Самый большой двигатель: сатурн-v

Самый большой двигатель: сатурн-v
    Значок «V» в заглавии «Сатурн-V» означал, что ракета снабжена пятью двигателями типа F1. Лестница дает представление о фантастических размерах конструкции
    Старт ракеты «Сатурн-V»
    9 ноября 1967 года состоялся тестовый ракетный запуск «Сатурн-V» и корабля «Аполлон-4». Космонавтов на борту не было

Задачу, поставленную перед создателями «Сатурна-V», возможно назвать наглой. Прошлые ракеты еле выводили на орбиту маленькие капсулы. А для программы «Аполлон» требовалось вывести тяжелый управляющий модуль, посадочный модуль и возвращаемую капсулу, которая была бы на Земле по окончании путешествия длиной полмиллиона километров.

На утверждение окончательного проекта «Сатурна-V» и космического корабля «Аполлон», что и должна была запустить в небеса новая ракета, ушло более 10 лет. Изучения по созданию двигателя тягой под полмиллиона кгс (4,5 МН — меганьютона) начались в первой половине 50-ых годов XX века. NASA одобрило программу по созданию «Сатурна» незадолго до нового 1959 года.

Во главе исследовательской группы стоял известный германский ученый Вернер фон Браун. Его команда внесла предложение 3ступенчатую конструкцию, высота которой на стартовой площадке составляла 110 м (практически на 20 м выше, чем Статуя Свободы). В всецело загруженном горючим виде ракета весила практически три тысячи тысячь киллограм. В ней было более трех миллионов частей.

На полной мощности она развивала ужасающую тягу в 3,5 тыс. тысячь киллограм (35 МН) при взлете. Для сравнения — ракета «Сатурн-V» давала хватает мощности, дабы осветить Нью-Йорк на 75 мин..

Не прощаясь

Лунная экспедиция была, практически, проверкой на износ. За считаные секунды до взлета получили турбонасосы мощностью в 30 дизельных локомотивов. Они закачивали по 15 жидкого кислорода и тонн керосина в секунду во все пять двигателей F-1.

Первая ступень сгорела приблизительно за 2,5 60 секунд, прижимая космонавтов к сидениям приблизительно в 4,5 раза посильнее, чем естественная гравитация. На высоте 60 километров первая ступень, диаметром 42 и длиной метра 10 метров, отключилась, после этого отделилась и сгорела на протяжении падения через воздух.

Вторая ступень, на базе пяти двигателей J-2, за 6 мин. сожгла 1000 кубических метров жидкого водорода и 300 кубических метров жидкого кислорода, подняв космический корабль на высоту 185 километров. После этого она также отделилась.

Третья ступень складывалась из единственного двигателя типа J-2, что горел в течение 2,75 60 секунд и создавал тягу в 100 тысячь киллограм (1 МН). Она сказала кораблю орбитальную скорость в 28 тысяч км/ч. Но отделилась она не сходу. Вся структура крутилась около Почвы до момента принятия решения — лететь к Луне либо не лететь. К моменту получения разрешения ракета третьей ступени, известная как S-IVB, была снова запущена и достигла «лунной» скорости.

Когда была достигнута вторая космическая скорость, ракета S-IVB кроме этого отделилась.

На протяжении всей экспедиции куски конструкции так и отделялись . Нижняя часть посадочного модуля осталась на Луне. А к моменту приводнения трех космонавтов от грандиозной и дорогостоящей конструкции, которая стартовала с Почвы, осталась маленькая капсула.

Всего, включая опробования, было запущено 13 ракет «Сатурн-V».

Вторая жизнь

Из-за сокращения бюджетных затрат программа «Аполлон» была закрыта раньше, чем планировалось, и три оставшиеся ракеты «Сатурн-V» так и остались неиспользованными. Но их не выкинули. Из остатков лунной программы была собрана и запущена орбитальная станция Skylab.

Это первенствовала , хоть и недолговечная американская орбитальная станция. А сами ракеты стали музейными экспонатами в трех космических центрах — имени Кеннеди во имени и Флориде Джонсона в Хьюстоне и Хантсвилле.

Как и со многими событиями и известными явлениями, с ракетой «Сатурн-V» связана одна из баек. Во второй половине 90-ых годов XX века в одной из книг об истории космонавтики показалось сообщение о том, что чертежи ракеты «Сатурн» потеряны. Несложнее говоря, NASA их утратило. Как и все слухи, данный также имел под собой кое-какие основания.

Обстановку прояснил Пол Шавкросс, сотрудник внутренней инспекции NASA. Хоть фактически чертежи ракеты и утеряны, инженерный гений и многолетний опыт, создавшие ракету, не потеряны. Все чертежи самой большой в мире ракеты целы и невредимы и сохраняются на небольших кусочках фотопленки, именуемых микрофильмом.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№8, июнь 2003).

Это стоит увидеть! Самый большой и мощный поршневой двигатель в мире!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: