Семь ипостасей святого людовика

Корабль во многом устарел ещё до ввода в строй, что и предопределило его судьбу в составе ВМФ США. За двадцать четыре года работы он употреблялся в семи ипостасях: около года – в качестве броненосного крейсера, десять лет пребывал в ремонтах и резерве, а в другое время являлся представительским, учебным и патрульным кораблём, стационером а также бронированным транспортом

На протяжении закрытого тестирования бета версии игры World of Warships броненосный крейсер «Сент-Луис» завоевал огромную популярность среди игроков и по праву ценится ими как замечательная (на своём уровне) артиллерийская платформа. Оценки же реально существовавшего корабля, что входил в состав флота США во время с 1906 по 1930 годы, со стороны армейских историков не столь высоки.

Так, Ю. Ю. Ненахов оценивает суда этого типа следующим образом: «…владели недостаточной скоростью, не сильный для собственного класса оружием и в качестве броненосных крейсеров были неэффективны». В данной статье мы постараемся составить объективное представление о сильных и не сильный сторонах броненосного крейсера «Сент-Луис».

Семь ипостасей святого людовика

Крейсер «Сент-Луис». место и Дата фотографии малоизвестны
Источник: navsource.org
Броненосные крейсеры на рубеже XIX–XX столетий

Своим возникновением броненосные крейсеры обязаны военно-морскому флоту Франции. Французские адмиралы, поняв, что не могут достигнуть паритета с Англией по количеству броненосцев, в 1880-х годах создали военную теорию «непрямых действий», предусматривавшую широкое применение крейсеров на протяжённых морских коммуникациях соперника, что должно было пошатнуть, а при успеха и подорвать английское владычество на море. Французская морская теория разглядывала броненосный крейсер как универсальный корабль, занимающий промежуточное положение между броненосцем и бронепалубным крейсером, талантливый осуществлять рейдерские операции на маршрутах коммерческого судоходства, поддерживать основные силы флота в бою с линейным флотом соперника, и осуществлять защиту собственного судоходства от действий вражеских бронепалубных крейсеров. Таковой подход предъявлял к броненосному крейсеру очень строгие требования:

  1. Дальность плавания не меньше 10 000 миль, что потребовало запаса угля не меньше 2000 тысячь киллограм;
  2. Скорость хода, достаточную для преследования либо отрыва от бронепалубных крейсеров соперника;
  3. бронирование и Вооружение, достаточное для противодействия соединениям крейсеров соперника, включая броненосные крейсеры.

Скоро стало ясно, что строительство бессчётного флота универсальных броненосных крейсеров нереально по экономическим соображениям, исходя из этого к 1890-м годам сложились два главных типа броненосных крейсеров. Тип «А» (кроме этого известен как «громадный броненосный и» броненосный «крейсер 1-го ранга») воображал собой корабль водоизмещением в 11 000–15 000 тысячь киллограм и дальностью плавания более 10 000 миль, предназначенный для ведения рейдерской войны на коммуникациях соперника. Тип «Б» (кроме этого известен как «небольшой броненосный крейсер», «броненосный крейсер 2-го ранга» и «контррейдер») воображал собой корабль водоизмещением в 7000–10 000 тысячь киллограм и дальностью плавания порядка 5000 миль, предназначенный для ведения разведки и поддержки основных сил флота, и борьбы с рейдерами соперника.

Тактико-технические характеристики

Корабль, названный в честь американского города Сент-Луис (в переводе с французского – «Святой Людовик»), основанного французскими колонистами, стал третьим крейсером одноимённого типа. В русскоязычной литературе этот тип крейсеров кроме этого известен как тип «Чарльстон» – по заглавию головного корабля проекта. Всего по этому проекту для ВМФ США было выстроено три корабля.

Схема крейсера «Сент-Луис» по состоянию на 1908 год
Источник: forum.worldofwarships.ru

Корабль

Верфь

Дата закладки

Дата спуска на воду

Дата ввода в строй

Броненосные крейсеры типа «Сент-Луис»

«Чарльстон»

Верфь ВМС (Ньюпорт-Ньюс)

30.01.1902

23.01.1904

17.10.1905

«Милуоки»

Union Iron Works (Сан-Франциско)

30.07.1902

10.09.1904

11.05.1906

«Сент-Луис»

Neafie and Levy Ship and Engine Building Co. (Филадельфия)

31.07.1902

6.05.1905

18.08.1906

Конструктивно «Сент-Луис» воображал собой броненосный крейсер типа «Б» с казематным размещением бортовой артиллерии среднего калибра.

Полное водоизмещение, т

10839

Главные геометрические размеры броненосного крейсера «Сент-Луис»

Протяженность, м

129,91

Ширина, м

20,12

Осадка, м

6,86

Энергетическая установка

Крейсер «Сент-Луис» взял энергетическую установку, складывавшуюся из вертикальных паровых автомобилей тройного расширения и паровых котлов, трудившихся на угле. Потому, что для обычного горения угля в топках котлов требовалась сильная тяга, крейсер был оборудован четырьмя высокими трубами. Большая часть армейских историков скептически оценивает энергетическую установку «Сент-Луиса», полагая её не снабжавшей нужную скорость, но в начале ХХ века подобные силовые агрегаты были стандартными для броненосных крейсеров.

Крейсер «Сент-Луис» на стоянке. Филадельфия, 1906 год. Идущий из одной трубы дым – итог работы «вхолостую» для обеспечения энергией внутренних совокупностей
Источник: navsource.org

Тип крейсера

«Сент-Луис»

«Кент»

«Каунти»

«Фридрих Карл»

«Идзумо»

Энергетические установки броненосных крейсеров начала ХХ века

Страна

США

Англия

Англия

Германия

Япония

Год закладки головного корабля

1902

1899

1902

1900

1898

Водоизмещение, тысячь киллограм

10 839

9956

10 850–11 024

9875

10 305

Количество валов

2

2

2

3

2

Состав энергетической установки

2 паровые машины тройного расширения и 16 котлов Бэбкока-Уилкокса

2 паровые машины тройного расширения и 31 котел Бельвиля либо Бэбкока

2 паровые машины котла и тройного 22–23 расширения Ярроу либо Бэбкока

3 паровые машины тройного расширения и 14 котлов

2 паровые машины котла и тройного 24 расширения Бельвиля

Мощность, установки, л.с.

21 000

22 189

21 508

18 540

14 500

Тип горючего

Уголь

Уголь

Уголь

Уголь

Уголь

Запас горючего, тысячь киллограм

1650

1600

1950

1630

1402

Большая скорость, узлов

22

22,4–23,5

22–23

20,5

21

Часть авторов осуждает проектировщиков «Сент-Луиса» за применение устаревших паровых угольных котлов и машин вместо перспективных паровых нефтяных котлов и турбин, но применение паровых автомобилей и угля было в полной мере обоснованным по следующим обстоятельствам:

  1. Потому, что предполагалось, что главную часть времени броненосный крейсер будет функционировать вне главных баз флота, его оснащали паровыми машинами, каковые, в отличие от паровых турбин, не потребовали для собственного ремонта высококвалифицированной рабочей силы;
  2. Действия броненосных крейсеров в отрыве от главных баз кроме этого предполагали применение широкодоступного угля (включая его низкокачественные сорта) вместо очень редкой нефти;
  3. Применение паровых турбин, создавая неприятности с материальным снабжением и ремонтом, в действительности не давало кардинального улучшения ходовых черт корабля.

Паровые машины однотипного крейсера «Милуоки» перед установкой. Верфь Union Iron Works, Сан-Франциско, 1904 год
Источник: navsource.org

Справедливость последнего утверждения прекрасно иллюстрируют характеристики итальянских броненосных крейсеров типа «Сан-Джорджио».

Крейсер

«Сан-Джорджио»

«Сан-Марко»

Характеристики итальянских броненосных крейсеров типа «Сан-Джорджио»

Год закладки

1905

1907

Водоизмещение, тысячь киллограм

11 850

12 300

Количество валов

2

4

Состав энергетической установки

2 паровые машины тройного расширения и 14 котлов Блэчиндена

4 паровые турбины Парсонса и 14 котлов Бэбкока-Уилкокса

Мощность, установки, л.с.

19 595

23 030

Тип горючего

Уголь

Уголь

Запас горючего, тысячь киллограм

1500

1500

Большая скорость, узлов

22

23,75

Дальность плавания, миль при скорости 10 узлов

6270

4800

Оснащённый турбинами четырёхвальный «Сан-Марко», имея громадную на 1,75 узла скорость, чем оснащённый паровыми машинами двухвальный «Сан-Джорджио» (преимущество – порядка 10%), уступал ему по дальности плавания на 1400 миль (порядка 20%).

Да и была ли столь уж низкой скорость броненосного крейсера «Сент-Луис»? Формально американский крейсер уступал по скорости германским бронепалубным крейсерам, созданным с учётом требований к ходовым чертям, возросших по окончании русско-японской войны.

Тип крейсера

Год закладки головного корабля

Количество выстроенных судов

Большая скорость, узлов

Скоростные характеристики германских бронепалубных крейсеров

«Бремен»

1902

7

23,1

«Кёнигсберг»

1905

4

23–24,1

«Дрезден»

1906

2

24–25,2

«Майнц»

1907

4

25,5–26,7

Иначе, пребывавшие долгое время в походе и применявшие не самый качественный уголь германские крейсеры не могли развивать заявленную большую скорость, что и подтвердила смерть бронепалубных крейсеров «Нюрнберг» и «Лейпциг» на протяжении Фолклендского сражения 1914 года от огня достаточно тихоходных британских броненосных крейсеров.

Германский крейсер

Большая скорость по официальным ТТХ, узлов

Практически продемонстрированная на протяжении сражения скорость, узлов

Британский крейсер

Большая скорость по официальным ТТХ, узлов

Сравнительная скоростная черта германских и британских крейсеров, участвовавших в Фолклендском сражении

«Лейпциг»

23,1

22

«Корнуолл»

22,4–23,5

«Нюрнберг»

23–24,1

19

«Кент»

22,4–23,5

Так, с учётом реалий Первой Мировой крейсер «Сент-Луис», непременно, не являясь «спринтером», по скоростным чертям в целом соответствовал возложенным на него обязанностям.

Бронирование

Бронирование броненосных крейсеров складывалось из горизонтального (бронированная палуба) и вертикального (основной броневой пояс, закрывавший борт выше ватерлинии, бронирование артиллерийских башен, боевой рубки и казематов). Дополнительным элементом вертикальной защиты являлись бортовые угольные бункеры – полные бункеры над ватерлинией и за бортовой бронёй создавали дополнительную преграду для осколков, и снижали поражающий эффект за счёт погашения энергии взрыва.

Подводная защита броненосных крейсеров начала ХХ века была полностью неэффективной по в полной мере объяснимой причине – в то время существовала большая недооценка потенциальной угрозы от торпедного и минного оружия. В сущности, чуть ли не единственной подводной защитой являлись угольные бункеры под ватерлинией, талантливые в некоей степени снизить опасность затопления в следствии торпедного удара.

Крейсер «Сент-Луис», 1906–07 годы
Источник: navsource.org

Бронирование крейсера «Сент-Луис», складывавшееся из защищавшего лишь автомобили и котлы бортового броневой палубы и броневого пояса (толщина над энергетической установкой – 51 мм, в оконечностях и на скосах – до 76 мм), подвергается критике со стороны многих экспертов. Но наряду с этим не следует забывать, что подобное бронирование было характерным для всех крейсеров на рубеже XIX–XX столетий.

Тип крейсера

«Сент-Луис»

«Кент»

«Каунти»

«Фридрих Карл»

«Идзумо»

Толщина брони броненосных крейсеров начала ХХ века, мм

Пояс

102

51–102

51–152

75–100

89–178

Палуба

51–76

20–51

20–51

50–80

63

Казематы

102

51–102

51–152

100

152

Башни

127

127

150

152

Рубка

127

254

305

150

76–356

Подобное бронирование было очень действенным для противодействия бронепалубным и малым броненосным крейсерам, вооружённым орудиями калибра 105–152 мм. Так, на протяжении уже упоминавшегося Фолклендского сражения 8 декабря 1914 года артиллеристы крейсера «Нюрнберг» добились тридцати восьми попаданий 105-мм боеприпасами в британский броненосный крейсер «Кент», что стало причиной… смерти четырёх и ранению двенадцати человек.

А вот свойство бронирования крейсера «Сент-Луис» противостоять орудиям калибра более чем 152 мм, состоявшим на вооружении большой части броненосных крейсеров, представляется очень вызывающей большие сомнения. Справедливости для направляться подчернуть, что ведение боя против аналогичных судов планировалось лишь при подавляющем огневом преимуществе, что значительно сокращало время боя и сняло возможность получения тяжёлых повреждений. В целом, бронирование «Сент-Луиса» ограниченно соответствовало задачам, ставившимся перед крейсерами типа «Б».

Оружие

На рубеже XIX–XX столетий в мире существовали две теории оружия броненосных крейсеров. Одна теория, разглядывавшая броненосный крейсер как уменьшенный броненосец, предусматривала в составе его оружия маленькое число орудий главного калибра в личных либо спаренных поворотных башнях на корме и носу, и большое количество орудий среднего калибра в казематах (как на батарейной палубе, так и в надстройках на основной палубе).

Вторая теория, разглядывавшая броненосный крейсер как увеличенный вариант бронепалубного крейсера, предусматривала замену орудий главного калибра на орудия среднего калибра. Громадными поклонниками отказа от орудий главного калибра выступили британцы, заложившие в 1899–1901 годах серию из десяти броненосных крейсеров типа «Кент», каковые оказали сильное влияние на проектирование оружия крейсера «Сент-Луис». Примечательно, что к моменту закладки американских крейсеров

Людовик IX Святой, король Франции (рассказывает историк Наталия Басовская)


Темы которые будут Вам интересны: