«Seawolf» – хищник на глубине

В 1980-х годах управление США было действительно озабочено проблемой противодействия малошумным советским ядерным подводным лодкам. В целях борьбы с ними была создана субмарина-охотник, владеющая низкой звуковой заметностью – «Сивулф».

«Seawolf» – хищник на глубине

Источник: http://osd.dtic.mil

К началу 1980-х годов холодная война, противостояние Соединенными Штатами и СССР, достигла собственного пика. По обе стороны океана создавались новые, невиданные образцы бронетехники. Не была исключением и морская составляющая армии.

Неуклонно росло количество судов, как у СССР, так и у Штатов.

Впредь до 1980-х годов советские ядерные подводные лодки уступали своим заокеанским аналогам по одному, но очень серьёзному показателю – уровню шумности. Звуковые средства обнаружения американских корабельных группировок и особых противолодочных самолетов разрешали им (не легко, само собой разумеется) отслеживать передвижения подводных сил СССР, а также ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН).

Но с началом 1980-х годов обстановка изменилась: советские АПЛ третьего поколения по уровню собственной звуковой заметности сравнялись с заокеанскими аналогами. К тому же лодки второго поколения были модифицированы, и кроме этого становились фактически неуязвимыми для средств противолодочной обороны. В частности, это было показано на протяжении операций «Апорт» (1985 г.) и «Атрина» (1987 г.), в то время, когда модифицированные АПЛ проекта 671РТМ в течение нескольких месяцев охраняли воды в близи от Восточной части прибрежной полосы США и не были обнаружены.

Эти факты поставили управление США перед необходимостью создания особой ядерной подводной лодки-охотника, которая не только бы имела очень низкий уровень звуковой заметности, но и владела бы идеальными средствами обнаружения подводных судов возможного соперника. В начале президентства Рональда Рейгана была принята программа, вошедшая в историю называющиеся «Флот из 600 судов». Создание лодки-охотника стало одним из пунктов этого документа.

АПЛ «Коннектикут» (SSN-22) в Тихом океане. Источник: http://commons.wikimedia.org

С середины 1980-х годов началось проектирование новейшей субмарины. Строительство первой лодки, взявшей наименование «Сивулф», началось во второй половине 80-ых годов XX века на верфях компании «Дженерал Дайнемикс Электрик Боат». Необыкновенная важность этого подводного корабля подчеркивалась кроме того его номером, SSN-21, что означало «ядерная подлодка XXI века». Строительство АПЛ велось в течение шести лет. В 1995 году она была построена, сразу после чего начались опробования.

Для их проведения на «Сивулфе» установили фактически в сто (!) раза больше датчиков определения шумов, чем на лодках прошлого поколения. Это разрешило конструкторам на начальной стадии опробований добиться впечатляющих результатов в области звуковой заметности. Помимо этого, были улучшены такие показатели, как глубина погружения, скорость подводного хода.

Установленная на лодке совокупность обнаружения AN/BSY-2 разрешает ей вести слежение за более чем полутора тысячами контактов. Оружие лодки складывается из восьми 650-мм торпедных аппаратов. Главным оружием «Сивулфов» являются торпеды, вместе с тем АПЛ может вести пламя крылатыми ракетами «противокорабельными» Гарпун и «Томагавк».

АПЛ «Джимми Картер» (SSN-23) на стоянке. Источник: http://fr.wikipedia.org

Казалось, что лодкам типа «Сивулф» открыт путь в серию. Первоначально, в соответствии с замыслам, заложенным в рейгановской программе, предполагалось строительство 29 АПЛ. Но история распорядилась в противном случае. Первым причиной, осложнившим жизнь «субмаринам XXI века», стало их резкое удорожание: цена каждой лодки увеличилась более чем в два с половиной раза и приблизилась к 3 миллиардам долларов.

Но была и вторая обстоятельство: с конца 1980-х годов армейский потенциал СССР стал быстро снижаться, что коснулось и подводного флота. Количество советских АПЛ начало сокращаться, а лодки четвертого поколения так и не были выстроены. Это ударило не только по оборонному потенциалу нашей страны, но и по многим армейским программам за океаном.

Одной из них и стал «Сивулф». Сразу после окончания холодной войны, в первой половине 90-ых годов двадцатого века, было решено отказаться от серийного строительства столь дорогих подводных лодок и перейти к созданию субмарины менее продвинутой, но более недорогой. Таковой стала серия АПЛ «Вирджиния», пришедших на смену «Сивулфу». Но, иначе, администрации США стало ясно, что до времени создания лодок нового типа пройдет еще пара лет.

Исходя из этого было издано постановление о постройке еще двух АПЛ типа «Сивулф». Они взяли имена «Коннектикут» (заложена в 1992 г., в строю с 1998 г.) и «Джимми Картер» (заложена в 1998 г., в строю с 2005 г.). На последнем, третьем подводном корабле серии был установлен особый отсек, в котором смогут размещаться глубоководные аппараты, и силы особых операций.

Лодки типа «Сивулф», в силу собственной узкой профессии, не принимали участия в американских операциях за границей последних десятилетий. Окончание холодной войны сыграло с этими отличными подводными судами злую шутку. То, для чего они создавались, – борьба с малошумными советскими АПЛ, ушло в прошлое.

Но, однако, растущее могущество китайского надводного и подводного флотов, и создание Россией подводных лодок четвертого поколения, аналогичных по боевым качествам с американскими, не разрешает сказать, что деньги плательщиков налогов, израсходованные на постройку трех «субмарин XXI века», выкинуты впустую. «Сивулфы» деятельно действуют в мировом океане в составе авианосных групп, снабжая надежную противолодочную защиту ордера.

«Сивулф» (SSN-21). Источник: http://bremolympicnlus.wordpress.com

Seawolf-sub Predator 105


Темы которые будут Вам интересны: