Серебряная стрела: удивительный югославский поезд 1963 года

Серебряная стрела: удивительный югославский поезд 1963 года

Блогер Александр Гурин говорит об необычном поезде, что имел возможность бы стать знаменем прогресса Восточной Европы, но был незаслуженно забыт.

Строили данный поезд в ЖД мастерских Загреба в широкой кооперации с другими фирмами социалистической Югославии. Всю электрическую начинку поезда изготовило народное предприятие «Раде Кончар». Оно кстати существует и по сей день а также имеет сайт на русском.

Непременным условием тех, кто давал фирмам задание на разработку, было то, дабы поезд был изготовлен всецело из отечественных, югославских подробностей. Допускалось использование лишь 2% импорта. Кто как раз настоял именно на двух процентах импорта, неизвестно, но в полной мере возможно, что это был сам маршал Тито.

Не желал маршал ни от кого зависеть — ни от западников, ни от советских либо восточноевропейских товарищей.

Поезд был дизель-электрическим и складывался из четырёх вагонов — два моторных и два прицепных. генераторы и Дизели размешались в моторных отсеках перед кабинами машинистов. Мощность каждого из двух дизелей составляла сперва 735, а после этого и 800 л.с.

Вместимость нового поезда составляла 192 человека, а скорость — 120 км/ч.

Поезд был разрекламирован как чудо техники, первый в Европе облегчённый алюминиевый состав. Он был выставлен на интернациональной ярмарке в Загребе в том же 1963 году. На снимке ниже запечатлён именно данный самый момент: визитёры ярмарки осматривают необыкновенный экспонат.

Интерьеры поезда были соответствующими его статусу.

Пассажиры сидели лицом друг к другу. Дабы они приятель у приятеля в ногах не путались, поезд сделали достаточно просторным — расстояние от спинки одного сиденья до спинки противоположного было около двух метров.

В одном из вагонов был буфетный отсек.

Конечно, новые поезда были направлены на основную линию страны. Они начали ходить из Загреба в Белград. По окончании электрификации данной линии «Серебряные стрелы» стали обслуживать линию, соединяющую Загреб с приморскими городами Задар и Сплит.

Возможно, у тех, кто разрабатывал конструкцию этого поезда были честолюбивые грезы о том, что их детище отправится на экспорт в различные государства. Поезд занимал призовые места на конкурсах в Аргентине и Китае, а вот в советской прессе упоминаний о нём не было. Время тогда было конфликтное: СССР и Югославия не могли договориться между собой, чей вариант социализма лучше.

Но у нового вагонов начались неприятности с электрооборудованием, быть может и не только с ним. Тяговые электродвигатели всегда перегорали, и в пути «Серебряную стрелу» постоянно сопровождали инженеры. Один из разработчиков поезда сетовал на те самые пресловутые два процента. Вот если бы импортных подробностей было не два, а хотя бы двадцать процентов, уж мы бы тогда бы

В общем, будущее поезда была незавидной. Было выстроено то ли три, то ли четыре состава. Пара лет они с грехом пополам ходили, а позже продолжительно находились где-то на запасном пути.

В середине семидесятых их распилили.

Не смотря на то, что подобные облегчённые алюминиевые поезда в то время успеха не имели нигде. Выстроенный чуть позднее на тех же правилах американский UAC Turbotrain, также не стал эрой в ЖД транспорте. «Турботрейн» был облегчённым и алюминиевым а также снаружи мало был похожим собственного югославского собрата.

Ну и последняя картина — рекламный проспект поезда 611. «Спроектирован отечественными кадрами, произведён на югославских фирмах».

Ретро поезд. Серебряная стрела.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: