Сделай волне пирсинг: натасмании строят лучшие корабли вмире

Сделай волне пирсинг: натасмании строят лучшие корабли вмире
    Скоростной катамаран HSV-X1 Joint Venture и авианосец USS Nimitz на протяжении войны в Ираке

Алюминиевые экспрессы из Тасмании

Компания International Catamaran Pty ЛТД (потом наименование было сокращено до Incat Australia) была основана в первой половине 70-ых годов двадцатого века в городе Муна самого южного австралийского штата — острова Тасмания. Создатели Incat изначально ставили собственной целью всего-навсего организацию пассажирской переправы через реку Дервент в административном центре Тасмании Хобарте посредством маленьких паромов-катамаранов.

Успешная эксплуатация таких судов подвигла Incat на расширение собственного бизнеса и на разработку более быстроходных и более больших катамаранов, талантливых плавать уже и в море. В будущем, дабы обеспечить им высокую скорость и достаточную мореходность при довольно маленьких размерах, была предложена уникальная форма корпусов, названную «прорезателя волн» (wave-piercing), сочетавшаяся с всецело закрытой «обтекаемой» носовой частью катамарана.

Эта концепция была в первый раз отработана в первой половине 80-ых годов XX века на катере-катамаране Little Devil длиной всего 8,7 м. Основываясь на итогах его опробований, к концу восьмидесятых годов был создан очень амбициозный проект 74-метрового скоростного парома-катамарана, и сразу же четыре таких парома были заказаны одной английской компанией для перевозок пассажиров через Ла-Манш и у берегов южной Англии. Первое из этих судов, Hoverspeed Great Britain, в июне 1990 года прибыло в Европу, и компания Incat с далекой Тасмании мгновенно стала известной.

В действительности — футуристически выглядящий катамаран преодолел расстояние от Хобарта до Англии со средней скоростью 67,8 км/час, побив все рекорды легендарных трансатлантических лайнеров — обладателей «светло синий ленты». В том же году Hoverspeed Great Britain с практически такой же скоростью пересек Атлантику, завоевав кубок Hales Trophy и показав, что катамараны-«прорезатели волн» от Incat мо-гут принимать во внимание настоящими морскими судами. Это была сенсация мирового масштаба!

Менее чем за десятилетие компания выстроила для разных клиентов 35 катамаранов, все больше увеличивая их размеры — последние достигали длины 98 м. Всего, с учетом лицензионного строительства, развернутого на различных верфях по проектам дочерней компании Incat Designs, на данный момент под знамёнами пятнадцати государств эксплуатируется порядка 150 аналогичных судов.

Волновой пирсинг

Секрет успеха катамаранов Incat содержится в первую очередь в конструкции обводов по концепции wave-piercing, снабжающей сочетание высокой мореходности (до 7 баллов) с возможностью успехи высокой скорости хода. Еще одной «изюминкой» стало то, что надстройки и корпус судов выполняются полностью из алюминия, что быстро уменьшает вес корпуса при сохранении большого запаса плавучести.

В следствии при установке четырех замечательных дизельных двигателей скорость судов с полной нагрузкой превышает 80, а тот и 90 км/час. Роль движителей на всех катамаранах Incat делают четыре водомета, они же употребляются для управления судном по курсу.

Катамаранная схема разрешает размещать между корпусами объемистую надстройку громадной пассажиро- и грузовместимости — так, 98-метровые паромы перевозят 900 легковых автомобилей 260 и пассажиров. Эта же схема снабжает высокую устойчивость судна и довольно маленькую осадку — что особенно принципиально важно для паромов, трудящихся на протяжении побережья либо входящих в маленькие порты.

На данный момент Incat разрабатывает и предлагает все более большие и скоростные суда. Так, проект Revolution 120 — это120-метровый катамаран вместимостью 1250 легковых автомобилей 460 и пассажиров, оснащенный четырьмя газовыми турбинами Rolls-Royce по 17 370 кВт любая. Все это должно обеспечить парому скорость 115 км/час на дистанции до 1600 км.

Неизменно и везде

Очевидно, суда с этими выдающимися чертями не могли остаться незамеченными армейскими. Первый ход к освоению «милитаристского» применения катамаранов Incat сделал австралийский флот, зафрахтовавший во второй половине 90-ых годов двадцатого века 86-метровый паром Jervis Bay для обеспечения австралийских миротворцев на острове Восточный Тимор. За два года судно совершило 107 рейсов в том направлении и обратно, проходя 700-километровое расстояние между австралийским портом Дили и Дарвин в среднем за 11 часов и перевезя двадцать тысяч людей.

Успешный опыт эксплуатации Jervis Bay привлек интерес управления армии США, заметившего в катамаранах Incat очень перспективное военно-транспортное средство. Кроме мореходности и высокой скорости, военных экспертов привлекли в конструкции этих судов кроме этого громадная площадь верхней палубы, разрешающая обеспечить базирование вертолетов, большой количество трюмов и помещений надстройки, и наличие паромных рамп и маленькая осадка, дающие возможность во многих случаях выгружать технику прямо на берег.

В 2001 году ВМС США совместно с армией США сняли в аренду у Incat на два года 96-метровый паром Top Cat, взявший новое обозначение HSV-X1 Joint Venture. Для продажи судов американским армейским тасманийской Incat было нужно вступить в альянс с американской судостроительной компанией Bollinger. Катамаран Joint Venture был модернизирован в соответствии с требованиями флота — оборудован вертолетной площадкой, двумя 10-тонными кранами, кубриками на 363 военнослужащих.

Помимо этого, он был способен перевозить 850 т грузов, наряду с этим полная скорость с грузом составляла 83 км/час, что сравнимо со скоростью современного торпедного катера!

В течение следующих двух лет Joint Venture проходил широчайшую программу опробований, побывав в самых разных регионах мира и показав огромнейшие возможности по скоростной переброске грузов и войск. Так, он за семь дней преодолел путь около Африки от Испании до Кувейта длиной более 8000 км, а после этого за 23 дня перешел из Кувейта через Индийский и Негромкий океаны в Соединенных Штатах, покрыв практически 25 тысяч км. Корабль употреблялся для размещения модулей с разными боевыми совокупностями, испытываясь в качестве тральщика искателя и минного-заградителя мин.

Будущее делают на Тасмании

Армия США, оценив результаты первых опробований как «превзошедшие ожидания», в ноябре 2002 года обзавелась для предстоящих опытов собственным катамараном Incat, уже особой постройки — 98-метровым TSV-1X Spearhead. На нем предполагается обкатать концепцию «судна обеспечения театра боевых действий» TSV (Theater Support Vessel) — быстроходного войскового транспорта. В будущем до 2009 года планируется заказать 12 серийных еще более больших (121-метровых) судов TSV с дальностью плавания 7500 км при скорости более 70 км/час.

В 2003 году Joint Venture и Spearhead широко применялись для армейских первозок в Персидском заливе на протяжении кампании против Ирака, наряду с этим первый осуществлял переброски со скоростью до 90 км/час, и использовался для обеспечения действий морского отряд специального назначения — известных «морских котиков». В августе 2003 года американские вооруженные силы ввели в строй уже третий катамаран Incat — выстроенный по армейскому проекту 98-метровый HSV-2 Swift, обрудованный ангаром для постояного базирования двух вертолетов MH-60S и талантливый принимать в трюмы самую тяжелую технику, включая танки M1 Abrams.

В возможности планируется применять конструктивные изюминки скоростных судов Incat для проектирования полноценных кораблей ВМФ. Патрик Мэй, командующий соединением, к которому приписан Spearhead, на пресс-конференции в декабре 2003 года не скрывал собственного восхищения: «Будущее не в первых рядах, мы уже в будущем. ЭТО будущее!»

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№17, март 2004).

САМЫЕ НЕВЕРОЯТНЫЕ КОРАБЛИ


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: