт.

В следствии во второй половине 20-ых годов XX века из пребывавших в строю 163 эсминцев постройки «Бетлхем Стил» 60 выяснилось дешевле списать, чем ремонтировать.

Третья серия (162 корабля типа «Климсон») проектировалась в 1917–1918 годах как эскортные суда, предназначенные для борьбы с германскими подводными крейсерами. Исходя из этого первоначально решили снизить водоизмещение до 750 т, скорость — до 27–28 узлов, убрать половину торпедных аппаратов, но оснастить суда 127-мм орудиями. Но возможность создания совсем нового корпуса не позвала восхищения у производителей, а резкое ухудшение черт — у Главного совета флота.

Было решено или снижать водоизмещение за счёт облегчения автомобилей, или ставить усиленное оружие на те же корпуса с повышением водоизмещения, но без падения скорости. Предполагалось кроме того полное снятие торпедного оружия, что предвосхитило появление эскортных миноносцев Второй мировой. Помимо этого, требовалось уменьшить чересчур громадный радиус поворота эсминцев при минимальных трансформациях в конструкции корпуса.

Но в следствии всё свелось только к малым трансформациям корпуса, повышению запаса горючего на 100 т и, как следствие, росту полного водоизмещения до 1700 т. На последовательности судов заднее 102-мм орудие было поднято на кормовую надстройку, а на его месте установили 76-мм зенитку.

Эсминец DD-231 «Хэтфилд», вооружённый 127-мм орудиями.
navsource.org

Но мысль вооружить суда 127-мм орудиями не была забыта: в итоге такие установки взяли первые пять эсминцев из третьей серии, выстроенные на верфи «Нью-Йорк Шипбилдинг» (с DD-231 по DD-235): все они были заложены в июне — июле 1918 года и вступили в строй весной — летом 1920 года. Вторых отличий от остальных судов серии они не имели.

Наконец, появилась мысль поставить на эсминцы спаренные 102-мм орудия — такая установка была создана ещё до вступления США в войну. Практически она представляла собой две 102-мм пушки, установленные на одной тумбе на малом расстоянии друг от друга (затворы раскрывались в различные стороны). В итоге их взяли только два корабля: DD-208 «Хоуэй» и DD-209 «Лонг».

В разных флотах и разных модификациях

Конечно же, в мирное время такое количество эсминцев американскому флоту не требовалось. Первыми пошли на слом суда, оснащённые неудачными котлами Ярроу, — преимущественно из третьей серии. Всего к концу 1939 года был списан 91 эсминец: два — типа «Колдуэлл»; 32 — типа «Уикс»; 57 — типа «Климсон».

Ещё девять судов погибли за одни сутки — 8 сентября 1923 года, в то время, когда целый отряд эсминцев выскочил на камни в проливе Санта-Барбара.

Варианты переоборудования «флэшдекеров» в 1939–1942 годах.
Щедролосев В. В.. Эскадренный миноносец «Деятельный»

Варианты переоборудования «флэшдекеров» в 1943–1945 годах
Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный»

Оставшиеся суда стали хорошим материалом для опытов. В конце 30-х годов 8 эсминцев «гладкопалубного» типа были переоборудованы в быстроходные минные заградители, 18 — в быстроходные тральщики, 6 — в быстроходные десантные транспорты; 14 — в плавбазы гидросамолётов. С транспортов и гидроавиатранспортов были сняты по два котла, на оставшихся котлах суда развивали скорость в 22–25 узлов.

Эсминец «Деятельный». На заднем замысле — линейный корабль «Архангельск» (бывший британский «Ройял Соверен»)
Щедролосев В. В.. Эскадренный миноносец «Деятельный»

В сентябре 1940 года пятьдесят эсминцев были переданы Англии в обмен на 99-летнюю аренду армейских баз в различных уголках океана. В 1941–1942 годах на части оставшихся эсминцев 102-мм пушки были заменены на шесть 76-мм универсальных орудий, сняты два торпедных аппарата, добавлены 12,7-мм пулемёты. Но судов всё равняется оставалось так много, что модернизацию всех решили не проводить, ограничившись снятием двух кормовых торпедных аппаратов и установкой на их месте 20-мм «эрликонов».

Не усиливали кроме того противолодочное оружие — только вместо устаревших бомбомётов типа «Y» поставили шесть новых бомбомётов типа «К». Переделки в минные заградители, тральщики и быстроходные десантные транспорты продолжались и на протяжении войны — Примечательно, что в 1945 году часть судов переоборудовали обратно в эсминцы, которых неожиданно стало не хватать из-за высоких утрат.

Эсминец «Деятельный» ведёт пламя из носовой 102-мм установки
Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный»

Британцы подвергли переданные им эсминцы более глубокой модернизации. Прежде всего, было усилено их противолодочное оружие: поставлено восемь бомбомётов и гидроакустическая станция. Девять из британских «гладкопалубников» были переданы СССР в счёт судов, причитавшихся по репарациям с Италии.

Строго говоря, передавалось восемь судов, а девятый предназначался на запчасти, но его также ввели в строй. Один из них — «Деятельный» (бывший «Черчилль», ранее DD-198) — был потоплен германской подводной лодкой 16 января 1945 года. Остальные восемь возвратились к британцам в 1948–1949 годах и сходу отправились на слом.

В целом эсминцы «гладкопалубного» типа были мореходными и надёжными судами. Они опоздали поучаствовать в Первой мировой, а к началу Второй мировой войны очень устарели, но всё равняется широко применялись в качестве эскортных и противолодочных судов, успев послужить в составе трёх флотов: американского, английского и советского.

Перечень литературы:

  1. Шишов А. А.. Эскадренные миноносцы США. Часть 1. службы и История создания. 1916–1922. — СПб.: Крепость, 2001.
  2. Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный». — СПб.: Гангут, 2001 («Мидель-шпангоут», № 2).
  3. Дашьян А., Патянин С., Митюков Н., Барабанов М.. Флоты Второй мировой войны. — М.: Коллекция; Яуза, Эксмо, 2009.
  4. Friedman N. U.S. Destroyers. An Illustrated Design History. — Annapolis, 1982.
  5. Silverstone P. H., US Warships of World War I. — Ian Allan, 1970.

ВМФ СССР Эсминцы проекта 7


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: