Самый большой корабль вмире

Самый большой корабль вмире
    Корпус корабля строился при помощи сваривания огромных металлических секций. На снимке — один из элементов киля.
    Смоделированный на компьютере внешний вид Prelude FLNG, каким он будет по окончании строительства.
    У правого борта пришвартован газовоз, выглядящий маленьким в сравнении с плавучим заводом.

Размеры судна обусловлены не прихотью кораблестроителей, а сугубо техническими задачами — и с данной точки зрения любой тип имеет собственные границы. К примеру, построенный 24 сентября 1960 года авианосец USS Enterprise так до сих пор и остается самым долгим армейским кораблем в истории (342 м) — дальше наращивать размеры просто не имеет смысла из-за уменьшения маневренности ряда и авианосного звена вторых факторов. «Энтерпрайз» оставался самым громадным кораблем в мире до 30 августа 1975 года, в то время, когда воды коснулся 382-метровый японский супертанкер Berge Emperor.

Для супертанкера такие размеры уже не считаются чем-то выдающимся, а всего японцы выстроили в 1970-х четыре судна этого класса. Уже на следующий год, 25 июня 1976 года рекорд был побит французским супертанкером Batillus длиной 414 м, еще годом позднее — судном того же класса Pierre Guillaumat. Последний, будучи «близнецом» Batillus, имел такую же длину, но превышал предшественника по водоизмещению, регистровому тоннажу и дедвейту.

Наконец, во второй половине 70-ых годов двадцатого века битва супертанкеров завершилась постройкой в Японии единственного в собственном классе гиганта Seawise Giant. Серия не взяла продолжения по очевидной обстоятельству — корабль не проходил по Суэцкому, Панамскому каналам и Ла-Маншу, что существенно ограничивало возможности его эксплуатации. Этот фактор сдерживает размеры супертанкеров и сейчас.

Seawise Giant был применимым в весьма ограниченных условиях, а в конце собственной «карьеры» и вовсе являлся плавучей установкой для добычи, отгрузки и хранения нефти. И вот появляется Prelude FNLG. Для чего?

Вправду, для чего?

Как нетрудно додуматься, южнокорейский Prelude относится к совсем новому классу судов, для которых размер супертанкеров открыто недостаточен. Данный класс именуется FLNG, что расшифровывается как floating liquefied natural gas, другими словами плавучая фабрика по переработке газа в сжиженный.

На сегодня газ по большей части добывается на континенте — это классическая добыча посредством скважин, и мировым фаворитом в данной области есть Российская Федерация. Человечество всегда ищет новые методы газодобычи, самая нашумевшая из новых методик — газодобыча из горючих сланцев — до тех пор пока что себя оправдывает не полностью из-за очень высокой себестоимости.

Но ведется и газодобыча на континентальном шельфе — в частности, на Сахалине. Судите сами, как сложна логистика, к примеру, проекта «Сахалин-2». В его рамках трудятся три нефтегазовые платформы: «Моликпак», «Лунская-А» и «Пильтун-Астохская-Б», расположенные неподалеку от берега (самая дальняя — «Моликпак» — в 16 км).

Главная газодобывающая платформа — «Лунская-А», извлекающая газ с глубины 48 м. Дальше газ по трубопроводам, проложенным по дну, транспортируется на берег к пункту примыкания, после этого — уже по наземным — к размещенному в 7 км объединенному береговому технологическому комплексу, где производится предварительная подготовка. И наконец, по окончании ОБТК газ отправляется на завод по производству сжиженного газа (СПГ) — до него ни большое количество ни мало 800 км! И это не просто 800 км закопанной в почву трубы — газопроводы требуют промежуточных станций, обслуживающих баз и контроля состояния.

Вот тут-то и появляется вопрос. Как было бы легко, если бы производство СПГ возможно было организовать в близи от подводного месторождения — особенно если оно находится не в 16 км от берега, а, скажем, в 200 и сходу отгружать итог на суда-газовозы. Фактически, это логичное утверждение вкупе с экологической политикой австралийского континента и породило проект FNLG.

Морская фабрика

Первая попытка создать мобильную фабрику по сжижению газа имела место во второй половине 70-ых годов двадцатого века — тогда норвежские компании Moss Maritime и Kv? rner представили на газотехнической конференции в Монако концепт FLNG-судна для Кенганского месторождения в Персидском заливе. К сожалению, презентация проекта идеально совпала с Исламской революцией в Иране, почему от идеи отказались.

Позднее, во второй половине 80-ых годов двадцатого века, вторая компания — Norsk Hydro — изучала возможность размещения завода по сжижению на особой барже для месторождения в Сневите — но в этом случае от проекта отказались по экономическим обстоятельствам. В последующие годы многие компании предлагали собственные разработки в данной области — и Mobil, и Chevron, но от слова к делу в итоге перешли лишь голландцы из Shell. В 2009 году Shell заказала корейцам из Samsung Heavy Industries строительство первого в истории плавучего СПГ-завода.

У Prelude имеется совсем конкретное место назначения — широкое подводное месторождение Броус, начинающееся в сотне километров от западной части береговой полосы Австралии. Неприятность его разработки пребывает в том, что местные власти завернули проект строительства наземного завода Browse LNG на мысе Джеймса Прайса по экологическим обстоятельствам. Завод в 50 км от туристического города Брум никак не укладывался в австралийскую концепцию экологического туризма.

И это при том, что незадолго до этого Shell взяла право на разработку месторождения — вышло так, что энергетики застряли в мертвой точке: газ имеется, добывать его возможно, а вот перерабатывать запрещено.

И в Shell нашли второй путь — расположить завод прямо в точке добычи. Плавучий завод больше соответствует требованиям экологии и к тому же в недалеком будущем окупит себя за счет значительно более недорогой в сравнении с наземным вариантом логистики. В мае 2011 года было принято хорошее ответ о создании фабрики, а уже в сентябре строительство началось. Денег компания не жалела — было задействовано огромное количество ресурсов и людей, только бы судно было построено как возможно стремительнее.

Ежедневно неработающего месторождения приносил убытки.

Строительство гиганта

Голландские нефтяники выступили основными инвесторами и заказчиками проекта, а яркое строительство было поручено известным экспертам в этом деле — южнокорейской компании Samsung Heavy Industries. Через два года по окончании закладки на верфи в Кодже судно Prelude FNLG было празднично построено. Само собой разумеется, это еще не финиш — на данный момент кипит работа над установкой обвеса и «оборудования».

Официально платформа готовься к 2017 году, но она уже плавает, что разрешает ей попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Действительно, тут имеется одна оговорка. Prelude FNLG не имеет собственных двигателей и перемещается посредством буксиров, другими словами по сути представляет собой огромную баржу.

Исходя из этого он станет самым громадным в истории плавательным средством, но корону самого громадного самодвижущегося судна все-таки сохранит танкер Seawise Giant.

Корпус Prelude FNLG возводили в сухих доках по простой методике строительства сверхкрупных судов — методом сваривания сегментов. Еще задолго до готовности эксперты совершили компьютерную симуляцию спуска судна на воду, дабы убедиться в техвозможности это сделать. Суммарная масса корпуса — 260?000 т, и расчет каждого перемещения корабля должен быть сделан идеально совершенно верно.

Заявленный дедвейт судна (другими словами отличие между водоизмещением в порожнем и максимально груженом состоянии) образовывает 600?000 т против «всего лишь» 564?000 т Seawise Giant.

К концу 2015 года планируется закончить установку на барже СПГ-завода суммарной массой около 80?000 т, и хранилищ для сжиженного газа. Монтаж завода будет происходить раздельно: вначале изготовят 14 свободных модулей массой около 6000?? т любой, после этого поднимут их на палубу и в том месте смонтируют. Такая методика связана с ограничением большой грузоподъемности наземных кранов.

Неповторимые свойства

По окончании завершения работ фабрику отбуксируют на позицию в 475 км от берега Австралии. На данной точке она обязана проработать 25 лет, выдерживая ураганы и любые шторма. Форма бортов и подводной части разрешат судну противостоять волнам фактически любой вероятной в этих широтах высоты, но особенного внимания заслуживает швартовочная совокупность Prelude.

Это 93-метровая башня, проходящая через центр судна. К нижней части башни крепятся четыре якорные группы — такая конструкция разрешит в один момент фиксировать судно на месте и выполнять аккуратные маневры, поворачивая его самая выгодной стороной к ветру при, к примеру, урагана.

Маневры производятся посредством трех водометов мощностью по 6700 л.с. — как уже говорилось выше, они не являются полноценными совокупностями, разрешающими Prelude передвигаться самостоятельно, но для поворотов довольно штормового фронта их достаточно. По большому счету, целый металлической левиафан спроектирован так, дабы выдерживать категории 5-и циклоны (с ветрами более 70 м/с).

Хранилища Prelude способны единовременно вмещать 220?000 м3 сжиженного газа, 90?000?м3 сжиженного углеводородного газа и 126?000?м3 стабильного газового конденсата, а в год фабрика может создавать более 5,3 млн тысячь киллограм продукции (из них сжиженного газа — 3,6 млн). Это приблизительно в 1,2 раза превышает годовые потребности, к примеру, всего Гонконга.

Примечательно, что первичное охлаждение добываемого газа осуществляется посредством простой морской воды — Prelude оснащен совокупностью, разрешающей выкачивать ее с океанских глубин (порядка 50 000 м³ в час). Такая разработка позволяет существенно снизить издержки энергии на охлаждение и сэкономить место на корабле. По большому счету, не обращая внимания на собственные огромные размеры, Prelude, в случае если разглядывать его как раз как совокупную установку по сжижению и добыче газа, поразительно компактен.

В случае если сравнивать с автомобильным миром, это как микролитражка, в которой сумели разместить просторный салон джипа.

Замыслы на будущее

Prelude FNLG — это первая ласточка и вправду настоящая революция в области добычи нужных ископаемых. В случае если разработка оправдает себя экономически, в случае если ураганы, шторма и негативные условия эксплуатации не сведут на нет начинание Shell, то мобильные платформы по переработке и добыче газа со временем смогут без шуток потеснить наземные.

Подводные запасы газа очень велики, и большинство таких месторождений по сей день была недоступна человечеству как раз из-за отдаленности от невозможности и берега переработки в СПГ. Но Shell и Samsung доказали: неосуществимого нет.

Компания Shell уже заявила о том, что судно Prelude станет первым в собственном классе, а вовсе не единственным, и более того, на стадии проекта находится еще больший плавучий завод. В принципе, ограничений по размерам для FNLG нет: этим судам не требуются двигатели, им не требуется проходить через проливы и узкие каналы. Стационарность эксплуатации снимает фактически все неприятности, появлявшиеся при работе и строительстве супертанкеров.

Исходя из этого нельзя исключать, что через 15−20 лет мы заметим судно длиной 500, и 600, и 700 м. Гонка за рекорд отправилась на новый виток.

Статья «Пробуждающий Ктулху» размещена в издании «Популярная механика» (№140, июнь 2014).

САМЫЙ большой в мире круизный лайнер «Оазис морей»


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: