«Серый призрак» тихого океана

Не обращая внимания на не сильный бронирование, крейсеры типа Pensacola деятельно принимали участие в военных действиях с самого начала Второй мировой и благополучно дожили до победы, подтвердив правдивость шутки: «Кому написано быть повешенным, тот не утонет»

За тяжёлыми крейсерами, созданными в 1920–30-х годах в соответствии с требованиями Вашингтонского морского соглашения (водоизмещение – не более 10 000 т, калибр орудий – не более 203 мм), прочно закрепилось прозвище «крейсеров вашингтонского типа». Первыми такими судами в военно-морском флоте США стали крейсеры типа Pensacola.

Тактико-технические характеристики

Всего по проекту выстроили два крейсера – Pensacola и Salt Lake City. Первоначально суда классифицировались как лёгкие крейсеры CL-24 и CL-25, а 1 июля 1931 года их переклассифицировали в тяжёлые крейсеры CА-24 и CА-25. При их создании американцы исходили из убеждения, что вражеские суда с 152-мм орудиями они будут уничтожать на громадных расстояниях, а от битв с линейными кораблями крейсер сможет уклоняться за счёт преимущества в скорости.

В следствии появился проект прекрасно вооружённых, скоростных судов с громадной автономностью, но ослабленным бронированием.

При постройке этих крейсеров употреблялось компромиссное конструктивное ответ, характерное для многих проектов 1920–30-х годов: главные конструкции соединялись клёпкой, а сварочные швы использовались только в местах, каковые не имели громадного влияния на неспециализированную прочность корпуса – сваркой крепились настилы первой и второй платформ, надстройки и трубопроводы.

Главные геометрические размеры крейсеров типа Pensacola

Корабль

Pensacola

Salt Lake City

Стандартное водоизмещение, т

Полное водоизмещение, т

Протяженность, м

Ширина, м

Осадка, м

9100

9097

12 050

11 512

178,5

178,5

19,8

19,8

5,9

5,9

«Серый призрак» тихого океана

Довоенная фотография крейсера Pensacola (CА-24)
Источник: navsource.org

По начальному проекту, масса брони составляла около 6% от полного водоизмещения корабля.

Броневая защита крейсера Pensacola, мм

Основной броневой пояс

Траверз носовой

Траверз кормовой

Орудийные башни

Барбеты

Боевая рубка

Палуба*

75–102

63,5

20

19,1–62

19

32

25–45

* – «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР) говорит о основной палубе (толщина – 50 мм) и верхней палубе (толщина – 25 мм)

Броневая защита крейсеров не соответствовала реалиям Второй мировой. Не обращая внимания на её усиление на протяжении строительства (масса брони возросла примерно на 250 т), японские 203-мм боеприпасы пробивали броневой пояс с дистанции 120 кбт, а палубу – с расстояний более 80 кбт.

Основная энергетическая установка на крейсерах типа Pensacola имела обычный для «вашингтонских» крейсеров состав – четыре турбины и восемь котлов. Установка размещалась по классической для американских крейсеров эшелонной схеме – два котельных (под трубами) и два турбинных отделения (каждое турбинное отделение размешалось за котельным отделением).

По расчётам инженеров, такое размещение узлов установки не разрешало лишить корабль хода в следствии попадания одного боеприпаса как в поперечной, так и в продольной плоскости. В каждом котельном отделении было установлено четыре котла типа White Forster производства компании BabcockWilcox, трудившихся на нефти. Крейсеры оснащались четырьмя турбозубчатыми агрегатами с турбинами Parsons суммарной мощностью 107 000 л. с. производства компании Brown-Boveri, расположенными попарно в двух турбинных отделениях.

Энергетическая установка снабжала кораблю большую скорость хода в 32,5 узла и дальность плавания в 10 000 миль при скорости в 15 узлов, не смотря на то, что в ряде источников видятся упоминания о большей дальности плавания.

Довоенная фотография крейсера Pensacola
Источник: navsource.org
Оружие

Оружие крейсеров «вашингтонского» типа складывалось из 203-мм орудий главного калибра, универсальных орудий калибра 127 мм, зенитных автоматов, гидросамолётов и торпедных аппаратов.

Стандартным составом артиллерии главного калибра «вашингтонских» крейсеров можно считать или «европейский вариант» с восемью орудиями в четырёх двухорудийных башнях (по две на корме и носу), или «американский вариант» с девятью орудиями в трёх трёхорудийных башнях (две – на носу, одна – на корме). Крейсера типа Pensacola, по сути, являются единственными американскими крейсерами «вашингтонского типа», на которых не был использован «американский вариант» размещения противокорабельной артиллерии среднего калибра. Суда вооружили десятью 203-мм орудиями Mark 9 Mod 2, каковые размещались в двух двухорудийных и двух трёхорудийных башенных установках.

Крейсер Pensacola. Остров Маре, май 1944 года. Прекрасно видны башни 203-мм орудий и счетверённая 40-мм зенитная установка
Источник: navsource.org

Теоретически дальность стрельбы артиллерии главного калибра при угле наводки в +41 градус составляла 159 кбт, но очень вызывающе большие сомнения, что крейсеры на практике имели возможность вести пламя на столь громадные расстояния (из-за безопасности угол наводки ограничивали +16 градусами).

В качестве зенитной артиллерии любой крейсер вооружался восемью 127-мм орудиями Mark 10 Mod 2, установленными в одноорудийных установках по четыре с каждого борта. Большая дальность стрельбы орудия составляла 25 км, скорострельность – 15 выстрелов в 60 секунд.

Лёгкое зенитное оружие крейсеров типа Pensacola, первоначально складывавшееся из двух счетверённых 28-мм установок с низкой скорострельностью, являлось очевидно недостаточным и не соответствовало задачам, поставленным перед этими судами.

Торпедное оружие каждого крейсера складывалось из двух строенных 533-мм торпедных аппаратов, размешавшихся в корпуса по одному с каждого борта. Из-за размещения торпедных аппаратов в корпуса, а не на палубе, они имели ограниченный сектор пуска торпед – по 60 градусов в сторону кормы и в сторону носа корабля.

Потому, что крейсеры типа Pensacola рассматривались как универсальные суда, то любой из них оборудовали шестью рельсовыми дорожками для установки мин (по три с каждого борта), вычисленными на 178 мин. Наряду с этим две внешние дорожки употреблялись лишь для хранения мин, а четыре внутренние – как для хранения, так и для установки. Применение крейсеров для минных постановок было уникальностью, исходя из этого минные рельсы хранились на портовом складе и устанавливались на крепления только по мере необходимости.

Авиационная несколько крейсера Pensacola складывалась из четырёх гидросамолётов O3U (позднее были заменены на OS2U Kingfisher), два из которых пребывали на катапультах, а ещё два – на палубе надстройки. Довольно тихоходный самолёт (большая скорость составляла 264 км/ч) владел приличной дальностью полёта – до 1296 км. Оружие OS2U Kingfisher складывалось из двух пулемётов калибра 7,62 мм и 295 кг бомб.

Запуск самолётов производился при помощи пороховых зарядов с бортовых катапульт, расположенных между дымовыми трубами. По большей части, самолёты употреблялись в качестве корректировщиков и для противолодочной обороны, но официальная история крейсера Pensacola, размещённая на сайте navsource.org, приписывает его пилотам как минимум один сбитый японский истребитель.

Крейсер Pensacola, 1933 год. Прекрасно видны гидросамолёты на бортовых катапультах
Источник: navsource.org

Трансформации в оружии

Усиление зенитного оружия крейсеров типа Pensacola производилось в пара этапов. В первой половине 40-ых годов XX века суда взяли по две дополнительные счетверённые 28-мм установки и по восемь одноствольных 20-мм зенитных автоматов. В том же году 28-мм установки заменили на счетверённые 40-мм зенитные установки компании Bofors, а количество 20-мм автоматов увеличили до двенадцати.

К 1944 году число счетверённых 40-мм установок на каждом крейсере возросло до шести, а 20-мм автоматов – до 20–21. По окончании модернизации летом 1945 года зенитное оружие крейсера Pensacola складывалось из семи счетверённых 40-мм и девяти спаренных 20-мм установок.

В первой половине 40-ых годов XX века с судов демонтировали катапульты правого борта и сократили авиагруппу каждого из них до двух гидросамолётов. По другой информации, катапульты с крейсера Pensacola демонтировали уже в конце 1945 года.

По окончании окончания войны крейсер Pensacola принимал участие в возвращении американских солдатах на родину. Для этого с него сняли четыре 127-мм орудия, две 40-мм счетверённые и четыре 20-мм спаренные зенитные установки.

Уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века на Pensacola установили экспериментальную радиолокационную станцию СХАМ (позднее корабль взял РЛС управления артиллерийской стрельбой FC, радиолокатор SK и два радиолокатора SG).

обитаемость и Экипаж

Численность экипажа крейсера Pensacola по штату мирного времени составляла 653 человека (а также, 41 офицер), по штату армейского времени – 1193 человека. При оборудовании помещений для команды инженеры применили последовательность новаторских ответов. В частности, на корабле отсутствовали железные подвесные подволоки – решили обойтись без них, потому, что в пространстве между палубой и подволоками заводились насекомые и грызуны.

Помимо этого, внутренний борт корабля обшили страницами прессованной пробковой крошки, что, по отзывам моряков, благотворно сказалось на температурном режиме и шумоизоляции. Интересен и тот факт, что крейсеры типа Pensacola стали последними американскими судами с подвесными койками – на судах, проектировавшихся позднее, ставились стационарные койки.

Боевая работа

Крейсер Pensacola заложили на Нью-Йоркской военно-морской верфи 27 октября 1926 года и спустили на воду 25 апреля 1929 года. Первым капитаном корабля, вступившего в строй 6 февраля 1930 года, стал капитан Альфред Г. Хоу. По окончании ввода в строй Pensacola был включён в состав 4-й дивизии, базировавшейся у восточной части прибрежной полосы США.

Учебно-боевой корабль

Крейсеры типа Pensacola, возможно, рассматривались руководством ВМФ США как собственного рода учебно-боевые суда, призванные обеспечить практическую подготовку офицеров для более современных тяжёлых крейсеров. Этим возможно растолковать бессчётные дальние переходы судов. Первый трансокеанский переход Pensacola совершил во время с 24 марта по 5 июня 1930 года по маршруту Нью-Йорк–Панамский канал–Кальяо (Перу)–Вальпараисо (Чили)–Нью-Йорк.

В течение следующих четырёх лет Pensacola был у восточной части прибрежной полосы США и в Карибском море, и совершил пара учебных переходов через Панамский канал к побережью Калифорнии и Гавайским островам.

В связи с переводом 4-й дивизии в состав Тихоокеанского флота 15–30 января 1935 года Pensacola совершил переход из Норфолка в Сан-Диего – собственный новый пункт постоянного базирования. На протяжении предвоенной подготовки крейсер, в большинстве случаев, совершал учебные переходы на Гавайи, за что взял неофициальное прозвище «Гавайский экспресс». Исключениями из правила стали поход на трансокеанский переход и Аляску в Карибское море на протяжении совместных учений Атлантического и Тихоокеанского флотов.

По окончании начала Второй мировой (5–12 октября 1939 года) Pensacola был переведён в Пёрл-Харбор, откуда совершал учебные походы в район атолла Мидуэй и острова Гуам.

Крейсер Pensacola, сентябрь 1935 года
Источник: navsource.org

Фактически боевым кораблём крейсер стал в январе 1941 года. С этого момента Pensacola фигурирует в русскоязычных источниках как «флагманский корабль 5-й дивизии».

Начальный период войны

Pensacola благополучно избежал Пёрл-харборской трагедии 6 декабря 1941 года, потому, что ещё 29 ноября покинул Пёрл-Харбор и забрал курс на Манилу. Катастрофическое начало войны вынудило американское руководство пересмотреть собственные замыслы – сперва крейсер послали к берегам Австралии, а после этого вернули в Пёрл-Харбор (прибыл 19 января 1942 года).

В последних числах Января Pensacola в составе «Своевременного соединения 11» принимал участие в неудачном походе к острову Уэйк – операция была спешно прекращена по окончании уничтожения японцами танкера сопровождения. Затем крейсер сопровождал конвои из Панамы на острова юго-западной части Тихого океана.

5 февраля 1942 года Pensacola выходит на патрулирование акватории Самоа, а с 17 февраля действует в составе соединения TF-17 и осуществляет эскортирование авианосца Lexington. К этому периоду относится и его первый огневой контакт с японскими ВМС – 20 февраля недалеко от острова Бугенвиль артиллеристы крейсера «помогли отразить налёт двух волн японских бомбардировщиков» (по американским данным, общими усилиями корабельных пилотов и зенитчиков с борта Lexington стёрты с лица земли 17 из 18 нападавших самолётов).

В будущем Pensacola эскортировал Lexington на протяжении патрулирования в Коралловом море. 6 марта к группе присоединился отремонтированный авианосец Yorktown. Усиленная несколько, прибыв 10 марта в залив Папуа, осуществила авианалёт на инфраструктуру японских баз Саламайа и Лаэ – по американским данным, налёт «благодаря эффекту внезапности прошёл без утрат и причинил сопернику важный урон».

Японцы не были столь категоричны в оценке результатов данной акции, но признали, что не сумели нанести ответный удар по американским судам.

По окончании пополнения запасов на острове Новая Каледония крейсер Pensacola с 8 апреля сопровождал авианосец Yorktown, охранявший воды Самоа, а после этого перевозивший самолёты 212-й морской истребительной эскадрильи (VMF-212) на Новогебридские острова. В целом, в феврале-мае 1942 года Pensacola удачно справлялся с несвойственной ему ролью корабля эскорта, не смотря на то, что и в условиях довольно не сильный противодействия соперника.

Ограниченный корабельный состав вынудил американское руководство интенсивно применять имевшиеся боевые единицы. Крейсер Pensacola и авианосец Enterprise, прибывшие в Пёрл-Харбор 26 мая 1942 года, через два дня покинули базу, а 2 июня примкнули к соединению TF-17 северо-восточнее атолла Мидуэй.

На протяжении сражения за Мидуэй, начавшегося два дня спустя, крейсер закрывал авианосец Enterprise, а позднее бесполезно пробовал оказать помощь повреждённому авианосцу Yorktown. К моменту прибытия Pensacola авианосец уже тонул и был объят пламенем. Однако, по американским данным, зенитчикам крейсера удалось сбить четыре японских бомбардировщика на протяжении их повторного налёта на Yorktown.

Оценив состояние авианосца как неисправимое, американское руководство дало крейсеру Pensacola приказ покинуть его и приступить к эскортированию авианосца Enterprise, преследовавшего отходивших японцев.

Возвратившись в Пёрл-Харбор 13 июня, крейсер уже 22 июня участвует вместе с Enterprise в переброске морских пехотинцев на Мидуэй, по окончании чего, наконец, выводится на отдых, продлившийся до 7 августа.

Применение крейсера Pensacola в качестве эскортного корабля было вынужденным и малоэффективным ответом. Так, на протяжении похода к Соломоновым островам крейсер физически не имел возможности помешать японским подводникам повредить авианосец Saratoga (31 августа) и потопить авианосец направляться (15 сентября) из-за отсутствия средств противолодочной обороны. Кроме этого, ПВО крейсера, сопоставимая по эффективности с ПВО эсминца, не смогла значительно повлиять на ход боя у островов Санта-Крус (26 октября), в то время, когда авианосцы Hornet и Enterprise были повреждены японской авиацией.

В будущем руководство применяло крейсер с неослабевающей интенсивностью. Доставив в Нумеа спасённых членов экипажа авианосца Hornet (30 октября), Pensacola уже 2 ноября эскортирует конвой к острову Гуадалканал. На протяжении морского сражения за Гуадалканал 12–13 ноября крейсер выступал в уже привычной для себя роли, эскортируя авианосец Enterprise.

Бой у Тассафаронга

Действуя в составе соединения TF-67 (пять крейсеров и семь эсминцев), 29 ноября Pensacola вышел из Эспириту-Санто для перехвата японского конвоя, что должен был подойти к Гудалканалу следующей ночью. 30 ноября, незадолго до полуночи, американские суда столкнулись недалеко от острова Саво с японским соединением в составе восьми эсминцев под руководством адмирала Райдзо Танака. Американская версия предстоящих событий выглядит следующим образом.

Предупреждённые радаром о приближении японцев, американцы первыми открыли огонь и потопили один из эсминцев соперника, «но адмирал Танака скоро и умело развернул собственное соединение в сторону американцев, и любой из его судов выпустил пара торпед». Эпитеты «скоро и умело» от авторов «Глобальной истории войн» Р. Эрнеста Дюпуи и Тревора Н. Дюпуи – высшее признание мастерства японцев.

Судам адмирала Танаки удалось «…продолжить путь на север», потопив один и серьёзно повредив три американских крейсера. Наряду с этим на четырёх американских судах погибло не меньше 400 человек, а одним из повреждённых крейсеров стал Pensacola.

Крейсер Pensacola, 30 ноября 1942 года
Источник: navsource.org

На протяжении боя в левый борт крейсера Pensacola, пробовавшего уклониться от столкновения с двумя повреждёнными американским крейсерами, попала одна из восемнадцати торпед, выпущенных японскими эсминцами. Попадание торпеды рядом от грот-мачты стало причиной затоплению кормового машинного отделения, утечке нефти из цистерн, сильному пожару, а позднее – взрыву части боезапаса в башне главного калибра №3.

Крейсер Pensacola по окончании попадания торпеды 30 ноября 1942 года. На фото видно пробоину и повреждённую башню №3
Источник: navsource.org

Благодаря слаженным действиям команды корабль, объятый пламенем, своим ходом прибыл в Тулаги. В следствии попадания торпеды и направляться пожара погибли 125 (а также, 7 офицеров) и были ранены 68 (а также, 1 офицер) членов экипажа.

По окончании временного ремонта в Тулаги крейсер Pensacola ушёл в Эспириту-Санто (прибыл в том направлении 6 декабря), а оттуда в сопровождении плавучей мастерской Vestal 7 января 1943 года начал переход в Пёрл-Харбор (прибыл 27 января), где находится в ремонте до ноября. На протяжении ремонта на крейсере, например, произвели замену башни главного калибра №3.

Крейсер Pensacola совершает испытательный выход в сопровождении буксира. Пёрл-Харбор, 14 октября 1943 года
Источник: navsource.org

От Маршалловых островов до Иводзимы

С ноября 1943 года крейсер всё чаще применяли для помощи сухопутных армий. В первый раз Pensacola принимал участие в обстреле береговых объектов 19 ноября на протяжении операции у Восточных Маршалловых островов, выпустив около 600 снарядов по японским позициям на островах Бетио и Тарава. 20 ноября на протяжении высадки десанта крейсер эскортировал авианосцы, осуществлявшие авиационную помощь, а ночью сопровождал повреждённый авианосец Independence к островам Эллис.

Разбирая итоги операции, американцы высоко оценили ущерб, нанесённый сопернику артобстрелами, и пересмотрели роль Pensacola в предстоящих битвах. Ночью 29 января 1944 года крейсер обстрелял японские взлётно-посадочные полосы, аэропорты гидроавиации, другие объекты и склады боеприпасов на атолле Вотье, 18 января – береговую оборону японцев на атолле Малоэлап, после этого поддерживал высадку американских десантов 31 января на атоллах Кваджалейн и Маджуро и 1 февраля – на атолле Рой-Намур. По окончании захвата Маршалловых островов Pensacola с 30 марта по 1 апреля эскортировал авианосцы, наносившие удары по японским позициям на островах Палау, Яп, Улити и Улеай, а после этого стал на кратковременный ремонт на верфи Mare Island Naval Shipyard в Калифорнии, что проводился с 6 по 20 мая.

По окончании ремонта крейсер перебросили в северную часть Тихого океана и применяли для обстрелов японских позиций на Курильских островах. 13 июня он обстрелял аэропорт на острове Мацува, а в начале утра 26 июня – аэропорт на острове Парамушир (израсходовано около трёхсот 203-мм снарядов). Возвратившись 13 августа в Пёрл-Харбор, крейсер 3 сентября участвует в комбинированном авиационно-артиллерийском ударе по острову Уэйк, а 9 октября обстреливает японскую радиостанцию на острове Маркус.

Крейсер Pensacola в бухте Массакр-бэй, остров Атту (Аляска). 9 июня 1944 года
Источник: navsource.org

О действиях корабля с 9 по 25 октября 1944 года известно мало, что приводит к массе разночтений. Наряду с этим совершенно верно как мы знаем, что Pensacola вместе с лёгким крейсером Houston сопровождал тяжёлый крейсер Canberra на остров Улити, 20 октября – закрывал авианосцы на протяжении высадки десанта на остров Лейте, а 25 октября – принимал участие в сражении у мыса Энгано. Подробности участия крейсера в этих событиях в общедоступных источниках отсутствуют.

В ночь с 11 на 12 ноября Pensacola в первый раз принимал участие в обстрелах острова Иводзима. На протяжении перехода крейсера на остров Сайпан 20 ноября наблюдатель нашёл перископ на дистанции 1200 ярдов по правому борту. К счастью для Pensacola, жертвой атаки японской «кайтэн» (торпеды, управляемой смертником) стал не крейсер, а танкер Mississinewa.

По легенде, капитан крейсера Pensacola на вопрос руководства о методах борьбы с «кайтэн» внес предложение «выстроить команду на протяжении борта и дуть навстречу торпеде», доказывав это отсутствием на борту корабля каких-либо средств борьбы с торпедами.

Последний период войны

С 22 ноября по 6 декабря 1944 года крейсер был у острова Сайпан, где принимал участие в отражении нескольких авианалётов (информацию о сбитых самолётах отсутствуют), а после этого продолжил обстрелы Иводзимы. 8 декабря Pensacola выпустил по береговым целям около пятисот 203-мм снарядов, 24 и 27 декабря обстреливал японские огневые позиции к северу от горы Сурибачи, 5 и 24 января 1945 года – обстреливал острова Чичидзима, Хахадзима и Иводзима, 16 февраля – вёл артогонь по северо-западному сектору Иводзимы.

Считается, что 16 февраля 1945 года лейтенанту Дугласу У. Ганди, пилотировавшему OS2U Kingfisher, взлетевший с борта крейсера, удалось сбить японский истребитель. На протяжении обстрела Иводзимы 17 февраля в крейсер попали шесть снарядов с японских батарей береговой обороны, что стало причиной смерти 17 (а также, 3 офицеров) и ранению 119 (а также, 5 офицеров) членов экипажа.

Крейсер Pensacola, 7 мая 1945 года. Фотография для служебного пользования. Белыми кружками обведены места попадания японских снарядов 17 февраля 1945 года
Источник: navsource.org

По окончании краткосрочного ремонта корабль 19 февраля возобновил обстрелы береговой обороны соперника на Иводзиме, длившиеся впредь до 3 марта. В частности, 1 марта его артиллерии удалось подавить батарею береговой обороны соперника, ранее повредившую эсминец Terry.

С 20 марта Pensacola принимал участие в операции по захвату острова Окинава – 25 марта он обстреливал береговые упрочнения, закрывая траление акватории в зоне предполагаемой высадки десанта, а 27 марта подвергся торпедной атаке. Благодаря вовремя предпринятому крутому повороту влево крейсеру удалось уклониться от японских торпед. Одна торпеда прошла в 18 метрах, а вторая – в 6,1 метра от него.

Артиллеристы Pensacola обстреляли перископ вражеской подлодки из автоматов, но, по всей видимости, напрасно. Крейсер продолжал обстрелы Окинавы впредь до 15 апреля, по окончании чего ушёл на ремонт в Калифорнию.

Битва за Окинаву стала последним сражением в карьере крейсера. По окончании ремонта Pensacola базируется на острове Адак (штат Аляска), а 31 августа в составе 5-й дивизии крейсеров начинает переход в Омихато (остров Хонсю), куда прибывает 8 сентября. За войну крейсер заслужил тринадцать боевых звёзд от американского руководства и прозвище «Серый призрак» – от японской пропаганды.

По окончании войны

По окончании окончания Второй мировой крейсер Pensacola учавствовал в возвращении американских солдатах на родину. Во время с 14 ноября по 3 декабря 1945 года он перевёз 200 человек с Иводзимы в Сан-Франциско, а с 8 декабря 1945 года по 9 января 1946 года – 700 человек с острова Гуам в Сан-Диего.

29 апреля 1946 года крейсер отправился в Пёрл-Харбор для участия в качестве цели в опробованиях ядерной бомбы на атолле Бикини. По окончании участия в опробованиях с 1 по 25 июня крейсер был отбуксирован к атоллу Кваджалейн. Pensacola, официально выведенный из состава флота 26 августа 1946 года, подвергся радиологическим и структурным изучениям, по окончании которых был затоплен у побережья штата Вашингтон 10 ноября 1948 года.

Крейсер Pensacola по окончании проведения ядерных опробований, июль 1946 года
Источник: navsource.org

Официальная история крейсера предпочитает умалчивать о методе его затопления – корабль употреблялся в качестве мишени при проведении артиллерийских учений ВМФ.

За день до смерти. Корабль-мишень (бывший крейсер Pensacola) в Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон), 9 ноября 1948 года
Источник: navsource.org

В смерти крейсера Pensacola при жажде возможно заметить определённую символичность, поскольку боевой корабль погиб «почётной солдатской смертью» от снарядов «расстрельной эскадры», а не под резаком заготовителей металлолома.

Перечень источников:

  1. Издание «Морская коллекция» №4 за 2013 год. Статья «Тяжёлые крейсера типа «Пенсакола».
  2. Иванов С. В. «Тяжёлые крейсера США». Война на море» № 17, 2005 год. Периодическое научно-популярное издание для участников военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС»
  3. Больных А. Г. «Крейсера», Москва, Эксмо, 2013
  4. navsource.org

Белый шум для малышей.ЗВУКИ ТИХОГО ОКЕАНА.


Темы которые будут Вам интересны: