«Серые волки» в отставке

Германский подводный флот Второй мировой пользуется громадной популярностью у любителей военной истории. При знакомстве с подробностями карьеры подводных асов Дёница, их поражениями и громкими успехами довольно часто появляются вопросы о жизни вчерашних начальников подводных лодок по окончании войны. Как выживали и чем получали себе на хлеб насущный люди, топившие линейные корабли, торговые суда и авианосцы?

Давайте разберемся с одним из самых неизвестных периодов в биографиях известных подводников — с первым десятилетием (1946–1956 гг.) послевоенной Германии.

«Это были 50-е — мы выживали как имели возможность»

По окончании падения капитуляции Германии и нацистского режима военнослужащим вермахта, прошедшим войну, предстояло выжить и в тяжёлые послевоенные годы, в то время, когда их страна в буквальном смысле напоминала груду камней. Плата за проигрыш в тотальной войне, заявленной фашистами миру, была высока: не было жилья, работы, еды, а германская территория была занята победителями — армиями государств антигитлеровской коалиции.

Сохранившиеся подводники, которым было разрешено возвратиться из плена в 1946–1947 годах, в первую очередь должны были разыскать родственников, многие из которых погибли на протяжении войны, а после этого приспособиться к сложным условиям судьбы в послевоенной Германии.

«Серые волки» в отставке

На фото слева: победитель «Бархэма» Ганс-Дитрих барон фон Тизенгаузен. По окончании войны он возвратился в Германию и трудился сборщиком и столяром мебели. В первой половине 50-ых годов XX века эмигрировал в Канаду.
https://ru.pinterest.com
На фото справа: лучший подводник Второй мировой Отто Кречмер. По окончании освобождения из плена он начал изучать юриспруденцию в Кильском университете, но прервал карьеру юриста в 1955 году, связав предстоящую судьбу с ВМС ФРГ.
http://pantorijn.blogspot.ru

Военно-морские офицеры не имели гражданских профессий. Они не были пользуются спросом как эксперты, поскольку побеждённая Германия практически не имела ВМС до 1955 года, пока новообразованные ГДР и ФРГ не взяли возможность создать собственные ВМС. Не было вакансий и на торговом флоте, по причине того, что германский торговый флот чуть дышал по окончании репараций и военных потерь.

Судов было мало.

Бывшие офицеры ВМС пришли на флот, в то время, когда им было 17 лет, и взяли весьма хорошее военно-морское образование, но оно было фактически безтолку в мирной судьбе. Очевидно, до прихода на флот они опоздали взять какую-либо профессию, исходя из этого не могли возвратиться к прошлой работе — её попросту не существовало. Их долгое нахождение в плену было второй стороной «обоюдоострого меча» безработицы.

Кое-какие смогли освоить какую-либо профессию в плену, но, в то время, когда возвратились в Германию, хорошие вакансии были уже заняты.

Немного лучше, чем у начальников, обстояли дела у нижних чинов и офицеров инженерного корпуса кригсмарине, по причине того, что в рыночной экономике уничтоженной войной страны их умения и навыки механиков были пользуются спросом.

Немногие из дешёвых рабочих мест возможно было взять при официальном устройстве на работу: в стране процветал тёмный рынок. Но жить на что-то было необходимо, и морякам приходилось хвататься за любую работу. К примеру, известному подводному асу Эриху Топпу (Erich Topp), удалось устроиться несложным матросом на маленький рыбацкий траулер, а его сотрудник Эрнст Бауэр (Ernst Bauer) трудился клерком в офисе маленькой компании.

Одни из лучших подводных асов Дёница Генрих Леман-Вилленброк (в середине) и Эрих Топп (слева). По окончании войны Топп стал архитектором, а после этого ушёл проходить службу в Бундесмарине, где вышел в отставку адмиралом. Вилленброк выбрал карьеру торгового моряка и потом стал первым капитаном германского судна-атомохода «Отто Ган».
https://en.wikipedia.org

Но не только отсутствие работы в Германии делало положение бывших подводников тяжёлым. В течение нескольких лет по окончании войны немцы были ограничены во многом, включая право покидать страну, что делало неосуществимым отъезд за предел в отыскивании работы. Исходя из этого Германию довольно часто покидали нелегально.

Кое-какие из офицеров-подводников, к примеру Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Diedrich Freiherr von Tiesenhausen), сумели эмигрировать в Соединенных Штатах, Англию, другие страны и Канаду. Но сделать это получалось лишь в том случае, если за будущего эмигранта имел возможность поручиться какой-нибудь гражданин данной страны, приятель либо родственник. Кое-какие подводники, пребывав в плену, сумели обзавестись привычными из местных обитателей, каковые оформляли им вызов, либо имели родственников, каковые жили в том месте ещё до войны.

Определённое количество подводников решили связать собственную предстоящую судьбу с французским Зарубежным легионом.

Ещё одним мотивом для отъезда из страны было тяжёлое положение с продовольствием. Счастливчиками в Германии считались те, кто приобретал посылки с продуктами от родственников и друзей из других государств.

Как это ни парадоксально, бывшие соперники а также жертвы германских подводников в буквальном смысле подкармливали последних. Так, германский подводный ас Отто фон Бюлов (Otto von Bulow) приобретал посылки с продовольствием от членов экипажа американского судна, которое он потопил. Начальник английского корвета «Крокус» (HMS Crocus) Джон-Фердинанд Бугор (John Ferdinand Holm), чуть не потопивший U 333 Петера-Эриха Кремера (Peter-Erich Cremer) в ожесточённом бою у Фритауна 6 октября 1942 года, отправлял в Германию матери последнего посылки с продуктами.

самые удачливые из офицеров-подводников, каковые нашли работу, старались продолжить собственное образование, дабы повысить собственную востребованность на рынке труда. Так, тот же Эрих Топп изучал архитектуру и трудился по профессии до 1958 года. Эрнст Бауэр и пара вторых начальников подлодок возвратились на флот в 1955 году.

Но свежесозданные ВМС ФРГ были маленькими, и количество офицеров, желающих в них помогать, заведомо превышало потребность в личном составе. Исходя из этого на работу пригласили весьма немногих, а остальные должны были реализовывать себя на гражданке и пришли в бундесмарине значительно позднее.

На фото слева: Отто Итес по окончании войны стал стоматологом, но после этого ушёл проходить службу в созданные ВМС ФРГ.
http://pantorijn.blogspot.ru
На фото в центре: Вернер Хартман, что был одним из самых умелых начальников подлодок кригсмарине, на протяжении войны сделал карьеру, дослужившись до капитана цур должности и зея командующего подводными силами на Средиземном море. По окончании возращения в Германию из плена трудился в сиротском приюте Св. Петра и секретарём в церкви.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века опять связал собственную судьбу с флотом.
https://ru.pinterest.com
на фото справа: аристократ Отто фон Бюлов, что по окончании освобождения из плена занимался сельским хозяйством, но по окончании создания бундесмарине продолжил служить на флоте. Любопытно, что фон Бюлов по окончании войны приобретал посылки с продовольствием от американских торговых моряков, судно которых потопил в первой половине 40-ых годов XX века. Возможно, это было связано с тем, что начальник U 404 вёл себя достаточно гуманно со собственными жертвами, оказывая спасшимся разную помощь, передавая на шлюпки воду, одежду и еду.
https://ru.pinterest.com

Отдельным моментом выживания подводников в послевоенной Германии стала флотская взаимовыручка, сформировавшаяся ещё в годы учёбы будущих офицеров в Военно-морском училище в Мюрвике. Очень чувство товарищества проявлялось среди офицеров-одногодков по призыву. Так именуемые экипажи для работы на флоте формировались ещё в довоенной Германии по годам призыва, и офицеры из одного призыва были самые сплочёнными.

Выжившие однокашники поддерживать друг друга чем имели возможность. В соответствии с флотской традиции, самый старший по званию из собственного призыва был обязан организовывать помощь их жёнам и товарищам, вдовам, детям. Исходя из этого, когда офицеры одного «экипажа» виделись, они пробовали по возможности оказать помощь друг другу: извещали о показавшихся вакансиях, обнаружили жильё, писали советы и прошения и т. п. В случае если кто-то был болен либо выяснялся в плохом положении, целый его «экипаж» торопился ему на помощь и старался оказать помощь.

Кто кем стал

В первом издании книги Харальда Буша «Такова была подводная война» от 1952 года был опубликован перечень бывших подводных асов Германии с перечислением их тогдашних профессий. Он увлекателен тем, что разрешает хотя бы частично ознакомиться с тем, чем были заняты бывшие подводники до 1955 года. На основании современных данных данный перечень был дополнен кроме этого вторыми офицерами-подводниками, что разрешило увеличить его практически до 30 человек:

  • Генрих Бляйхродт (Heinrich Bleichrodt) — собственное дело, предприниматель;
  • Альбрехт Бранди (Albrecht Brandi) — архитектор;
  • Отто фон Бюлов (Otto von Bulow) — фермер, с 1956 года на работе в бундесмарине;
  • Карл Эммерман (Carl Emmermann) — архитектор, автор;
  • Петер-Отмар Грау (Peter-Ottmar Grau) — собственное дело, предприниматель;
  • Фридрих Гуггенбергер (Friedrich Guggenberger) — архитектор, с 1956 года на работе в бундесмарине;
  • Роберт Гизе (Robert Gysae) — служащий в управлении внутренним судоходством, с 1956 года на работе в бундесмарине;
  • Райнхард Хардеген (Reinhard Hardegen) — собственное дело, предприниматель;
  • Вернер Хартман (Werner Hartmann) — церковный служащий, с 1956 на работе в бундесмарине;
  • Гюнтер Хесслер (Gunther Hessler) — фабричный инженер;
  • Отто Кречмер (Otto Kretschmer) — юрист, с 1955 года на работе в бундесмарине;
  • Ганс-Гюнтер Ланге (Hans-Gunther Lange) — торгпред по продаже техники, с 1957 года на работе в бундесмарине;
  • Георг Лассен (Georg Lassen) — собственное дело, предприниматель;
  • Генрих Леман-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) — капитан торгового флота;
  • Карл-Хайнц Марбах (Karl-Heinz Marbach) — журналист;
  • Карл-Фридрих Мертен (Karl-Friedrich Merten) — служащий в пароходной компании;
  • Герман Раш (Hermann Rasch) — журналист;
  • Райнхарт Рехе (Reinhart Reche) — инженер-гидротехник;
  • Райнхард Зурен (Reinhard Suhren) — собственное дело, предприниматель;
  • Адальберт Шнее (Adalbert Schnee) — торгпред по продаже текстиля;
  • Клаус Шольц (Klaus Scholtz) — штабс-капитан в морской пограничной страже, с 1956 года на работе в бундесмарине;
  • Герберт Шульце (Herbert Schultze) — собственное дело, предприниматель, с 1956 года на работе в бундесмарине;
  • Рольф Томсен (Rolf Thomsen) — служащий в департаменте, занимавшемся созданием бундесвера;
  • Ганс-Рутгер Тиллессен (Hans-Rutger Tillessen) — собственное дело, предприниматель, с 1960 года на работе в бундесмарине;
  • Гельмут Витте (Helmut Witte) — собственное дело, предприниматель;
  • Эрих Топп (Erich Topp) — архитектор, с 1955 года на работе в бундесмарине;
  • Ганс-Дидрих фон Тизенгаузен (Hans Diedrich von Tiesenhausen) — столяр, в первой половине 50-ых годов XX века эмигрировал в Канаду;
  • Отто Итес (Otto Ites) — стоматолог, с 1956 года на работе в бундесмарине;
  • Август Маус (August Maus) — собственное дело, предприниматель;
  • Курт Добратц (Kurt Dobratz) — юрист.

Любопытно, что среди этих людей, мастеров разрушения на войне, были популярны такие сферы деятельности, как архитектура и строительство. Но, это не должно приводить к удивлению: в уничтоженной войной Германии строительные профессии были пользуются большим спросом.

Карл Дёниц совместно со своим зятем Гюнтером Хесслером (на заднем сиденье авто, в белой фуражке). Хесслер был задержан британцами в плену и привлечён ими для написания изучения о действиях германских подлодок в Битве за Атлантику. По окончании возвращения в Германию он трудился инженером на фабрике и скоро открыл собственную компанию. http://waralbum.ru

Многие занялись частным предпринимательством, и кое-какие достигли на этом поприще хороших удач. Не следует принимать слово «предприниматель» как обозначение большого воротилы либо промышленника: в послевоенной Германии многие считались предпринимателями, в случае если торговали шнурками от ботинок. Вот как в первой половине 80-ых годов XX века охарактеризовал собственный извилистый путь предпринимателя бывший храбрец «Паукеншлага» Райнхард Хардеген:

«По окончании войны моя семья без средств существования пребывала в уничтоженной бомбёжками Германии. Нам негде было жить. Мы мёрзли. Я был безработным. Я начал с нуля как предприниматель; сперва ездил на велосипеде, после этого на мотоцикле, наконец, в автомобиле.

В первой половине 50-ых годов двадцатого века я открыл мою собственную нефтяную компанию, в которой я всё ещё тружусь сейчас. Эта работа дала мне и моей семье безопасность и прекрасный дом. Я горжусь этим».

Подводный ас из ГДР

Не все узнаваемые подводники остались по окончании капитуляции Германии в западной части страны. Как выяснилось, один из них был на востоке и доживал собственную жизнь гражданином ГДР. Это Генрих Либе (Heinrich Liebe), занимающий четвёртую строке в перечне самые результативных подводных асов нацистской Германии.

Став пленным в мае 1945 года, он был высвобожден союзниками во второй половине 40-ых годов двадцатого века. По одним данным, после этого он был репатриирован союзниками на восток, по вторым — сам возвратился на территорию Восточной Германии, в зону советской оккупации. В том месте он был на собственной отчизне, в городе Гота в Тюрингии, где жили его родители.

По окончании начала холодной войны Либе был в ГДР. Нетрудно высказать предположение, что столь узнаваемая фигура не имела возможности остаться без внимания новых правительства. По непроверенным данным, бывший ас много раз приобретал предложения вступить в вооружённые силы ГДР, но неизменно отвечал отказом.

В наказание за это Либе взяли на карандаш и не давали ему обычной работы в гражданской сфере. Ему разрешили делать только самую низкооплачиваемую работу без возможностей карьерного роста.

На фото слева: подводный ас Генрих Либе — четвёртый в перечне самых результативных германских подводников Второй мировой войны. По окончании войны был в советской оккупационной территории Германии, позднее стал гражданином ГДР. https://ru.pinterest.com
На фото справа: Райнхард Хардеген — единственный и поныне здравствующий германский подводный ас. По окончании освобождения из плена он занимался частным предпринимательством и основал собственную нефтяную компанию. http://www.faz.net

Имеются сведения, что Либе трудился уборщиком, садовником а также пономарём местной церкви. Фактически всю оставшуюся судьбу Либе прожил при социализме, будучи гражданином ГДР, но пережил падение Берлинской стенки и умер в июле 1997 года уже в объединённой Германии.

Любопытно, что его сотрудник, бывший вахтенный офицер лодок U 1206 и U 3514 обер-лейтенант цур зее Фридрих Эльхлепп (Friedrich Elchlepp), сделал карьеру в фольксмарине, став адмиралом и заместителем командующего ВМС ГДР.

В завершение хотелось бы подчернуть, что подводники прошли строгий интеллектуальный, физический и психотерапевтический отбор и умели выстоять в условиях сильнейшего стресса. Те, кто выжил под глубинными бомбами в Атлантике, не спасовали и перед разрухой, безработицей и голодом первого послевоенного десятилетия.

Литература:

  1. Busch H. So War der U-Boot-Krieg – Bielefield: Deutscher Heimat-Verlag, 1952.
  2. Gannon M. Operation Drumbeat – New York: Harper Perennial, 1991.
  3. Kurowski F. Jager der sieben Meere. Verlagshaus Wurzburg – Flechsig, 2006.
  4. Topp E. Fackeln uber dem Atlantik – Verlag E. S. MittlerSohn GmbH, 1990.
  5. Вернер Г. Металлические Гробы – М.: «Центрполиграф», 2001.
  6. Воуз Д. Подводный ас. История Вольфганга Люта – М.: АСТ, 2001.
  7. Робертсон Т. Подводный ас Фашисткой германии – М.: «Центрполиграф», 2009.
  8. Шаффер Х. Последний поход U-977 – СПб.: «Роза Ветров», 2013.
  9. Штайнерт М. Режим гросс-адмирла Деница. Капитуляция Германии 1945 – М.: Центрополиграф, 2011.
  10. http://www.uboat.net.
  11. http://historisches-marinearchiv.de.
  12. http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de.

Серые Волки / Gray Wolves. Фильм. Политический Детектив


Темы которые будут Вам интересны: