Сеньор робинзон: наработу навертолете

Сеньор робинзон: наработу навертолете
    Не смотря на то, что вертолет Робинсона стоит дороже автомобиля, он окажет помощь сохранить много нервов: пробки ему не страшны

Американская легенда гласит, что собственный первый вертолет Фрэнк Робинсон собрал, как это водится в Соединенных Штатах, в собственном гараже. Но покинем легенды в стороне. В первой половине 70-ых годов XX века инженер Hughes Helicopter Company Фрэнк Робинсон изложил управлению проект мелкого недорогого вертолета по цене простого автомобиля . Собственной идеей он делился не в первый раз и всегда слышал те же аргументы — таковой вертолет за такие деньги не создать, к тому же он будет ненадежным и на него не будет спроса.

Фрэнк, отработавший до этого практически 20 лет в вертолетостроительной индустрии, устал уговаривать работодателей, покинул «Хьюз» и основал Robinson Helicopter Company (RHC). Спустя несколько лет, в августе 1975 года, первый двухместный вертолет Робинсона R22 отправился в собственный первый полет, а в марте 1979 года поступил в продажу по базисной цене всего $40 000! Десятилетие спустя в небо встал уже полноценный летающий автомобиль — четырехместный R44.

Надежность

Вертолеты Робинсона страно несложны, надежны и эргономичны. «Сердце» у них поршневое — оппозитные двигатели Lycoming, производимые уже более полувека. Объемный 6-цилиндровый 5,4-литровый бензиновый двигатель R44 выдает всего 260 л.с. Сделано это неслучайно — у для того чтобы двигателя надёжность и фантастический ресурс.

Двигатель в «Робинсонах» расположен сзади салона, и это неспроста: при аварийной посадке он уходит в почву сзади экипажа. О том, что происходит в таких обстановках с экипажем маленьких вертолетов Миля, где двигатель стоит прямо над кабиной, думать не хочется. Безопасности вертолетов, пилотировать каковые призваны по большей части не специалисты, а любители, у Робинсона подчинено все.

При твёрдой посадке первую нагрузку берут на себя стойки лыж и элементы каркаса, потом в дело вступают сиденья экипажа с энергопоглощающим коробчатым каркасом. Падение с нескольких десятков метров экипаж переживет без особенных травм, ну а мягко приземлиться с неработающим двигателем оказывает помощь планирование на авторотации. Заботой о безопасности обусловлено появление в «Робинсонах» и необычно высокой втулки несущего винта — сам винт наряду с этим неизменно выше людской роста, и пассажиры смогут безопасно покидать либо садиться в вертолет при трудящемся двигателе.

По простоте управления «Робинсон» может поспорить с любым автомобилем, да и заводится он, как автомобиль, ключом. Низкочастотный звук трудящегося двигателя напоминает урчание замечательного грузовика, что для вертолета весьма необычно. Левая рука пилота всегда лежит на рукоятке «шаг-газ».

Поворотом рукоятки мы можем изменять частоту оборотов несущего винта, но в полете она обязана оставаться постоянной. Делать это оказывает помощь автомат поддержания оборотов, его тумблер включения скрывается в торце рукоятки. В 2004 году Фрэнк Робинсон реализовал 640 новых вертолетов — больше, чем все производители США совместно забранные. Всего же он поставил более 6000 вертолетов R22 и R44.

Бывшие работодатели над ним в далеком прошлом не смеются, а подумывают: может, вправду Робинсон был прав, утверждая, что вертолеты не так долго осталось ждать заменят автомобили ?

Вертолеты для тест-драйва предоставлены компанией «Авиамаркет».

Управление

    Как взлететь: включаем питание
    Поворачиваем ключ зажигания
    Включаем муфту винта

Подаем рукоятку «шаг-газ» вверх
Прочно держимся за ручку циклического шага

По простоте управления «Робинсон может поспорить с автомобилем. Левая рука пилота лежит на рукоятке «шаг-газ». Ее поворотом возможно изменять частоту оборотов несущего винта, но в полете она обязана оставаться постоянной.

Ноги пилота лежат на педалях управления рулевым винтом: жмем на левую — поворот влево, на правую — вправо.

Самый ответственный элемент управления — рукоятка циклического шага. Левая часть легко снимается, превращая Т-образную рукоятку в Г-образную, по окончании чего пассажир, сидящий слева, лишается возможности руководить вертолетом. Ручку от себя — летим вперед, на себя — назад, вправо и влево — в соответственные стороны

Контроль в полете

Разберем поподробнее, как летает вертолет самый распространенной схемы с одним несущим и одним рулевым винтом, которую сделал популярной отечественный соотечественник Игорь Сикорский.

Управление креном

В то время, когда пилот отклоняет ручку циклического шага от себя, тарелка автомата перекоса наклоняется вперед. В этом случае каждая лопасть, проходя над задней частью вертолета, увеличивает угол атаки и подъемную силу, а при прохождении над передней частью вертолета подъемная сила лопасти значительно уменьшается. За счет этого задняя часть винта формирует громадную подъемную силу, вертолет накреняется вперед и летит в заданном направлении.

За счет шарнирных соединений и гибкости лопастей у их основания плоскость вращения винта также наклоняется вперед, но ось винта остается неподвижной.

Хвостовой винт

За компенсацию и ориентацию кабины закручивающего момента отвечает хвостовой винт, что кроме этого вращается с фиксированной частотой, кстати, отбирая у несущего винта 10−12% мощности. Перемещение хвоста влево-вправо обеспечивается трансформацией шага хвостового винта. Шагом руководят две педали в кабине пилота.

Как устроен автомат перекоса

На протяжении полета несущий винт вращается с одной и той же частотой — за этим следит автомат поддержания оборотов. Варьируя обороты, возможно изменять высоту полета, но это очень сильно усложняет пилотирование — потому, что может приводить к трансформации реактивного момента, что закручивает вертолет в сторону, противоположную вращению несущего винта. Исходя из этого высота полета регулируется трансформацией коллективного шага несущего винта, либо несложнее — трансформацией угла атаки лопастей.

Угол атаки изменяется рукояткой «шаг-газ». В базе управления креном лежит автомат перекоса, изобретенный россиянином Борисом Юрьевым в 1911 году. Тарелка автомата перекоса складывается из двух колец, соединенных при помощи подшипника, что разрешает нижнему кольцу оставаться неподвижным, а верхнему — вращаться вместе с винтом. Нижнее кольцо (1), соединенное тягами (2) с ручкой циклического шага, может наклоняться в любую сторону, повторяя перемещения рукоятки.

Верхнее кольцо (3) соединяется с рычагами (4), изменяющими ход (угол атаки) каждой лопасти. Рукоятка «шаг-газ» также соединена тягами с автоматом перекоса. Изменение коллективного шага несущего винта является следствием неспециализированного подъема либо опускания тарелки.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№49, ноябрь 2006).

Синьор Робинзон/signor Robinson комедия


Темы которые будут Вам интересны: